Original size 980x1258

Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика фэшн-шоу в голливудском кино

194
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
Материал подготовлен автором на основе научной статьи «Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах», опубликованной в Международном журнале исследований культуры».

Полный текст статьи доступен по ссылке.

Статья победила в Конкурсе лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ — 2023 (Научная номинация, направление Дизайн).

Появление в классических голливудских фильмах отдельных эпизодов, которые воссоздают структуру и эстетику модного показа, становится закономерным следствием усиливающегося интереса американских киностудий к развитию коммерческого потенциала материальной культуры фильмов, и в первую очередь, костюмов. Безусловно, одежда героев на экране была важным выразительным средством, способным дополнить психологический портрет персонажа и подчеркнуть другие особенности его идентичности. Но не менее важными были и демонстративные функции костюмов в голливудских фильмах.

Слева: кадр из фильма Манекенщица» (Mannequin, 1937, реж.Фрэнк Борзейги)

Справа: кадр из фильма «Украденный праздник» (Stolen Holiday, 1937, реж. Майкл Кёртиц)

post

Привлекательная одежда и модные силуэты на экране уже в период немого кино создавались с целью заинтересовать зрительскую аудиторию [1], и особенно — женскую ее часть. Но если в фильмах 1920-х годов в силу специфики немого кино костюмы на экране были более эксцентричными и вычурными, то в 1930-е годы формируется новый подход к конструкции «голливудского стиля», который является художественным переосмыслением ключевых модных тенденций того времени. И хотя декоративная преувеличенность остается характерной чертой нового «голливудского стиля», в целом костюмы в американских фильмах этой эпохи становятся более элегантными.

Коммерческий потенциал костюмов в кино также усиливается в этот период. Экранные образы ведущих голливудских звезд становятся мощным рекламным инструментом в руках голливудских студий. В материалах, которые публиковали журналы Photoplay, Motion Picture Classic, Moving Picture World и другие, освещались творения студийных художников по костюмам и публиковались развороты с фотографиями костюмов из новинок проката [2]. Открытие бутиков «Cinema Fashions» Бернарда Уолдмана и его аналогов в лице «Studio Styles» от киностудии Warner Bros. [3] обозначило усиление влияния идей голливудских художников по костюмам на тенденции в массовой моде.

big
Original size 1182x852

Постоянная рубрика колумнистки под псевдонимом Seymour, посвященная обзору костюмов в голливудских фильмах и их влиянию на современные моду. Журнал Photoplay, январь 1932 года. Источник: archive.org

Концепция нового «голливудского стиля» как своеобразного альтернативного модного журнала для массовой аудитории закономерно привела к усовершенствованию способов эффектной демонстрации костюмов на экране. В частности, кинематографисты обращаются к визуальному языку и форматам презентации, которые уже существовали в индустрии моды. Так в фильмах появляются эпизоды модных показов, которые иногда могли быть связаны с сюжетом фильма, но чаще имели лишь косвенную привязку к основной линии сюжета. Иными словами, ключевой целью таких модных показов в игровых голливудских фильмах была демонстрация привлекательной одежды на популярных звездах кино.

Слева: сцена из фильма «Мода 1938 года» (Vogues of 1938, 1937, реж. Ирвинг Каммингс)

Справа: сцена из фильма «Мода 1934 года» (Fashions of 1934, 1934, реж. Уильям Дитерле)

Структурные и эстетические особенности эпизодов фэшн-шоу в кино восходят к трем основным источникам. Ключевые принципы визуализации заимствуются из модной кинохроники и женских киножурналов 1910-1920-х годов, для которых были характерны простейшие повествовательные элементы, позволявшие внести разнообразие в структуру модного дефиле. Чаще всего это были сценки, имитирующие разные аспекты светской жизни, и воссоздающие повседневные ситуации, с которыми себя могли соотнести кинозрительницы [4]. Другим важным источником голливудских модных показов становится музыкально-театральная среда.

Кадры из фильма «Девушка с обложки» (Cover Girl, 1944, реж. Чарльз Видор)

Эстетические принципы и особенности хореографии голливудских показов мод восходят к различным музыкальным шоу и ревю-программам, вроде «Безумств Зигфельда» [5]. Завораживающие дефиле хористок под музыкальное сопровождение, а также степенно спускающиеся по лестницам девушки в костюмах от звездных модных дизайнеров были частыми атрибутами подобных представлений. Наконец, многое заимствуется и из настоящих модных показов, особенно из различных концепций дефиле в домах мод и престижных универмагах, которые достаточно активно развивались на протяжении первой трети ХХ века [6]. Такое многообразие источников приводит к тому, что модные показы в голливудских фильмах сочетают в себе как черты классических дефиле в модных салонах, так и черты стилистики представлений музыкального театра.

Original size 1920x741

Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Жан Негулеско)

Поскольку модный показ в кино можно включить в канву повествования далеко не каждого фильма, этот формат чаще использовался в кинокартинах, которые тематически связаны с индустрией моды, или рассказывают о ее представителях — например, модельерах или манекенщицах. Формат фэшн-шоу является удачной визуализацией сюжетов о создании модной коллекции вымышленными кино-модельерами, или же фиксацией успеха в карьерном пути героини-манекенщицы. В фильмах о дизайнерах моды фэшн-шоу чаще всего становятся кульминацией кинокартины, поскольку демонстрируют консолидацию усилий главных героев в разработке коллекции одежды и ее демонстрации в рамках высококлассного модного дефиле. Примерами могут служить фильмы «Роберта» (Roberta, 1935, реж. Уильям А. Сайтер) и «Модные тенденции 1938 года» (Vogues of 1938, 1937, реж. Ирвинг Каммингс).

Кадры из фильма «Роберта» (Roberta, 1935, реж. Уильям А. Сайтер)

В свою очередь, фильмы о манекенщицах могут быть меньше сконцентрированы на тематике моды. По сути, достаточным обоснованием для включения эпизода модного показа в сюжетную канву фильма является сама профессия манекенщицы. Ее профессиональной карьере может уделяться минимальное внимание, а повествование фильма может развиваться в относительно стандартном мелодраматическом или романтически-комедийной ключе. Зато эффектное фэшн-шоу с участием главной героини может не только разнообразить визуальную стилистику фильма, но и создать дополнительный акцент на модных костюмах.

Кадры из фильма «Забавная мордашка» (Funny Face, 1957, реж. Стенли Донен)

Функции модных показов в кино, а также их место в сюжете, варьируются от фильма к фильму. Чтобы очертить своеобразие и эстетические особенности этих эпизодов, обратимся к более подробному анализу голливудских фильмов о манекенщицах, где фигурирует формат фэшн-шоу. Основной целью данного исследования будет выявление ключевых структурных и визуальных особенностей эпизодов модных показов в американских фильмах 1920 — 1960-х годов. Научно-методологической базой исследования станет сочетание культурно-исторического метода и киноведческого анализа голливудских кинокартин этого периода.

post

Библиографическая ссылка:

Бакина Т. В. Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах // Международный журнал исследований культуры. 2022. Т. 1. № 46. С. 85–98.

Электронное периодическое рецензируемое научное издание «Международный журнал исследований культуры.» входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), индексируется поисковой системой научных работ Google Scholar.

Bibliography
Show
1.

Cook P. Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. London: Routledge, 2005. P. 66.

2.

Higashi S. Stars, Fans, and Consumption in the 1950s: Reading Photoplay. New York: Palgrave Macmillan, 2014. P. 169.

3.

Eckert Ch. Carole Lombard in Macy’s Window. // Gledhill Ch. (Ed.), Stardom: Industry of Desire. London: Routledge, 1991. P. 34.

4.

Evans C. The Walkies: Early French Fashion Shows as a Cinema of Attractions // Munich A. (Ed.), Fashion in Film. Bloomington: Indiana University Press, 2011. P. 124 — 126.

5.

Butchart A. J. The Fashion of Film: How Cinema has Inspired Fashion. London: Mitchell Beazley Publishers, 2016. P. 40.

6.

Berry S. Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. P. 53 — 55.

Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика фэшн-шоу в голливудском кино
194
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more