Original size 1140x1600

История черкесского костюма

19
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция; 2. Мужской костюм — цей: ⠀◦ Аксессуары; ⠀◦ Головные уборы; ⠀◦ Обувь. 3. Женский костюм — бостей: ⠀◦ Аксессуары; ⠀◦ Головные уборы; ⠀◦ Обувь. 4. Заключение; 5. Источники.

Концепция

Для любого народа огромную роль играет собственный народный костюм. Черкесский костюм имеет богатую историю, и даже в современности остается популярным среди молодежи. Изучить историю, тренды, и элементы народного костюма адыгов — интересная и сложная задача, так как со временем сохранилась далеко не вся информация о костюмах. Женские и мужские костюмы во многом различаются, но, что интересно, в ходе исследования мы увидим, что у них достаточно много общего: от фасона до выбора цвета и декораций. Черкесская одежда была многослойная, часто наслаивались несколько рубах, как и у мужчин, так и у женщин. Что особенно интересно — женщины, как и мужчины, всегда обязательно носили штаны, несмотря на современную традицию носить исключительно платья с национальным костюмом.

Кроме того, костюмы имели различия в зависимости социального статуса и семейного положения адыга. Костюм был проще у обычных кабардинцев, а представители высших сословий богато украшали свой костюм. Кроме того, им отводились собственные цвета для костюмов, носить которые обычному крестьянину запрещалось.

Отдельным, очень важным, элементом является черкесская вышивка золотом и серебром. Талантливые швеи золотом украшали, кажется, каждый элемент костюма: платье, бешметы, кафтаны, шапочки, обувь. Заметна очень талантливая работа ювелиров того времени: пояса и гарницы на мужском костюме украшены серебряными элементами с очень разнообразными и подробными узорами.

Материал для исследования отобран по мере доступности — к огромному сожалению, большинство старых костюмов не сохранилось, несмотря на преемственность вещей у черкесов и к старанию сохранить традиции и элементы своей культуры. Поэтому большая часть визуального ряда в исследовании — это более поздние примеры костюма. Хотя, стоит отметить, что за последние несколько веков что женский, что мужской народный черкесский костюм практически не поменялся, что позволяет нам представить, как этот костюм выглядел в более ранние эпохи.

В исследовании мы подробно рассмотрим все разнообразные элементы костюма, создают узнаваемый образ. Какие элементы одежды были обязательной частью костюма, а какие нет. Отдельно в каждом пункте мы рассмотрим украшения и аксессуары: как декорировались костюмы, каких цветов они были, какие узоры были более распространены.

В исследовании рассмотрятся головные уборы, обувь, и, в особенности, пояса — пожалуй, ключевой элемент черкесского костюма, как для женщин, так и для мужчин. Надеюсь, в результате этого исследования, костюм предстанет в новом виде, и читатель узнает много нового о культуре черкесов.

Мужской костюм

Цей

Original size 2076x915

Черкеска. Элементы костюма из разных веков.

Цей обычно шили из сукна. Верхняя часть черкески плотно прилегала к туловищу, а спинка костюма у талии была заужена: считалось, что у настоящего черкеса должна быть стройная фигура и тонкая талия. Книзу силуэт расширялся. Воротник у черкески отсутствует.

Original size 768x576

Мужская черкеска. XIX–XX вв.

Original size 1275x849

Мужская черкеска. XX в.

По центру костюма имелся широкий вырез, через который было видно рубаху, которую всегда носили под цей. С распространением огнестрельного оружия, по бокам от выреза стали размещать газырницы, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри. Рукава у черкески бывали с вырезами, укороченные, или длинные.

Original size 1275x849

Мужской бешмет. XIX в.

Праздничные цей у черкесов делали из разноцветного сукна: красного, зеленого, желтого, голубого, и даже золотисто-жёлтого и фиолетового; часто украшали галунами и вышивкой. Обычная черкеска была чёрной, бурой, коричневой или серой. Белую черкеску носили только богатые дворяне или князья.

Цей совмещался с верхней плечевой одеждой — буркой. Бурки носили снаружи в любую погоду и время года. Хорошую бурку можно было поставить вертикально, ничем не подпирая — если она не падала, то её сваляли хорошо.

Существовало два типа бурок: колоколообразная с узкими плечами и с широкими плечами. Её носили на левом плече, но при сильном ветре бурка надевалась на оба плеча.

Некоторые черкесы, и другие народы Кавказа, в том числе, носили шубы, в основном овчинные; хотя упоминались шубы, сделанные из шкур других животных.

Под цей носился каптал, который часто был длиннее его и выглядывал из-под подола. Это была одежда из шёлка, которая часто украшалась галунами, золотой или серебряной вышивкой. Простые капталы шили из холста, полотна или бязи. Иногда капталы носились без черкески как праздничная одежда, так как черкеска надевалась только в определенных случаях. У адыгов, возможно, и под капталом надевалась ещё одна рубаха, самая длинная.

Штаны шили из сукна или холста. Они бывали белые, серые или бурые. В основном это были широкие штаны, которые заправлялись в ноговицы.

Аксессуары

Original size 1500x843

Мужской пояс. XX в.

Пояс был обязательным элементом мужского костюма. Мужские пояса делали из кожи или ткани. Обычно это были тонкие пояса с декоративной пряжкой, наконечником и обоймой для протягивания конца ремня. Часто они имели по большей части декоративные подвески, хотя некоторые носили функциональный смысл.

Иногда вместе с кожаным поясом в феодальной среде носился также тканевый пояс. Такой пояс обматывали вокруг талии и спускали спереди двумя концами.

Головные уборы

Original size 1226x850

Мужская шапка. XX в.

Головные уборы у кавказских народов всегда были очень разнообразны и многочисленны, так как являлись статусным предметом и носились в любой среде. Шапки бывали из ткани, из меха или войлока, а иногда совмещали ткань с мехом. По нижнему краю тканевых шапок часто имелась нашивка из золота или серебра. Такие шапки носились высоко, не закрывали лоб. Бывали шапочки в форме скуфьи и колпаков.

Конечно, ключевым головным убором является папаха. У адыгов папахи были низкие и с плоским дном, а сама папаха имела выпуклую форму.

Обувь

Под обувью носились наголенники или ноговицы, которые защищали одежду ног пешего или всадника. Их подвязывали ремешками, которые часто имели декоративные металлические элементы. Наголенники делали из войлока, сукна или кожи. Парадные — из сафьяна. Наголенники и ноговицы были обязательным элементом костюма, так как защищали штаны от лошадиного пота, от веток и камней, а также помогали перемещаться пешеходам в условиях горного рельефа.

Обувь отличается изящностью и красотой отделки. Часто они имели один только шов спереди и плотно прилегали к ноге. Иногда они украшались золотом или серебром. Подошва у обуви отсутствовала.

Женский костюм

Бостей

Original size 576x768

Женский нагрудник. XIX–XX вв.

Верхняя женская одежда, надевавшаяся поверх рубахи, штанов и кафтанчика, у черкесов называлась бостей, в переводе — женское платье. Ранние бостей были распашные, более поздние варианты были закрытые. Женские платья были без воротников и имели открытую грудь, а на поясе была застёжка. Длина у платья была разная — одни костюмы доходили до земли и носились с более короткой рубахой, а другие доходили до колен, и из-под подола виднелась рубаха. У адыгов из разных регионов длина рубахи под платьем различалась.

Original size 2076x899

Платье и рукава. XXI в.

Особое внимание нужно уделить рукавам платья. Чаще всего это был узкий рукав с разрезом подмышкой. Иногда рукав зашит только до локтя, а дальше свисает вниз, прикрывая руки. Бывали и рукава, расширяющиеся книзу, как короткие, так и длинные. Разрезы бывали разные по длине и расположению, иногда даже с наружней части рукава. Рука никогда не оставалась обнаженной выше локтя, её всегда закрывал кафтанчик или рубаха под бостей. Распространенный сейчас в народном костюме рукав с длинной округлой лопастью раньше встречался очень редко.

Original size 1548x849

Рукав с декоративной нашивкой. XXI в.

Original size 2844x893

Пара женских рукавов. XX в.

Original size 2844x893

Подвеска нарукавная. XIX–XX вв.

Под бостей надевалась рубаха и, иногда, кафтанчик. Рубаха имела туникообразный покрой, и бывала разной длины: иногда до щиколоток, иногда немного ниже колен. Рукава обычно длинные и широкие. Рубахи шили из холста, из шёлковой или полушёлковой ткани. Иногда использовались ткани с рисунком.

Original size 2844x1163

Нижнее женское платье. XXI в.

В более ранние периоды летом платье не носилось, а в будничные дни девушки могли ходить в рубахе и штанах, без платья. Традиция носить платье сложилась уже позднее.

Все кавказские женщины носили штаны. Черкешенки носили длинные широкие штаны, которые собирались у щиколотки и почти всегда были видны из-под рубахи или платья.

Original size 768x576

Черкесский корсет. XIX в.

Адыги были одним из народов Кавказа, где девушки носили корсеты — куэншыбэ. У женщин, как и у мужчин, идеалом красоты считалась стройная фигура и тонкая талия. Поэтому на молодых девушек и девочек надевались корсеты, чтобы сузить талию. Такие корсеты шили из кожи или сафьяна. Корсет начинался от плеч и опускался до бёдер. Спереди в корсет вставляли деревянные пластинки, чтобы фигура была плоской. Сзади также была деревянная пластинка, а сам корсет завязывался спереди тонким шнурком.

Original size 2076x768

Корсет спереди и сзади. XIX в.

Такой корсет носился с 10-12 лет вплоть до замужества. В целом корсет негативно влиял на развитие тела девушки, и часто, после такого длительного ношения корсета, девушки начинали сутулиться. Хотя такие корсеты носили, обычно, только девушки высших сословий.

Женский кафтан имел покрой мужского бешмета и плотно лежал по фигуре. Кафтаны имели стоячий воротник и длинный, плотный рукав, выглядывающий из-под бостей. Длина у кафтана была разная — иногда она спускалась до колен, иногда ниже.

Original size 2844x1163

Женский нагрудник. Застёжки XIX в. Нагрудник XXI в.

Кафтанчик, в отличие от корсета, носили как замужние, так и незамужние девушки, и он имел много вариаций. Они имели металлические застёжки или шнурковые пуговицы. В отличие от других народов Кавказа, у кабардинок кафтанчик являлся обязательной частью народного костюма в его полном виде.

Различают, в основном, два типа верхней тёплой одежды: шуба из овчины или меха, и капталы, стёганные на шерсти или вате. В холодное время года, в горах, женщины надевали распашную тёплую одежду из шелковой или хлопчатобумажной ткани, стеганной на слое шерсти. Кабардинки не так часто носили такую тёплую одежду.

Аксессуары

Original size 768x512

Женский пояс. XIX в.

Большая часть украшений у адыгов пришивалось к платью и имела как декоративный, так и функциональный смысл. Нашивные украшения — это очень давняя традиция адыгов.

Original size 1274x850

Женский кисет. XX в.

Платья очень богато украшались аграфами — застежками, пуговицами и поясами. Все это декорировалось серебром. Часто носились подвески с амулетами, а вот бусы популярностью не пользовались.

Пояса не являлись обязательным элементом костюма черкешенки. Упоминались пояса из ткани, кожи или шнура, которые надевали поверх рубахи. Более поздние кожаные ремешки стали более распространены, и всегда, по возможность, богато украшались серебряными пряжками. Самые нарядные пояса надевались лишь в торжественных случаях. Такие пояса носились довольно низко, что связано с формой корсета, немного занижающей талию.

Original size 1482x849

Подвеска. XXI в.

Головные уборы

Original size 840x768

Женская шапочка. XIX–XX вв.

Головные уборы у кабардинок были разнообразны и связаны с социальным статусом девушки и с её семейным положением. Девушки могли ходить без головных уборов, с заплетенными или распущенными волосами, но все-таки большинство отдавали предпочтение ходить в шапочках.

Original size 1184x850

Шапочка. XXI в.

Самой популярной была шапочка из ткани красного цвета, сшитая на вате, которая, как и мужская, украшалась нашивкой из серебра или золота по нижнему краю. Шапочки богато украшались, надевались высоко: это визуально сильно увеличивало рост черкешенки. Шапочки часто имели металлические навершия.

Замужние же девушки часто надевали шапочку, завязанную узлом на темени, поверх которой накидывали довольно большой шалью. Этой шалью они могли прикрывать лицо при встрече с мужчинами, что, скорее всего, является влиянием мусульманской Турции. Девушки тоже часто накидывали легкий платочек или шарф поверх шапки, но лицо им не прикрывали. Девушки всех сословий могли носить обычный платок, не закрывающий лицо. Иногда волосы и косы девушек обматывались тканью, так, чтобы обмотка сочеталась с головным убором.

Обувь

Original size 1233x850

Женские ходули. XIX в.

Обувь во многом была похожа на мужскую. Это была мягкая обувь из кожи, под которой носились носки из сафьяна. Поверх этой обуви носили деревянные ходули — пхавако. Такие ходули практически всегда надевали во время торжеств и особенно свадеб, но их носили и в обычное время.

Заключение

Original size 2076x899

Кукла. XX в.

Черкесский традиционный костюм, как женский, так и мужской, за всё свое время существования претерпел лишь несколько кардинальных изменений, а большинство элементов костюма сохранились сквозь время. Это связано с большой любовью и уважением черкесов к собственным традициям и культуре: поэтому большая часть элементов вышивки и аксессуаров черкесского костюма и по сей день остаётся неизменной.

Источники

Bibliography
1.

Студенецкая Е. Н. «Одежда народов Северного Кавказа XVIII–XX вв.» — М.: Наука, 1989. 288 с.

2.

Абхазов А. Х., Анчабадзе Ю. Д., Кушхабиев А. В., Паштова М. М. «Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкессы. Шапсуги.» — М.: Наука, 2022. 870 с.

3.

Дмитриев В. А., Мастафов В. Б. «Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея» Российский этнографический музей. 2016. 267 с.

Image sources
1.

Российский этнографический музей. https://collection.ethnomuseum.ru/

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more