Original size 2480x3500

Пропаганда в революционных движениях начала XX века

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАТОР

[1] Концепция [2] Носители [3] Пропаганда в России [4] Пропаганда в Испании [5] Пропаганда в Германии [6] Пропаганда в Мексике [7] Заключение [8] Список источников

[1] КОНЦЕПЦИЯ

Пропаганда в революционных движениях начала XX века представляет собой важный аспект изучения как истории, так и искусства. Начало XX века стало эпохой значительных социальных и политических изменений вследствие множества революционных движений, стремившихся к преобразованию существующего порядка. Эти революционные события, вспыхнувшие в разных уголках мира, таких как Россия, Испания, Германия и Мексика, были обусловлены глубокими социально-экономическими противоречиями, нарастающим недовольством населения и стремлением к справедливости. Пропаганда, как мощный инструмент влияния на общественное сознание играла ключевую роль в формировании революционных идей и мобилизации масс.

В Российской Империи революционные события 1905 года, а затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года стали результатом многолетнего угнетения крестьян и рабочих, а также неэффективной политики царского режима. Пропагандистские кампании, использующие плакаты, листовки и другие типографические носители, помогали донести до масс идеи социализма и необходимости перемен, что в конечном итоге привело к свержению монархии и установлению советской власти.

big
Original size 2480x988

Неизвестный автор. «Todas las Milicias fundidas en el Ejército Popular», 1937 год. Плакат неизвестного авторства. «К оружию! Долг не требует извинений», около 1936 года. «Ayudad a Madrid», 1937 год.

big
Original size 2480x988

Неизвестный автор. «Los obreros de Gráficas Reunidas, a la Gloriosa Aviación Republicana», 1937 год. «CEA paga al productor de naranja», 1931–1939 года. Плакаты неизвестного авторства. 1931–1939 год

Испания, охваченная Гражданской войной с 1936 года по 1939, стала ареной для борьбы между республиканцами и националистами. Обе стороны активно использовали пропаганду для укрепления своих позиций и привлечения сторонников. Типографические носители стали важными инструментами в этой борьбе, отражая идеологические противоречия и настроения общества.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Original size 2480x1350

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

В Германии социалистические движения, возникшие в конце XIX века, достигли своего пика во время Первой мировой войны, в условиях парламентской демократии Веймарской республики. Пропаганда, как со стороны социалистов, так и со стороны нацистов, использовалась для манипуляции общественным сознанием, а также для создания необходимого на тот момент культа личности, что в конечном итоге привело к установлению тоталитарного режима.

Original size 2480x1350

Плакат неизвестного авторства, 1931–1939 год. Неизвестный автор, «Тревога!! Пятая колонна приближается!» 1937 год. Плакат неизвестного авторства, 1931–1939 год.

Original size 2480x1350

Плакаты неизвестного авторства, 1931–1939 год.

Мексиканская революция, продолжавшаяся с 1910 года по 1917, стала следствием социальных и экономических проблем, таких как неравенство социальных слоев и коррупция. Пропаганда в формате произведений искусства, созданных с помощью нового на тот момент направления в монументальной живописи, мурализма, а также других художественных стилей стала важным средством для распространения революционных идей и формирования национальной идентичности. Художники и шрифтовые дизайнеры использовали свои навыки для работы в борьбе за социальные изменения и справедливость.

Original size 2480x1350

Плакат неизвестного авторства, 1931–1939 год. Неизвестный автор, «Limpio de Fascistas Nuestro País», 1937 год. Неизвестный автор, «Испанские Почтовые Авиакомпании», 1936 год.

Исследования пропаганды революционных движений в нескольких странах требует соответствующей методологии, которая основывается на комплексном подходе, включающем в себя исторический, визуальный и сравнительный анализ. Исторический анализ исследует способы, которыми пользовались идеологические и политические группы для мобилизации масс, формирования общественного мнения и легитимации своих действий. В первую очередь, акцент делается на изучении первоисточников, таких как плакаты, листовки и газетные публикации, что позволяет выявить ключевые идеи и символику, используемые в пропагандистских материалах. Визуальный анализ фокусируется на семантическом и композиционном аспектах, исследуя взаимодействие цвета, формы и текста. Сравнительный анализ помогает выявить общие тенденции и уникальные особенности различных революционных движений, что в итоге создает многогранное представление о роли пропаганды в формировании политической активности.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства, 1931–1939 год.

Original size 2480x988

Неизвестный автор, «Рабочий! Крестьянин! Объединяйтесь ради победы!», 1936 год. Плакаты неизвестного авторства, 1931–1939 год. Неизвестный автор, «L’Agricultura, Tot per al Front», 1937 год.

Основной целью данного исследования является анализ роли пропаганды в революционных движениях с акцентом на типографические плакаты как средство массовой коммуникации. В процессе исследования главной задачей становится выявление способов использования визуальных образов и лозунгов для мобилизации масс.

Таким образом, данное исследование не только углубляет понимание исторической роли пропаганды, но и предоставляет ценные инсайты для анализа современных тенденций в области визуальной культуры. Исследование также предоставляет возможность рассмотреть различные формы пропаганды, использованные в вышеупомянутых странах, проанализировать их влияние на ход исторических событий и выявить их значение для формирования общественного мнения и революционных настроений.

[2] НОСИТЕЛИ

Одним из наиболее эффективных инструментов распространения революционных идей в период национальных переворотов стали типографические плакаты. Эти средства массовой коммуникации не только привлекали внимание, но и формировали общественное мнение, создавая эмоциональный отклик и вдохновляя людей на действия.

Original size 2480x1350

Иллюстрации из книги Вячеслава Полонского «Русский революционный плакат», 1925 год.

Благодаря своей доступности и простоте в использовании, типографические плакаты, позволяли донести сложные идеи до широкой аудитории. В условиях пониженной грамотности и ограниченного доступа к информации они стали важным средством агитации. В России, например, многие типографические и иллюстрированные плакаты периода Февральской и Октябрьской революций, несли в себе призыв к изучению грамоты, а также содержали яркие лозунги и изображения, которые призывали к свержению царского режима и созданию нового советского союза под властью большевиков. Эти плакаты не только информировали, но и вдохновляли людей, создавая ощущение единства и решимости каждого на ответный удар.

Original size 2480x988

Д. Моор. «Смерть мировому империализму», «ПОМОГИ». В. Дени «ЛИГА НАЦИЙ. „Желтый Интернационал“. Капиталисты всех стран соединяйтесь!». Д. Моор «Ты записался добровольцем?» 1918–1922 год.

Original size 2480x988

В. Н. Дени. «Деникинская банда». Апсит. «1 мая. Рабочим нечего терять…». Д. Моор.«Петрограда не отдадим». А. Радаков. «Неграмотный тот-же слепой…». 1918–1922 год.

Original size 2480x1350

Неизвестный автор. «День Советской Пропаганды. Знание — всем!» М. Черемных. «Чини, товарищ, красный путь и рек советских не забудь». Д. Моор. «Красный подарок белому пану». 1918–1922 год.

Не менее важным носителем являлись газеты. В начале XX века, когда революционные идеи охватывали страны, газетные носители использовались как средство распространения информации, агитации и формирования идеологии. Газетны отличались своей доступностью и популярностью среди читателей, что позволяло эффективно доносить революционные идеи до народа. Публикации часто содержали призывы к борьбе, а также рассказы о героических поступках революционеров, что способствовало формированию общественного мнения и единогласия.

Original size 2308x1033

Плакат неизвестного авторства, 1905–1921 год. В. Н. Дени. «Враг хочет захватить Тулу — кузницу Красной Армии. Товарищи!» 1917–1921 год.

Original size 2480x933

Неизвестный автор. «Фронтов нет — опасность есть». 1917–1921 год.

Менее крупным, но не менее популярными и эффективным носителем в период революционных движений были листовки. Они также использовались революционерами для распространения идей и мобилизации масс. Листовки, как правило, обладали небольшим форматом, что позволяло легко распространять их среди населения. Яркий дизайн и лаконичное содержание привлекали внимание и быстро доносили основную мысль до читателя.

Таким образом, типографические носители играли одну из ключевых ролей в формировании народных движений в период революционных изменений. Их визуальные характеристики — от смелых шрифтов до ярких иллюстраций — не только привлекали внимание, но и усиливали эмоциональное воздействие на аудиторию, придавали решимости и настраивали на радикальные действия.

[3] ПРОПАГАНДА В РОССИИ

В начале XX века Россия переживала значительные социальные и политические изменения. В условиях нарастающего недовольства и стремления к переменам искусство превратилось в мощное средство агитации, способное вдохновлять и мобилизовать массы. Одним из ярких примеров такого подхода стало Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое объединяло усилия художников и графиков для создания визуальных материалов, направленных на поддержку революционных идей.

Original size 2480x933

Д. Моор. «Руку дезертир. Ты такой же разрушитель рабоче-крестьянского государства…!» В. Костяницын. «Паразиты и лодыри, не работая, сами мешают работе других». 1917–1921 год.

Original size 2480x826

Н.Когоут. «Антанта готовит новый поход. Смотри в оба!» Неизвестный автор. «Что ты сделал для фронта?» 1917–1921 год.

Original size 2480x988

Плакат неизвестного авторства, 1905–1921 год. В. Дени. «ЛИГА НАЦИЙ». 1918–1922 год. Плакаты неизвестного авторства, 1905–1921 год.

РОСТА активно использовало плакаты, листовки и другие типографические носители, которые помогали донести до аудитории важные социальные и политические мотивы. Художники, работавшие в рамках этого агентства, разрабатывали яркие и запоминающиеся образы, которые отражали дух времени и стремление к изменениям. Их работы отличались смелыми композициями и выразительными цветами, что помогало в привлечении внимание и вызывало эмоциональный отклик у зрителей. Одним из самых знаменитых направлений стали карикатуры — гротескные изображения, которые не только высмеивали противников, но и подчеркивали абсурдность существующего порядка.

Original size 2480x1350

Плакаты неизвестного авторства, 1905–1921 год.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства, 1905–1921 год. Д Моор. «Да здравствует ІІІ-ий Интернационал! Привет, товарищи!» 1918–1922 год.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства, 1905–1921 год.

Смелый копирайтинг также стал важным инструментом в арсенале пропагандистов. Короткие, но мощные лозунги, написанные в эмоционально заряженном стиле легко воспринимались и запоминались, что делало их эффективными в условиях бурных изменений.

Original size 2480x933

Плакат неизвестного авторства, 1905–1921 год. Неизвестный автор. «Наступление коммунизма — счастье трудящихся». 1917–1921 год.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства, 1905–1921 год.

Также одним из важных типографических отличий этого периода стало использование контрастных гротесков и антикв. Благодаря своим выразительным формам и четким линиям, контрастные шрифты создавали сильный визуальный акцент. Жирное начертание усиливало эффект, делая текст более заметным и легким для восприятия. Это было особенно важно в условиях, когда информация должна была быстро доходить до широкой аудитории. Использование таких шрифтов также отражало дух времени — стремление к новизне и экспериментам. Гротескные шрифты этого периода, отличающиеся своей нестандартной эстетикой, символизировали разрыв с традициями и устоявшимися нормами, что соответствовало революционному настроению. Они также создавали ощущение динамики и энергии, что способствовало вовлечению людей в политическую борьбу.

Original size 2480x933

Д. С. Моор. «Рождество», «Народам Кавказа». 1917–1921 год.

Original size 2480x1350

Плакат неизвестного авторства, 1905–1921 год. Д. Моор. «Советская репка». 1918–1922 год. Плакат неизвестного авторства, 1905–1921 год.

Таким образом, визуальный язык и типографика в печатных носителях стали не только средствами коммуникации, но и мощными инструментами воздействия на сознание общества, который способствовал распространению революционных идей и формированию нового социального порядка.

[4] ПРОПАГАНДА В ИСПАНИИ

Original size 1903x1313

Неизвестный автор. «Чапаев». Афиша фильма. 1936–1939 год.

Original size 2480x988

Неизвестный авторы. «Мы из Кронштадта». Афиша фильма. «Партийный билет». Афиша фильма. Плакаты неизвестного авторства. 1936–1939 год.

В начале XX века Испания также переживала волну революционных движений, которые требовали активного использования типографических носителей для распространения идей и мобилизации населения. Плакатное искусство стало одним из ключевых инструментов пропаганды.

Одной из характерных особенностей революционных испанских плакатов того времени стал яркий цветовой спектр. Использование насыщенных и контрастных цветов быстро привлекало внимание и создавало эмоциональный отклик у зрителей. Яркие оттенки не только выделяли плакаты на фоне городской среды, но и делали акцент на силе и решимости представителей революционного движения.

Original size 2480x988

Неизвестный авторы. «Conferencia de las Muchachas de Madrid», 1937 год. «Homenaje a las Brigadas Internacionales», 1937 год. Плакаты неизвестного авторства, 1936–1939 год.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1939 год.

Original size 2480x988

Неизвестные авторы. «Идея, утренняя газета», 1930 год. «Исследования», 1933 год. «Help Spain», 1937 год. «Школа для всех, Левантийская региональная федерация», 1936 год.

Динамичная композиция также играла важную роль в визуальном языке плакатного искусства. Элементы дизайна часто располагались под углом, создавая ощущение движения и энергии, что олицетворяло собой активные действия и стремление к переменам. Такой подход способствовал вовлечению зрителей, побуждая их к действию и поддержке революционных инициатив.

Original size 2480x1350

Неизвестный авторы. «La juventud defiende la Unión». «La millor arma dels traïdors, Rumors falsos». «Protecció als Perseguits pel Feixisme». 1931–1939 год.

Original size 2480x1350

Плакат неизвестного авторства. Неизвестный автор, «5º Regimento, Salud», 1937. Плакат неизвестного авторства. 1931–1939 год.

Типографика испанских плакатов зачастую отличалась использованием акцидентных шрифтов, обладающими жирным начертанием и необычными формами. Этот прием усиливал визуальных эффект и позволял акцентировать внимание на ключевых сообщениях, что было особенно важно в революционных условиях.

Таким образом, плакатное искусство в Испании начала XX века стало мощным вспомогательным элементом пропаганды, использующим яркие цвета, динамичные композиции и выразительную типографику.

[5] ПРОПАГАНДА В ГЕРМАНИИ

Original size 1952x1350

Неизвестный автор. «Vote communists! Not these enemies of the workers!», 1920 год

Original size 2480x1350

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

До начала Первой мировой войны социалистическая пропаганда в Германии активно пользовалась печатными изданиями, в том числе листовками и плакатами. Визуальные материалы зачастую содержали ярких иллюстрации, символизирующие классовую борьбу и солидарность трудящихся. Типографика в этих материалах была простой и понятной, что позволяло легко воспринимать информацию и запоминать ключевые лозунги.

После войны, в условиях революционных изменений и создания Веймарской республики, социалистическая пропаганда стала более агрессивной. В плакатах и брошюрах начали использоваться сложные графические элементы и достаточно смелые цветовые решения. Типографика в этот период также претерпела изменения: изящные шрифтовые системы сменились на жирные рукописные символы, отсылающие скорее к готическим и трафаретным шрифтам, фрактурам.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Original size 2480x933

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Original size 2480x988

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

С приходом нацистов к власти в 1933 году визуальный язык принял совершенно иной оборот. Нацистская пропаганда была высокоорганизованной и использовала множество методов для манипуляции общественным сознанием. Плакаты, кинофильмы, радио и массовые мероприятия стали основными инструментами, с помощью которых нацисты распространяли свои идеи.

Original size 2480x1350

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Original size 2480x1424

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Original size 2480x1185

Плакаты неизвестного авторства. 1936–1945 год.

Нацистская пропаганда отличалась жесткой и агрессивной визуальной эстетикой. Плакаты часто содержали изображения сильных, мужественных мужчин и идеализированных женщин, символизирующих собой арийскую расу. Цветовая палитра, как правило, включала в себя черный, красный и белый — цвета, которые ассоциировались с силой и единством. Типографика в нацистских плакатах представляла собой массивные шрифты с острыми засечками, что придавало тексту агрессивный и решительный вид.

Таким образом, немецкая пропаганда начала XX века, как социалистическая, так и нацистская, демонстрировала разнообразие методов и подходов, основанных на визуальных средствах, которые использовались для манипуляции общественным сознанием и формирования политической идентичности.

[6] ПРОПАГАНДА В МЕКСИКЕ

Original size 1338x754

Давид Альфаро Сикейрос, «Демократия разрывает свои цепи», 1934 год.

В начале XX века Мексика также столкнулась с волной революционных движений, которые кардинально изменили политическую и социальную структуру страны. Одной из наиболее ярких форм революционной пропаганды стали мурализм и плакаты, которые не только передавали политические идеи, но и обогащали визуальную культуру страны.

Original size 1472x984

Хосе Клементе Ороско, «Великий мексиканский революционный закон и свобода рабов», 1949 год.

Мурализм, как одно из направлений в монументальной живописи, возник на фоне национальной революции в Мексике и служил инструментом для выражения социальных и политических идей. Муралисты стремились донести до аудитории идеи социальной справедливости, классовой борьбы и национального единства. Их работы были насыщены символикой и аллегориями, что позволяло зрителям легко воспринимать сложные политические концепции.

Original size 2480x1350

Неизвестный авторы. «En sus Puestos» — «На своём месте». «Американцы борются за свободу». «El Grita de Guerra» — «Зов войны». 1910–1917 год.

Original size 2480x988

Неизвестный авторы. «Свобода не погибла в кораблекрушении». «Знания портят молодежь». «Помнить 13 мая 1942 года». «Защищай мексиканскую родину!». 1910–1917 год.

Плакаты, в свою очередь, как более простая и доступная форма пропаганды, играли не менее значимую роль в революционных движениях. Они использовались для распространения информации о митингах, забастовках и других акциях протеста. Яркие цвета, лаконичные лозунги и выразительные изображения делали плакаты запоминающимися. Плакаты не только информировали, но и вдохновляли людей на действия, создавая чувство единства и солидарности среди участников движения.

Таким образом, мурализм и политические плакаты стали неотъемлемой частью борьбы за социальные изменения. Мексиканские формы искусства, использованные в качестве инструментов пропаганды, оказали значительное влияние на общественное сознание. Мурализм и плакаты помогали людям осознать свою роль в исторических процессах, вдохновляли на борьбу. Они не только отражали дух времени, но и активно формировали его, воздействуя на умы и сердца людей.

[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало XX века стало эпохой значительных политических и социальных изменений, сопровождаемых революционными движениями в различных странах. Пропаганда в этот период приняла множество форм и использовала не один метод, адаптируясь к культурным и историческим контекстам каждой страны. Сравнительный анализ этих подходов позволяет глубже понять, как пропаганда влияла на общественное сознание и какие стратегии оказались наиболее эффективными.

В Мексике мурализм стал одной из ключевых форм пропаганды, в котором художники использовали фрески для отображения революционных идей. Муралисты, такие как Диего Ривера, создавали масштабные произведения, которые не только украшали общественные пространства, но и служили образовательным целям, рассказывая о борьбе за права трудящихся и национальной идентичности.

В России, напротив, основное внимание уделялось печатным материалам и агитационным плакатам. Большевики использовали яркие лозунги и визуальные образы для мобилизации масс, а также для распространения своих идей среди крестьян и рабочих. Плакаты, такие как «Грамота — путь к коммунизму!», стали символом революции и быстро распространялись по всей стране.

В Германии, во время революции 1918 года, пропаганда также приняла форму плакатов и листовок, однако акцент делался на антибуржуазных и антивоенных настроениях. Социалистические группы использовали агрессивные визуальные образы, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам и призвать к действиям.

Сравнительный анализ показывает, что методы и формы пропаганды были разнообразны и зависели от культурных и исторических факторов. Эффективность этих стратегий варьировалась, но в каждом случае пропаганда сыграла важную роль. Искусство, печатные материалы и визуальные образы стали мощными инструментами в борьбе за социальные изменения и политическую власть, оставив неизгладимый след в истории.

[8] СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Bibliography
Show
1.

3 русские революции XX века, которые изменили общество // Theory place URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19865-3-russkie-revolyutsii-xx-veka-kotorye-izmenili-obshchestvo?ysclid=m3whs6pdpb79661144 (дата обращения: 20.11.2024).

2.

32 дерзких и пафосных революционных плаката, нарисованных в Стране Советов в начале 1920-х // Культурология URL: https://kulturologia-ru.turbopages.org/kulturologia.ru/s/blogs/181117/36649/ (дата обращения: 20.11.2024).

3.

40 плакатов в поддержку Испанской республики (1931-1939) // Livejournal URL: https://montrealex-livejournal-com.turbopages.org/montrealex.livejournal.com/s/5066630.html (дата обращения: 20.11.2024).

4.

Вячеслав Полонский. Русский революционный плакат. 1925 // Tehne URL: https://tehne.com/node/6283 (дата обращения: 20.11.2024).

5.

Испанская революция 1931–1939 // Bigenc URL: https://bigenc.ru/c/ispanskaia-revoliutsiia-1931-1939-fa16ad?ysclid=m3whzdx1at441111527 (дата обращения: 20.11.2024).

6.

Испанская революция 1936 года // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F_1936_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 20.11.2024).

7.

История трёх революций в России на заре 20 — го века // Livejournal URL: https://panin1976-livejournal-com.turbopages.org/panin1976.livejournal.com/s/41332.html (дата обращения: 20.11.2024).

8.

КАРТИНКИ WARSPOT: СТРАНА КАКТУСОВ И СОМБРЕРО ИДЁТ НА ВОЙНУ // Warspot URL: https://warspot.ru/13395-kartinki-warspot-strana-kaktusov-i-sombrero-idyot-na-voynu/images?name=%2F000%2F063%2F332%2Fcontent%2F01-fac2d3c9c3ca126e8c57099e96884bb1.jpg (дата обращения: 20.11.2024).

9.

Мексиканская революция // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.11.2024).

10.

Мексиканская революция 1910-17 // OldBigenc URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2202112?ysclid=m3wi4i0lpj489346443 (дата обращения: 20.11.2024).

11.

Ноябрьская революция // Википедия URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.11.2024).

12.

Русский революционный плакат // Internet archive URL: https://archive.org/details/1925_20230428/mode/1up (дата обращения: 20.11.2024).

13.

СССР в испанских плакатах времён Гражданской войны 1936–1939 гг.⁠⁠ // Пикабу URL: https://pikabu.ru/story/sssr_v_ispanskikh_plakatakh_vremyon_grazhdanskoy_voynyi_1936__1939_gg_6912860?ysclid=m3un0j6ziz543075746 (дата обращения: 20.11.2024).

Image sources
Show
1.

Обложка https://marxist.com/theory-german-revolution.htm (Дата обращения: 24.11.2024)

2.3.

https://vk.com/album-49466084_280182191 (Дата обращения: 24.11.2024)

4.5.6.7.8.

https://vk.com/album-49466084_280182191 (Дата обращения: 24.11.2024)

9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

https://vk.com/album-49466084_280182191 (Дата обращения: 24.11.2024)

21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.62.63.64.65.66.67.68.69.70.71.72.73.74.75.76.77.78.79.80.81.82.83.84.85.86.87.88.89.90.91.

https://vk.com/album-49466084_280182191 (Дата обращения: 24.11.2024)

92.93.94.95.96.97.98.99.100.101.102.103.104.105.106.107.108.109.110.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

111.112.113.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

114.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

115.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

116.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

117.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

118.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

119.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

120.

https://vk.com/album-16013902_19116250413902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

121.122.123.124.125.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

126.127.128.

https://vk.com/album-16013902_191162504 (Дата обращения: 24.11.2024)

129.130.131.132.133.134.135.136.137.
Пропаганда в революционных движениях начала XX века
15
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more