
1. Концепция 2. Визуальный язык и эстетика 3. Психологические и социальные темы 4. Музыкальное сопровождение 5. Заключение 6. Список источников
1. Концепция
Для данного визуального исследования мной был выбран режиссерский путь Стэнли Кубрика — одного из самых влиятельных и признанных режиссеров в истории кино. У него есть ярко выраженный режиссерский почерк, который отличается отличительными особыми стилистическими приемами, сложными темами, раскрытыми в сюжете и техническими инновациями. Для данного визуального исследование мной были выбраны его фильмы: «Сияние», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка», «Космическая одиссея 2001 года» и «Спартак». Постараемся разобраться, какие уникальные приемы и методы использует автор в своём творчестве и почему его работы пользовались такой популярностью. Первой и наиболее приметной из особенностей режиссуры Кубрика является его способность акцентировать внимание зрителя на визуальном языке: Кубрик был мастером визуальной композиции и внимательно продумывал каждый кадр своих фильмов. Он часто использовал широкие панорамные планы, долгие камерные движения и симметричные кадры, чтобы создать впечатляющие визуальные образы. Визуальная эстетика Кубрика стала его визитной карточкой.
Сюда же можно отнести и постоянное использование игры света и тени: Кубрик мастерски использовал свет и тень, чтобы создавать атмосферу и подчеркивать эмоциональную глубину сцен. Он экспериментировал с освещением и создавал впечатляющие визуальные контрасты, которые подчеркивали настроение и насыщенность кадра. Примером проявления таких инструментов служат «Сияние» и «Заводной апельсин». Кубрик славился своей педантичностью и скрупулезностью в работе. Он был известен тем, что тратил много времени на подготовку и исследования для каждого своего проекта. Он стремился к совершенству в каждой детали фильма, начиная от сценария и заканчивая монтажом. Его усердие проявлялось даже при дубляже — он лично занимался курированием дубляжа своих фильмов: подбирал текст, локальные поговорки (элемент с печатной машинкой в «Сиянии»). Далее идёт использование медленного темпа в своих фильмах: фильмы Кубрика характеризуются медленным темпом повествования. Он использовал эти приемы, чтобы создать атмосферу напряжения и нервозности у зрителей, а также чтобы позволить им вникнуть во внутренний мир персонажей, показывая их эмоции, паттерн поведения и мимику.
Сложные темы. Кубрик обращал особое внимание на изучение сложных аспектов человеческой психологии. Он часто исследовал темы безумия, одиночества, войны и насилия. Кроме того, в его фильмах раскрываются интеллектуальные, социальные и философские темы: Кубрик был известен своими фильмами, которые затрагивают сложные философские и интеллектуальные темы. Он часто исследовал вопросы человеческой сущности, смысла жизни, нравственности и технологического прогресса. Фильмы, такие как «Космическая одиссея 2001 года» и «Заводной апельсин», вызывают у зрителей глубокие размышления. В фильме «Спартак», казалось бы в эпическом пеплуме, затрагиваются темы расизма и угнетения по различным признакам. Его фильмы заставляют зрителей задуматься о глубоких вопросах и вызывают эмоциональные и интеллектуальные реакции. Во многих фильмах Кубрика можно найти элементы черного юмора. Он умел использовать иронию и сатиру для подчеркивания абсурдности некоторых ситуаций или поведения персонажей. Это помогает создать уникальный тон и особую атмосферу в его работах, таких как «Цельнометаллическая оболочка».
Необычные повествовательные структуры: Кубрик экспериментировал с необычными повествовательными структурами, используя нелинейные сюжеты и нестандартные хронологические скачки. Примеры таких фильмов включают «Космическую одиссею 2001 года» и «Сияние», в котором это особенно выражено. Эти приемы помогают Кубрику вызвать у зрителя чувство дезориентации и загадочности, а также иногда помогают раскрытию мотивации персонажа или сюжета фильма. Далее идёт использование музыки. Музыкальный выбор Кубрика всегда являлся важной частью его фильмов. Классическая музыка, демонстрируемая в некоторых его фильмах, может создавать особую атмосферу, когда визуальная часть максимально противопоставляется музыкальной, или наоборот, сопровождает.
2. Визуальный язык и эстетика
«Космическая Одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
Стремление к симметрии — один из самых распространённых стилей подачи визуальной информации в творчестве Стэнли Кубрика. Через симметричный или около симметричный показ событий режиссёр добивается идеального кадра с гармоничными и точно выверенными декорациями.
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
Вышеописанные кадры представляют из себя пейзажи прекрасных локаций, через которые режиссёр показывает изначально заданную в сценарии гармонию окружения, сменяемое последующими печальными событиями.
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Космическая Одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968)
«Космическая Одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968)
В своих фильмах Стэнли Кубрик активно использует световые приёмы и яркие световые вспышки. В Космической Одиссее данные световые приёмы используются для демонстрации элементов научной фантастики и быстрых перемещений во времени.
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
Стэнли Кубрик часто использует элементы наготы в своём творчестве, будь то полное обнажённое тело или частичное. Например, фильме «Заводной апельсин» это используется в сценах сексуального насилия или для демонстрации пороков общества, о чём подробнее будет позже.
3. Психологические и социальные темы
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
Фильмы Кубрика очень хорошо демонстрируют различные виды психологического насилия. Очень часто данные сцены ментального и словесного унижения и «перевоспитания» приводят к сочувствию к герою, или как в случае «Заводного апельсина» — к омерзительному злодею и негодяю.
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
Помимо психологического насилия, автор часто прибегает к насилию физическому. В своих фильмах Кубрик через убийства, изнасилования и избиение буквально вызывает негативное отношение к происходящим событиям или к отдельным персонажам. Обильно кровавые сцены создают эффект страха и волнения у зрителя.
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Спартак» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Спартак» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
В своих фильмах «Спартак» и «Цельнометаллическая оболочка» Кубрик хорошо показывает коллективные идентичности, такие как армия (Цельнометаллическая оболочка буквально посвящён этому). Также в этих фильмах очень подробно демонстрируются ужасы и прочие бедствия, связанные с войной
«Космическая Одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968)
В своём фильме «Космическая Одиссея 2001 года» автор умело отобразил главного антагониста — суперкомпьютер ХЭЛ-9000 в виде некого подобия «всевидящего ока», тем самым предав ему мощи по сюжету
«Спартак» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
В своём фильме «Спартак» 1960 года Кубрик не побоялся продемонстрировать проблемы сексуальных меньшинств. В фильме, посвящённому восстанию рабов за свободу от тиранического правления режиссёр нашёл место для демонстрации сексуальной свободы.
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
Автор часто использует текстовую информацию для передачи сюжетной информации и задания особой напряжённой атмосферы
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
Многие вышеперечисленные кадры из фильмов Кубрика показывают все ужасы такого явления как смерть. Будь то жертвы войны, попытка самоубийства или просто кровавая резня, сцены смерти в его фильмах хорошо раскрывают всю трагичность и печальность этого явления
4. Музыкальное сопровождение
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
«Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971)
Фильмы Кубрика славятся идеально подходящим музыкальным сопровождением. В особенности это хорошо раскрывается в «Заводном апельсине», где обильная часть сюжета посвящена взаимодействию главного героя с классической музыкой. Следовательно, в этом фильме многие сцены сопровождаются различными произведениями Бетховена и других классиков, что вкупе с ультранасилием предаёт данному фильму особую эстетическую ценность
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
«Цельнометаллическая оболочка» (реж. Стэнли Кубрик, 1987)
Стэнли Кубрик помимо обычной музыки демонстрирует в своих фильмах хоровое пение. К примеру, в «Цельнометаллической оболочке» это показывает сплочённость солдат.
«Сияние» (реж. Стэнли Кубрик, 1960)
В «Сияние» музыкальное сопровождение часто дополняет тревожную обстановку на экране. Другое проявление музыки в этом фильме — финальная сцена медленного скольжения камеры в сторону фотографии с главным героем, которая сопровождается тихой и спокойной музыкой. Это создаёт атмосферу абсурда, ибо эта сцена идёт сразу после ужасной погони в зимнем саду-лабиринте.
5. Заключение
В целом, режиссерский почерк Стэнли Кубрика характеризуется вниманием к деталям, визуальной выразительностью, философскими и интеллектуальными темами, медленным темпом повествования, экспериментами с повествовательными структурами и использованием музыки. В его фильмах можно увидеть множество сцен насилия и убийств, что показывает его как мастера драмы и жестоких сцен. Его фильмы оставили значительное влияние на современное кино и по-прежнему являются объектом изучения и восхищения для многих режиссеров и кинолюбителей.
6. Список источников
Mario Falsetto Stanley Kubrick: A Narrative and Stylistic Analysis. — 1-e изд. — Westport: Praeger Publishers, 2001
Уваров Сергей КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ФИЛЬМАХ СТЭНЛИ КУБРИКА // Musiqi Dünyası. — 2012. — № 1(50). — С. 70-77.
Jerold Abrams The Philosophy of Stanley Kubrick. — 1-e изд. — Lexington: Editorial and Sales Offices, 2007
James Naremore Stanley Kubrick and the Aesthetics of the Grotesque // Film Quarterly. — 2006. — № 1(60). — С. 4-14.
Randy Rasmussen Stanley Kubrick: Seven Films Analyzed. — 1-e изд. — Jefferson: McFarmland Publishers, 2004
https://www.kinopoisk.ru/film/380/screenshots/page/8/ (дата обращения 15.05.2023)
https://www.kinopoisk.ru/film/409/stills/ (дата обращения 15.05.2023)
https://www.kinopoisk.ru/film/418/screenshots/ (дата обращения 15.05.2023)
https://www.kinopoisk.ru/film/475/stills/ (дата обращения 15.05.2023)
https://www.kinopoisk.ru/film/391/screenshots/ (дата обращения 15.05.2023)