Original size 724x960

Цветовая гамма и символика в натюрмортах Ян Давидса де Хема

6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 800x538

Ванитас, натюрморт с черепом, книгой и розами (около 1630 года)

Введение

Натюрморт XVII века — один из ключевых жанров голландской живописи, отражающий не только мастерство художника, но и глубокую символику. Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem) — один из крупнейших мастеров жанра, чьи работы отличаются сложной композицией, изысканной цветовой гаммой и богатой символикой. Исследование посвящено анализу цветовых решений и символических значений в его натюрмортах.

Исторический контекст

Голландский золотой век (середина XVII века) стал временем расцвета натюрморта, который отражал процветание торговой республики, интерес к природе и научному знанию. Натюрморты часто использовались для передачи моральных и философских идей, а также для демонстрации богатства и вкуса владельца.

Визуальный анализ

I. Символика

В натюрмортах Ян Давидса де Хема символика играет ключевую роль: каждый предмет — будь то фрукт, цветок или предмет быта — несёт глубокий смысл. Художник часто использует мотивы vanitas, напоминая о быстротечности жизни и тщетности мирских наслаждений: гниющие фрукты, увядшие цветы, черепа, часы и очищенные лимоны подчёркивают хрупкость и бренность бытия. В то же время, изображения раковин, экзотических плодов и роскошной посуды символизируют богатство, торговлю и изобилие. Через тонко подобранные детали и композицию де Хем передаёт не только красоту и изысканность, но и философские размышления о жизни, смерти и вечности.​

Ванитас (лат. vanitas — «суета, тщета, бренность») — философский и художественный термин, обозначающий жанр живописи эпохи барокко, в котором через аллегорические образы (череп, песочные часы, гниющие фрукты, увядающие цветы, погасшие свечи и др.) подчёркивается быстротечность жизни, тщетность земных наслаждений и неизбежность смерти.​

I. I. Цветы

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.

0

Цветочный букет в стеклянной вазе, распятие и мёртвая голова (период с 1625 по 1650 год)

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Зрителям мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем темные семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

0

Букет цветов в стеклянной вазе (около 1670–1680 годах)

I. II. Фрукты

Фрукты в натюрмортах голландского золотого века — не просто элементы декора, а мощные символы, несущие глубокий смысл. В работах де Хема они используются для передачи идей изобилия, бренности, красоты и моральных напоминаний. Например, виноград предстает как символ изобилия, плодородия и радости. Также ассоциируется с христианской символикой: вино как символ крови Христовой. В натюрмортах де Хема виноград часто изображается в изобилии, подчёркивая богатство и роскошь.

0

[1] Натюрморт с фруктами и омаром (около 1648–1649 годах) [2] Большой натюрморт с птичьим гнездом (1675 год) [3] Фрукты и дары моря (1659 год)

Лимон в натюрмортах Ян Давида де Хема — это символ экзотики, роскоши и дороговизны, отражающий связь с международной торговлей и богатством голландского общества XVII века, когда этот фрукт считался редким и ценным. Его часто изображают с очищенной кожурой, подчёркивая не только красоту и привлекательность лимона, но и его ценность, а также напоминая о хрупкости и быстротечности наслаждения, что соответствует общей философии жанра vanitas.​

[1]Натюрморт с фруктами (1652 год) [2] Натюрморт с вином, фруктами и устрицами (неизвестно)

0

[1] Натюрморт [2]Натюрморт с фруктами, цветами, бокалами и омаром [3] Натюрморт

Гранат в натюрмортах Ян Давидса де Хема — это многозначный символ, несущий идеи плодородия, бессмертия и воскресения. В христианской традиции гранат ассоциируется с воскресением Христа и верой в жизнь вечную: его многочисленные семена, заключённые в единую оболочку, символизируют единство Церкви и верующих, а раскрытая корка с кроваво-красным соком напоминает о жертве и триумфе Христа над смертью. В работах де Хема гранат часто изображается с раскрытыми зёрнами, что подчёркивает тему плодородия, жизни и духовной плодовитости, а также служит визуальным акцентом на бренности и надежде на воскресение

0

[1]Гирлянда [2] Натюрморт с виноградом, гранатом и лимоном

II. Цветовая гамма

Цветовая гамма

Яркие, насыщенные цвета:

Красный — символ страсти, жизни, крови, а также роскоши.

Золотой — символ богатства, солнца, божественного света.

Зелёный — символ природы, роста, надежды.

Синий — символ небес, духовности, спокойствия.

Использование тёплых и холодных тонов помогает выделить отдельные элементы композиции и создать ощущение глубины.

Цветовая гамма и символика в натюрмортах Ян Давидса де Хема
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more