Original size 1140x1600

Тотальные инсталляции: как художники погружают зрителей в свой мир

PROTECT STATUS: not protected
121
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. О тотальной инсталляции 3. Паттерн как опознавательный знак 4. Движение и звук 5. Свет и цвет 6. Заключение 7. Источники

Концепция

Тотальные инсталляции представляют собой произведения искусства, пространственные композиции, отличительной чертой которых является масштаб, позволяющий зрителю максимально погрузиться в выстраиваемый художником мир, оказаться внутри пространства из другого измерения, времени, жизни. Инсталляция зародилась в 60-е года XX века и своему активному развитию обязана художникам-концептуалистам, главным интересом которых в искусстве была идея, вместо эстетизации и получения визуального удовлетворения. Вместо традиционных материалов стали использоваться объекты самого разного плана, которые вместе составляли трехмерные произведения в пространстве. Современные инсталляции уже мало напоминают работы своих предшественников из 60-х и 70-х годов — Джозефа Кошута, Йозефа Бойса, Эдварда Кинхольца и других. Благодаря развитию технологий и артрынка, принятию изменений в искусстве обществом художники получили возможность использовать ранее недоступные материалы и технологии для создания более крупных произведений, говорить на самые разные темы и бесконечно экспериментировать с опытом зрительского восприятия.

В первую очередь, в этом исследовании будет предпринята попытка уточнить понятие тотальной инсталляции. Иностранные художники не используют этот термин, часто говоря просто «installation», реже «huge installation». Всегда ли «huge» равняется «тотально»? В какой момент происходящее в пространстве не только заинтересовывает зрителя, но становится достаточно убедительным, чтобы заставить его забыть о мире за стенами музея? Какое физическое и эмоциональное влияние оказывает пространство инсталляции? Насколько важна площадь помещения и плотность его наполнения объектами? Почему художники выбирают инсталляцию для диалога со зрителем и какие средства они используют для создания этого диалога?

В данном визуальном исследовании будут приведены инсталляции следующих художников, оказавших значительное влияние на развитие этого медиума: Илья Кабаков, Яеи Кусама, Даниель Бюрен, Кристиан Болтански, Зимун, Олафур Элиассон и Су Санни Парк. На примере работ приведенных художников мы проследим трансформацию пространства тотальных инсталляций и использованных для их создания материалов в период с 1965 по 2021 год. Для структуризации информации исследование будет проводиться в рамках следующих разделов: «О тотальной инсталляции», «Паттерн как опознавательный знак», «Движение и звук», «Свет и цвет».

О тотальной инсталляции

Original size 2480x3296

Человек, улетевший в космос из своей комнаты, Илья Кабаков, 1985

«Тотальная инсталляция — инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без „окон“, пространства, часто состоящего из нескольких помещений. Основное, решающее значение при этом имеет ее атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат и т. д., при этом многочисленные, „обычные“ участники инсталляции — объекты, рисунки, картины, тексты — становятся рядовыми компонентами всего целого»

Original size 2480x1350

10 персонажей, Илья Кабаков, 1988

Original size 2480x1350

Человек, который никогда ничего не выбрасывал», Илья и Эмилия Кабаковы, 1988

Original size 2480x1350

Туалет, Илья и Эмилия Кабаковы, 1992

Original size 2480x1350

Жизнь мух, Илья и Эмилия Кабаковы, 1992

Кабаков первый ввел ввел термин «Тотальная инсталляция» в Словаре терминов московской концептуальной школы и внес большой вклад в развитие этого медиума. Тем не менее, нельзя сказать, что до него не предпринимались попытки создавать масштабные инсталляции, которые можно было бы также назвать «тотальными», то есть вовлекающими зрителя в свое пространство и ярко воздействующими на него на эмоциональном уровне.

Паттерн как опознавательный знак

Original size 2480x1350

Зеркальная комната бесконечности — Поле фаллосов, Яеи Кусама, 1965

Тотальные инсталляции японской художницы Яёи Кусамы исследуют слияние человека и природы, объединение отдельного эго в общий поток сознания, забвение и бесконечность (пространства, паттерна, души). Бесконечность цветных точек, которые стали фирменным знаком Кусамы, погружает зрителя в уникальную среду, позволяя заглянуть в сознание самой художницы, живущей с шизофренией и воспринимающей мир расщепленным. Инсталляции Кусамы представляют из себя пространства, покрытые плотным паттерном точек и/или цветов. Они могут двигаться, светиться, изменяться в размере, отражаться в зеркалах, оказывая мощное влияние на сознание зрителя, вызывая стробоскопический эффект.

Original size 2480x1350

Зеркальная комната бесконечности, Яеи Кусама, 2011

Original size 2480x1350

Любовь зовет, Яеи Кусама, 2013

Кусама впускает зрителя в свое сознание, показывает мир таким, каким видит его сама. Оказываясь в бесконечных коридорах светящихся огней, дребезжащих точек и умножающихся цветов, человек получает уникальную возможность разделить опыт и взгляд художницы, чтобы затем вернуться в привычный мир и ощутить колоссальное различие между пространством в и вне стен инсталляции.

Original size 2480x1350

Цветочная зависимость, Яеи Кусама, 2017

Original size 2480x1350

Цветочная зависимость, Яеи Кусама, 2017

Original size 2480x1350

Люстра скорби, Яеи Кусама, 2016

Original size 2480x1350

Эксцентричные, Даниель Бюрен, 2013

Другим художником, создающим инсталляции вокруг личного узнаваемого знака является Даниэль Бюрен, который прошел путь от нонспектакулярного, невидимого и скрывающееся в интерьере искусства до смелых трансформаций места и пространства. В двухтысячных годах он выводит свои фирменные полосы на новый уровень, исследуя игру и влияние света в витражах.

Original size 2480x1350

Витражные инсталляции, Даниель Бюрен, 2014

Original size 2480x1350

Поймай как сможешь, Даниель Бюрен, 2015

Original size 2480x1350

Поймай как сможешь, Даниель Бюрен, 2015

Original size 2480x1350

Выравнивание, Даниель Бюрен, 2017

Движение и звук

Original size 2480x1350

Люди/Никто, Кристиан Болтански, 2010

Темы масштабных проектов Кристиана Болтански — память и постпамять. Он часто использует и заставляет разными способами передвигаться в пространстве фотографии и бытовые предметы, используя прием повтора и умножения: как правило, составляющих инсталляцию объектов всегда очень много. Также важную роль играет звук, обычно четкий и ритмичный, зачастую ведущий некий отсчет.

Loading...
Original size 2480x1350

Перемещаемые, Кристиан Болтански, 2013

Original size 2480x1350

Анимитас, Кристиан Болтански, 2015

Original size 2480x1270

200 электродвигателей, 2000 картонных элементов 70×70 см, Зимун, 2011

Зимун создает звуковые инсталляции из картонных коробок и электродвигателей. У его работ нет названий, вместо них можно увидеть точное количество использованных для инсталляций коробок и электродвигателей. Оказываясь внутри картонного пространства, зритель полностью сосредотачивает внимание на звуке, напоминающем непрекращающийся ливень.

Original size 2480x1653

198 электродвигателей, изолированные провода, картонные коробки 30×30×8 см, Зимун, 2012

Original size 2480x1653

186 электродвигателей, ватные шарики, картонные коробки 60×60×60 см, Зимун, 2013

Свет и цвет

Original size 2480x1350

Проект «Погода», Олафур Элиассон, 2003

Олафур Элиассон позволяет зрителю переживать различный опыт взаимодействия с светом, а также воссоздает в искусственной среде природные явления. В инсталляции «Проект „Погода“» Элиассон использовал искусственный туман, увлажнители воздуха, полукруглый экран и зеркальный потолок, создав в замкнутом пространстве закат и переменчивую погоду. Находясь на достаточно близком расстоянии к искусственному солнцу, зрители говорили об ощущении тепла, исходящего от экрана, ложились на пол и грелись. Инсталляция действительно оказывала мощное влияние на сознание, но тепло, тем не менее, от «солнца» не исходило.

Original size 2480x1350

Проект «Погода», Олафур Элиассон, 2003

Original size 2480x1350

Собрание радуги, Олафур Элиассон, 2016

Original size 2480x1653

Живая обсерватория, Олафур Элиассон, 2021

Original size 2480x1350

Живая обсерватория, Олафур Элиассон, 2021

Original size 2480x1369

Скольжение пара, Су Санни Парк, 2007

Су Санни Парк в своих инсталляциях исследует потенциал и роль света. Она использует камеры, лампы и стеклянные поверхности, из которых создает масштабные скульптуры.

Original size 2480x1730

Нетканный свет, Су Санни Парк, 2013

Original size 2480x1457

Нетканный свет, Су Санни Парк, 2013

Original size 2480x1040

Фотокинетическая сеть, Су Санни Парк, 2018

Заключение

Тотальные, «huge», масштабные инсталляции — это медиум, который позволяет художнику наиболее искренне и убедительно вести диалог со зрителем. Погружая его в пространство «без окон», большое и наполненное самыми разными предметами, художник в действительности создает новый мир, причем самый настоящий, существующий в объеме, окружающий попадающих в него людей и воздействующий на них. В подобных инсталляциях художники используют разные материалы. Это могут быть бытовые предметы, мусор, сложные механизмы, свет, стекло, повторяющийся на разных поверхностях паттерн. Тотальные инсталляции — это про масштаб, про окружение зрителя со всех сторон артефактами из мира художника, рассказывающими о самых разных историях.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.
Тотальные инсталляции: как художники погружают зрителей в свой мир
121
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more