
Рубрикатор
0. Концепция 1. Исторический контекст и проникновение новой волны в СССР 2. Электронные технологии и их адаптация в ленинградской музыке 2.1. Синтезаторы, секвенсоры и драм-машины 2.2. Минимализм аранжировок и монотонная ритмика 2.3. Работа со звуком и студийная изобретательность 3. Музыкальные референсы и параллели между британской и ленинградской сценами 3.1. «Кино» как советский аналог минималистичного постпанка 3.2. «Телевизор» как советская интерпретация мрачной электроники 3.3. «Аквариум» и арт-роковые влияния Talking Heads и Eno 4. Сценический образ как часть музыкальной эстетики 4.1. Чёрная одежда и отказ от гламура 4.2. Театральность как сознательный жест 4.3. Мистическая визуальность «Пикника» 5. Визуальная айдентика 5.1. Графический дизайн обложек и самиздата 6. Итоги культурного взаимодействия
0. Концепция
Данное исследование посвящено анализу визуальных кодов британской новой волны и изучению того, каким образом эта эстетика, включающая характерные элементы моды, графики, сценического образа и художественных практик, отразилась и была переосмыслена в ленинградской рок-культуре 1980-х годов.
В работе рассматривается, как иностранные культурные импульсы проникали в локальную среду, трансформировались под влиянием социальных и политических условий СССР и формировали визуальную идентичность музыкальных коллективов Ленинграда.
Выбор темы
Выбор темы обусловлен стремлением понять, как музыкальная эстетика определённых культурных движений влияет на формирование визуального языка поколения. В контексте британской новой волны и ленинградского рока особенно заметно, как стилистические решения музыкантов выходили за пределы звучания и становились частью визуальной идентичности молодежи.
Подбор материала
Материалом послужили фото и видеоматериалы, афиши и обложки британских групп (Joy Division, The Cure, Depeche Mode) и ленинградских коллективов («Кино», «Телевизор», «Аквариум», «Странные игры»).
Цели исследования
1. Определить и систематизировать основные элементы визуальной эстетики британской новой волны (сценический имидж, фотографию, дизайн обложек) и изучить пути их проникновения в Ленинград. 2. Изучить, как эти визуальные коды изменились в советских условиях. Как нехватка технологий, цензура и местная культура повлияли на сценические образы, фотографию и дизайн самиздата. 3. Показать, что визуальное сходство между британскими и ленинградскими артистами — это не просто копирование, а адаптация. Заимствованные формы приобрели новые значения, сформировав уникальный визуальный стиль ленинградского рока.
Структура
Работа структурирована от общего контекста к конкретным элементам: сценическому образу, фотографии и графическому дизайну.
1. Исторический контекст и проникновение новой волны в СССР
В конце 1970-х британская музыкальная сцена претерпела серьезные изменения. Панк-рок, казавшийся несколько лет назад радикальным движением, быстро превратился в пародию на самого себя. Его простые трёх аккордовые композиции и агрессивный вызов показали свою ограниченность. Протест стал громким, но часто неглубоким. В этих условиях появилась новая волна, стремящаяся сохранить энергию панка, при этом обогатив музыкальный и визуальный языки. Она вобрала в себя элементы электроники, арт-рока, поп-музыки, индустриального звучания и городской меланхолии.
Joy Division Фото: BBC
Joy Division, The Cure, Siouxsie and the Banshees, а позднее Depeche Mode и New Order, предложили новый взгляд на музыку. Она перестала быть просто громким протестом, став способом для размышлений. Внутренний кризис, чувство отчуждения и урбанистическая холодность начали определять и звучание, и визуальный стиль. Яркие цвета исчезли из клипов и фотосессий, а сцены стали напоминать заброшенные промышленные зоны, бетонные стены и ночной город. Музыканты стояли в кадре неподвижно, смотрели в сторону от камеры и вели себя так, словно пережили слишком многое, чтобы изображать бурные эмоции.
В Советском Союзе, казавшемся в то время закрытым, музыкальная информация всё же проникала. Кассеты перезаписывались много раз, звук искажался, но общее настроение сохранялось. Пластинки привозили отдельные люди, кто-то читал короткие заметки в иностранных изданиях, а кто-то видел случайные отрывки западных телепередач. Так сформировалось своеобразное письмо издалека, где западная сцена представала в виде фрагментов, но достаточно выразительных, чтобы служить источником вдохновения.
Группа «Игры», конец 80-х. Фото: Fikous86. Собственная работа
Ленинградский рок-клуб, открытый в 1981 году, стал местом, где эти фрагменты объединялись. Звучание зарубежных групп обсуждалось на основе воспоминаний: там гитара почти не играет, бас звучит выше остальных, звук очень ровный и холодный, поют вроде бы без эмоций, но всё равно сильно задевает. В этой полумрачной атмосфере недосказанности и неясностей родилась советская интерпретация новой волны — не точная копия, а отклик на услышанное и воображаемое.
2. Электронные технологии и их адаптация в ленинградской музыке
2.1. Синтезаторы, секвенсоры и драм-машины
На Западе «синт» музыка стала очень популярной. Группы вроде Joy Division и New Order использовали секвенсоры и драм-машины, создавая механический, почти индустриальный ритм. Depeche Mode пошли еще дальше, сделав синтезаторы основой своих песен, отодвинув гитару на второй план. В Великобритании 1980-х электронный звук стал не чем-то необычным, а новым признаком современной музыки.
В Ленинграде ситуация была немного другой. Синтезаторы были не у всех, но сама идея электронного звучания стала способом показать, что ты в курсе мировой культуры. Поливокс и другие советские синтезаторы звучали не так хорошо, как западные, но в этой особенности и была их уникальность. Когда группа Кино стала использовать синтезаторные партии и драм-машину, они не просто копировали западные группы, а хотели показать, что их музыка звучит современно, отстраненно и по-городскому. В их песнях были простые, почти однообразные аккорды. Синтезатор не должен был звучать сложно, он был важной частью структуры, создающей атмосферу.
Драм-машина Roland TR-909. Фото с сайта samesound.ru
Группа Странные игры использовала синтезаторы более танцевально, в духе Duran Duran или Spandau Ballet. Их музыка была похожа на музыку с городской дискотеки, но без слащавости советской эстрады. А вот группа Телевизор, наоборот, использовала синтезатор, чтобы создать мрачную атмосферу: длинные низкие ноты, плотные аккорды, диссонансные интервалы. Это было похоже на музыку The Cure и ранних Depeche Mode.
2.2. Минимализм аранжировок и монотонная ритмика
Для ленинградских музыкантов новой волны главным стало умение создавать песни с минимальными средствами. Больше не нужно перегружать аранжировку гитарными соло, излишними деталями и сложными переходами. Как Joy Division, можно построить композицию вокруг басовой линии и чёткого ритма, перенося главное напряжение в вокал и текст.
У группы «Кино» этот подход заметен особенно. Часто партия ударных очень проста: прямой ритм, почти маршевый. Барабаны не играют, как в обычном роке, а задают темп, как метроном. Бас-гитара выделяется, а не теряется, становясь основой мелодии, как у Питера Хука. Поверх этого гитара и синтезатор добавляют немного акцентов, оставляя много свободного пространства. Этот воздух, отсутствие перегруженности, создаёт атмосферу ночного города и внутренней пустоты.
Виктор Цой и Юрий Каспарян во время концерта в Ленинграде 1987 г. Фото: Тим Пенн
У «Телевизора» монотонность ритма становится более жесткой. В отличие от внутренней замкнутости «Кино», у «Телевизора» ощущается давление, как индустриальный пресс, что напоминает и о постпанке, и о более агрессивной европейской электронике.
2.3. Работа со звуком и студийная изобретательность
В отличие от Британии, где при работе со звуком опирались на профессиональные студии и дорогостоящее оборудование, в Ленинграде аналогичных результатов добивались постоянной импровизацией. Эффект хора создавали небольшим расхождением двух записанных гитарных партий, реверберацию — записью в большом, неподходящем для этого помещении, а насыщенность баса — необычными манипуляциями с ламповыми усилителями, иногда незаконными.
Рабочее место Роджера Лайонса. Фото: Richard Ecclestone
Любопытно, что эта вынужденная кривизна часто давала неожиданный эстетический эффект. Если британские группы звучали холодно и чисто, то ленинградские — холодно и шероховато: в треках могли быть искажения, шорохи, провалы частот, но это воспринималось не как дефект, а как элемент общего настроения. В результате образовалась особая гибридная зона: с одной стороны, заметно влияние новой волны, с другой — ощутимая материальность советской аппаратуры, которая придавала музыке плотность и несовершенство.
3. Музыкальные референсы и параллели между британской и ленинградской сценами
3.1. «Кино» как советский аналог минималистичного постпанка
При сравнении группы «Кино» с британскими коллективами на ум часто приходят Joy Division и The Cure. У Joy Division группа «Кино» позаимствовала лаконичность структуры и акцент на бас-гитаре. Как и у Joy Division, бас у «Кино» играет важную роль, задавая ритм короткими, запоминающимися партиями. Песни «Кино» сложно представить без характерной басовой линии, но легко — без сложных гармоний.
Группа Joy Division. Фото: BBC
С The Cure группу «Кино» объединяет способность сочетать грусть с внешней простотой. Подобно Роберту Смиту, Цой создавал мелодии, кажущиеся наивными, но именно эта ясность делала их особенно трогательными. Различие в том, что британская меланхолия содержит элементы иронии и самоанализа, иногда доходя до гротеска, в то время как у Цоя она всегда искренняя и бескомпромиссная.
Концерт группы Кино. Фото: Дмитрий Кондрат
Однако «Кино» не были просто копией Joy Division, а скорее играли схожую роль в своей культуре. Подобно тому, как Joy Division стали символом постиндустриального северного города в Британии, «Кино» стали голосом позднесоветского мегаполиса, где человек ощущает себя одновременно частью огромной системы и одиноким в ней.
3.2. «Телевизор» как советская интерпретация мрачной электроники
Музыка «Телевизора» явно перекликается с британской сценой. Их сочетание синтезированных звуков, мрачной атмосферы и текстов, полных гнева и отчаяния, напоминает The Cure, ранних Depeche Mode и даже некоторые индастриал группы. Но есть отличие: у британцев мрак часто связан с личными переживаниями, такими как ощущение пустоты, потеря веры или неврозы. Телевизор же наполняет похожую по звучанию тьму политическим смыслом: ненавистью ко лжи, протестом против системы, чувством, что вокруг не просто пустота, а преднамеренный обман.
Группа «Телевизор». 1985 год. Фото с сайта: pikabu.ru
Электроника у них — это не просто модный стиль. Она становится символом механизированной жизни, где человек всё больше похож на деталь механизма. Однообразный ритм, холодные синтезаторы, резкий и чёткий вокал — это как звуковое отражение позднего советского города, где всё вроде бы под контролем, но при этом разваливается на части.
3.3. «Аквариум» и арт-роковые влияния Talking Heads и Eno
«Аквариум» несколько отличается от типичных нью-вейв групп, но влияние британской музыки всё равно заметно. Гребенщиков видел в Talking Heads и Eno скорее пример того, как строить группу, как экспериментальную площадку, где смешиваются разные стили, не заботясь о жанровых рамках.
Группа «Аквариум». Фото: Фото из архивов Александра Кушнира 1981 год.
Арт-рок в звучании Аквариума смягчает нью-вейв составляющую, но делает её более постоянной. Это проявляется в структуре песен, выборе звуков, сочетании акустических и электрических инструментов. В их альбомах можно услышать элементы фолка, регги, средневековой музыки и синтезаторов. Такое разнообразие привлекает внутренней свободой, которая сближает группу с экспериментальным направлением британской новой волны.
4. Сценический образ как часть музыкальной эстетики
4.1. Чёрная одежда и отказ от гламура
Влияние британской новой волны проявилось в Ленинграде в изменении сценической моды. В 1970-х годах преобладал образ «рокера» в стиле хард-рока или глэма: длинные волосы, яркие костюмы, украшения. В 1980-х годах на первый план вышел чёрный минимализм. Это не просто внешний жест, а выражение определенного отношения к миру.
Группа The Cure. Фото: фото с сайта thecuretc.wordpress.com
Joy Division на концертах одевались нарочито скромно: обычная, почти офисная одежда, строгие рубашки, простые куртки.
Joy Division концерт 2 мая 1980 г. Фото: Фото с сайта reddit.com
Цой интуитивно пришел к похожему решению: черная рубашка и чёрные брюки стали не только удобной, но и символичной униформой. Отказ от украшений и атрибутов «звёздности» делал его фигуру универсальной: на его месте мог быть любой человек, но при этом он излучал особую внутреннюю силу, особую сосредоточенность.
Виктор Цой. Фото: фото с сайта www.susu.ru
Этот принцип — отказ от гламура — отличал ленинградских музыкантов от советской эстрады, где костюм должен был быть подчеркнуто нарядным, праздничным, украшенным. Чёрный цвет стал символом отказа от праздника и от официального оптимизма.
4.2. Театральность как сознательный жест
Наряду с минимализмом существует и другое направление — театральность, но уже не глэм-рок, а нью-романтик. В Британии его представляют Duran Duran, Spandau Ballet, Visage, Japan. В этом стиле визуальная форма становится очень важной частью выражения. Макияж, отточенная пластика, стилизованные костюмы, игра с гендерными кодами — все это превращает концерт в представление.
Группа Duran Duran. Фото: Фото с сайта jamesbond.fandom.com
В Ленинграде эта тенденция проявилась у Странных игр. Они выходили на сцену не как обычные музыканты, а как герои. Их движения были очень выразительными, часто гротескными, с элементами танца и пантомимы. Для советской публики, привыкшей к академическим постановкам или официальной эстраде, это казалось почти возмутительным. Но в контексте новой волны это вполне объяснимо: это тоже игра с образом, попытка представить музыканта не как кумира, а как часть художественного мира.
Группа «Странные игры». Фото: Барановский М.В
4.3. Мистическая визуальность «Пикника»
«Пикник» представляет третью визуальную концепцию, склонившуюся к мрачному театральному стилю, но не в ключе поп-гламура, а скорее в русле готической эстетики. Их сценические образы, маски, вытянутые силуэты и необычные предметы (инструменты-артефакты, декорации) напоминают европейский вариант Bauhaus или Siouxsie and the Banshees, перенесенный в контекст славянской мистики.
Группа «Пикник». Фото: Фото с сайта music-video.mirtesen.ru
Их концерты превращаются не просто в музыкальные выступления, а в небольшие представления с собственной мифологией. В этом проявляется влияние британской новой волны, благодаря которой рок-концерт стал восприниматься как художественное событие гораздо более широкого масштаба, чем простое исполнение песен.
5.1. Графический дизайн обложек и самиздата
Британские обложки пластинок новой волны, особенно те, что выходили на известных лейблах, таких как Factory Records, сделали минимализм популярным. Они использовали простую геометрию, ограниченные цвета, строгий шрифт и абстрактные символы вместо иллюстраций, создавая определенный стиль.
Обложка альбома «Blue Monday» группы New Order
Ограниченность технологий, таких как примитивные копировальные аппараты, черно-белая печать и недоступность качественной полиграфии, изначально определила минимализм советских самиздатовских обложек. Но эта вынужденная простота неожиданно совпала с мировыми эстетическими тенденциями. Обложки групп «Кино» и «Аквариум», сделанные в монохромной гамме с простыми элементами и нарочито грубыми линиями, визуально напоминали эстетику западного пост-панка. Главное отличие заключалось в причинах возникновения: на Западе такой стиль был осознанным выбором дизайнеров, а в СССР — следствием технических ограничений, которые компенсировались интуитивным поиском минимализма. Несмотря на разные причины, визуально результат оказался удивительно похожим.
Обложка одноименного альбома группы Кино
Влияние минимализма, выражающееся в лаконичности форм и сдержанности цветовой палитры, стало ответом на перенасыщение визуальной культуры предшествующих десятилетий. Британские дизайнеры, работавшие с лейблами новой волны, сознательно стремились к созданию визуального языка, который бы соответствовал бунтарскому духу и авангардному звучанию новой музыки. Factory Records, в частности, стал известен своим фирменным стилем, разработанным Питером Сэвиллом, который сочетал в себе элементы конструктивизма, минимализма и дадаизма.
В Советском Союзе, напротив, минимализм в дизайне обложек был вынужденной мерой. Отсутствие доступа к качественным материалам и оборудованию, цензура и ограничения на творческую свободу привели к тому, что обложки советских пластинок часто печатались на простой бумаге, чёрно-белыми чернилами и с использованием незамысловатых шрифтов. Тем не менее, эта простота придавала им особую аутентичность и выразительность, отражая дух андеграундной культуры.
Обложка альбома «День Серебра» группы Аквариум
Совпадение визуальных решений в британском и советском дизайне может быть объяснено несколькими факторами. Во-первых, минимализм как художественное направление был популярен во всём мире, и советские художники и дизайнеры, несмотря на ограничения, были знакомы с его основными принципами. Во-вторых, ограничения, с которыми сталкивались советские дизайнеры, заставляли их искать наиболее простые и эффективные способы выражения своих идей, что неизбежно приводило к минималистичным решениям. В-третьих, общая атмосфера эпохи, характеризующаяся усталостью от излишеств и стремлением к простоте, также могла повлиять на формирование визуального стиля как в Британии, так и в Советском Союзе.
6. Итоги культурного взаимодействия
Влияние британской новой волны на ленинградскую рок-культуру 1980-х годов нельзя описать ни как простое заимствование, ни как случайное совпадение. Это был именно процесс взаимного наложения: западная музыкальная и визуальная модель накладывалась на советскую реальность, в которой существовали собственные темы — ощущение несвободы, усталость от официального оптимизма, подавленная агрессия, потребность в честном высказывании.
Группа «Странные игры». Фото: Фото с сайта Last.fm
Новая волна дала ленинградским музыкантам инструменты: минимализм, холодность, электронный звук, новую фотографическую и графическую эстетику, сценическую сдержанность или, наоборот, театрализованный образ. Ленинградская среда наполнила эти инструменты другим содержанием — русскоязычной поэзией, политическим нервом, бытом позднесоветского города. В этом стике и родился тот самый «ленинградский рок», который и сегодня считается самостоятельным культурным явлением, а не просто провинциальным отражением западной моды.
Таким образом, британская новая волна стала не «модным фоном» для советских музыкантов, а своего рода визуально-звуковой грамматикой, с помощью которой ленинградская сцена сформулировала собственный язык. И именно в этом — главная ценность этого влияния: оно не растворило локальную культуру, а помогло ей проявить себя точнее, резче и современнее.
Группа Игры URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игры_%28группа%29? clckid=9d388fba (дата обращения: 17.11.2025).
Образование и профессии отечественных рок музыкантов URL: https://pikabu.ru/story/obrazovanie_i_professii_otechestvennyikh_rok_muzyikantov_5651960 (дата обращения: 17.11.2025).
«Цой жив». День памяти кумира миллионов URL: https://www.susu.ru/ru/news/2023/08/15/coy-zhiv-den-pamyati-kumira-millionov (дата обращения: 17.11.2025).
Группа телевизор URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Телевизор_(группа) (дата обращения: 18.11.2025).
Joy Division. Фото: BBC. Режим доступа: https://www.soyuz.ru/news/9656 (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Игры». Конец 1980-х. Фото: Fikous86. Собственная работа. Режим доступа: https://clck.ru/3QQbZX (дата обращения: 19.11.2025).
Драм-машина Roland TR-909. Режим доступа: https://samesound.ru/industry/93007-roland-drum-machines-chronicles (дата обращения: 19.11.2025).
Виктор Цой и Юрий Каспарян на концерте в Ленинграде, 1987 г. Фото: Тим Пенн. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Kino1986leningrad_(cropped_2).jpg (дата обращения: 19.11.2025).
Рабочее место Роджера Лайонса. Фото: Richard Ecclestone. Режим доступа: https://www.soundonsound.com/people/recreating-new-orders-blue-monday-live (дата обращения: 19.11.2025).
Группа Joy Division. Фото: BBC. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Joy_Division (дата обращения: 19.11.2025).
Концерт группы «Кино». Фото: Дмитрий Кондрат. Режим доступа: https://clck.ru/3QQbe6 (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Телевизор». 1985 год. Режим доступа: https://pikabu.ru/story/obrazovanie_i_professii_otechestvennyikh_rok_muzyikantov_5651960 (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Аквариум». Фото из архива Александра Кушнира, 1981 г. Режим доступа: https://musicscore.ms/performers/3174?lang=en (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Аквариум». Фото из архива Александра Кушнира, 1981 г. Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/64d3ce209a7947c675a41849 (дата обращения: 19.11.2025).
Группа The Cure. Режим доступа: https://thecuretc.wordpress.com/2015/04/13/the-cure-emerald-city-philadelphia/ (дата обращения: 19.11.2025).
Joy Division. Концерт 2 мая 1980 г. Режим доступа: https://www.reddit.com/r/goth/comments/1ciu8rg/may_2nd_1980_joy_division_plays_their_final_live/?tl=ru (дата обращения: 19.11.2025).
Виктор Цой. Режим доступа: https://www.susu.ru/ru/news/2023/08/15/coy-zhiv-den-pamyati-kumira-millionov (дата обращения: 19.11.2025).
Группа Duran Duran. Режим доступа: https://jamesbond.fandom.com/wiki/Duran_Duran (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Странные игры». Фото: Барановский М. В. Режим доступа: https://artoffoto.com/product/gruppa-strannye-igry-2 (дата обращения: 19.11.2025).
Группа «Пикник». Фото: music-video.mirtesen.ru. Режим доступа: https://music-video.mirtesen.ru/blog/43754332103/Piknik (дата обращения: 19.11.2025).
Обложка альбома «Blue Monday» группы New Order. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Blue_Monday)
Обложка одноимённого альбома группы «Кино». (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC)
Обложка альбома «День Серебра» группы «Аквариум». (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0)
Группа «Странные игры». Фото: Last.fm. Режим доступа: https://www.last.fm/ru/music/Странные+Игры (дата обращения: 19.11.2025).