
Полный текст статьи доступен по ссылке.
Появление в классических голливудских фильмах отдельных эпизодов, которые воссоздают структуру и эстетику модного показа, становится закономерным следствием усиливающегося интереса американских киностудий к развитию коммерческого потенциала материальной культуры фильмов, и в первую очередь, костюмов. Безусловно, одежда героев на экране была важным выразительным средством, способным дополнить психологический портрет персонажа и подчеркнуть другие особенности его идентичности. Но не менее важными были и демонстративные функции костюмов в голливудских фильмах.


Слева: кадр из фильма Манекенщица» (Mannequin, 1937, реж.Фрэнк Борзейги)
Справа: кадр из фильма «Украденный праздник» (Stolen Holiday, 1937, реж. Майкл Кёртиц)

Привлекательная одежда и модные силуэты на экране уже в период немого кино создавались с целью заинтересовать зрительскую аудиторию [1], и особенно — женскую ее часть. Но если в фильмах 1920-х годов в силу специфики немого кино костюмы на экране были более эксцентричными и вычурными, то в 1930-е годы формируется новый подход к конструкции «голливудского стиля», который является художественным переосмыслением ключевых модных тенденций того времени. И хотя декоративная преувеличенность остается характерной чертой нового «голливудского стиля», в целом костюмы в американских фильмах этой эпохи становятся более элегантными.
Коммерческий потенциал костюмов в кино также усиливается в этот период. Экранные образы ведущих голливудских звезд становятся мощным рекламным инструментом в руках голливудских студий. В материалах, которые публиковали журналы Photoplay, Motion Picture Classic, Moving Picture World и другие, освещались творения студийных художников по костюмам и публиковались развороты с фотографиями костюмов из новинок проката [2]. Открытие бутиков «Cinema Fashions» Бернарда Уолдмана и его аналогов в лице «Studio Styles» от киностудии Warner Bros. [3] обозначило усиление влияния идей голливудских художников по костюмам на тенденции в массовой моде.

Постоянная рубрика колумнистки под псевдонимом Seymour, посвященная обзору костюмов в голливудских фильмах и их влиянию на современные моду. Журнал Photoplay, январь 1932 года. Источник: archive.org
Концепция нового «голливудского стиля» как своеобразного альтернативного модного журнала для массовой аудитории закономерно привела к усовершенствованию способов эффектной демонстрации костюмов на экране. В частности, кинематографисты обращаются к визуальному языку и форматам презентации, которые уже существовали в индустрии моды. Так в фильмах появляются эпизоды модных показов, которые иногда могли быть связаны с сюжетом фильма, но чаще имели лишь косвенную привязку к основной линии сюжета. Иными словами, ключевой целью таких модных показов в игровых голливудских фильмах была демонстрация привлекательной одежды на популярных звездах кино.


Слева: сцена из фильма «Мода 1938 года» (Vogues of 1938, 1937, реж. Ирвинг Каммингс)
Справа: сцена из фильма «Мода 1934 года» (Fashions of 1934, 1934, реж. Уильям Дитерле)
Структурные и эстетические особенности эпизодов фэшн-шоу в кино восходят к трем основным источникам. Ключевые принципы визуализации заимствуются из модной кинохроники и женских киножурналов 1910-1920-х годов, для которых были характерны простейшие повествовательные элементы, позволявшие внести разнообразие в структуру модного дефиле. Чаще всего это были сценки, имитирующие разные аспекты светской жизни, и воссоздающие повседневные ситуации, с которыми себя могли соотнести кинозрительницы [4]. Другим важным источником голливудских модных показов становится музыкально-театральная среда.


Кадры из фильма «Девушка с обложки» (Cover Girl, 1944, реж. Чарльз Видор)
Эстетические принципы и особенности хореографии голливудских показов мод восходят к различным музыкальным шоу и ревю-программам, вроде «Безумств Зигфельда» [5]. Завораживающие дефиле хористок под музыкальное сопровождение, а также степенно спускающиеся по лестницам девушки в костюмах от звездных модных дизайнеров были частыми атрибутами подобных представлений. Наконец, многое заимствуется и из настоящих модных показов, особенно из различных концепций дефиле в домах мод и престижных универмагах, которые достаточно активно развивались на протяжении первой трети ХХ века [6]. Такое многообразие источников приводит к тому, что модные показы в голливудских фильмах сочетают в себе как черты классических дефиле в модных салонах, так и черты стилистики представлений музыкального театра.
Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Жан Негулеско)
Поскольку модный показ в кино можно включить в канву повествования далеко не каждого фильма, этот формат чаще использовался в кинокартинах, которые тематически связаны с индустрией моды, или рассказывают о ее представителях — например, модельерах или манекенщицах. Формат фэшн-шоу является удачной визуализацией сюжетов о создании модной коллекции вымышленными кино-модельерами, или же фиксацией успеха в карьерном пути героини-манекенщицы. В фильмах о дизайнерах моды фэшн-шоу чаще всего становятся кульминацией кинокартины, поскольку демонстрируют консолидацию усилий главных героев в разработке коллекции одежды и ее демонстрации в рамках высококлассного модного дефиле. Примерами могут служить фильмы «Роберта» (Roberta, 1935, реж. Уильям А. Сайтер) и «Модные тенденции 1938 года» (Vogues of 1938, 1937, реж. Ирвинг Каммингс).


Кадры из фильма «Роберта» (Roberta, 1935, реж. Уильям А. Сайтер)
В свою очередь, фильмы о манекенщицах могут быть меньше сконцентрированы на тематике моды. По сути, достаточным обоснованием для включения эпизода модного показа в сюжетную канву фильма является сама профессия манекенщицы. Ее профессиональной карьере может уделяться минимальное внимание, а повествование фильма может развиваться в относительно стандартном мелодраматическом или романтически-комедийной ключе. Зато эффектное фэшн-шоу с участием главной героини может не только разнообразить визуальную стилистику фильма, но и создать дополнительный акцент на модных костюмах.


Кадры из фильма «Забавная мордашка» (Funny Face, 1957, реж. Стенли Донен)
Функции модных показов в кино, а также их место в сюжете, варьируются от фильма к фильму. Чтобы очертить своеобразие и эстетические особенности этих эпизодов, обратимся к более подробному анализу голливудских фильмов о манекенщицах, где фигурирует формат фэшн-шоу. Основной целью данного исследования будет выявление ключевых структурных и визуальных особенностей эпизодов модных показов в американских фильмах 1920 — 1960-х годов. Научно-методологической базой исследования станет сочетание культурно-исторического метода и киноведческого анализа голливудских кинокартин этого периода.

Библиографическая ссылка:
Бакина Т. В. Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах // Международный журнал исследований культуры. 2022. Т. 1. № 46. С. 85–98.
Электронное периодическое рецензируемое научное издание «Международный журнал исследований культуры.» входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), индексируется поисковой системой научных работ Google Scholar.
Cook P. Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. London: Routledge, 2005. P. 66.
Higashi S. Stars, Fans, and Consumption in the 1950s: Reading Photoplay. New York: Palgrave Macmillan, 2014. P. 169.
Eckert Ch. Carole Lombard in Macy’s Window. // Gledhill Ch. (Ed.), Stardom: Industry of Desire. London: Routledge, 1991. P. 34.
Evans C. The Walkies: Early French Fashion Shows as a Cinema of Attractions // Munich A. (Ed.), Fashion in Film. Bloomington: Indiana University Press, 2011. P. 124 — 126.
Butchart A. J. The Fashion of Film: How Cinema has Inspired Fashion. London: Mitchell Beazley Publishers, 2016. P. 40.
Berry S. Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. P. 53 — 55.