

Вступление
В чём секрет успеха? Почему множество как уже состоявшихся, так и молодых коллективов по итогу распадается? Некоторые уходят, так и не доказав ценность своего творчества широкой публике, а другая часть остаётся «артистом одного хита» или сливается с общим визуальным шумом? Своё визуальное исследование я посвятила группе, что уже более тридцати лет радует слушателей своим творчеством, двигаясь в ногу со временем. Её знает практически каждый, и несмотря на давно прошедший пик популярности, до заката, кажется, ещё далеко. В исследовании рассматривается визуальный код группы через призму интерпретации красного цвета, который так или иначе встречается на протяжении всего творчества «Би-2». Мы постараемся глубже погрузиться в его немой рассказ и понять больше, чем можно заметить на 1 взгляд, ответив на главный вопрос: какой многолетний посыл выражает красный?
История «Би-2» берёт своё начало в Минске, в 1985 году. Там, в детской театральной студии «Ронд», познакомились будущие бессменные вокалисты группы, Егор Бортник* и Александр Уман (в последующем Лёва и Шура Би-2). Первый поделился с новоиспечённым приятелем стихами «друга», которые постеснялся назвать своими. Они вместе с другими сверстниками начали ставить постановки, а после закрытия театра решили реализовывать себя в музыке. Так и появилась группа, первоначально носившая название «Братья по оружию», далее «Берег истины», а позже уже ставшая «Би-2». Спустя много лет на одном из интервью, после очередного вопроса о скрытом смысле названия, друзья признались, что давно пришли к выводу о ненужности в нём никакой смысловой нагрузки: «Пускай это будет аббревиатура или магическое сочетание букв и цифр. Одно скажем, что ни к авиации, ни к витаминам, а также сексуальной ориентации наше название не имеет никакого отношения».


Лёва и Шура Би-2 в юности и в наше время
С концертами Шура, Лёва и их приятели объездили всю Беларусь. Но в 1991 году Шура уехал в Израиль, а вслед за ним отправился и Лёва. Там они работали на стройке, параллельно занимаясь музыкой в сторожке, по итогу не безрезультатно, так как даже смогли занять первое место на Иерусалимском рок-фестивале. В 1993 группа взяла перерыв, который затянулся на 5 лет. Причиной послужил отъезд Шуры в Австралию. Но деятельность «Би-2» на этом не закончилась: друзья продолжали создавать песни, периодически созваниваясь. Воссоединение произошло в 1998, после приезда Лёвы в Австралию. Там был записан альбом «И корабль плывёт», позже просочившийся на российские радиостанции. Лёва и Шура вернулись в Россию с целью закрепить успех, провели своё первое крупное выступление и даже появились на ТВ. Благодаря знакомству с Александром Пономарёвым, продюсером группы «Сплин», творчество «Би-2» заметил Алексей Балабанов. В результате «Полковнику никто не пишет» прозвучала в культовом фильме «Брат-2», с чего и началась история популярности группы.
Свидетель и друг. Образы артистов
The Cure, основана в 1976 / Joy Division, основана в 1976 / Агата Кристи, основана в 1987 Би-2, дата основания 1988
На раннем этапе своего развития музыканты черпали вдохновение в творчестве западных рок-групп, таких как «The Cure» и «Joy Division», а также в работах «ближайших соседей» — российской группы «Агата Кристи».
Фото всех четырёх коллективов имеют определённое сходство: серьёзные мужчины, смотрящие прямо на зрителя. Однако совокупность выразительных деталей, формирующая общий образ, у каждой группы уникальна. Гардероб «Би-2» сохраняет элементы брутальности, но отличается большей свободой и минималистичностью: отсутствуют дополнительные аксессуары, причёски выглядят повседневно. Формируется сочетание гранжевой эстетики с оттенками классической стилистики. Подобный приём последовательно реализуется практически во всех визуальных образах коллектива и коррелирует с особенностями их музыкального творчества, которому присуще смешение различных жанров.
Промо-фото для тура «Горизонт событий», 2018
«Лицо» коллектива на протяжении всего периода его существования формируют два единственных бессменных участника. Именно их дуэт в первую очередь привлекает внимание зрителя как на фотографиях, так и в видеоклипах. Лёва значительно чаще выступает в роли лирического героя, однако его образ и образ Шуры, как правило, функционируют как акценты, взаимно усиливающие друг друга. Благодаря этому достигается моментальный эффект узнавания, после чего внимание зрителя переключается на остальных участников группы.


При сопоставлении фотографий, относящихся к разным периодам и приуроченных к релизам группы, обнаруживается определённая закономерность: в образах Лёвы и Шуры регулярно присутствуют элементы одежды ярко-красного цвета. При этом на одном мероприятии в этом цвете, как правило, появляется лишь один из них. С композиционной точки зрения образ, в котором использован подобный акцент, выглядит более эпатажным на фоне сдержанных чёрных нарядов остальных, что создаёт эффект позиционирования данного участника как своеобразного «сердца» коллектива. Зрительский взгляд фиксируется на ярком акценте, затем смещается на более сдержанные элементы и в итоге возвращается к исходной точке. Таким образом формируется гармоничный визуальный цикл, который удерживает внимание, не перегружая восприятие избыточными деталями.
Фото со съёмок клипа «Вечная призрачная встречная», 2010 / «Аллилуйя World Tour», 2024
Указанный приём прослеживается на протяжении всего творческого пути коллектива, начиная с ранних работ, таких как «Варвара» и «Вечная призрачная встречная». Аналогичные элементы дресс-кода нередко присутствуют и на концертных выступлениях. В результате формируется запоминающийся контрастный паттерн, который при последующем обращении к нему мгновенно вызывает ассоциации с группой «Би-2» и способствует целостному восприятию их художественной стилистики.
«Аллилуйя World Tour», 2024
Концерт в Брюсселе, 2025
В пожаре красочных революций. Колористика смыслов
В видеорядах группы «Би-2» красный цвет функционирует как ключевой маркер интенсивных эмоциональных состояний, при этом акцент смещается с человеческой фигуры на создаваемую атмосферу. Он может выступать тревожным, подавляющим фоном, превращающим персонажей в заложников среды, либо концентрироваться в отдельных деталях, наделяя их дополнительной смысловой нагрузкой и выступая символом принятия решения или эфемерного сигнала.
В более поздних работах группы, в которых артисты обращаются к глубоко личным и значимым темам, красный цвет начинает доминировать даже на уровне обложек музыкальных релизов. Его воздействие усиливается сочетанием с мрачным чёрным, тогда как белый используется минимально и преимущественно для размещения текстовой информации.
Макс Лакмус, Андрей Звонков, Лёва Би-2, Ян Николенко, Шура Би-2, Борис Лифшиц
Обложки «Колыбельная», 2022; «Нам не нужен герой», 2021; «Горизонт событий», 2017; «Я никому не верю», 2022; «Аллилуйя», 2022
Подобная комбинация интригует и вызывает эмоциональную напряжённость, создавая впечатление значимости затрагиваемых тем как для автора, так и для зрителя. Возникает эффект вовлечённости, затрудняющий возможность остаться сторонним наблюдателем и не погрузиться в содержание, поскольку ощущается личная причастность к происходящему.
«Я никому не верю», 2022
В клипе «Я никому не верю» Лёва появляется в красном костюме на таком же насыщенно-красном фоне, а прямо за его спиной размещена картина, полностью залитая чёрным. Подобный цветовой контраст ранее не встречался в работах группы. Давление красного создаёт ощущение хаоса и внутренней боли, охватывающей персонажа как извне, так и изнутри, цвет полностью поглощает его. В то же время фрагмент чёрного привносит мотив неизбежности финала, который последует за этой болью. Образ прочитывается как отражение личной трагедии и потрясения.
«Колыбельная», 2022
«Колыбельная», наоборот, давит красным исключительно за счёт фона. Лирический герой является частью мрачного окружения. Он больше не хочет его видеть, но он не может не видеть. Он хочет не знать, но не может не знать и остаётся вечным терзающимся свидетелем.
«Компромисс», 2016
В менее мрачных работах «Би-2» прослеживается равновесие белого и чёрного, тогда как красный используется точечно для обозначения ключевых акцентов, которые можно не заметить при первом просмотре. Клип «Компромисс» помещает действие на шахматную доску, которая выступает метафорой жизненного процесса принятия решений, чьи последствия зачастую остаются неочевидными. Красные детали выступают ориентирами в этой продолжительной «игре», где невозможно заранее предугадать, дойдёшь ли ты до конца доски.
«Аллилуйя», 2022
В клипе «Аллилуйя» красный цвет появляется лишь в финальной сцене — в образе книги, которая закрепляет и усиливает смысловое воздействие текста произведения. Видеоряд намеренно минималистичен: зрителю представлены скромно одетые исполнители, со скромными улыбками поющие о вере в себя и окружающих. Неизменный белый фон подчёркивает ощущение чистоты и искренности передаваемого посыла, а само изображение приобретает утешительный характер. Появляющаяся в конце красная книга становится кульминацией — знаком веры и нравственных принципов персонажей, их своеобразным Священным Писанием, из которого они черпают силы, чтобы поддерживать других.
Обложки «Лунапарк», 2009; «Иномарки», 2004; «Би-2», 2000; «16плюс», 2014
Произведения более раннего периода творчества группы характеризуются расширенной цветовой палитрой, в рамках которой красный цвет вновь выполняет акцентную функцию, но включается в общую яркую и жизнеутверждающую гамму, выходящую за пределы чёрно-белого решения. Можно заметить, что в песнях, где клипы выступают неким переосмыслением, аллюзией или юмористической отсылкой, красный частично дополняется или полностью заменяется насыщенным розовым. Как пример можно привести работы «Философский камень» и «Лайки».
«Философский камень», 2019
«Лайки», 2016
С первого взгляда зрителю в целом тяжело понять, что вообще происходит в кадре. Сопутствующий клипу текст песни нельзя трактовать буквально, требуется более глубокое погружение и взгляд с другого ракурса, на что и указывает розовый цвет, пришедший на смену красному.
Апогеем использования насыщенной цветовой гаммы в творчестве «Би-2» можно считать клип «Депрессия», вышедший после частичного ослабления и незадолго до полного снятия ограничений, связанных с пандемией COVID-19. В центре видеоряда — печальный, изолированный человек, находящийся в квартире столь же мрачного и холодного дома и пассивно смотрящий телевизор. В определённый момент за окном возникает тёплое красное свечение, которое проникает в квартиру, нарушая монотонность и эмоциональную замкнутость.
«Депрессия», 2020
Постепенно весь дом «пробуждается», а персонаж в квартире оказывается Лёвой, который начинает танцевать. Красный в данном случае обозначает воссоединение, теплоту и радость от долгожданного возвращения социальной жизни.
«Депрессия», 2020
«Депрессия», 2020 Лёва Би-2, Андрей Звонков, Шура Би-2, Макс Лакмус, Ян Николенко, Борис Лифшиц
Затем в кадре поочерёдно появляются все участники группы, сопровождаемые разнообразием ярких рисунков на фоне. Неизменным остаётся только красный — как образ самого сильного, радостного чувства, которое даже сложно описать словами. Перед людьми снова открыт весь мир, окрашенный в такие же тёплые, дружелюбные оттенки. Сами персонажи чёрные, как будто вырезаны из бумаги, видимо чтобы показать незначительность их прежних тревог по сравнению со всем снова доступным простором.
«Депрессия», 2020
Строгих нет пропорций. Форма
Визуальный код «Би-2» характеризуется изобилием сложных форм, дополнительно играющих с контрастностью цветов. Сохраняется типичная для группы цветовая триада «белый-чёрный-красный», в результате чего складывается захватывающая и гипнотизирующая композиция, от которой сложно оторвать взгляд, что создаёт параллель со сценическими образами группы.
«Муза», 2005 / «Оптимист», 2011
Промо-фото для тура «Горизонт событий», 2018. Лёва Би-2, Шура Би-2, Ян Николенко, Макс Лакмус, Андрей Звонков, Борис Лифшиц
Образы городов неоднократно появлялись в архивных материалах группы, здесь же они выступает как привлекающий взгляд конструктор, из которого и складывается тур. «Би-2» выступают как всеобъемлющие фигуры, что охватывают отрезки планеты, «освещая» их красным — цветом своего творчества
«Серебро», 2000 / Журнал «COOL», 2005 / «Оптимист», 2011
Среди прочих элементов одним из часто всплывающих образов является сердце, преимущественно ярко-красное. Простая и лаконичная форма может казаться обычной банальностью, но в ней и проявляется одна из выявленных отличительных черт стиля группы — донесение собственных истин через незамысловатые, но убедительные элементы без лишних деталей. Шрифтовые части наталкивают на столь же очевидную мысль — текста группы как раз и идут «от сердца».
Логотипы группы
Эволюция логотипа «Би-2» представляет собой интересный пример визуальной трансформации, говоря о некоторых концептуальных изменениях в творчестве коллектива. Основная структура логотипа сохраняла преемственность на протяжении всего времени существования группы. Знак в виде головы Микки-Мауса, сильно выделяющийся на фоне других вариантов, использовался параллельно с текстовой частью. Долгое время сохранялся акцентный элемент в виде звезды, однако в рамках последнего ребрендинга он был заменён на сердце. Интересно, что сами артисты никогда не комментировали смысловые аспекты элементов логотипа, так же как и само название группы. Это может быть истолковано как отражение постмодернистского подхода к искусству, где значение часто остается открытым для интерпретации. Ясно одно: логотип всегда оставался чётким, простым и ярким, олицетворяя общий стиль и эстетическую направленность «Би-2». В ней могли меняться некоторые смысловые составляющие, известные лишь одним авторам, но основа оставалась неизменна.
Однако в последнее время в работах «Би-2» наблюдается внедрение нового знака, сильно разнящийся с предыдущими логотипами группы. Элемент можно увидеть на обложке сингла «Я двигаюсь дальше». Он представляет собой сплетение, в центре которого находится символ бесконечности, переходящий в четыре стрелки, направленные в разные стороны. Возникает ассоциация с разветвлённой сетью дорог. Меняется даже оттенок классического красного цвета. Подобное может быть связано с глобальным переосмыслением и новым этапом творческой жизни группы после отъезда из России.
Обложка сингла «Я двигаюсь дальше», 2023
Извилистый путь. Пространство
Обилие красного цвета распространяется даже за пределы стандартных клипов и фотографий. Выше представлен отрывок светового шоу на Театральной площади под названием «Круг света», где в нестандартной интерпретации исполняется песня «Пора возвращаться домой». Ярко-красные слова как будто высекаются на фасаде, усиливая впечатление от происходящего. Никаких дополнительных визуальных элементов во время исполнения куплетов не прослеживается, фотография Лёвы и Шуры ненадолго демонстрируется лишь в финале композиции. Всё остальное же время зрителю предлагается погрузиться именно в посыл текста, как будто с ним говорит сам город. Благодаря тщательному цветовому позиционированию сомнения относительно авторства не возникают — стиль явно и без дополнительных уточнений свидетельствует о почерке группы.
«Депрессия», 2020
Опять же на примере клипа «Депрессия» видно уже не тревожное, а спокойное фоновое воздействие красного, показывающее глубину и многогранность пространства картинной галереи. Камера движется вместе с исполнителями, показывая зрителю отрывок их пути.
Визуализация долгого «пути» встречается и в последнем клипе, где артисты неуловимо пересекают город, а при внимательном рассмотрении становится заметен и вышеупомянутый новый знак группы, нанесённый на асфальт:
«Летний гром», 2025
Кадр из клипа «Полковнику никто не пишет» OST «Брат-2», 2000 / Кадр из клипа «Ля-ля тополя» OST «О чём говорят мужчины 3», 2018 / «Я двигаюсь дальше», 2023
В различных фрагментах клипов и фильмов, где группа участвовала в создании звукового сопровождения, фиксируется повторяющийся мотив красного транспорта, пересекающего разнообразные живописные ландшафты. Последние четыре кадра относятся к клипу «Я двигаюсь дальше», на обложке которого впервые и был представлен новый фирменный знак группы, отсылающий к движению вперёд и замысловатому пути. Эти элементы позволяют трактовать образ «Би-2» как своеобразных исследователей, которые колесят по миру под эгидой красного цвета, позже делясь своим опытом с аудиторией. В философском ключе красный цвет выступает не только эстетическим штампом, но символом путешествия и памяти, а транспорт служит посредником между местами, временем и сознанием зрителя.
Заключение
Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, специально ли задумывался данный вариант долгосрочного позиционирования. Ведь выполнение подобного плана на протяжении такого большого временного отрезка кажется трудновыполнимым. Ясным остаётся одно: уже достаточно старой группе «Би-2» каким-то чудом удаётся оставлять своё творчество новым и интересным для миллионов фанатов. Возможно, дело в неизменной дружбе двух лидеров коллектива, что прошли бок о бок друг с другом практически всю жизнь, или в том, что в группа смогла так часто встречающийся красный проассоциировать со своей личной печатью искренности и вечной любви к собственному ремеслу, сохранив и узнаваемо масштабировав такой простой, но запоминающийся визуальный стиль, зародившейся ещё в самом начале её карьеры.
На одном из интервью Лёву спросили, не утомляют ли его частые просьбы исполнить «Призрачную встречную», на что тот ответил: «Мы не из тех, кто устаёт от своей музыки. Если хотят „Встречную“, то исполняем». Ну уж если артист никогда не устаёт от своей музыки, то слушатель и подавно не устанет.
«Варвара», 1999 — первый клип Би-2 / «Летний гром», 2025 — последний клип Би-2