
КОНЦЕПЦИЯ
I. Определение стиля Ар-деко и его истоков на Западе: что включает в себя это понятие в США и Европе?
II. Условия формирования стиля Ар-деко в СССР: социальные предпосылки, предшествующие события в мире советского дизайна и конструктивисты.
III. Сравнительный анализ стилей Ар-Деко США и СССР: эстетика, функция, технология производства, уникальность предметов и кустарные методы в США / промышленные масштабы в СССР.
IV. Ар-Деко СССР: что первично — эстетика или функция? Черты конструктивистского функционализма в Советском Ар-Деко.
ВЫВОД

Ле Корбюзье в квартире-студии в доме Molitor. Париж. 1953.
«Дом — это машина для жилья»
— цитата Ле Корбюзье из трактата «О природе жилой архитектуры».
[КОНЦЕПЦИЯ]
Советский стиль Ар-деко и конструктивистский функционализм на первый взгляд представляют собой стилистически противоположные явления, возникшие в разных социо-культурных условиях: первый — как утончённый, элитарный символ буржуазного мира, второй — как строго утилитарная и революционная концепция конструирования жилой среды. Однако их сосуществование и постепенное сплетение в контексте советской архитектуры, дизайна и культуры 1930-х годов открывают уникальную возможность рассмотреть их как части единого феномена — идеологически окрашенного предметного искусства СССР. Мы попытаемся выявить корни, принципы и цели, которые сближают советский Ар-деко с конструктивистским функционализмом, несмотря на разницу в формообразование. Западный Ар-деко, сформировавшийся в 1920-х годах и получивший имя от Международной выставки в Париже в 1925 году, с самого начала заключал в себе слияние ремесленной традиции с технологическим прогрессом. Его отличали роскошь, утонченная декоративность, внимание к материалу и форме, утопизм прогресса в обёртке для буржуазной капиталистической среды. В США Ар-деко стал языком коммерческого успеха: небоскрёбы, кинотеатры, роскошные вестибюли банков и отелей были наполнены экзотикой и глянцевой отделкой — от хрома и стекла до слоновой кости. Незадолго до этого в СССР на фоне идей революции и поисков новой художественной системы родился конструктивизм — как художественно-политическая программа полной перестройки окружающей среды. Конструктивисты отказывались от декоративности, считая её буржуазной, и предлагали рационализированное форму, сделать её производственно целесообразной. Их лозунги — «искусство в жизнь», «производственное искусство» — стали основными установками для всего дизайна первой советской пятилетки. Однако парадокс заключается в том, что к 1930-м годам конструктивизм, будучи отвергнут как слишком формалистский и «левый», не исчез, а трансформировался и влился в канон «официального» стиля, одним из обличий которого стал советский Ар-деко.
Он вобрал в себя монументальность и видную идеологическую составляющую, однако на уровне форм и художественных решений нередко сохранял в себе конструктивистские идеи. Геометрические ступенчатые композиции, игра света, рациональность и симметрия конструктивизма соединяются с декоративной оболочкой и символами государственной мощи — выполненными уже в духе Ар-деко. Таким образом, на уровне формы между конструктивизмом и Ар-деко возникает, своего рода, стилистический гибрид. Исследование советского Ар-деко как особого стиля показывает, что функция и эстетика в нём сосуществуют в постоянном напряжении. С одной стороны, сохраняется логика промышленного дизайна: здания и объекты выполняют социально значимые функции, соответствуют логике массового производства, стандартизации, технологической целесообразности. С другой стороны, Ар-деко в советском контексте используется как средство демонстрации нового, тоталитарного, общественного строя. Роскошь теперь не символ частного успеха, она служит государству, демонстрирует его успех. Декоративные мотивы больше не выражение индивидуальности, а часть риторики: они несут в себе символику новой плановой экономики и революции. Советский Ар-Деко не гедонистическое продолжение западного стиля, оно несёт новую функцию воспитания и визуального программирования масс.
Особое значение в этом контексте имеют сами объекты: метрополитен, выставочные павильоны, дома культуры, дворцы труда — это всё здания общественных сборов, в которых, по факту, происходили основные события в жизни советского человека. В них эстетика Ар-деко работала для наполнения пространства идеологическими смыслами, но сам архитектурный скелет зачастую оставался конструктивистским. Формообразование, как и в авангардных проектах 1920-х годов, основывалось на рационализме и структурной целесообразности. Даже в дизайне интерьера, мебели и света можно увидеть продолжение конструктивистской линии — серийность, доступность, простота использования.
Таким образом, советский Ар-деко нельзя воспринимать как простое заимствование западного стиля. Это результат внутренней трансформации конструктивистского функционализма, его идеологической адаптации и эстетической переработки под задачи государства. Элементы западного Ар-деко — геометрия, симметрия, орнаментика, дорогие материалы были пересмотрены и переосмыслены. В СССР они обрели монументальный масштаб, идеологическую нагрузку, подчинились логике социалистического государства, стали формой для нового мира: мира будущего, мира великой стройки, нового человека. Именно здесь — рождается уникальное художественное явление, которое заслуживает осмысления, как оригинальный вклад в мировую архитектуру и дизайн.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ АР-ДЕКО И ЕГО ИСТОКОВ НА ЗАПАДЕ: что включает в себя это понятие в США и Европе?
Обратимся к происхождению Ар-деко, как самостоятельного художественного направления на западе. Возникнув на рубеже 1920-х годов, Ар-деко оформился в результате синтеза модерна, кубизма, неоклассицизма и этнических мотивов, вобрав в себя как декоративные, так и индустриальные элементы. Официальной точкой отсчёта считается Международная выставка декоративного и промышленного искусства в Париже 1925 года, благодаря которой у стиля появилось название. Рассмотрит, как Ар-деко приобрёл различные черты: от элитарной декоративности интерьеров до коммерческой архитектуры и дизайна мегаполисов. Выделим и подтвердим основные черты: геометризация, мотивы древности, культу технического прогресса и эстетизации повседневности. Через призму этих мы сможем наиболее полно сравнить западный стиль с советским аналогом.
Жак-Эмиль Рульманн, Павильон L’Hôtel du Сollectionneur, 1925
Термин «ар-деко» закрепился за стилем после громкой выставки в Париже в 1925 году. Именно тогда декоративное искусство стало предметом национальной гордости, символом возвращающегося гедонизма и эстетического комфорта в тяжелые годы послевоенной Европы.
Жак-Эмиль Рульманн, круглый столик с ножками-колоннами, 1920-22
Работы Рюльмана наглядно демонстрирует элитарный характер западного стиля. Дорогостоящие материалы: макассар, инкрустация слоновой костью, филигранная работа и обтекаемые формы подчёркивают ценность вещи не как утилитарного объекта, а как предмета роскоши. Этот кофейный столик и комод создавались для частного, заказчика, как индивидуальный проект, и существовали вне массового производства, что, например, уже противоречит идеологическим задачам советского дизайна.
Жак-Эмиль Рульманн, комод Lassalle, 1925.
Тимоти Л. Пфлюгер, Кинотеатр Paramount, 1931
Интерьеры американских кинотеатров — это идеальный пример слияния архитектуры и дизайна Ар-деко. Золото, зеркала, богатые рельефы создавали эффект сказки, капиталистической утопии, побуждая людей покупать всё больше и больше. Западный Ар-деко становится способом воздействия через впечатление, он создает блеск, иллюзию изобилия.
Уильям Ван Ален, Крайслер-билдинг, 1930 г.
Этот небоскрёб — квинтэссенция урбанистического Ар-деко. Металлический шпиль, машинные символы в деталях фасада, устремлённость всей формы вверх и ритмичность, всё подчёркивает промышленную мощь и роскошь, которую она может превнести в мир. Это здание целый манифест прогресса и элитарного успеха, типичный для капиталистической архитектуры начала XX века.
Уильям Ван Ален, интерьеры Крайслер-билдинг, 1930 г.
Таким образом, западный Ар-деко — это стиль, оформившийся в условиях коммерческого успеха, как символ индустриального престижа. Он стремился к визуальной экспансии капитализма, подчёркивал индивидуальность и роскошь, и потому плохо сочетается с задачами общественно ориентированного искусства СССР.
Ар-деко на Западе — это эстетика избранных, отражающая капиталистические ценности через форму и материал.
II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ АР-ДЕКО В СССР: социальные предпосылки, предшествующие события в мире советского дизайна и конструктивисты
Теперь проанализируем специфику историко-культурных и политических условий, приведших к появлению и своеобразному «воспроизведению» Ар-деко в Советском Союзе. В отличие от Запада, где стиль отражал дух потребления и буржуазности, в СССР он возник, как результат идеологической, технологической и эстетической трансформации. Проследим, как после революции 1917 года изменилась художественная среда: конструктивизм с его установками на рациональность, массовое производство и функциональность стал доминирующей концепцией 1920-х годов, однако, к началу 1930-х он был объявлен формалистским и, как следствие, запрещён. На смену пришёл запрос на более монументальный язык выразительности, способный также визуально формировать символы государственной тоталитарной власти. Советский Ар-деко должен был стать стилем, способным решить задачу синтеза декоративного и производственного, художественного и идеологического. Обратимся также к конструктивистским методам и их влиянию на архитектуру и дизайн 1930-х — 1950-х годов, когда советский Ар-деко уже сформировался и заключил в себе компромисс эстетики и функции.
Казимир Малевич, «Супрематическая композиция», 1916–1919 / Эль Лисицкий, «Клином красным бей белых», 1919-1920
Искусство конструктивистов в СССР первой четверти XX-века строилось на идее отказа от изобразительности ради чистой функции и формы. Художник больше не рассматривается, как «творец красоты», он становится проектировщиком новой реальности. Искусство должно быть полезным, технически воспроизводимым, а его задача — служить индустриализации и строительству нового быта. Конструктивисты отвергали живопись и скульптуру ради плаката, шрифта, дизайна. Например, Александр Родченко создаёт афиши с жёсткой композицией и активной типографикой, Варвара Степанова разрабатывает рабочую одежду, одежду лишённую модных деталей, но удобную и технологичную. Эль Лисицкий создаёт агитационные плакаты, архитектурные проекты и образы «проунов», пространственных конструкций, в которых форма заменяет сюжет. В архитектуре конструктивизм воплощался в виде домов-коммун, клубов и фабрик-кухонь. Всё искусство превращается в инструмент реорганизации быта и мышления под задачи нового социалистического общества.
Шахматный стол, Казимир Малевич, 1925 г.
Шкаф-комод, Николай Суетин. 1927.
Приведённые выше предметы — это пример конструкции без декоративной стилизации, они подчинены идее вещи, как инструмента быта.
Такая мебель символизирует логический пик конструктивизма — она рациональна, проста и модульна. Тем не менее, массовый потребитель видел в ней бедность идеи и недостаточную идеологическую ориентированность. Это привело к поиску визуально более выразительных форм — в том числе и в направлении Ар-деко, как оппозиции западному строю.
Стул для спектакля «Инга» в Театре Революции. А. Родченко. 1929.
«Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, пора понять и усвоить, что культура, используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся — государства диктатуры пролетариата.»
— Иосиф Сталин, цитата о природе идеологического искусства.
Идея социалистического реализма, пришедшего на смену модернистским течениям, основывалась на том, что искусство должно быть понятным, жизнеутверждающим и служить воспитанию граждан. Художник теперь не просто творец, он инженер-художник и обязан показывать реальность, такой, какой она должна быть, согласно государственной риторике. Абстракции, личные переживания или художественное самовыражение стали считаться буржуазными и вредными.
Александр Дейнека, «Будущие лётчики», 1938
Исаак Бродский, «Ленин в Смольном», 1930.
Проект кресла для Даниловского универмага. 1933 г.
Студия STAMESKA. Воссозданная мебель по проектам мастерской № 12.
Такая мебель переходного периода: это уже не конструктивизм, хотя и отсылает нас к нему по конструктивной форме. Мебель уже наделяется функцией, но через простые, декоративные формы, такие как завиток или окантовка — здесь уже угадывается зарождающийся советский Ар-деко.
Ханс Ремеле, Дмитрий Булгаков, Дом Наркомтяжпрома, 1930–1935 годы
Лев Руднев, Владимир Мунц, Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1932–1937 годы.
Советская архитектура в стиле Ар-деко также формировалась, как декоративное продолжение конструктивизма, унаследовав от него чёткую геометрию, ритмичность фасадов и формы. Однако в отличие от строгого утилитаризма конструктивистских клубов и домов-коммун, архитектура советского Ар-деко стремилась быть более торжественной и зрелищной, чтобы выражать идеологию государства через масштаб и декор. Такие здания сохраняют конструктивистскую структурную ясность, четкость, но также заключают в себе декоративный элемент: мрамор, рельефы и прочие вставки. Таким образом, Ар-деко сочетает в себе рациональную форму авангарда с монументальностью, заданной социалистическим реализмом и заимствованной из западных течений.
Шкаф для граммофона по проекту Йиндржиха Халабалы, 1950-е годы.
Сервант Йиндржиха Халабалы, 1930-е годы.
Буфет из красного дерева в стиле Ар-деко Йиндржиха Халабалы, 20-й век.
Одним из видных представителей Советского и восточного-европейского дизайна был Йинджрих Халабала. Окончательно упростив формы Ар-деко, и сохранив при этом основу — декоративность и монументальность, он запустил в серийное производство множество предметов, ставших типовыми для советских граждан. Их форма и материалы соответствуют эстетическим и идеологическим требованиям того времени, она сочетает в себе декоративность с функциональностью.
Такие примеры иллюстрируют эволюцию советского дизайна от строгой функциональности конструктивизма к более декоративному и идеологически насыщенному стилю Ар-деко. Они подчёркивают влияние социальных и политических изменений на формирование эстетики Ар-деко в СССР.
Фото Йиндржиха Халабалы
Таким образом, Советский Ар-деко возник не из стремления к роскоши и демонстрации социального статуса, а как политически адаптированный ответ на кризис конструктивизма. Он отражал смену векторов в культурной политике — от утопического авангарда к контролируемой репрезентации власти и порядка.
В СССР Ар-деко стал переходной формой — декоративной, но подконтрольной идеологии, подменив авангард монументальностью с небольшим намёком на элитарность и успех социализма.
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ АР-ДЕКО США И СССР: эстетика, функция, технология производства, уникальность предметов и кустарные методы в США / промышленные масштабы в СССР
Теперь проведем сравнительный анализ западного и советского течения Ар-деко. На конкретных примерах попробуем выявить принципиальные различия, а также точки соприкосновения и сходства. Как мы выяснили, в США Ар-деко развивался как элитарное направление дизайна, подчеркивающие социальный статус и успех, и в значительной степени ориентированное на индивидуальный вкус и уникальность изделий. В СССР тот же язык геометрии, роскоши и декора приобрёл иное значение, он выступал в роли инструмент репрезентации государственной мощи, социалистического прогресса и коллективной утопии. Технологическая база производства также существенно различалась: в США преобладала малосерийная практика, тогда как в СССР внедрялись индустриальные методы, стандартизация и типизация, с присущей степенью художественного оформления. Попробуем разобраться, как эстетика Ар-деко в Советском Союзе сохранила зрелищность и символическую выразительность, а также как конструктивистское наследие продолжало «работать» внутри новых форм — уже не как самоцель, а как часть общего визуального порядка.


Комод Émile-Jacques Ruhlmann, 1930-е / Отреставрированный буфет в стиле Ар-деко, изготовлен в 1930-х годах в Чехии, автор неизвестен.
В первом случае мы видим ручную работу: каждое, подобное этому комоду, изделие — единичное, дорогое в производстве. Оно инкрустировано ценными породами дерева, дорогой фурнитурой, сложной орнаментикой.
Во втором случае, в примере социалистического дизайна, конструкция сильно упрощена для возможности серийного производства. Есть декоративность фаски, лак, контрастная раскладка шпона, но всё — в рамках индустриальной нормы, общий силуэт предмета отсылает нас к архитектурным формам конструктивизма.


Радиоприёмник «Sparton Bluebird», США, 1936 / Радиоприёмник «Рекорд-47», СССР, 1947
В первом случае мы видим радио, как, своего рода, арт-объект. Форма не утилитарна, а эффектна: хромированные ножки, зеркальный круг. Оно скорее выступает в роли украшения дома.
В советском радио-приемнике, напротив, нам представлен простой прямоугольный корпус с декоративной тканью. Форма — стандартизирована. Декор — символизирует утонченность, но без лишнего шика.


Кресло Halden в стиле Ар-деко 1930-х годов от Greenapple / Кресла Йинджриха Халабалы, Чехословакия, 1940-е.
Это кресло из Крайслер-билдинг — можно сказать, символ американского Ар-деко. Франкл осознанно стилизовал его под архитектурный стиль всего Манхэттена, делая акцент на связи предмета мебели с урбанизмом, ростом, прогрессом. Оно не предназначено для массового производства — каждое из них создавалось по специальному заказу для оформления конкретного интерьера. Функция здесь вторична, важна только статусность и визуальное воздействие.
В варианте кресел Халабалы нам представлен типовой предмет интерьера советских квартир, клубов и учреждений. В его облике сочетается как конструктивистская простота и рациональность, так и декоративные гнутые элементы, утонченность, свойственные стилю Ар-деко. Этот гарнитур демонстрирует устроенный быт, серьёзность, порядок с должной ноткой утопического блеска.
Американский и советский Ар-деко имеют общий визуальный язык, но говорят на разных смысловых уровнях. В США — это скорее маркетинговая история, в СССР — инструмент идеологического внушения и демонстрации нового быта.
За формальным сходством скрывается смысловое расхождение: в СССР Ар-деко служит не потребителю, а системе.
IV. АР-ДЕКО СССР: что первично — эстетика или функция? Черты конструктивистского функционализма в Советском Ар-Деко
Попробуем выяснить внутренние противоречия и, в частности, особенности советского Ар-деко: двойственность его природы: функционального и декоративного. Рассмотрим феномен конструктивистского функционализма, как одного принципов, на которых основывался советский Ар-деко. Несмотря на видимую декоративность, форма в большинстве проектов по-прежнему подчинена задаче функциональности, массовости и рационального воспроизводства. С другой стороны, эстетическая составляющая становится всё более насыщенной, символической, визуально мощной. И это не случайно: она отражает сущностный конфликт между конструктивистским утопизмом и необходимостью государственной идеологизации. Рассмотрим примеры архитектурных и дизайнерских проектов, в которых особенно явно проявляется этот синтез: метрополитен, павильоны выставок, театры и общественные здания.
Г. И. Мотовилов, Интерьер станции метро «Электрозаводская», 1944.
В интерьере станции метрополитена «Электрозаводская» сполна отражена функциональность, здесь форма не противоречит эстетике — наоборот, она усиливает ощущение порядка, мощи и «собранной» красоты. Архитектура метро становится дисциплинирующей: красивая, но строгая, внушающая уважение.
Павильон «Механизация СССР» на ВСХВ, 1939.
Хотя павильон «Механизация СССР» облицован дорогими материалами и украшен символами, его структура остаётся рационально-читаемой. В основе — конструктивистская идея выставочного пространства, но к ней в большой степени добавляется риторика соцреализма: зрелищность, обобщенный классический ордер, символизм. Форма подчинена задаче продемонстрировать техническую мощь через идеологически правильную эстетику.
Театр Красной Армии, Москва, 1940.
В основе архитектуры Театра Красной Армии — рациональная схема: хорошо организованное пространство, рассчитанное на массового зрителя. Но внешняя форма превращает его в идеологизированный объект: театр становится памятником социализма, а не только местом культурного досуга. Эстетика театра дисциплинирует зрителя ещё до входа внутрь — архитектура выступает в роли пропагандистского инструмента.
Если на Западе эстетика в Ар-деко могла доминировать над функцией, то в советском контексте она подчинялась задачам утилитарности и функционального массового воспроизводства. Здесь декоративность работает на дисциплину и порядок.
[ВЫВОД]
Таким образом, если говорить об особенностях советского Ар-деко и его взаимосвязи с конструктивистским функционализмом, можно прийти к выводу: несмотря на стилистические различия и внешние контрасты, эти два направления не просто сосуществовали в художественном поле СССР 1920–1930-х годов, но и вступили в продуктивный диалог, результатом которого стало формирование уникального художественного феномена — функционального советского варианта Ар-деко. Он не был прямым заимствованием западного стиля, хотя и опирался на его язык форм. Он, в большей степени, представлял собой переработку и адаптацию этого языка в условиях новой социальной, идеологической и художественной реальности.
Конструктивизм, возникший как авангардная концепция проектирования среды будущего на основе рациональности, утилитарности и массового производства, стал не просто историческим фоном для появления советского Ар-деко, но также и его концептуальным основанием. Именно в рамках конструктивизма были сформулированы ключевые принципы художественного мышления, которые позднее были переосмыслены в эстетике Ар-деко: модульность, серийность, структурность, синтез искусств и производственная целесообразность. Когда конструктивизм был обвинён в формализме, многие его идеи оказались интегрированы в новый визуальный порядок — более зрелищный, и торжественный, но по-прежнему основанный на принципах функциональности.
Советский Ар-деко вобрал в себя конструктивистскую строгость, геометрию и возможность к серийному воспроизводству, обратившись при этом к пропагандистской монументальности. Советские архитекторы и дизайнеры отказались от роскоши западного варианта в пользу идеологической насыщенности советсткого утопизма. Архитектура метрополитена, выставочные павильоны, театры и дома культуры стали не просто примерами декоративной архитектуры, но пространствами, в которых соединялись функция, художественная выразительность и идеология. В этом — его специфика и отличие от западных аналогов, где эстетика Ар-деко обслуживала интересы среднего класса, рынка и моды.
Подводя итог, обозначим, советский Ар-деко — это не вторичный стиль, не стилизация, а особая форма культурного синтеза. Он возник на пересечении авангардных утопий и государственной пропаганды, западных форм и отечественных задач, декоративности и конструктивной строгости. Именно в этом синтезе — между эстетикой и функцией, между индивидуальным стилем и коллективной идеологией — родилась уникальная версия модернизма, выражающая дух эпохи индустриального и политического строительства.
Филлипс Ч., Филлипс П. История дизайна / пер. с англ. — Москва: Эксмо, 2019. — 528 с.
Ермилова Д. Ю. Советский конструктивизм как творческая концепция в дизайне ХХ века // Сервис plus. 2017. Т. 11, № 3. С. 54–70.
Дежурко А. К. Становление и эволюция «современного стиля» в советском мебельном дизайне: 1956–1968 гг.: дис. … канд. иск. : 17.00.04. Москва: НИУ ВШЭ, 2021. 252 с.
Дежурко А. К. Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели 1958 года: поворот от исторических стилизаций к модернизму // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6, № 1. С. 112–118.
arzamas.academy
1stdibs.com
moscowdesignmuseum.ru
mydecor.ru