Original size 472x680

Феномен Названий Будетлянских Книг

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция.

«Всю ночь просидели мы с друзьями в электрическом свете. Медные колпаки над лампами, как купола мечети, напоминали в своей сложности и причудливости нас самих. Но под ними бились электрические сердца. Впереди роилась лень, но мы все сидели и сидели на дорогих персидских коврах, мололи несусветную чушь и марали бумагу.»

big
Original size 1021x1280

В 1909 году итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти публикует документ, поставивший с ног наголову привычную литературную систему, покусившийся на саму суть всей классической поэзии — «Первый Манифест Футуризма.».

Это резкое высказывание было криком души, жаждущей кардинальных перемен в начале новой декады, когда настроения революций, реформ, научного и технического прогресса и обновлённого просвещения, гуляли по всему белому свету. И одновременно являлась наглым плевком в лицо накопленному за множество веков литературному наследию.

«Ну, друзья, — сказал я, — вперед! Мифология, мистика — все это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, — а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов!»

Примерно в тот же временной отрезок, в «Башню» Вячеслава Иванова, где проводил встречи кружок символистов, явились некие «Полутораглазый Стрелец» и «Председатель Земного Шара».

Original size 621x700

Под этими псевдонимами скрывались «отечественные» творческие бунтовщики — Велимир Хлебников и Давид Бурлюк, и, после их визита все присутствовавшие члены символистского кружка обнаружили в своих карманах продукт первого русского перфоманса: напечатанную кое-как на обоях книжонку, сборник стихов футуристов «Садок Судей».

Original size 600x900

Недолго погодя, движение окончательно формируется и в России: поэты Бурлюк, Хлебников, а также Василий Каменский и Владимир Маяковский выпускают собственный манифест, не менее смелый и радикальный, призывая сбросить всех классиков с «парохода современности» и подразнить недовольных торжеством новых веяний.

Original size 1147x1200

«Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузьминым1, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!..»

Так, русские футуристы, именовавшие себя «будетлянами», взялись за воплощение и показательное обозначение своих идей. В свет начал публиковаться самиздат «поэтов-бунтовщиков» — книги, разительно отливавшиеся от привычных народу произведений, выпускавшиеся в то же время. Феномен русской футуристической книги просуществовал всего десятилетие, пока Первая Мировая Война не разделила и не ослабила связи собиравшихся когда-то вместе единомышленников.

Original size 492x671

Но это движение положило начало целой самостоятельной вехе Нового искусства. Можно бесконечно разбирать поистине «хулиганские» приёмы, использованные футуристами в типографике, иллюстрациях и даже непосредственно в форме, фактуре и методе сшивания самой книги.

Однако в данном исследовании я намерена рассмотреть иной вопрос. Почему именно «Садок Судей»? Действительно, заглавия будетлянских книг не менее интересны, изобретательны и загадочны, чем их содержание. Поэты нового движения вкладывали собственный смысл во всё, а это значит, что и на обложках их произведений присутствует некий особый посыл.

Я намерена предпринять попытку классификации заглавий футуристических книг, чтобы проследить отражение в них идеологии создателей и продемонстрировать: они брали такие, на первый взгляд странные имена для своих изданий не просто так. За этим точно стоит уникальная, характерная для будетлян мотивация.

Тип Первый: «Слово, как таковое».

Original size 492x752

Пета: Первый сборник / Айгустов-Асеев, Бобров-Большаков, Платов, Третьяков, Хлебников, Чартов, Шиллинг, Юрлов. — М.

Одним из требований, указанных в «Пощёчине общественному вкусу» является право «на увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами». При изучении творчества поэтов-футуристов можно обнаружить в их текстах много «слов-новшеств» или окказионализмов.

Авторы выступали за намеренное отречение от использования исключительно укоренившихся в общественном сознании слов, так как, в соотношении с их мировоззрением, такие свойства языка «устарели», и форма слова давно слилась с его привычным значением в словаре.

Original size 492x725

Поэтому, будетляне принялись проводить эксперименты над нераскрытыми возможностями языка, не подбирая под образ, который желали воссоздать, существующие слова, а придумывая новые, предоставляющие конкретно задуманное описание.

Original size 492x691
Original size 492x752
Original size 492x641

Таким образом: Функция, либо определяла форму. Примеры: Ряв, Лирень, Мирсконца

Либо существующая форма видоизменялась и наделась непрямым, новым значением. Примеры: Бубен, Помада.

Original size 492x719
Original size 328x493
Original size 492x642

Можно сделать вывод, что, начиная с самой обложки, футуристы вынуждали любопытствующего читателя приложить усилие, чтобы ознакомиться даже не с самим содержанием книги, а с отсылкой к нему, спрятанной в заглавии.

Подход «Слово, как таковое» рассматривает названия изданий, состоящие из одного слова. В таких «именах» главный акцент ставится на первичные ассоциации, которые они вызывают. Это частично напоминает приёмы, используемые художниками-абстракционистами, которые кодировали смыслы при помощи простых графических форм.

Original size 492x704
Original size 492x710

Заглавия будетлянских книг, относящиеся к этому типу, передают не столько само своё наполнение, сколько его характер. Они словно пытаются спровоцировать читателя, вызвать у него эмоцию, которая либо «отсеет неготовую публику», либо поможет укрепить связь с произведением.

Тип Второй: «Всёчество».

Всёчество — теоретическая концепция, выдвинутая художниками Михаилом Ларионовым, Михаилом Ледантю, Кириллом Зданевичем и литератором Ильёй Зданевичем. Она заключается в рассмотрении всего, накопленного за историю существования человечества искусства, как целостный объект, из которого в Новое время можно брать, адаптировать и истолковывать иным образом любые приёмы, в любом сочетании.

«Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие.»

Футуристы взяли данную теорию на вооружение, смело используя и, по мнению общества прошлых лет, извращая характерные элементы существующих стилей — не только художественных, но и литературных.

Original size 492x650
Original size 492x677
Original size 492x741

Так, названия книг будетлян, относящиеся к типу «Всёчество», состоят из двух и более слов, являют собой словосочетания, либо односоставные предложения. Примеры: «Учитесь, худоги», «Танго с коровами», «Нагой среди одетых». Упор делается на субъективный смысл заглавия, поиск которого читателем похож на разгадывание загадки, либо на осмотр места, где только что случилось происшествие.

Original size 492x776
Original size 492x713
Original size 492x685

В отличие от типа «Слово, как таковое», который взывает к яркому, но явному первичному чувству, интерпретация которого чаще всего сосредотачивается вокруг одного замысла, у типа «Всёчество», за счёт некоторого числа слов в заглавии, наблюдается более комплексное взаимодействие и наложение смыслов. С одной стороны, картина, рисуемая воображением, подробнее. С другой — располагая большим числом деталей, можно выдвинуть более широкий спектр разнообразных истолкований.

Original size 492x676
Original size 492x691
Original size 492x685

Выводы.

Предложенная мной в исследовании классификация названий футуристических книг разделяет их по количеству слов (одно — несколько) и предлагает, опираясь на идеологию будетлян и смежные концепции, два приблизительных пути изобретения наименований.

Original size 492x749
Original size 328x369

Наверняка, внутри этих путей можно выдвинуть «подтипы», либо сформировать классификацию совсем иначе. Но моя позиция заключается в том, что четко прослеживаемая идея возникновения того или иного заглавия противоречит принципам футуризма, которые призывают «освободить слова» и открыться потоку бесконечных новых смыслов и интерпретаций.

Original size 492x521
Original size 492x743

Привычные книги при помощи заглавия кратко и по делу знакомят заинтересованного читателя со своим содержимым. Издания будетлян, наоборот, «хулиганят», предлагая читателю самому сформировать впечатление о скрывающемся под обложкой произведением.

Именно это является одним из факторов, благодаря которому футуристическая книга, пускай просуществовала, как форма воплощения художественной мысли, недолго, стала основой для направлений в искусстве, популярных по сей день. Так, именно благодаря привезённым в Европу экземплярам изданий будетлян, сформировалось понятие книги художника.

Однако это — глава совершенно новой истории.

Феномен Названий Будетлянских Книг
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more