
Рубрикатор
1. Вступление и концепция 2. Модернистский городской плакат 1910–30-х годов 3. Пропагандистский плакат 1940-х годов 4. Заключение
Вступление и концепция
В XX веке в Великобритании до появления радио и телевидения, когда газеты были доступны не всем, плакат был «важным инструментом массовой коммуникации». Он был дешевым и понятным для всех. Плакат — это «все, что наклеено на стену с целью убедить прохожего» — слова Сирила Бёрда
В первой половине XX века Великобритания пережила период глубоких социальных, политических и культурных преобразований. Две мировые войны, экономические взлеты и падения, а также сдвиги в социальной иерархии и технологическом прогрессе оставили неизгладимый след в жизни британцев. В этот бурный период плакат стал не просто средством массовой коммуникации, но и ярким зеркалом, отражающим настроения, ценности и насущные проблемы общества. Развитие печати помогло плакатам глубже проникать в общество и влиять на него. От простой рекламы они перешли к сложной пропаганде и даже формированию поведения. Это значит, что плакаты не только отражали общество, но и помогали его менять. Данное визуальное исследование посвящено анализу британских плакатов первой половины XX века с целью выявления того, как визуальные образы, типографика и композиция передавали ключевые аспекты общественной жизни, от патриотического подъема и мобилизации во время войн до продвижения товаров народного потребления и социальных инициатив в мирное время. Изучение этих плакатов позволяет глубже понять исторический контекст эпохи и проникнуть в сознание британского общества того времени.
Тема «Британский плакат XX века как отражение общества» очень интересна, потому что плакат — это и искусство, и средство общения. «Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее» — цитата канадского дизайнера Роберта Л. Питерса, подчеркивающая, как дизайн влияет на общество.
Плакаты помогали правительству во время войн, призывая людей и поднимая дух. Они показывали, как формировалась британская идентичность, от призыва «Ваша страна нуждается в вас» до лозунга «Сохраняйте спокойствие и продолжайте». После войн плакаты продолжали формировать поведение и создавать «идеальный образ Британии». Рост рекламы привел к появлению плакатов, продвигающих транспорт (лондонский транспорт) и товары, что отражало изменения в образе жизни и потреблении. Лондонский транспорт стал «величайшим покровителем плакатного искусства». Плакаты также использовались для выражения социальных и политических идей, от антисоциалистических настроений до антивоенных протестов. Они давали возможность высказаться разным группам общества. Привлечение известных художников и использование разных стилей (ар-нуво, модернизм, поп-арт) в плакатах подняли их на новый уровень. Это показало, как искусство может влиять на вкусы людей и делать авангардные стили доступными для всех. Плакаты использовались как для государственной пропаганды, так и для протестов.
Такой выбор материала для моего визуального исследования на данную тему помог мне понять эволюцию художественных и дизайнерских тенденций того времени и, то, как визуальные средства использовались для формирования общественного мнения, трансляции идеологий и мобилизации населения. Анализ плакатов позволил мне увидеть прямую связь между графическим языком эпохи и доминирующими социальными, политическими и экономическими процессами.
Отбор материала для визуального исследования по теме «Британский плакат первой половины 20 века как отражение общества» будет основываться на анализе достоверных источников, статей, текстовых источников разных авторов, представляющих разные точки зрения и исторические контексты. Это поможет получить более многогранное и объективное представление о том, как британское общество отражалось в плакатах той эпохи.
Модернистский городской плакат 1910–30-х годов
После Первой мировой войны британское общество стремилось к стабильности, технологическому прогрессу и восстановлению. Рост городов и транспорта привёл к изменению повседневной жизни: все больше людей пользовались метро, автобусами, железными дорогами. Бурно развивалась идея «просвещённого горожанина», который умеет пользоваться городской инфраструктурой, ценит искусство и участвует в культурной жизни. На этом фоне дизайн стал выполнять воспитательную и организационную функцию. Плакаты начали использоваться не только как реклама, но и как визуальные навигационные и информационные системы: где сесть, куда поехать, как себя вести.
Edward McKnight Kauffer Poster, «The North Downs», for London Underground, 1915 // Edward McKnight Kauffer Poster, «Godstone», for London Underground, 1915
Общие черты визуального языка Кауффера особенно прослеживаются в постерах, которые рекламируют поездки в центр Лондона на метро во время зимних распродаж. А именно — слияние авангардных художественных течений (футуризм, кубизм, конструктивизм) с практической задачей плаката; символизм движения: стрелы, диагонали, ритмичные линии — часто символизируют поезд, направление, поток; использование геометрических форм вместо реализма — усиливает абстракцию и современность, показывая, что метро не просто транспорт, а символ городской моды, комфорта и эффективности.
1. «Winter Sales Are Best Reached by Underground», by E. McKnight Kauffer, 1924 // 2. «Winter Sales Are Best Reached by Underground», by E. McKnight Kauffer, 1921
Плакаты продвигали музеи, театры, прогулки за город, посещение зоопарков и выставок. Это отражало новую установку: культура должна быть частью повседневности.
by E. McKnight Kauffer: 1. London History at the London Museum, 1923 // 2. The Wallace Collection. Book to Bond Street, 1925 // 3. London Museum of Practical Geology, 1922 // 4.The Indian Museum, 1925
Плакаты Лондонского метро в 1920–30-е годы не только рекламировали транспорт или досуг, но и обращали внимание на общественные процессы, происходящие в британском обществе. В условиях индустриализации и расширения городского пространства социальные границы между классами в Британии становились всё жёстче: общество всё отчетливее делилось на элиту, буржуазию и рабочих.
Однако лондонское метро воплощало собой редкое для того времени представление об общественном равенстве — оно воспринималось как нейтральная территория, где могли спокойно находится представители самых разных слоёв.
В плакате «До сияющего Лондона лучше добраться на метро» используются универсальные образы пассажиров — без акцента на классовую принадлежность. Постер насыщен яркими, контрастными цветами. Это подчёркивает название «Сияющий Лондон» и показывает, что в метро собираются самые разные люди. Яркий плакат привлекает внимание своей стилизацией в стиле ар-деко и карикатуры. Чёткие контуры, преувеличенные пропорции, упрощённые лица. Фигуры людей намеренно гротескные и динамичные — они создают ощущение движения и весёлой суеты. Шрифт геометричный гротеск — подчёркивает доступность и технологичность подземки.
Brightest London is best reached by Underground, by Horace Taylor, 1924 //Brightest London, and home by Underground, by Horace Taylor, 1924
1920–30-е годы — это важный период в истории феминизма: женщины получили избирательные права (частично в 1918, полностью — в 1928), вышли на рынок труда, стали активными участницами городской жизни. Графический язык того времени зафиксировал это изменение. Женщины стали частыми фигурантками плакатов.
«The way for all», by Alfred Frans, 1911
1. «Thanks to the Underground» by Zero (Hans Schleger), 1935 // 2. «Hearing the riches of London» by Frederick Charles Herrick», 1927
Пропагандистский плакат 1940-х годов
«Leave Hitler To Me Sonny — You Ought To Be Out Of London», by unkown artist, 1940s
В 1940-х годах, в период Второй мировой войны, пропагандистские плакаты в Великобритании играли критически важную роль в поддержании морального духа, дисциплины, патриотизма и общественной сплочённости. Они были повсюду — на улицах, в поездах, в магазинах, фабриках и школах — и охватывали практически все сферы жизни: от военной службы до экономии продовольствия.
Абрам Геймс, «Официальный художник военных плакатов», придерживался философии «максимум смысла минимумом средств», создавая лаконичные, но мощные изображения. В его плакат «Твоя Британия — Борись за нее сейчас» (1942) использовался резкий контраст между разрушенным прошлым и идеализированным будущим, призывая солдат бороться за лучшее послевоенное общество. Визуально контраст передан через серые, тёмные оттенки слева, создающими ощущение гнили, болезни, упадка и светло-зелёными, голубыми справа, подчеркивающими надежду и цель. Цвет работает как визуальный аргумент, показывая за что нужно бороться — не только против врага, но и за преобразование самой Британии. Также использована коллажная структура, с эффектом перспективы, минимальная типографика, строгая надпись крупными буквами, личное обращение «Your Britain» — создаёт ощущение личной ответственности и принадлежности.
«Your Britain — Fight For it Now», by Abram Games, 1942
«Your Britain — Fight For it Now», by Abram Games, 1942
Отдельной, настойчиво повторяемой темой британских агитационных плакатов времён Второй мировой войны была опасность неосторожных разговоров и болтовни. Британия вела войну, где важным оружием становилась не только армия, но и информация, а точнее, её утечка.
Плакат «Твой разговор может убить твоих товарищей» (1942), что молчание — это оружие. Плакат предупреждает: болтовня, даже невинная, может привести к гибели товарищей, если информация попадёт к врагу. Дизайнер вызывает страх и чувство вины и использует визуальную метафору: разговор = смерть. На плакате доминируют чёрный и красный — традиционные цвета опасности и угрозы. Центральный элемент — череп, стилизованный под силуэт человеческого лица, изо рта которого выходят слова, превращающиеся в смерть. Надпись «Your Talk May Kill…», написанная островатыми, угловатыми буквами привлекает взгляд и запоминается. Второй плакат «Его винтовка выстрелит. Моя выстрелит? Забота об оружии — это забота о жизни» (1943) говорит об ответственности за техническое состояние оружия, особенно среди тех, кто работает в тылу или в армейском снабжении, ведь от этого зависит жизнь бойца; обращается к чувству солидарности, взаимной зависимости фронта и тыла.
«Your talk may kill your comrades», by Abram Games, 1942 // «His Rifle Will Fire Will Mine? Care of Arms is Care of Life», by Abram Games, 1943
«Careless Talk Costs Lives» by unknown artist, 1940s
Плакат «Keep Calm and Carry On» (1939) — один из самых знаменитых британских пропагандистских плакатов Второй мировой войны. Созданный в преддверии возможных воздушных налётов, он призывал население сохранять спокойствие и стойкость в трудные времена. Плакат выполнен в простом дизайне — красный фон, белый текст и корона наверху. Красный фон символизирует срочность и силу, а белый текст — ясность и простоту сообщения. Шрифт простой, чёткий, крупный, без засечек, что делает надпись легко читаемой даже издалека. Корона — символ королевской власти и единства нации, расположенный в верхней части плаката, подчёркивает официальный характер послания.
«Keep Calm and Carry On», by unknown artist, 1939 г.
Два человека на плакатах серии «We Beat’em Before We Will Beat’em Again» — это метафора для духа и уверенности в будущей победе, которая доносит мысль, что, как однажды удалось победить врага, так же возможно победить и во второй раз, при том что все снова будут работать сообща.
1. «We Will Beat’em Again» by Pat Keely, between 1939 and 1946 // 2. «We Will Beat’em Again» by unknown artist, between 1939 and 1945 // 3."This Was Our Finest Hour» by Pat Keely, 1940s
«Back Them Up!», by Charles Turner, 1941
Фрэнк Ньюболд привнес в военную пропаганду свой модернистский стиль с яркими плоскими цветами и смелыми формами. Его плакат «Пусть колеса крутятся! Ремонтные работы жизненно важны для военных усилий» изображает руку с гаечным ключом, которая подчеркивает важность гражданского вклада и промышленной эффективности. А плакат «„Дайте нам инструменты и-“ — Уинстон Черчилль» с огромными клещами, раздавливающими свастику, связывал промышленные усилия с победой над врагом, используя цитату Черчилля для мотивации производства.
Плакат «Is Your Journey Really Necessary?» создан в рамках масштабной кампании, направленной на снижение ненужных поездок внутри страны, чтобы разгрузить транспортную систему, важную для фронта и промышленности. Рядовой солдат просит зрителя подумать, насколько важен его путь в период кризиса.
«Is Your Journey Really Necessary?» by Bert Thomas, 1940s
1. «It does matter the country pays for it. Don’t waste here the fuel you save at home», by Cyril Kenneth Bird, between 1939 and 1946 // 2. «Turn That Gas Down», by unknown artist, between 1939 and 1946
Британские военные плакаты кампании «Dig for Victory» («Копай ради победы») призывали британцев превращать любые доступные участки земли — сады, лужайки — в огороды для выращивания овощей и фруктов. Целью было снизить зависимость от импорта продовольствия, который стал затруднителен из-за блокады и военных действий. На плакатах преобладали изображения здоровых, улыбающихся людей. Часто изображались крупные, аппетитные овощи и фрукты, символизирующие успех и вознаграждение за приложенные усилия. Это визуально подкрепляло идею о том, что «копать ради победы» — это не только патриотический долг, но и способ обеспечить себя и свою семью. Цветовая палитра обычно была достаточно насыщенной, чтобы привлекать внимание, но при этом оставалась сдержанной и реалистичной, отражая практический характер кампании. Часто использовались землистые тона, зеленый цвет растений, а также более яркие акценты на овощах и фруктах. Шрифты, как правило, были простыми, удобочитаемыми и внушающими доверие. Лозунги были лаконичными и запоминающимися, визуально интегрированными в композицию плаката.
«Dig For Victory», by unknown artist, between 1939 and 1946
1. «Grow Your Own Food», by Abram Games, 1940s// 2. «Better pot-luck with Churchill today than humble pie under Hitler tomorrow» by unknown artist, 1940s// 3. «Dig for Victory», by Norman Wilson, 1940
Во время Второй мировой войны женщинам в уделялось особое внимание в британских агитационных постерах.
По мере того как мужчины уходили на фронт, женщинам приходилось заменять их в тылу — на заводах, в сельском хозяйстве, в транспорте, в армии и даже в науке. Агитационные плакаты стали важнейшим средством не только мобилизации женского населения, но и формирования нового образа женщины — активной, трудолюбивой и патриотичной.
«Join the ATS», by Abram Games, 1941
Первые женщины, принятые на работу во Вспомогательную территориальную службу (ОВД), работали поварами, клерками и кладовщицами. Со временем круг обязанностей расширился, и женщины стали работать офисными, столовыми и телефонными санитарами, водителями, почтовыми служащими и инспекторами боеприпасов.
«Your Friends are Needed», by Frank Newbould, 1941
1. «ATS They can’t get on without us» by Thomas Cantrell Dugdale, between 1939 and 1946 // 2. «You are Wanted Too! Join the ATS» by unknown artist, 1941
1. «ATS — In the Bakeries», by unknown artist, 1940 // 2. «The ATS wants Cooks», by unknown artist, 1940 // 3.'ATS as Signal Operators', by unknown artist, 1940
«Nazi Surrender draws nearer every time a woman joins the ATS», 1940s
Плакаты 1940-х годов в Великобритании — это не просто агитация, а мощный инструмент управления настроением нации. Они формировали общественные роли, привычки и поведение миллионов людей в условиях тотальной войны, часто апеллируя к общей ответственности, стойкости и личному вкладу каждого гражданина.
У всех агитационных военных плакатов я вывела общие визуальные черты. Дизайнеры стремились к минимализму: один герой, один жест, одно сообщение. Композиция избегала избыточных деталей, чтобы сразу захватывать внимание и быстро доносить идею. Также использовали сильный графический контраст — чёткое деление фона и переднего плана. Часто использовались резкие силуэты, свет/тень, тёмные фоны с яркими акцентами (например, красный, жёлтый, белый текст). Почти всегда в центре композиции — один человек: солдат, женщина, рабочий, ребёнок. Поза фигуры выразительная: либо напряжённая (в действии), либо эмоционально нейтральная, но с сильным зрительным контактом. Плакаты напрямую адресуется к зрителю, подчёркивают личную ответственность. Часто использовались вопросительные или повелительные формы: «Join now», «Don’t talk», «Save Fuel». Также плакаты богаты на использование символов: корона (монархия), шестерёнка (промышленность), лопата (труд), ребёнок (будущее). Простые метафоры: молчание — как оружие (Careless Talk Costs Lives), женщина на фабрике — защитница. Несмотря на разных авторов, государственные плакаты были стилистически выверены: Чёткие шрифты без засечек; гармоничные, ограниченные, но яркие цветовые палитры; элементы фирменной графики: эмблемы, рамки, заголовки.
Заключение
Мое визуальное исследование британского плаката первой половины XX века показало, что плакаты этого периода были не просто средствами коммуникации, а важным зеркалом общественных настроений своего времени. В условиях масштабных социальных и политических перемен — двух мировых войн, экономических кризисов и трансформаций в общественной структуре — плакаты играли ключевую роль в формировании массового сознания и мобилизации общества.
Общие визуальные черты плакатов этого времени отражают стремление к ясности, простоте и эмоциональной выразительности. Прежде всего, это минимализм в композиции: зачастую в центре композиции размещался один герой или символ, четкий и легко узнаваемый, что позволяло мгновенно фокусировать внимание зрителя. Использование ярких, контрастных цветов — особенно красного, белого, чёрного и жёлтого — служило усилению эмоционального воздействия и подчёркивало важность послания.
Типографика в плакатах была лаконичной, зачастую с чёткими шрифтами без засечек, что способствовало быстрому восприятию текста даже на большом расстоянии. Часто применялись призывы к действию в форме повелительных предложений или вопросов, что усиливало эффект вовлечения и непосредственного обращения к каждому зрителю.
Кроме того, плакаты широко использовали символику — национальные и военные атрибуты, образы труда, семьи, будущего, — которые служили мощными метафорами для передачи идей через доступные визуальные образы. Эта символика обеспечивала общую культурную связность и способствовала формированию чувства единства и ответственности.
Британский плакат того времени остаётся важным свидетельством взаимодействия визуальной культуры и общества, демонстрируя, как искусство способно влиять на сознание и поведение людей в критические моменты истории.