Original size 1140x1600

Тиражируемость оп-арта

105
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оп-арт — искусство, которое завораживает, притягивает своей загадочностью. Мы смотрим на картины и пытаемся найти причину, почему статичное вдруг становится динамичным, меняет цвет, пульсирует, вращается и затягивает нас в пучину. Но фокус в том, что в этих изображениях нет конкретного триггера. Все элементы скомпонованы чётко в соответствии с определённой логикой, которая направлена на прямое воздействие на наше визуальное восприятие.

Этот приём завораживания прекрасно подходит для привлечения внимания, а следовательно, активно используется в дизайне и рекламе. Собственно, именно это меня и заинтересовало.

Нельзя не упомянуть, что человеческий глаз по-разному реагирует на произведения оп-арта как на «внешний раздражитель», поэтому зритель становится не просто участником коммуникации с художником и его творчеством, но и непосредственным соавтором. Ведь каждый человек увидит в произведении что-то своё, найдёт в нём новые смыслы. Из-за разницы восприятия нельзя говорить о какой-то единственно верной трактовке таких изображений.

big
Original size 1880x1206

Д. Ньюэлл-Смит, Бриджет Райли, 1969

Дизайнеры не смогли пройти мимо зародившегося в 50-х годах оп-арта из-за возможности тиражировать привлекательную геометрию, превращать произведения искусства в провокационный паттерн и тем самым подталкивать потребителя к нужной реакции (например, покупке товара или узнаванию фирменного стиля). Взгляд человека естественным образом приковывается к объекту, который он не может понять.

Пользуясь визуальными противоречиями, ложными системами, художники создавали оптические головоломки, которые невозможно было игнорировать, которые запоминались.

Для своего визуального исследования я выбирала примеры, ярко характеризующие тиражируемость оп-арта как явление. Причём эти примеры взяты из разных областей дизайна для создания более полной картины. Кроме того, в исследовании рассмотрены две точки зрения художников на процесс популяризации оп-арта в массовой культуре, а также на заимствование их творчества в сфере дизайна и использование художественных произведений в промышленном производстве.

Original size 690x469

В. Вазарели в своей студии в Горде (Франция), 1978

Рубрикация основана на принципе «от общего к частному»: сначала изучается оп-арт в целом (направление и его выдающиеся представители), а потом уже наше внимание переключается на приёмы оп-арта в айдентике, в дизайне одежды, интерьера и плакатов.

Для того, чтобы найти релевантные сведения, я использовала публикации, посвящённые разбору оптического восприятия работ, созданных в рамках этого направления, разнообразию оптических иллюзий, статьи о жизни и творчестве таких авторов, как В. Вазарели и Б. Райли, а также тематические сайты с более подробной информацией о рассматриваемых мной примерах.

В поле зрения моего исследования находятся работы, которые относятся и к 20, и к 21 веку. Оп-арту пророчили короткую «жизнь». И хотя он, возможно, утратил былую популярность как направление искусства, зато в дизайне проекты, вдохновлённые оптическими иллюзиями, до сих пор продолжают появляться.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО ОП-АРТ

Оп-арт является одним из «путей» геометрического абстрактного искусства [11]. Он возник в середине 20-го века. После нью-йоркской выставки «Отзывчивый глаз» (The Responsive Eye) 1965-го года это направление в искусстве привлекло к себе много внимания.

Original size 3500x2480

В. Вазарели, Зебра, 1950

Original size 3500x2480

Р. Анушкевич, Большой полуночный дворец, 1989

При помощи точек, спиралей, кривых, сложных орнаментов создавались формы, которые провоцировали перцептивный конфликт в сознании зрителя. Всё это происходило из-за того, что художники намеренно строили композицию так, чтобы человек не мог найти в ней систему и сложить составляющие картины в единое целое.

Задача оптической иллюзии — дать глазу возможность увидеть то, чего на самом деле не существует [4].

Original size 3500x1734

К. Крус-Диез, Индукционная хроматика № 72, 1974 / К. Крус-Диез, Физическая хромия 1201, 1983

В. ВАЗАРЕЛИ — «ОТЕЦ ОП-АРТА»

Original size 3070x2480

В. Вазарели, Зебры, 1939

Original size 3500x1712

В. Вазарели, Без названия, 1966 / В. Вазарели, Без названия, 1967 / В. Вазарели, Беллатрикс II, 1957

Вазарели больше интересовался наукой, чем искусством. Поэтому неудивительно, что именно он изобрёл «модульную систему Пластический алфавит (Alphabet Plastique) — систему комбинаторики цвета и форм, которая является основой для создания любых картин» [12].

Original size 3500x2480

В. Вазарели, Орион Нуар, 1970

Original size 3500x1821

В. Вазарели, Гештальт-4, 1970 / В. Вазарели, Вега-арни, 1972

Технический прогресс позволил приводить в движение статичные изображения. Кинетическое искусство не стало «спорить» с инновациями, а взяло современные методы на вооружение. Произведения известных оп-артистов (в том числе и Вазарели) теперь ещё сильнее «оживают» в цифровой среде.

Original size 981x552

Анимация из видео Op-Art of Vasarely, 2013

Вазарели верил в то, что искусство продолжает жить благодаря тиражированию, копированию, умножению работ. И он с радостью соглашался на совместную деятельность с архитекторами и дизайнерами, позволяя своему творчеству проникать в общественные места, городские пространства. Более того, благодаря математическому складу своего ума, Вазарели «разработал компьютерную программу для проектирования своего искусства» [5].

Original size 1477x1100

В. Вазарели и Иварал (Yvaral), столовая, 1972

«Уникальна оригинальная идея, а не объект сам по себе», — утверждал Вазарели.

Original size 1477x1100

М. Бройер и В. Вазарели, Три шестиугольника, 1973

Виктор Вазарели наверняка оценил бы по достоинству коллекцию Paco Rabanne весна-лето 2022.

В интервью Vogue дизайнер рассказал о стоявшей перед командой задаче — сохранить полотна Вазарели на тканях в первозданном виде [2].

Original size 3500x2480

Paco Rabanne весна-лето 2022 / В. Вазарели, Вега-Шем, 1978

«Пако Рабану удавалось находить баланс между формой, чувственностью и модернизмом в моде, а Вазарели делал то же самое в искусстве», — сказал Жюльен Доссена.

Original size 1536x1152

Paco Rabanne весна-лето 2022

Б. РАЙЛИ

Original size 3500x2480

Б. Райли, Отзывчивый глаз (фрагмент), 1964

В отличие от Виктора Вазарели, Бриджет Райли очень ревностно относилась к своему творчеству. В 1965 году, после выставок на двух площадках, о художнице заговорили, а коммерсанты не прошли мимо её успеха. Оптические мотивы работ Райли стали использоваться дизайнерами тканей.

Так как всё произошло без ведома и разрешения оп-артистки, она сочла это наглым заимствованием и увидела в коммерциализации лишь негатив. Райли боялась, что теперь её творчество никто не станет воспринимать всерьёз.

Попытка судиться с дизайнерами ни к чему не привела — тогда ещё не было закона, защищавшего интеллектуальную собственность. Зато после того случая художники начали активно заниматься вопросом своих авторских прав и добились того, что соответствующий закон всё же был принят [6].

Original size 3500x2480

Б. Райли, Движение на площадях (фрагмент), 1961 / Б. Райли, Пламя 4 (фрагмент), 1964

Original size 3500x1757

Б. Райли, Господство Красного, 1977 / Б. Райли, Ява, 1983

Однако идеи Райли воплощались не только на холстах. Она также имела дело и с пространствами. В 2014 году Бриджет Райли закончила роспись стен госпиталя Святой Марии в Лондоне. Работая в своём стиле, художница создала панно длиной 56 метров при помощи голубых, белых, розовых и желтых полос. «Такой подход к дизайну помещения был нацелен на поднятие настроения пациентов и обращался к образу жизни вне больницы».

Это действительно повлияло на дисциплину и самочувствие больных: «сократилось количество актов вандализма, росписей стен содержащимися на лечении, они стали более спокойными и послушными» [13].

Original size 3500x2480

Б. Райли, панно для госпиталя Святой Марии в Лондоне, 2014

ОП-АРТ В АЙДЕНТИКЕ (MEXICO 68)

Original size 1200x900

Л. Вайман на фоне логотипа Олимпиады Mexico 68, 1968

Летняя Олимпиада 68-го года вошла в историю не только из-за спортивных сенсаций. Олимпийские Игры впервые стали не просто массовым объединяющим мероприятием, но и «масштабным дизайн-проектом». Тогда миру стало широко известно имя Лэнса Ваймана.

Графический язык, разработанный командой дизайнеров, должен был акцентировать внимание на самобытности культуры мексиканцев и в то же время выглядеть свежо и современно [10].

Решением стало сочетание оп-арта, набиравшего популярность в то время, и декоративного искусства индейцев.

В итоге мы можем наблюдать очень динамичный ясный стиль, который был адаптирован под разные носители.

Original size 3500x1757

Б. Трублад на фоне логотипа Игр-68, 1968 / Волонтеры на Олимпийских играх, 1968 / Л. Вайман и Д. Мердок, Олимпийская униформа, 1968

Original size 3500x1752

Bechus, Ф. Улибарри, 2018 / Л. Уайман и Д. Мердок, Олимпийская униформа, 1968

Original size 3500x1752

Л. Вайман и идентичность Олимпийских игр 1968 года в Мехико, 1968 / Р. Васкес, Э. Террасас и Л. Вайман, чёрно-белый плакат в духе узоров уичоли для Игр-1968 (фрагмент), 1968

Original size 3500x2480

Логотип Л. Ваймана для Игр-1968 в городском пространстве, 1968

ПОКАЗЫ МОД

Original size 3500x1904

Коллекция Valentino осень-зима 2015

Original size 3500x1904

Коллекция Emilio Pucci осень-зима 2015

Original size 3500x1904

Коллекция Christian Cowan осень-зима 2018

Original size 3500x1904

Коллекция Jean Paul Gaultier весна-лето 2018

Жан-Поль Готье в своей коллекции весна-лето 2018 сделал оммаж своему наставнику Пьеру Кардену и продемонстрировал «графические образы в стиле свингующих 60-х» [7]. Чёрно-белые приглашения на показ тоже отсылали к оп-арту Бриджет Райли.

А сами образы прекрасно передавали динамику и завораживали оптическими и кинетическими эффектами.

Особенно хочется отметить «танцующую» при ходьбе бахрому, спиралевидную прямую юбку и гипнотизирующее платье с чёрно-белым паттерном в сочетании с золотом.

Original size 3500x1904

Коллекция Issey Miyake осень-зима 2019

Original size 3500x1904

Коллекция Moncler 8 Richard Quinn осень-зима 2020

ИНТЕРЬЕР

Original size 1120x816

К. Рашид для Vondom, ковёр, 2013

Original size 3840x2160

Круглый оптический ковер Capsule collection, 2016

Original size 2400x1408

Gufram, ковёр, 2018

В диванах и коврах итальянского бренда Gufram из коллекции 2018 года можно заметить настоящий дуэт оп-арта и поп-арта 70-х годов. Серия мебели была вдохновлена дискотекой.

Original size 3500x2480

Gufram, диван, 2018

Original size 1540x866

К. Рашид, обои Multiverse, 2013

Коллекция обоев Multiverse («Мультивселенная») Карима Рашида была разработана для Glamora.

Основа концепции — визуализация цифрового спиритизма через эффектные оптические иллюзии [1]. Глубина и бесконечное движение.

Чтобы сбежать от приземлённой плоской реальности в невесомость цифровой Вселенной, дизайнер использует сочные цвета, извилистые линии и биоморфные формы.

Original size 1440x810

К. Рашид, обои Multiverse, 2013

Original size 3500x2480

Без автора, Вниз по кроличьей норе (Down The Rabbit Hole), 2009

Original size 3500x2480

У. Джеффри и Л. Соберайски, Вечер моды Vogue в Токио, 2018

Оп-арт также привлекает людей в качестве концепции для организации пространства. Сложные паттерны чудесно смотрятся в объёме и создают иллюзию нахождения в другом измерении.

ПЛАКАТЫ

Original size 1920x1360

Ф. Гриньяни, реклама Alfieri & Lacroix, 1965 / Ф. Гриньяни, Искусство как эксперимент и метод-антология, 1974

Оп-арт сам по себе является динамичным, но порой в работах дизайнеров движение подчёркивается ещё сильнее. Например, в коллажной композиции Франко Гриньяни (слева) спираль становится не просто спиралью, а воздушным платьем с длинным шлейфом, что придаёт работе ощущение лёгкости.

Original size 3500x1769

М. Гласс и Д. Фридман, постер для Мастерской городского дизайна Йельского университета/Йельской школы архитектуры, 1997

Original size 3500x1601

К. Нагаи, Библиотека естественных наук. Энергия, 1966

Original size 3500x2283

А. Гайсин и С. Ванетти, постеры и флаеры для The Puddle (Stall 6), 2011

Original size 3500x1624

Diatomic studio, Эффект Допплера, 2022

Эффект Допплера — это изменение частоты и длины волны излучения, воспринимаемой наблюдателем, вследствие движения источника излучения относительно наблюдателя.

Математику и физику Кристиану Андреасу Допплеру, который открыл одноимённый принцип, посвящён проект из серии плакатов, созданный Diatomic studio.

Идея заключалась в графической визуализации физического принципа. Анимированные плакаты выгодно дополняют проект и придают задумке ясности.

Loading...
Original size 3500x1600

Студия Hardal, Исследование формы (Form Research), 2019

Original size 3500x1601

Студия Hardal, Исследование формы (Form Research), 2019

Original size 3500x1601

Diatomic studio, Черепицы (TILES), 2022

Постеры TILES («Черепицы») визуализируют экспериментальный фильм о мозаичных паттернах в кинетической модели поведении.

Геометрия здесь совмещается с кинетикой. Один блок — это источник гармонии узора, а клонирование, масштабирование, вращение и перемещение позволяют создать из множества блоков слаженную динамическую систему.

Original size 2800x1984
Loading...

ВЫВОД

Итак, оп-арт, который начинал формироваться в 50-х годах 20-го века в рамках абстракционизма, оказался на пике своей популярности на рубеже 60-х–70-х. Художники, стремясь избавиться от гнетущего разочарования модернизмом, искали новые пути, концепции и идеи. Так зарождались новые направления, в том числе и оп-арт. Но даже в те времена поисков у публики возникали вопросы к искусству игры на зрительных нервах. Марсель Дюшан и вовсе не считал это направление искусством [8].

Однако оптические иллюзии были не просто хитрым фокусом. Они завораживали, пленяли, подчиняли себе пространство, воплощали в себе концепцию массовизации. Произведения художников копировались, переделывались, дополнялись и распространялись. Именно поэтому графический язык оп-арта «пустил корни» во многих областях дизайна.

Оп-арт — очень многогранное искусство, приёмы которого могут работать на разные идеи (создание динамики, эффекта глубины; изучение взаимодействия форм; построение перцептивно сложной композиции и т. д.) Кроме того, его довольно просто масштабировать, адаптировать под множество носителей и тиражировать. Это продолжает привлекать дизайнеров из разных сфер.

Тиражируемость оп-арта
105
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more