Original size 1140x1600

Рекламная кампания фильма «Чужой» как продолжение зрительского опыта

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАЦИЯ

I. Концепция II. Исторический контекст III. Печатные рекламные материалы. IV. Видеоматериалы VI. Заключение VII. Библиография и текстовые источники

КОНЦЕПЦИЯ

Фильм «Чужой», вышедший в 1979 году, стал одним из наиболее значимых и цитируемых научно-фантастических хорроров в истории кино, собравшим в прокате 184,7 млн $ и положившим начало огромной медиа-франшизе, которая продолжает развиваться по сей день. Его успех объясняется не только уникальным визуальным дизайном ксеноморфа, созданным художником Г. Р. Гигером, и гнетущей атмосферой космического ужаса, но и тем, что маркетинговая кампания фильма сама стала частью его культурного наследия. Именно она задала тон восприятия, создала вокруг картины ореол тайны и во многом определила ожидания зрителей ещё до выхода фильма.

В своём исследовании я хочу обратить внимание прежде всего на то, как рекламным материалам удалось так точно передать ключевые темы фильма- чувство изоляции, опасности, космической неизвестности и присутствия чего-то абсолютно непостижимого для человека.

Маркетинг «Чужого» оперировал не столько демонстрацией событий и персонажей, сколько созданием тревожного ожидания и пустоты, которая сама «кричит» своей тишиной. Меня интересует, почему эта стратегия оказалась настолько эффективной, почему отсутствие информации работало лучше, чем прямое объяснение сюжета, и каким образом визуальный и текстовый язык рекламы поддерживал авторский замысел Ридли Скотта.

Принцип отбора материалов в исследовании будет построен на работе с официальными и первичными источниками. Я рассматриваю оригинальные постеры фильма, печатные промоматериалы, журнальные публикации, билборды, а также видеорекламу того времени, включая первые трейлеры.

Особый интерес вызывают журнальные статьи и предварительные обзоры, которые формировали ожидания зрительской аудитории ещё до премьеры. Такой подход даст возможность понять, насколько эффективно маркетинг передавал эмоции и атмосферу фильма и в какой степени он повлиял на восприятие «Чужого» как нового типа хоррора.

Рубрикация исследования будет следующей:

I. Концепция

II. Исторический контекст

Описание времени выхода фильма: состояние киноиндустрии в 1979 году, особенности маркетинга жанрового кино в конце 1970-х, конкуренты на рынке. Почему выбранные стратегии были новаторскими.

III. Печатные рекламные материалы

Анализ официальных постеров, журнальной рекламы, рекламных полос в газетах и промо-публикаций в печатной прессе. Рассмотрение визуального языка, ключевых образов и вербальных элементов.

IV. Видеоматериалы

Разбор трейлера. Рассмотрение монтажных приёмов, способов нагнетания атмосферы, использования звука и умолчаний как элемента продвижения.

V. Заключение

VI. Библиография

Original size 291x397

«Cinefantastique vol. 9» (1980-е)

В качестве текстовых источников в исследовании рассматриваются лишь те материалы, которые непосредственно участвовали в формировании зрительских ожиданий перед выходом фильма. Анализируется рекламная печатная продукция, журнальные публикации и пресс-релизы, созданные до премьеры «Чужого» в 1979 году.

Ключевой вопрос

Каким образом маркетинговая кампания «Чужого» конструировала ощущение изоляции и космического ужаса ещё до просмотра фильма, и можно ли считать её частью художественного высказывания, а не только средством продвижения?

Гипотеза

Минималистичные рекламные материалы «Чужого» не просто скрывали содержание фильма, но формировали у зрителя активное чувство тревожного ожидания, которое усиливало впечатление от просмотра и способствовало закреплению фильма как хоррора нового типа.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

0

постеры «Звёздные войны, Эпизод 4- Новая надежда» (1977)

Чтобы понять, каково было состояние киноиндустрии во время появления «Чужого», необходимо взглянуть на фильмы тех же жанров и их самопрезентацию. В 60–70-е годы кино переживало активный подъём научной фантастики. В этот период выходят такие фильмы, как «Звёздные войны» (1977, режиссёр Джордж Лукас), «Близкие контакты третьей степени» (1977, режиссёр Стивен Спилберг) и «Космическая одиссея 2001 года» (1968, режиссёр Стэнли Кубрик).

Рекламные кампании этих фильмов были ориентированы на демонстрацию масштабности и зрелищности: постеры включали центральных персонажей, визуальные элементы космического пространства и антагонистов, тем самым сразу формируя ощущение приключения и понятный зрителю контекст будущего действия.

Original size 800x1200

постер «Близкие контакты третьей степени» (1977)

Original size 2559x1005

кадр из трейлера «Близкие контакты третьей степени» (1977)

Original size 1006x1436

постер «Космическая одиссея 2001 года» (1968)

Original size 2560x1080

кадр из трейлера «Космическая одиссея 2001 года» (1968)

Хоррор в это время, хоть и не настолько часто, но тоже использовал схожие принципы. Даже если постеры оставляли пространство для воображения, они были прямыми, однозначно обозначали угрозу и редко стремились к двусмысленности. В качестве примеров можно привести «Челюсти» (1975, режиссёр Стивен Спилберг) и «Изгоняющего дьявола» (1973, режиссёр Уильям Фридкин). Их постеры и рекламные материалы визуально закрепляли идею опасности, но при этом не всегда точно передавали реальную атмосферу фильма- зачастую они были более прямолинейны, чем само киноповествование.

Original size 797x1254

постер «Челюсти» (1975)

Original size 511x755

постер «Изгоняющего дьявола» (1973)

Original size 2560x1250

кадр из трейлера «Изгоняющего дьявола» (1973)

Реклама скорее не создавала атмосферу, а продавала сюжет.

ПЕЧАТНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Original size 473x500

Переходя к анализу маркетинговой кампании «Чужого», логично начать с печатной продукции, поскольку именно она формировала первое впечатление зрителя о фильме. Постеры, объявления в газетах, журнальные материалы и специальные буклеты занимали центральное место в рекламной стратегии конца 1970-х. Интернет тогда находился в зачаточном состоянии, а телевидение, хотя и имело значительный охват, не могло обеспечить такой длительный визуальный контакт с аудиторией, как статичное изображение на постере или газетная реклама. Поэтому создатели «Чужого» сделали ставку на визуальный минимализм и принцип недосказанности, превращая саму рекламу в элемент атмосферного погружения.

Египетский театр «Грауман» на кануне премьеры фильма «Чужой» (1979) 2

«Fantastic Films» (1979) и «Starlog num. 26» (1980-е)

Original size 754x973

постер «Чужой» (1979)

Ключевым визуальным образом этой кампании стало загадочное «яйцо». Оно размещено на почти полностью чёрном фоне, который создаёт ощущение бесконечного пространства или тёмного коридора, простирающегося за пределы кадра. Нижняя часть постера занята металлической решёткой, отсылающей одновременно и к индустриальной среде фильма, и к ощущению холодной отчуждённости. Единственный яркий акцент- неестественно зелёный свет, вырывающийся из трещины в яйце.

Он сразу притягивает взгляд и заставляет зрителя задаваться вопросом: что именно находится внутри? Почему свет зелёный? Почему он единственный источник цвета на изображении?

Original size 679x982

постер «Чужой» (1981)

Типографика на постере также подчёркивает принцип недосказанности. Название фильма «ALIEN» написано крупным, но без деталей, которые могли бы объяснить его смысл. Русское название «Чужой» тоже не даёт зрителю никаких подсказок: чужой кто? человек? инопланетное существо? угроза? Само слово работает как концептуальная ловушка, создавая ожидание столкновения с чем-то иным, нечеловеческим, но при этом никак не визуализированным. Слоган «In space no one can hear you scream» (в русских прокатных вариантах- «В космосе никто не услышит твой крик») закрепляет ощущение изоляции. Он буквально говорит зрителю, что место действия- пространство, лишённое безопасности, связи и возможности позвать на помощь.

Original size 280x400

страница газеты с вставками о фильме «Чужой» (1979)

Зритель, получающий столь ограниченный объём информации, оказывается в позиции исследователя. Он вынужден достраивать смысл визуальных намёков, и именно это вызывает глубокую интригу. В отличие от постеров других хорроров и научно-фантастических фильмов того времени, которые сразу показывали персонажей, монстров или динамичные сцены, «Чужой» предлагает бояться не конкретного существа, а самой идеи космической неизвестности. И это делает рекламную кампанию необычайно сильной.

Она пугает не образом, а отсутствием образа.

Журнал постеров «Чужой» (1979)

Образ яйца оказался настолько удачным, что стал центральным элементом практически всей печатной кампании. Он появлялся на уличных билбордах, на вывесках кинотеатров, на виниловых обложках и в журнальных публикациях. Даже когда выпускались дополнительные постеры, уже после премьеры, прицельно рассчитанные на зрителей, знакомых с фильмом, именно «яйцо» оставалось символом франшизы. И что важно- подобного яйца в фильме нет. Это полностью рекламный образ, созданный как метафора потенциальной угрозы, а не как прямая иллюстрация сюжета. Это ещё сильнее подчёркивает, что кампания работала с эмоциями, а не с фактами.

Original size 400x323

Различные журналы по фильму «Чужой»

Original size 543x790

постер «Чужой» (1980) Польша

Отдельного внимания заслуживает польский постер 1980 года, являющийся ярким примером альтернативной визуальной интерпретации фильма. На нём изображена гротескная анатомическая структура, напоминающая грудную клетку, созданную из сосудистой системы. В центре композиции находятся два глаза, формирующие пугающее «лицо». Основной цвет постера- красный, что резко отличает его от официальной чёрно-зелёной гаммы. Это делает польский вариант более телесным, ориентированным на физиологический ужас, а не атмосферный, космический страх.

Этот плакат предлагает совсем другую метафору. Он не скрывает угрозу, а бросает её зрителю в лицо. Он не работает с тишиной, пустотой и неизвестностью, а говорит прямо, почти агрессивно. Поэтому мне кажется это плакат и не обрел широкой популярности. Он не понимает эстетику «Чужого».

ВИДИОМАТЕРИАЛЫ

Loading...

Отдельного внимания в рамках рекламной кампании заслуживает трейлер «Чужого», поскольку именно он представляет собой наиболее концентрированное выражение её принципов. Это уникальный пример того, как, практически ничего не показывая, создатели смогли рассказать о фильме очень многое- о его атмосфере, ощущении изоляции и опасности, скрытой в космосе.

Трейлер не столько информировал зрителя, сколько заставлял пережить короткую эмоциональную симуляцию фильма, что делает его ключевым материалом для анализа.

С первых секунд зрителя погружает в пустоту космоса: камера движется через черноту, на которой мерцают лишь звёзды. Звуковая дорожка минималистична- слышен только приглушённый шум, напоминающий ветер. Это создаёт ощущение абсолютного одиночества и бескрайности

Original size 2560x1486

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Постепенно в кадре начинает появляться текстура, а потом неидеально гладкую закругленную поверхность, которую сначала можно принять за вид с космоса далёкой планеты. Однако по мере движения камеры становится ясно, что зритель наблюдает не космический пейзаж, а крупный план того самого загадочного яйца, уже знакомого по печатной рекламе. Трейлер повторяет принцип постеров.

Original size 2560x1480

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Сначала он предлагает ложный след, затем отбрасывает его и оставляет зрителя в растерянности. Верхняя часть кадра медленно заполняется буквами, которые неспешно складываются в слово ALIEN. Процесс появления названия очень долгий, растянутый почти до мучительности.

Звуковая дорожка на этом этапе усложняется. К шуму добавляются металлические завывания, пульсации, напоминающие далёкие механические вибрации.

Original size 2560x1486

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Первая минута трейлера- это медленное нагнетание, почти ритуальное приближение к переломному моменту. Когда яйцо наконец трескается, структура трейлера резко меняется. Медитативность обрывается стремительной нарезкой кадров фильма. Аудиодорожка переходит в учащающееся сердцебиение.

Original size 2560x1370

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Оно становится центральным ритмом, задающим темп всего происходящего. Зритель, по сути, начинает слышать собственный страх, и именно этот звук становится главным «комментарием» к происходящему.

Original size 2560x1387

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Сами кадры фильма в трейлере поданы так, что они практически не дают информации о сюжете. Они только передают ощущения: бег по узким металлическим коридорам, затем резкий переход на кадры с медленно движущимися фигурами в скафандрах. Монтаж намеренно сбивает зрителя с толку. Спокойные сцены сменяются хаотичными, открытые пространства- замкнутыми, крупные планы лиц- быстрыми вспышками неизвестных объектов. Всё это погружает зрителя в состояние дезориентации, которое станет ключевым эмоциональным опытом фильма.

Original size 2560x1374

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Чем дальше, тем интенсивнее становятся монтаж и аудио. Сердцебиение ускоряется, крики героев появляются, но их не слышно, потому что звуковая дорожка не позволяет им прорваться. Это один из самых мощных элементов трейлера- в то время как персонажи кричат, зритель слышит только металлический скрежет и тревожное биение. Крик становится визуальным, лишённым аудио. Так трейлер буквально запрещает слышать крик, заранее иллюстрируя знаменитый слоган фильма.

На самой кульминации зрителю на короткий миг- меньше секунды- показывают монстра, да даже и не основного. Это не полноценный кадр, а вспышка, которую сложно даже обработать сознательно. Но именно это мгновение формирует ядро трейлера. Он позволяет увидеть, что угроза реальна, но не позволяет её понять. Это идеальная реализация принципа ужаса через неизвестное.

Original size 1573x962

кадр из трейлера «Чужой» (1979)

Завершается трейлер статичным кадром космического корабля, парящего среди бесконечной черноты. Все звуки затихают, оставляя зрителя в гнетущей тишине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ показывает, что маркетинговая кампания «Чужого» была осознанно выстроена как художественное продолжение фильма, а не как традиционная реклама. Печатные материалы, трейлер и журнальные публикации работали в тех же эмоциональных координатах, что и само кино: изоляция, неизвестность, тревожное ожидание. Реклама не стремилась информировать- она стремилась ощущать. И именно этот подход сделал её уникальной для своего времени.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждается: минималистичный подход и умолчание действительно формировали у зрителя чувство тревожного ожидания, а не просто скрывали сюжет. Кампания «Чужого» продавала атмосферу, и делала это настолько эффективно, что оказалась частью самого фильма, его первой и важной главой.

Именно такая целостность между маркетингом и художественным замыслом объясняет долговечность влияния «Чужого». Рекламная кампания задала новый стандарт для жанра, показав, что страх может рождаться из отсутствия информации, а неизвестность может быть более выразительным инструментом, чем демонстрация монстра. Поэтому маркетинг «Чужого» справедливо рассматривается не только как способ продвижения, но и как самостоятельная художественная стратегия, обеспечившая фильму статус культового.

Original size 315x400

Фото-новела «Чужой» (1979)

Рекламная кампания фильма «Чужой» как продолжение зрительского опыта
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more