Original size 1140x1601

Cuphead и джаз 1930-х: визуальное и звуковое переосмысление эпохи

PROTECT STATUS: not protected
10

Рубрикатор

• Введение • Обоснование выбора и актуальность • Цель исследования • Исторический контекст джаза 1930-х годов • Музыкальный стиль Cuphead • Визуальный язык: анимация 1930-х и Cuphead • Анализ кейсов • Общее сравнение музыкальных элементов • Заключение и выводы • Библиография и источники изображений

Введение

big
Original size 616x353

Игра Cuphead (2017), разработанная студией MDHR, стала культовой не только из-за своей графики в стиле анимации 1930-х годов, но и благодаря уникальному музыкальному сопровождению. Саундтрек игры опирается на стили свинга, биг-бэнда, рэгтайма и раннего джаза, точно передавая дух эпохи.

Обоснование выбора и актуальность

Несмотря на то, что я не являюсь большим любителем компьютерных игр, об этой игре я узнала именно благодаря музыкальной составляющей, которая содержит прямые отсылки к регтайму, свингу и биг-бэндам 30-х годов. Тема исследования выбрана исходя из уникальной связи между джазом 1930-х годов и современным игровым саундтреком.

Цель исследования

Цель исследования — сравнить музыкальные приёмы и визуальные контексты саундтреков Cuphead с джазовой культурой 1930-х годов, выявить, как современные медиапродукты цитируют и переосмысляют культурные коды прошлого.

Исторический контекст джаза 1930-х

В 1930-е годы джаз прошёл этап институционализации: появились крупные оркестры — биг-бенды, радиовещание превратило музыку в массовый медиаформат, а звукозапись позволила известности музыкантов распространяться по всей стране. Именно в этот период формируется стиль свинг, основанный на ритмической гибкости, синкопированности, живом импровизационном движении и особой пластике звука.

1930-е годы характеризуются расцветом биг-бэндов, активным использованием духовых инструментов, танцевальностью, четким ритмом, свинговым «качанием», структурированной импровизацией, регтаймовыми и блюзовыми звучаниями.

Музыкальный стиль Cuphead

Original size 2560x1746

Кристофер Мэдиган-композитор, участник оркестра Национального Балета Канады

Саундтреки Cuphead были написаны композитором Кристофером Мэддиганом (Kristofer Maddigan), написашим более 5 часов музыки, но только половина из этого материала вошла в игру.

Музыка в Cuphead — не иллюстративное сопровождение и не подражание джазу. Она действует как самостоятельный драматургический механизм, определяя динамику игрового процесса и эмоциональную логику каждого боя. Саундтрек Кристофера Мэддигана стал уникальным примером того, как в XXI веке можно использовать исторический музыкальный язык, не превращая его в ретро-клише. Композитор не просто имитирует звучание 1930-х, но осваивает музыкальное мышление той эпохи, грамматику биг-бендов, артикуляцию свинга, структурные принципы оркестровки, а также импровизационную природу джаза.

Саундтрек был записан живым оркестром, что уже само по себе является редкостью для игровой индустрии. Этот шаг был не стилистическим жестом, а принципиальной художественной позицией: живое исполнение позволяет передать дыхание музыки — микросмещённые атаки, динамическую пластику фразировки, swing feel. Мэддиган выстраивает ткань оркестрации по биг-бендовому принципу: разделение на секции, попеременная работа с плотной и прозрачной фактурой, характерные унисоны у саксофонов и брассовые акценты с сурдинами, которые создают то напряжённый, то комически экспрессивный саунд.

В начале работы над саундтреком, Мэддиган пригласил 13 музыкантов, среди которых были саксофонисты, трубачи, барабанщик и контрабасист. По мере работы коллектив обрастал новыми участниками и инструментами: электрогитара, фортепиано, ксилофон, вибрафон, кларнет и другие. К моменту, когда саундтрек был готов к записи, состав биг-бэнда вырос до 42 человек.

Ключевыми чертами являются живое исполнение оркестра, а не цифровая имитация, стиль свинга, рэгтайма и раннего джаза, очень быстрая темповка, усиливающая динамику геймплея, частая смена ритмических рисунков и импровизационных вставок, использование духовых, ударных, фортепиано, контрабаса, цитаты из классических джазовых приёмов 1930-х (ритмические сбивки, walking bass, call & response).

По словам автора музыки, самой сложной задачей было сохранение ее живого звучания и атмосферности. Мэддиган не настаивал на исполнении партий строго по нотам, позволив музыкантам отходить от партитуры, добавлять импровизационные моменты.

Loading...

Cuphead: Don’t Deal With The Devil (2LP) Издание саундтреков к основной игре в упаковке, стилизованной под граммофонные записи

Визуальный язык: анимация 1930-х и Cuphead

Стиль игры напрямую вдохновлён анимацией студий Fleischer и ранних мультфильмов Disney, в музыкальном сопровождении которых также присутствовала джазовая музыка, в такт которой создавалась мультипликация.

Визуальными особенностями мультипликации 1930-х годов являлась «резиновая» анимация (rubber hose), подразумевающая гибкие конечности без суставов, высокий контраст, ч/б или приглушённые цвета, сюрреализм и гротеск.

Original size 1500x888

Изображение относится к игре Cuphead: The Delicios Last Course

В Cuphead эти приёмы воспроизводятся с высокой точностью: каждый уровень синхронизирован с ритмом музыки, персонажи и враги «танцуют» в такт, а музыка усиливает визуальную экспрессию и наоборот.

Loading...

Анализ музыкального сопровождения

Анализ музыкального сопровождения игры будет поделен на несколько категорий, которые позволят наиболее подробно осветить роль отдельных инструментов и стилей, а также их переосмысление Кристофером Мэддиганом для создания живой и динамичной музыки Cuphead.

Биг-бэнды и свинг

1. Cuphead | Ellington

Original size 902x900

Дюк Эллингтон-американский джазовый композитор, аранжировщик и пианист, руководитель джаз-оркестра (Duke Ellington Orchestra)

Дюк Эллингтон — одна из ключевых фигур в развитии джаза XX века. В 1930-е годы он возглавлял один из самых известных биг-бэндов в Нью-Йорке — Duke Ellington Orchestra, регулярно выступавший в клубе Cotton Club, где его музыка сопровождала роскошные шоу и танцевальные номера.

Дюк Эллингтон считается создателем нового оркестрового звучания, которое вошло в историю джаза как неповторимый «Дюк Эллингтон-саунд». Он стал первым джазовым композитором, который воспринимал джаз не просто как развлечение, а как высокое искусство, сравнимое с классической музыкой. Его композиции отличались сложной гармонией, богатой оркестровкой и вниманием к индивидуальности каждого музыканта.

«Caravan» Дюка Эллингтона- джазовый стандарт 30-х годов. С ним можно сравнить практический каждый саундтрек игры.

Loading...

Эллингтон изобрёл уникальный «оркестровый джаз»: он писал музыку так, чтобы каждый инструмент звучал как отдельный персонаж. Вместо того чтобы все играли унисонно, как было принято в раннем свинге, он создавал диалог инструментов — саксофон спорит с трубой, тромбон отвечает фортепиано и так далее

Loading...

Обе композиции обращаются к экзотическим ритмам, необычным гармониям и создают особое ощущение движения, тревоги и приключения.

Обе композиции — примеры того, как джазовая оркестровка и ритмическая пластика 1930-х годов переосмысляются в разных контекстах: у Эллингтона — это концертная сцена и клуб Cotton Club, у Мэддигана — игра, где музыка становится местом действия.

Главная особенность Caravan — «восточный», загадочный колорит, созданный за счёт необычных ладов, густой оркестровки и медленного, гипнотического ритма. Музыка создаёт ощущение пустыни, каравана, движения по раскалённым пескам — отсюда и название.

«Honeycomb Herald» (2017) — тема боя с пчелиным боссом (Queen Bee) в Cuphead. Это музыкальный эквивалент головокружительного полёта: быстрый темп, неустойчивый размер, постоянные акценты и смещения. Как и Caravan, она погружает слушателя в пространство движения, но делает это через ускорение мелодии, свинг, хаос и визуальный экстрим.

Музыкальный язык Кристофера Мэддигана в Cuphead напрямую наследует традиции Эллингтона. Это заметно в оркестровом мышлении, контрапункте между инструментами и в особом «пластичном» свинговом ритме, создающем ощущение живого ансамбля.

Как и Эллингтон, Мэддиган пишет музыку для оркестра как целого организма: каждая партия имеет собственный характер, тембр и динамику.

В Cuphead встречаются фразы и мелодические обороты, типичные для 30-х годов: «плавающие» гармонии, хроматические линии саксофонов, перекрёстные диалоги духовых.

2. Cuphead | Cab Calloway

Музыка Кэба Кэллоуэя относится к таким жанрам, как джаз и блюз. В творчестве исполнителя сочетались стили биг-бэнд, свинг и вокальный джаз.

Кинг Дайс в Cuphead — прямая аллюзия на сценический образ Кэба Кэллоуэя: элегантный фрак, широкая улыбка, уверенная пластика, «дирижёрская» роль над оркестром.

Кэллоуэй стал одним из первых афроамериканских артистов, добившихся успеха у широкой белой аудитории.Его оркестр дал старт многим известным музыкантам. Музыкант повлиял на развитие джазового вокала, свинга и сценической культуры.

Он был не просто певцом, а джазовым шоуменом, артистом с безумной энергией. Его движения, мимика и подача были настолько экспрессивны, что его нередко сравнивали с мультяшными персонажами.

В мультфильмах студии Fleischer (где Кэллоуэй участвовал как музыкальный актёр и «прототип» персонажей, например в Betty Boop’s Snow White, 1933) его движения были ротоскопированы — с той же плавностью и театральностью, что позже воспроизведена в анимации Cuphead.

Loading...

Стал известен как человек джаза «Хай-де-хо» благодаря своей самой известной песне «Minnie the Moocher», первоначально записанной в 1931 году.

Cab Calloway — Minnie the Moocher

Loading...

Die House

Loading...

The King’s Court

Loading...

Данные композиции используют одинаковую гармоническую структуру, но саундтреки Cuphead отличаются более манерным вокалом и театральным, свинговым тембром. Для Кэба Кэллоуэя характерна более харизматичная и бархатная, живая манера исполнения.

Таким образом, King Dice — визуальное и музыкальное воплощение Кэллоуэя в игровом мире, а King’s Court и Die House — музыкальное «зеркало» Minnie the Moocher.

3. Cuphead | Benny Goodman

Original size 736x922

Бенни Гудмэн получил прозвище «Король свинга», так как его оркестр сделал данный жанр популярным у широкой аудитории США в конце 1930-х.

Он один из первых джазовых исполнителей, который достиг огромной популярности у белой аудитории, не теряя при этом связь с афроамериканским джазом.

Гудмэн прославился виртуозным кларнетом и точной, чёткой ритмикой оркестра.Его выступления часто были шоу, где каждый инструмент звучал ярко, а ансамбль двигался как единый организм.

Если говорить о влиянии творчества Гудмана на музыкальное сопровождение игры, то стоит рассматривать его не с точки зрения явного заимствования мотивов, сколько схожести приемов. В частности, в саундтреках игры можно наблюдать свинг и ритмическую точность, оркестровые диалоги духовых, энергию и драйв для игровых сцен, а также тематические вариации, которые повторяются и модифицируются.

Рэгтайм

7. Cuphead | Scott Joplin

Original size 308x182

Регтаймам, которых в саундтреке игры присутствует значительное количество, также стоит уделить особое внимание. Хотя регтайм предшествовал джазу и не является джазом в строгом смысле, его синкопированные ритмы и структура оказали прямое влияние на формирование джаза 1930-х и, соответственно, на музыку Cuphead.

Скотт Джоплин считается отцом регтайма, американского музыкального жанра, который возник в конце XIX — начале XX века.

Его музыка строилась на синкопированном ритме, где акценты «сдвинуты» относительно основной пульсации, что создаёт ощущение движения и «качания».

Джоплин популяризировал жанр через фортепианные пьесы, которые исполнялись как для развлечения, так и как образцы высокой музыки того времени.

В Cuphead регтаймы выполняют ту же роль: задают ритмическую основу, придают живость и юмор и создают связь с музыкальной традицией начала XX века.

Maple Leaf Rag-Scott Joplin

Loading...

Inkwell Isle One — Kristofer Maddigan

Loading...

Ударные, перкуссия и western-swing

Gene Krupa, Lionel Hampton, Bob Wills

0

Легендарный барабанщик Джин Крупа, лидер в развитии свинга, Лайонел Хэмптон, творчество которого характеризуется эффектными соло и «разговором» между перкуссией и духовой секцией, и Боб Уиллс, представитель кантри-джаза также оказали влияние на музыку Cuphead.

Ударные и перкуссия создали ритмическую основу и драйв, усиливая динамику боёв и уровней

Western swing добавляет тематическую окраску и разнообразие: кантри-мотивы и танцевальный свинг.

Вместе они формируют живой, энергичный саундтрек, который звучит как настоящий оркестр 30-х годов, но адаптирован под игровой процесс.

Прямой отсылкой к Бобу Уиллсу и Texas Playboys является композиция High Noon Hoopla. Духовые линии, ритмическая секция и элементы скрипки имитируют стиль Texas Playboys, передавая атмосферу Дикого Запада и танцевальный драйв. Аранжировка High Noon Hoopla незаметно для слушателя нарастает объемом и является одной из самых энергичных композиций

Мэддиган использует танцевальные ритмы, духовые линии и скрипичные партии, характерные для композиций Уиллса, а динамические переходы и диалоги между ударными и духовой секцией формируют ощущение живого оркестра. При этом композиция не является прямой копией оригинальных треков, а представляет собой переосмысленное заимствование, где исторические музыкальные идеи переплавлены в новый контекст игры, сохраняя атмосферу Дикого Запада и характерный жанровый колорит western swing

Bob Wills — Big Ball’s in CowTown

Loading...

Kristofer Maddigan — High noon Hoopla

Loading...

Общее сравнение музыкальных элементов

Главное сходство между Cuphead и джазом 1930-х заключается в живой, импровизационной энергии и синкопированном ритме, который задаёт динамику и эмоциональный драйв.

Музыка Кристофера Мэддигана воспроизводит ту же энергетику, что и джаз 1930-х годов— каждый уровень и битва с боссом сопровождаются динамическими оркестровыми аранжировками, синкопированными ритмами и «живыми» инструментальными линиями, которые создают эффект присутствия и импровизации.

Общими элементами являются ритм, оркестровка и текстура, импровизация и вариативность, тембровое разнообразие, мелодическую выразительность.

Выводы

В джазе 1930-х мелодии строились на коротких, легко запоминающихся мотивах, которые затем многократно варьировались, передавались между инструментами и ритмически переосмысливались.

Точно так же устроены темы Cuphead: мотивы короткие, легко узнаваемые, повторяющиеся, с контрастными динамическими блоками. Это приём, характерный для живых джем-сессий эпохи свинга.

Саундтреки Cuphead демонстрируют органичное сочетание исторических джазовых стилей с игровым контекстом. Каждая композиция — это синтез регтайма, свинга, биг-бэнда, перкуссии и тематических жанров, который создаёт уникальный аудиовизуальный опыт, передающий атмосферу 1930-х и усиливающий визуальный стиль игры.

Данное исследование показывает, что музыкальное оформление Cuphead — это не просто стилизация под джаз 30-х, а тщательно выстроенная композиционная система, где каждая музыкальная деталь имеет исторический и эмоциональный смысл, создавая глубину и выразительность игрового мира.

Библиография

Библиография

Cuphead и джаз 1930-х: визуальное и звуковое переосмысление эпохи
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more