Original size 1140x1600

Символика орнаментов Густава Климта: декоративность в живописи

PROTECT STATUS: not protected
124
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины и пытаться узнать из них, кто я такой и что я хотел».

Густав Климт

big
Original size 4576x2046

Густав Климт. Рыцарь, фрагмент фриза Стокле. 1905 — 1909

Рубрикатор

1. Концепция 2. Орнамент на аллегорических картинах 3. Орнамент на портретах 3. Орнамент в монументальной живописи 4. Заключение 5. Источники изображений

Концепция

Орнамент — это декоративный элемент из повторяющихся частей, которые образуют узор, в нем присутствует ритм и упорядоченность.

Искусство орнамента является очень древним, он возник в эпоху палеолита и имеет множество символов и тонких смыслов. Орнамент был актуален во все времена. Например, период эклектики, который предшествовал стилю модерн, был наполнен историческими орнаментами. В эпоху нового стиля орнамент предстает принципиально иным. Исследователи модерна отмечают, что орнамент стал неотъемлемым элементом, играя роль не только декоративного элемента, но и средства выражения.

«Орнамент модерна не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает; украшение само оказывается автономным художественным образованием. Орнамент модерна — не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы».

Райнер Грюнтер

Мне стало интересно понять, как орнамент трансформировался в искусстве, какие у него были источники вдохновения и значения, поэтому за основу визуального исследования взяла работы Густава Климта, так как они отличаются особой декоративностью и экспрессией.

Густав Климт принимал активное участие в создании и развитии Венского Сецессиона, общества, где рождался австрийский модерн, освобожденный от диктата академизма. Именно поэтому Климт стремился идти собственным путем и пробовать новые методы и подходы к визуализации. Художник новаторски стал помещать на свои произведения искусства орнамент, который усиливал эмоциональную глубину и подчеркивал тематическую значимость.

Безусловно, невозможно отождествлять живописное произведение с орнаментом, композиция не дает полной симметрии и не характеризуется применением строгого повторения определенного раппорта. Суть в том, как в живописи использовались принципы, которые были типичными для построения орнамента.

«Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента».

Дольф Штернбергер

Стиль Климта сформировался в мультикультурной Вене. Художники-модернисты черпали вдохновение в широких пластах культуры, им было интересно все: теории психоаналитиков, открытия в медицине, литература, дизайн, музейные экспонаты. Творчество Густава Климта впитало все эти влияния, благодарна чему работы наполнились символами.

Визуальный ряд разделен на три категории: аллегорические картины, портреты и монументальная живопись, чтобы выявить закономерности методов и подходов в определенном жанре.

В ходе исследования, чтобы определить отсылки в картинах Густава Климта, были найдены и проанализированы источники вдохновения орнаментов, их символические значения, а также проведен сравнительный анализ орнаментов на работах художника.

Орнамент на аллегорических картинах

Первое, к чему обратился Густав Климт в своей живописи было искусство древности. Он часто посещал Венский музей истории искусства, изучал репродукции на бумажных носителях, благодаря чему на картинах встречаются отсылки к искусству Древней Греции, Египта и Ассирии. Более того, художник использовал образы для орнаментов из античных и библейских мифов, но только делал это совершенно иначе, чем его предшественники.

Original size 3828x2048

Густав Климт. Афина Паллада. 1898 / Неизвестный автор. Эгида Афины Лемнии Фидий. 451 до н. э.

Густав Климт уделял особое внимание орнаменту, который дополнял мифологический сюжет. За основу образов художник брал древнегреческие статуи и барельефы.

Original size 1280x685

Неизвестный автор. Пир Ашурбанипала. 645 — 640 до н. э. / Густав Климт. Юдифь и Олоферн. 1901

На полотне «Юдифь и Олоферн» стилизованные виноградные лозы, фиговые деревья и чешуйки имитируют ассирийские рельефы дворца Сеннахирима. Это изящная и тонкая отсылка Климта к личности Олоферна.

Original size 2048x2648

Густав Климт. Юдифь II. 1909

Климт создает ощущение беспокойства, напряжения и динамизма через обилие разных контрастных форм на платье у героини. Сложный дизайн ткани состоит из вытянутых динамичных фигур: треугольников и прямоугольников. Ярко оранжевый фон со спиралевидным паттерном усиливает впечатление восточного великолепия.

Original size 1600x1549

Густав Климт. Даная. 1907 — 1908

Миф о Данае рассказывает о желании, красоте и эросе. Но героиня древнегреческого мифа не просто отсылка к древнему миру, а трансформация образа Данаи. До Густава Климта художники всегда изображали его более завуалированно, но он показывает героиню на пике чувственности и наслаждения.

Золотой орнамент, при помощи которого передан дождь, не совсем абстрактен, Зевс предстанет как каскад разнообразных форм, напоминающих хромосомы.

Original size 1600x798

Густав Климт. Даная, фрагмент. 1907 — 1908 / Увеличенное изображение бластоциды. 2015

На покрывале расположен орнамент из символов, напоминающих микенский орнамент, однако это не заимствование из древнего искусства. В 2010 году Американский биолог опознал в этих загадочных символах бластоцисты — клетки, которые формируются после оплодотворения.

Откуда Густав Климт мог знать об этом? Художники, врачи, дизайнеры и другие взаимно обогащали друг друга знаниями из разных областей в Вене. По воспоминаниям Берта Цукеркандль, известного арт-критика, Густав Климт попросил её мужа Эмиля Цукеркандль, врача, прочитать научные лекции для художников. И на одном из таких сборов он показал увеличенное изображение бластоцистов. Именно так эти образы перенял художник в орнаменты своих работ.

Original size 2048x2648

Густав Климт. Адам и Ева. 1916 — 1918

Картина с Адамом и Евой является единственной с библейским содержанием в творчестве Климта. Ноги Евы усыпаны красочными анемонами, символом плодородия. Позади нее находится шкура леопарда, которая является символом необузданной любви, а также связана с менадами, спутницами Диониса из греческой мифологии.

Original size 3828x2048

Густав Климт. Поцелуй, фрагмент. 1907 — 1908 / Неизвестный автор. Мозаика в интерьере Сан-Витале, Равенна. 546 — 547

Образный мир Густава Климта расширялся не только благодаря отсылкам к Древнему миру и современности. Модерн, будучи романтически настроенным направлением, часто засматривался на средневековое искусство. И Климт, как яркий представитель модерна, не оставался в стороне от этого влияния.

Например, в базилике Сан-Витале в Равенне Климт увидел золотые византийские мозаики. Он понял, что золото может быть сутью и плотью картины. Вдохновившись средневековыми мозаиками Климт начал использовать золото и мелкие детализированные прорисовки в своих орнаментах.

Original size 2048x2060

Густав Климт. Поцелуй. 1907 — 1908

Творчество венского мастера было посвящено любви, жизни и смерти в большей степени. Именно через женские образы Климт доносил самые глубокие идеи, которые закладывал в свои полотна. Он стремился проникнуть в тайну женственности.

Original size 3828x2048

Густав Климт. Поцелуй, фрагменты. 1907 — 1908

Золото придает полотну мистический и трансцендентный эффект. На одеяниях возлюбленных Густав Климт изображает две контрастные фигуры: прямоугольники и круги, которые символизируют мужское и женское начало.

Алессандра Комими считает, что обилие символов в орнаменте Климта, подобно снам в толковании Зигмунда Фрейда, австрийского психолога и психоаналитика, является связующим звеном между сознательным и бессознательным.

Original size 3308x2048

Густав Климт. Надежда II. 1907 — 1908 / Густав Климт. Поцелуй, фрагмент. 1907 — 1908 / Густав Климт. Водяные змеи II. 1904 (переработана в 1906 — 1907)

«Круг — первый из всех возможных орнаментов — эротичен по своему происхождению. Первое произведение искусства, первый наскальный рисунок, созданный первым художником на стене пещеры, было вызвано желанием снять волнение. Горизонтальная линия — лежащая женщина. Вертикальная линия — мужчина, проникающий в неё…»

Адольф Лоос

Original size 2048x2080

Густав Климт. Надежда II. 1907 — 1908

Аллегорию надежды Густав Климт показывает через образ молодой беременной женщины. Ее плащ обильно украшен овальными формами на ярко-красном фоне. Эти яйцеобразные фигуры с золотыми деталями усиливают значение фигуры как символа будущей жизни.

Original size 1348x540

Густав Климт. Водяные змеи I. 1904 — 1907

На полотнах «Водяные змеи I» и «Водяные змеи II» две стройные женские фигуры нежно прижимаются друг к другу. Они находятся в окружении множества биоморфных орнаментальных форм, заимствованными из растительного и животного мира.

Original size 3560x2048

Густав Климт. Водяные змеи II. 1904 (переработана в 1906 — 1907)

Original size 1600x856

Густав Климт. Три возраста женщины. 1905

Символический круг жизни Густав Климт изображает через три фигуры: молодую мать, младенца и пожилую женщину. Они украшены разноцветными биоморфными деталями, которые олицетворяют создание и эволюцию человеческой жизни. Модернист демонстрирует контраст между старыми и молодыми с помощью цветов, заставляя зрителя задуматься о хрупкости и мимолетности человеческой жизни.

Фигуры женщин изображены на металлическом мерцающем фоне, который состоит из множества маленьких точек, напоминающих дождь. Этот эффект создает мистическую ауру.

Original size 2316x2048

Густав Климт. Смерть и жизнь. 1910 — 1911 (переработана в 1916)

Original size 4960x2028

Густав Климт. Смерть и жизнь, фрагменты. 1910 — 1911 (переработана в 1916)

На холсте заметно, что надежда меркнет, но жизнь, которую символизирует цветочный луг, продолжается. Смерт у Климта обретает форму и предстает в виде вытянутой фигуры в черном одеянии с крестами и кругами. Этот орнамент противопоставляется цветочной жизни. Глаза у людей закрыты в отличие от смерти, у которой зияют пустые глазницы. Климт сосредотачивается на внутреннем состоянии персонажей, так как для него это более трансцендентно.

Original size 1903x1819

Густав Климт. Дева. 1913

Красота и эфемерность является феноменом женского существования, именно поэтому в творчестве Густава Климта тема «роковой женщины» уступала место чувственной молодой девушке.

На женских одеяниях насыщенные оттенки обтекаемых фигур, линий и спиралей символизируют водоворот бесконечности и гармонии.

Original size 4960x2652

Густав Климт. Дева, фрагмент. 1913 / Густав Климт. Древо жизни, фрагмент. 1905 — 1909

Original size 2048x2360

Густав Климт. Надежда I. 1903 — 1904

Беременная женщина, смотрящая на нас, находится в шаге от ужасов, которые ждут каждого человека: болезнь, грех, бедность и смерть. Только тонкое голубое покрывало отделяет героиню от потустороннего мира. Климт искусно работает с орнаментом. Он изображает треугольники, которые являются символами проникновения, так как похожи на клетки организмов, а также звезды и золотые цветочные узоры, олицетворяющие женственность. Это аллегория говорит о том, что несмотря на тьму вокруг, героиня полна жизни и веры на светлое будущее.

Original size 2152x2042

Густав Климт. Серебряные рыбки. 1902 — 1903

В декоративно-прикладном искусстве художники стремились к имитации флуоресценции цветов на морском дне. Климт также пытался изобразить нимф и сказочных существ на своих подводных картинах.

На «‎Серебряных рыбках» художник обыгрывает фосфорный свет, излучаемый глубоководными организмами, с помощью сусального золота и серебра. Тела героинь покрыто орнаментом из матовыми точек, подобно чешуе форели.

Орнамент на портретах

Original size 1280x685

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, фрагмент. 1907 / Неизвестный автор, мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, Императрица Феодора. VI век

Портрет Адели Блох-Бауэр вызывл фурор, так как был похож на тонкую ювелирную работу благодаря обилию золота и мелких деталей.

Орнамент, состоящий из золотых квадратов и кругов, напоминает роскошные мозаики в Равенне, которыми был очарован Густав Климт, а изящные спирали вдохновлены древним микенским искусством. Художник противопоставляет реалистичному портрету декоративные золотые поверхности, пытаясь создать впечатление византийских икон.

Original size 3828x2048

Неизвестный автор. Амулет уаджет. 525—332 годы до н. э. / Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, фрагмент. 1907

Заостренные треугольники с изображением глаза напоминают египетские украшения.

Original size 2048x2688

Густав Климт. Портрет Фридерики Марии Беер. 1916.

Женские портреты, созданные Густавом Климтом после 1910 года, а также более ранние, отличаются особой декоративность, однако художник уходит от геометрии в сторону органических элементов, часто цветочных.

Кроме того, в поздних женских портретах в орнаментах появляются азиатские мотивы. Климта вдохновляли китайские и японские ткани и фрески.

Original size 3648x3616

Густав Климт. Дама с веером. 1917

Original size 3828x2048

Густав Климт. Портрет Элизабет Ледерер (Портрет баронессы Элизабет Бахофен фон Эхт), фрагмент. 1914 — 1916 / Густав Климт. Портрет Фридерики Марии Беер, фрагмент. 1916.

Original size 2048x2836

Густав Климт. Портрет Элизабет Ледерер (Портрет баронессы Элизабет Бахофен фон Эхт). 1914 — 1916

Original size 2188x2048

Густав Климт. Танцовщица (Портрет Рии Мунк II). 1916 — 1917 / Густав Климт. Портрет Евгении Примавези. 1913 —1914

Original size 3828x2048

Густав Климт. Подруги II. 1916 — 1917

Original size 2152x2048

Густав Климт. Портрет Иоганны Штауде. 1917 — 1918 / Мальта Альберс. Материал блузки для ля отдела моды Wiener Werkstätte. 1910

Материал блузки Иоганны Штауде был создан выпускницей Венской школы искусства и ремесел «Blätter» для отдела моды Wiener Werkstätte. Климт для усиления эффекта синего орнамента использует контрастный оранжевый на фоне.

Original size 2048x2360

Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1902 — 1903

На портрете ближайшей спутницы Климта Эмили Флёге автор декорирует платье с помощью струящихся элементов, тем самым превращая фигуру в стройное рыбоподобное существо.

Original size 2204x3000

Густав Климт. Портрет Меды Примавези. 1913

Зеленый ковер, на котором стоит героиня, украшен пастельными цветами, порхающими птицами, которые напоминают восточноазиатские образы.

Орнамент в монументальной живописи

Original size 4708x2046

Густав Климт. Древо жизни. 1905 — 1909 /Густав Климт. Упоение. 1905 — 1909 / Густав Климт. Рыцарь. 1905 — 1909 / Густав Климт. Ожидание. 1905 — 1909

Центральным мотивом фриза дворца Стокле является раскидистое «Древо жизни». Стилизация дерева с завитками вдохновлена византийским каноном формы.

Original size 4708x2046

Густав Климт. Древо жизни, фрагмент. 1905 — 1909

Форма спиралей была заимствована из сада виллы Олеандр на озере Аттер, а также на них изображаются соколы, глаза Гора, цветы и деревья, вдохновлённые античной и византийской коллекцией Стоклетов.

Original size 4960x2652

Густав Климт. Рыцарь, фрагменты. 1905 — 1909

«Рыцарь», восседая на троне, украшен акантом, растениями с острыми и колючими листьями. Композиция полностью состоит из геометрических фигур: квадратов, треугольников и кругов, поэтому кажется математически спроектированной.

Original size 4960x2156

Густав Климт. Ожидание, фрагмент. 1905 — 1909

Ожидание является завершением «Древа жизни», художник вдохновляется египетскими изображениями, показывая верхнюю часть тела танцовщицы анфас. А декоративный головной убор и украшения напоминают узоры Венской мастерской.

Original size 1600x533

Густав Климт. Бетховенский фриз, Враждебные силы, фрагмент. 1902

«Бетховенский фриз» — это цикл картин, подготовленных к XIV выставке Венского сецессиона, которая была посвящена композитору Людвигу ван Бетховену.

Женские фигуры, покрытые орнаментом змеиной кожи, олицетворяют болезнь, безумие и смерть, а также чудовище Тифон образует группу враждебных сил.

Original size 1280x575

Густав Климт. Бетховенский фриз, Искусство. Райский хор и объятие. 1901 — 1902

Влюбленная пара иллюстрирует слова Фридриха Шиллера «Этот поцелуй всему миру» в финале стихотворения «Ода к радости». Герои окружены декоративной цветочной поляной и золотой оболочкой, украшенной символами солнца и неба.

Original size 1280x685

Густав Климт. Бетховенский фриз, Искусство. Райский хор и объятие, фрагменты. 1901 — 1902

Заключение

Визуальный язык Климта наполнен отсылками разных культур и эпох, начиная от древнего мира и заканчивая современностью.

На аллегорических работах Густав Климт через женские образы размышляет о таких вечных темах: жизнь и смерть, а благодаря символизму орнаментов усиливает их глубину и значимость.

В портретном искусстве Густав Климт совмещает импрессионистические и геометрические методы, а также как представитель модерна делает изображения декоративными и стилизованными. Его героини становятся частью орнамента, который добавляет антуража, однако они сохраняют чувственность за счет эффекта натуралистичности в проработке лица и рук.

В монументальной живописи Густава Климта воплощаются важнейшие черты стиля модерн: ассоциативность образа, символизм, выраженная декоративность, двухмерность изображений и плавные узоры.

Густав Климт оставил неизгладимый след в истории искусства, оказал значительное влияние на его формирование во всем мире, так как своими стремлениями освободиться от академических стандартов и выразить идеи через передовые формы вдохновлял художников и развивал новый стиль.

Bibliography
Show
1.

Кортунова Н. Д. Модерн. Климт, Гауди, Муха. — АСТ, 2021. — 160 с. (дата обращения: 01.05.2024)

2.

Карез Патрик Климт. Эпоха и жизнь венского художника. — Молодая гвардия, 2019. — 704 с. (дата обращения: 01.05.2024)

3.

Обухов Г. Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: 1961 (дата обращения: 01.05.2024)

4.

Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей. — М.: Эксмо, 2010. — 296 с. (дата обращения: 01.05.2024)

5.

О чем молчат картины // Synchronize URL: https://online.synchronize.ru/art/greatartists (дата обращения: 01.05.2024)

6.

Любое искусство эротично // LIVEJOURNAL URL: https://sergeyurich.livejournal.com/304671.html (дата обращения: 01.05.2024)

7.

Климт «Портрет Йоханны Штауде». // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/JgXBRiaD-BqnKA (дата обращения: 01.05.2024)

8.

«Поцелуй» и «Три возраста» // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/VwVxRmubtdtFhg (дата обращения: 01.05.2024)

9.

Климт и Символизм — Часть 3// Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/FgUh_BS8pvmIvA (дата обращения: 01.05.2024)

10.

Женские портреты Климта // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/1AVx5J6ikW-Gyw (дата обращения: 01.05.2024)

11.

Климт Портрет Мяды Примавеси // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/xAWhIjhRbU_t6A (дата обращения: 01.05.2024)

12.

Золотая фаза Климта // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/4wUxWenizTxkZA (дата обращения: 01.05.2024)

13.

Поближе к «Юдифи II» Климта // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/vwVBy_MYuTwsUQ (дата обращения: 01.05.2024)

14.

Климт и Символизм — Часть 1 // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/mwXBPuY8DGuRfA (дата обращения: 01.05.2024)

15.

Девственница // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/9AXBXN41TVxAIg (дата обращения: 01.05.2024)

16.

Увеличьте изображение картины Климта «Адам и Ева» // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/zwUxd01QoJyYLg (дата обращения: 01.05.2024)

17.

Густав Климт и дворец Стокле // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/FQUhtDQVcrnvKg (дата обращения: 01.05.2024)

18.

Роль орнамента в искусстве модерна. Живопись и графика // Smalto URL: https://www.smalto-mosaic.com/blog/rol_ornamenta_v_iskusstve_moderna_zhivopis_i_grafika/2017-01-04-23 (дата обращения: 01.05.2024)

Image sources
Show
1.

Стокле фриз. Золотой рыцарь (фрагмент) // Артхив URL: https://artchive.ru/gustavklimt/works/283735~Stokle_friz_Zolotoj_rytsar'_fragment (дата обращения: 01.12.2023)

2.

Афина Паллада (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gustav_Klimt_045.jpg (дата обращения: 01.12.2023)

3.

Эгида // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 01.12.2023)

4.

Тайна причин падения величайшей империи древности и самого грозного и могущественного царя Ассирии // Культурология URL: https://kulturologia.ru/blogs/290723/56955/ (дата обращения: 01.12.2023)

5.6.7.

Даная (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%82%D0%B0) (дата обращения: 01.12.2023)

8.9.

Адам и Ева (Климта) // Артхив URL: https://artchive.ru/news/712~Adam_i_Eva_Klimta_rjadom_s_Ljubovnikami_Kokoshki_v_Bostone (дата обращения: 01.12.2023)

10.

Поцелуй (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B9_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%82%D0%B0) (дата обращения: 01.12.2023)

11.

Сан-Витале // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5 (дата обращения: 01.12.2023)

12.

Надежда II // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_II (дата обращения: 01.12.2023)

13.

Надежда I // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_I (дата обращения: 01.12.2023)

14.

Водяные змеи I // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%B8_I (дата обращения: 01.12.2023)

15.

Водяные змеи II // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%B8_II (дата обращения: 01.12.2023)

16.

Смерть и жизнь // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C (дата обращения: 01.12.2023)

17.

Дева // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:The_Maiden.jpg (дата обращения: 01.12.2023)

18.19.

Портрет Адели Блох-Бауэр I // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%91%D0%BB%D0%BE%D1%85-%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80_I (дата обращения: 01.12.2023)

20.

Уаджет // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 01.12.2023)

21.

Портрет Фредерики Марии Беер // Артхив URL: https://artchive.ru/gustavklimt/works/3344~Portret_Frederiki_Marii_Beer (дата обращения: 01.12.2023)

22.

Дама с веером (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%82%D0%B0) (дата обращения: 01.12.2023)

23.

Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет Бахофен-Эхт) // Артхив URL: https://artchive.ru/gustavklimt/works/3345~Portret_Elizabet_Lederer_baronessy_Elizabet_BakhofenEkht (дата обращения: 01.12.2023)

24.25.

Портрет Евгении Примавези // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B8 (дата обращения: 01.12.2023)

26.

Подруги // Gallerix URL: https://gallerix.ru/album/Klimt/pic/glrx-2082224193 (дата обращения: 01.12.2023)

27.

Портрет Иоганны Штауде // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B_%D0%A8%D1%82%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B5 (дата обращения: 01.12.2023)

28.

Bluse der Wiener Werkstätte // Belvedere URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/29857/bluse-der-wiener-werkstatte;jsessionid=46E613D97B7ED3F9B8D4242247F3A902 (дата обращения: 01.12.2023)

29.

Портрет Эмилии Флёге // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8_%D0%A4%D0%BB%D1%91%D0%B3%D0%B5 (дата обращения: 01.12.2023)

30.

Портрет Меды Примавези // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%8B_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B8 (дата обращения: 01.12.2023)

31.

Древо жизни (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%82%D0%B0%29 (дата обращения: 01.12.2023)

32.

Упоение (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Klimt,_Stoclet_Fries,_Umarmung.jpg (дата обращения: 01.12.2023)

33.

Ожидание (картина Климта) // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gustav_Klimt_030.jpg (дата обращения: 01.12.2023)

34.

Бетховенский фриз // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B7 (дата обращения: 01.12.2023).

Символика орнаментов Густава Климта: декоративность в живописи
124
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more