Original size 1140x1600

Библия как ДжоДжо референс

11
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Истинная разница между человеком и животным заключается в том, желают ли они попасть на Небеса после смерти. Люди должны прожить свою жизнь так, чтобы их впустили на Небеса. Ибо в этом… красота, присущая природе человечества»

Энрико Пуччи, JJBA: Stone Ocean

big
Original size 3600x1720

Visions of Jesus, часть 7

Рубрикатор

  1. Вступление
  2. Визуализация: Старый Завет
  3. Визуализация: Новый Завет
  4. Сюжетные отсылки
  5. Заключение
  6. Ссылки на источники

Вступление

Умирающий раб, Микеланджело, 1513–1516

Нам, как носителям европейской культуры, привычно находить в ее произведениях отсылки к религиозным текстам. Отдельно тут стоит выделить Библию, поскольку она (особенно в прошлом) — это интеллектуальный фундамент, базис, через развитие которого развивались общество и культура. Мне стало интересно, можно ли найти в произведениях других культур какие-то ссылки на христианство и связанный с ним культурный контекст. Я решила посмотреть в сторону японской культуры, как примера совершенно отличающегося образа мышления и мировосприятия.

В этой работе я бы хотела провести анализ и выявить параллели между традиционными изображениями библейских сюжетов и их осмыслением в серии манги и аниме JoJo Bizzare Adventures (ДжоДжо, JJBA). Было интересно, как автор — Хирокиро Араки — решит задачу объединения двух культурных пластов, каждый из которых обладает своими правилами и традициями. Также, в процессе работы, появилась теория, что сюжет некоторых частей произведения — это своеобразная, иносказательная интерпретация Священного Писания, и мне захотелось найти материал, подтверждающий или опровергающий эту идею.

0

Отсылки на Умирающего раба Микеланджело

Несмотря на то, что Араки — японец, место действия почти всех частей ДжоДжо — это Старый или Новый свет, и автор, пользуясь этим, часто вставляет буквальные отсылки на Библию, создавая реалистичное европейское культурное пространство и укрепляя религиозный подтекст сюжета. Отчасти причиной любви автора к европейской культуре стало то, что в детстве он учился в протестантской школе и получил христианское образование. Это подтверждает сам автор в одном из своих интервью. В процессе повествования автор иногда отвлекается на казалось бы второстепенные темы и эпизоды, которые тем не менее позволяют глубоко (глубже чем нужно для боевика) погрузиться в культуру стран, которые посещают главные герои

В визуальном исследовании я хочу решить несколько задач. Необходимо будет найти явные отсылки к популярным в художественной культуре библейским образам и сюжетам. Также будет необходимо проанализировать образы, как вдохновленные Писанием, так и являющимися переосмыслением известных библейских персонажей.

Визуализация: Старый Завет

Начать исследование хочу с одного из самых популярных и ранних сюжетов Нового Завета — Адам и Ева. Например, в 7 части делается прямая отсылка на первое грехопадение человека, когда был съеден запретный плод. Автор обращается к этому не только через слова героя, но и отображает визуальный код сюжета. За референс была взята, без сомнений, диптих «Адам и Ева» Лукас Кранаха Старшего, который очень много раз повторял и переписывал этот сюжет. Его представление о героях является узнаваемым и в современной культуре. Так, Запретный плод — яблоко, а змей искуситель — пресмыкающаяся рептилия — все это устоявшиеся образы, хотя их пытали трактовать по-разному (поскольку в первоисточнике нет точного описания их внешнего вида).

JJBA ч. 7// Адам и Ева, Лукас Кранах Старший, Начало XVI века

Примечательно, что Араки к реплике «… Еве, взявшей запретный плод» выбрал вариант изображения, где первая женщина уже вкусила плод, поэтому не стесняется своей наготы, а Адам все еще робко прикрывается ветвью и с сомнением смотрит на Еву. Поэтому и немецкий художник физически разделяет пару, показывая момент, когда герои становятся антиподами друг другу.

JJBA ч. 5

Без сомнений, «Сотворение Адама» Микеланджело является одной из самый узнаваемых и часто отсылаемых картин в современной культуре. Без этой иконы живописи не обошлось и ДжоДжо. На обложке к главе изображен главный герой 5 части — Джорно Джованна, а вместе с ним и фрагмент культовой картины. Я думаю, что автор сделал это не случайно — персонаж имеет способность создавать из неживых объектов природные. Его фигура символична и довольно библейская — одновременно творец и сын бога (этот момент я разберу в последнем разделе), тот, кто противостоит злу ради мечты о справедливости.

0

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, ок. 1511 // JJBA ч. 6

Поскольку события Золотого ветра (5 часть) преимущественно происходят в Италии, а главный герой рос и жил в этой европейской стране, то и отсылки на ее культуру, искусство и архитектуру встречаются часто.

Адам, Огюст Роден, 1880/81, отлита в 1910 // JJBA ч. 1

Следующая работа, на которую отсылается Араки, вдохновлена предыдущим автором — Микеланджело и его «Умирающим рабом» и «Сотворением Адама» (левая рука изображает аналогичный жест). Думаю, что автора ДжоДжо привлекла в этой скульптуре не сколько смысловая часть, столько визуальная: в ней чувствуется огромное напряжение, интенсивность мышц, которое и хотел передать автор в Джонатане, предвкушающем сражение один-на-одни с могущественным антагонистом.

Давид, Микеланджело Буонарроти, 1501—1504 // Давид в JJBA ч. 5 с головой самого Микеланджело на переднем плане

Образ микеланджеловского Давида встречается в нескольких частях JoJo

Работы Микеланджело — частые гости в графике ДжоДжо. Следующий важный ветхозаветный герой, «символ свободолюбия и борьбы за независимость Флорентийской республики» (1) — Давид. Итальянский мастер показал в мраморе юношу, будущего царя, готовящегося к сражению с гигантом Голиафом. Невероятно поражает, сколько мастерски выполненных работ одного художника и скульптора стали настолько культовыми, что и по сей день к ним отсылаются в массовой культуре.

Глаз Давида // Глаз Джорно, отрезанный стендом Baby Face

0

Кастомы на голову Давида в стиле ДжоДжо

JJBA ч. 5 // Пророк Иона, Микеланджело Буонарроти, ок. 1508–1512

Последний герой Ветхого Завета, найденный мной, снова является частью фрески Сикстинской капеллы, расписанной Микеланджело. На фрагменте изображен пророк Иона, которого поедает большая рыба за его бегство от Бога. Думаю, что эта панель в манге символизирует жестокость и всевидение «босса» главного антагониста Золотого ветра. Он покарает всех, кто отвернется от него или предаст. Вот только в отличие от библейского сюжета, здесь не будет перерождения, только жестокое убийство.

Визуализация: Новый Завет

Главными символами-героями Нового Завета и христианской религии в целом являются Дева Мария и Иисус Христос. В этом разделе разберем весь спектр образов, в котором эти персонажи представлены в аниме и манге по ДжоДжо.

Мадонна, Пьетро Лоренцетти, 1330 // JJBA ч. 5

Следующий пример схож с предыдущим про пророка Иону тем, что проводиться параллель с историей персонажа и библейским сюжетом. Мадонна с младенцем является одним из самых распространенных и знаменитых образов матери и дитя, особенно если нужно показать теплые, нежные, но трагичные отношения между мамой и ребенком. Как и здесь, рассказчик сообщает нам, что Наранчу воспитывала одна мама, но в раннем возрасте она умерла. Такой прием часто используют в сюжетах, чтобы не только рассказать о трагизме героя, но и показать, что он стал самостоятельным и независимым в юном возрасте.

Пьета, Микеланджело Буонарроти, 1498–1499 // JJBA ч. 8

Еще одна сцена с Девой Марией и Иисусом повествует о самом страшном событии любой матери — потере ее дитя. И вновь за основу берется работа Микеланджело «Пьета». Так же часто является визуальным кодом в произведениях искусства, особенно кино, когда необходимо передать горе от потери или сильной болезни одним героем другого.

0

JJBA ч. 5

Энрико Пуччи, JJBA ч. 6

Я уже упоминала, что с каждой новой частью серии ДжоДжо появляется все больше отсылок на образы христианства. Так в Каменном океане (6 часть) главный злодей — священник-капеллан (очень распространенная антитеза для картин) Энрико Пуччи, а его способность — манипуляция души и разума. Поскольку он служит в церкви, то антураж помещения соответствующий: иконы, распятия, и религиозные элементы декора.

Мотив распятия JJBA ч. 1

Распятие — это главный символ христианской религии. Принято, что верующий человек обязательно должен носить не себе крестик, беречь его и помнить, что Иисус Христос принес себя в жертву ради искупления людей от всех грехов, и с того момента они могут попасть в рай. Отсылки на этот знак часто встречаются и в разный частях ДжоДжо.

Мотив распятия JJBA ч. 7

JJBA ч. 6 // «Распятый Иисус», Витале да Болонья, 1330–1360

Эта иллюстрация интересна тем, что содержит мета-отсылку на культуру. Можно увидеть, что Пуччи держит диск в кейсе с обложкой альбома Handel: Messiah Джона Элиота Гардинера. Текст оратории основан на событиях Старого и Нового Заветов, но ключевым для сюжетов альбома является именно последний. Исходя из этого, совершенно очевидно, почему на обложку был помещен образ распятого Христа.

Иисус как герой ДжоДжо

«Если твое сердце сомневается… Не стреляй. Ты вырастешь… Вновь откроются для тебя врата, ведущие на новый путь»

Иисус Джонни Джостару

Иисус Христос предыстория 7 часть

Интересный факт, что Иисус стал полноценным героем JoJo Bizarre Adventure: Steel Ball Run (часть 7), он же и является завязкой сюжета: через 3 дня после снятия Иосифом Иисуса, Христос воскресает и заявляет, что «пойдет на восток». «Иисус рисует карту на песке, показывая Иосифу девять мест» (2) и отправляется в путь. Божий Сын умирает, а землетресением и штормом разбрасывает его труп на 9 частей по Северной Америке. Части тела даруют силу (стенд) тем, кто находится рядом. Это и является основным конфликтом 7 части.

Образ Христа JJBA ч. 7

Образ-призрак Иисуса Христа отображен в духе ДжоДжо: могущественный, брутальный, серьезный и беспристрастный. Тем не менее, его внешность канонична — коричневые волосы по плечи, терновый венок с острыми шипами, отверстия в руках от гвоздей и шрам на боку. Он красив, но лица мы его видеть не можем. На это можно найти несколько причин:

  • Сама личность Христа для героев не важна, первоначальна функция (магические останки)
  • Сакральность образа, создание тайны
  • Отделит Иисуса от остальных героев, он больше, чем человек

Сюжетные отсылки

Как я кратко упомянула во введении, в ДжоДжо есть не только визуальные отсылки, но и сюжетные. В этом исследовании они будут связываться с образами трех героев — Дио, Дьяволо и Джорно -, но для информации скажу, что это лишь яркие и далеко не последние примеры этой категории.

0

Эволюция образа Дио Брандо

Дио Брандо

Дио — это главный злодей во вселенной ДжоДжо. Его отец был бедняком и преступником. Дио ненавидел то, как он живет, и мечтал сделать все, чтобы достичь вершин власти и богатства. Непомерные амбиции и самомнение привели его к стремлению стать бессмертным божеством. Это подчеркивает его способность The World, которая говорит о его величии и «контроле» над всем миром. Важно отметить, что при рассмотрении его отдельно от остальных героев часть библейских отсылок теряется, однако даже так «Dio» с ит. «Бог» (впрочем его скорее можно сравнить с Люцифером, который в своей гордыне решил занять место истинного Бога)

0

Дьяволо и его превращение

Дьяволо

По сравнению с предыдущим героем, сущность этого персонажа ясна уже при упоминании его имени. Тот самый главный босс и антагонист Золотого ветра. Он вездесущ и безжалостен, его наказаний за предательство боятся даже самые жестокие убийцы банды. Если Дио только стремиться занять место Бога, то Дьяволо — это уже падший Люцефер, который давно обосновался себя в аду. Он является вершиной всего преступного бизнеса в Италии, но при этом крайне ограниченный круг лиц знает о его внешности и личности, таким образом собирая вокруг себя легенды.

0

Джорно Джованна

Джорно Джованна

Джорно — это связующее звено между Богом (Дио) и Дьяволом (Дьяволо) как в Писании, так и в ДжоДжо. Джованна это сын Дио. Воспитывала его мать а фигуру отца для него олицетворял мафиози, который приглядывал за ним в благодарность за спасение (Джорно неосозанно спас его в детстве силой своего стенда). Я рассказала о его стенде Gold Experience, который дает жизнь неодушевленным вещам, а в более общем смысле преобразует их, имея некоторое сходство с чудесами, которые творил Христос (превращение воды в вино). Как Христос стремился к спасению людей от дьявола, так и Джорно стремится помочь людям, победив Дьяволо и прекратив продажу запрещенных веществ.

Заключение

Таким образом, в этом визуальном исследовании мы проследили, что библейские мотивы пересекаются как с визуальной составляющей вселенной JoJo Bizare Adventure, так и с сюжетной. Хирохико Араки по-настоящему глубоко погружен к контекст христианских сюжетов и умело внедряет их в нарратив своего творения.

Ссылки на источники

Bibliography
Show
1.

(1) Давид (Микеланджело) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE) [дата обращения: 15.11.2025]

2.3.

Reference Gallery // Fandom URL: https://jojowiki.com/Reference_Gallery#Phantom_Blood [дата обращения: 10.11.2025]

4.5.

Дио Брандо // Fandom URL: https://jojo.fandom.com/ru/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE_%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE [дата обращения: 18.11.2025]

6.7.

Пьета (Микеланджело) // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Piet%C3%A0_(Michelangelo) [дата обращения: 17.11.2025]

8.9.

Steel Ball Run // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Steel_Ball_Run [дата обращения: 15.11.2025]

10.

Adam // The Met URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/191803 [дата обращения: 14.11.2025]

11.

Adam // Экзегетъ URL: https://ekzeget.ru/mediateka/detail-adam-ogust-roden/ [дата обращения: 14.11.2025]

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more