Original size 1140x1600

Генетическая эстетика: притягательность природных элементов

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция Природа в дизайне: — XVIII век — XIX–XX века — XXI век Универсальная фрактальная эстетика Заключение

Концепция

Когда мы заходим в комнату с деревянными панелями, живыми растениями и мягким рассеянным светом, большинство из нас испытывает мгновенное чувство комфорта и расслабления. Это не просто вопрос личных предпочтений или следствие модных тенденций — наша тяга к природным элементам в интерьере имеет глубокие эволюционные корни, уходящие в самые истоки человеческой истории.

Гипотеза исследования: Предпочтение природных паттернов в дизайне интерьера — прямое следствие биофилии: врождённой связи человека с живой природой, сформированной как адаптационная стратегия.

Методология исследования: Для подтверждения гипотезы были обозначены основные принципы концепции биофилии, проанализированы изображения, наглядно демонстрирующие применение данных принципов в дизайне интерьера в разные эпохи, а также представлены нейроэстетические механизмы восприятия пространства.

«Биофилия — не единый инстинкт, а комплекс правил научения, которые можно разделить и анализировать по отдельности. Чувства, формируемые этими правилами, охватывают несколько эмоциональных спектров: от притяжения до отвращения, от благоговения до безразличия, от спокойствия до тревоги, порождённой страхом».

— Эдвард О. Уилсон, 1993. «Биофилия и этика сохранения» (из книги «Гипотеза биофилии»). Перевод с английского.

Гипотеза биофилии, предложенная гарвардским биологом Эдвардом Уилсоном в 1984 году, дает нам ключ к пониманию глубинной связи между человеком и окружающей его природой. Уилсон утверждал, что за тысячелетия эволюции в нашей ДНК сформировалась врожденная эмоциональная привязанность к природным ландшафтам и формам — механизм, который помогал нашим предкам выбирать оптимальные места для жизни.

Современные исследования в области нейробиологии, психологии и антропологии все чаще подтверждают: то, что мы считаем «красивым» и «комфортным» во многом определяется механизмами, сформированными за сотни тысяч лет естественного отбора.

Природа в дизайне

В этом блоке будут приведены примеры изделий и интерьеров из разных эпох, начиная с XVIII века, чтобы продемонстрировать устойчивость биофильных принципов в дизайне.

Хотя термин «биофильный дизайн» появился лишь в XX веке, многие его принципы неосознанно воплощались в интерьерах XVIII века, особенно в эпоху рококо и классицизма.

Декоративные элементы, характерные для стиля рококо, преимущественно воплощали природную тематику через растительные мотивы (листья, цветы, ветви) и орнаментальные композиции на основе рокайля — завитка, напоминающего морскую раковину.

Комод, Жозеф Бомоуэр, 1750-е

Original size 1200x1090

Диван, Иоганн Михаэль Бауэр, 1763–64 гг.

Кресло, Иоганн Михаэль Бауэр, 1763–64 гг.

Чайник со спиртовой лампой и подставкой, Пол де Ламери, Великобритания, 1744–1745 гг.

Кувшин в форме раковины моллюска, сосуд создан в Японии ок. 1700 г., приблизительно в 1750-х во Франции был дополнен позолоченной оправой

В XIX веке комнатные растения приобрели статус символа благосостояния и роскоши, став центральным элементом интерьера. В этот период распространилось убеждение, что растения не только украшают пространство, но и обладают способностью стимулировать творческую активность и способствовать психологическому комфорту.

Original size 3969x2102

Интерьер дома, оранжерея (в центре), XIX в.

Original size 960x675

Матиас Грёссер, Рабочий кабинет (апартаменты коллекционера/художника), 1843 г.

Тихобразов Н.И., Интерьер в имении Лопухиных, 1844 г.; Ракович А.Н., Интерьер. 1845 г.

Одним из ярких представителей того времени, использующих природные элементы в дизайне, был Уильям Моррис, чьи работы стали манифестом эстетики Движения искусств и ремёсел (1860–1890-е). Используя знания в области ботаники, он трансформировал средневековые принципы (рост кривой, ромбическая сетка) в потрясающие орнаменты для текстиля, обоев и шпалер.

Уильям Моррис, Дикая маргаритка, 1864 г.; Бархатцы, 1875 г.

Уильям Моррис, Дикий тюльпан, 1884 г.; Розовый и Роза (Pink and Rose), ок. 1890 г.

Уильям Моррис, ковёр «Холланд-парк», конец XIX в.

Еще одним мастером, сочетавшим научный подход с дизайном, был Эмиль Галле, основатель Школы Нанси (1880–1900-е). Он преобразовывал природные паттерны в динамичные биоморфные композиции, где асимметрия и иллюзия роста выражали философию единства искусства с законами естествознания.

Original size 800x450

Эмиль Галле, ваза, конец XIX в.

Эмиль Галле, Франция, Ваза «Лиизерон» (Вьюнок), ок. 1890–1904 гг.

Эмиль Галле, Ваза «Мимоза», Франция, ок. 1900 г.

Биофильный дизайн трансформировался в ключевую стратегию XXI века как компенсаторный ответ на цифровую гиперреальность и урбанистическую отчуждённость.

В современном мире один из самых популярных и узнаваемых приёмов интеграции биофильных элементов в интерьерный дизайн — это использование природных материалов и мотивов, таких как растения, вода, камень и другие природные формы.

Резиденция Greenary, Карло Ратти

Original size 1500x1000

Резиденция Greenary, Карло Ратти

Original size 2000x1483

Анна Эрман, дизайн интерьера

Анна Эрман, современная квартира в монолитном доме в центре Москвы, 2023 г.

Антони Арола, светильник Palm

Биоморфные формы и текстуры, наряду с природными материалами и элементами естественного окружения, формируют визуальную референцию к морфологическим структурам, характерным для природных систем.

Светильник от Aqua Creation; Макро фото грибов

Напольные светильники от Aqua Creation; Лисичка макро фото

Original size 2777x2373

Настенные светильники от Aqua Creation

Кеннет Кобонпью, кресло Bloom; Желтые петунии

Original size 1200x800

Кеннет Кобонпью, кресло Bloom

Так в чем же причина подсознательной тяги человека к природе, несмотря на снижение прямой утилитарной зависимости от неё?

Универсальная фрактальная эстетика

Original size 1476x332

Работы нейробиолога Семира Зеки из Университетского колледжа Лондона открыли новую главу в понимании того, как наш мозг воспринимает и оценивает окружающее пространство. Используя методы фМРТ и ЭЭГ, Зеки и его коллеги получили весьма любопытные результаты.

Самые обнадеживающие из них были получены в результате исследования фракталов — геометрических форм, обладающих свойством самоподобия. Природные объекты, знакомые каждому человеку, имеют фрактальную размерность D ~ 1.3-1.5. Именно к таким паттернам наш мозг проявляет особую чувствительность, «считает» эстетичными.

Папоротник Барнсли; фото папоротника в хвойном лесу

Original size 2024x940

Деревья Пифагора смоделированные при помощи Phyton

Original size 4032x3024

Фото ветвей деревьев в парке

Original size 1540x866

Макро фото листа дерева, одуванчика, красного бархатца

Original size 2288x1028

Трехмерная модель множества Мандельброта; Цикламен плющелистный

Визуальная сложность таких объектов активирует нейронные механизмы, ответственные за генерацию позитивных эмоций и снижение стрессового отклика.

Заключение

Таким образом можно считать, что биофильные фракталы выступают в качестве универсального языка гармонии и эстетической привлекательности среды.

Данная закономерность обусловлена эволюционной адаптацией человека к распознаванию структур, ассоциирующихся с безопасностью и ресурсообеспеченностью. Генетически закреплённые паттерны поведения продолжают влиять на подсознание даже в урбанизированном обществе.

Это, на мой взгляд, является одной из основных причин, объясняющих, почему природные элементы были и остаются притягательными для человека, подтверждая тем самым выдвинутую гипотезу.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.
Генетическая эстетика: притягательность природных элементов
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more