Original size 2280x3200

Американский роудтрип в фотографии

PROTECT STATUS: not protected
399
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1280x827

Инге Морат, Рядом с дорогой в Арканзасе религиозный фермер использовал ствол дерева, чтобы приколоть объявление для проходящих мимо грешников, Арканзас, США, 1960

Дорожное путешествие как символ движения, свободы, открытий и поиска себя часто встречается в произведениях искусства, кинематографе, музыке и фотографии. Поездка из одного конца страны в другой позволяет познакомиться с ее культурными особенностями, увидеть все разнообразие пейзажей и ландшафтов, посмотреть на то, как живут люди в разных городах.

Послевоенные годы стали временем экономического роста и развития для США. В 1950-е годы произошел скачок в автомобильном производстве, строительстве новых автомагистралей и дорог. Автомобиль перестал быть предметом роскоши и позволил американцам свободно передвигаться между штатами.

Многие американские и иностранные фотографы, вдохновившись возможностью исследовать страну на личном транспорте, стали отправляться в дорожные путешествия на поиски интересных открытий и вдохновения, и документировали свои находки с помощью камеры.

big
Original size 4960x3272

Уильям Эгглстон, Без названия, 1971–1974

В своем визуальном исследовании я рассматриваю работы таких фотографов, как Роберт Франк, Ли Фридлэндер, Эд Рушей, Дэнни Лайон, Инге Морат, Уильям Эгглстон, Стивен Шор, Джоэл Мейеровиц и Джоэл Стернфельд. Каждый из этих авторов, так или иначе, причастен к развитию такого феномена, как дорожная фотография, и даже возможному определению его как отдельного жанра в фотоискусстве.

К примеру, в 1958 году Роберт Франк, американо-швейцарский фотограф, опубликовал свою книгу «Американцы», в которой собраны изображения, демонстрирующие сцены из жизни случайных прохожих в самых разных точках страны. Американский фотограф Ли Фридлендер несколько лет работал над серией «Америка из машины», в которой собрал фотографии, сделанные из окна автомобиля, во время многочисленных роудтрипов по большинству из 50 штатов. В 1972–1973 годах американский фотограф Стивен Шор отправился в путешествие из Нью-Йорка в Амарилло, Техас, проехав через 19 штатов, чтобы собрать материалы для серии фотографий «Американские поверхности».

Original size 4960x1652

Ли Фридлендер, Аляска, 2007; Ли Фридлендер, Аризона, 2007; Ли Фридлендер, Калифорния, 2008; из серии «Америка на машине», 1995–2009

В работах выбранных мною авторов запечатлено всё, что фотографы встречали в своих передвижениях по Америке: дороги, люди, урбанистические пейзажи, природные ландшафты, автомобили, парковки, заправки, кафе, вывески… Такие исследования фотографов, демонстрируют характерные для Америки образы, формируют представление о современной Америке в массовой культуре, знакомят зрителя с традициями страны, а также показывают бытовую жизнь простых людей, различия между крупными городами и пригородом…

В процессе подбора материала для исследования я выделила несколько наиболее часто встречающихся в американской дорожной фотографии сюжетов. Поэтому основная часть исследования состоит из разделов, посвященных данным сюжетам: дорога, дорожные знаки и вывески, перевалочные пункты и не-места, придорожные кафе, дома и люди. Работая над визуальным исследованием, я обращалась к различным текстовым источникам, статьям о дорожной фотографии, сайтам фотоагенств и фотожурналов, а также к сайтам музеев и сайтам самих фотографов.

Дорога

Главный символ любого путешествия — дорога. Это связующее звено между пунктом А и пунктом Б. Америка знаменита своей дорожной системой, длинными трассами и автомагистралями. Документируя свои путешествия по стране, фотографы снимали дороги, по которым они передвигались, и которые приводили их в новые пункты назначения и к новым находкам.

Original size 2000x1328

Ли Фридлендер, запад США, 1975

Original size 4960x3508

Роберт Франк, США 285, Нью-Мексико, 1955-1956; Дэнни Лайон, Дорога в Язу-Сити, Миссисипи, 1964

Original size 4960x2218

Уильям Эгглстон, Канун выборов, 1976

Original size 4960x1660

Уильям Эгглстон, Ферма в дельте Миссисипи, 1970; Уильям Эгглстон, Без названия, Миссисипи, 1973

Original size 4960x2574

Стивен Шор, Без названия, дата неизвества

Original size 960x759

Стивен Шор, Пайн Стрит, Сиэттл, 1974

Original size 4960x2338

Стивен Шор, Беверли Бульвар и Ла-Бреа-авеню, Лос Анджелес, 1975; Стивен Шор, Амарилло, Техас, Август 1973

Дорожные знаки и вывески

Яркие цвета, разнообразная типографика, мигающая подсветка и необычные формы дорожных знаков и рекламных растяжек делают их потенциальными объектами исследования. Фотографам, к примеру Уильяму Эгглстону или Джоэлу Стернфельду, удалось собрать огромную коллекцию всевозможных дорожных указателей, неоновых вывесок и баннеров, на которые невозможно не обратить внимание, путешествуя по Америке на машине. Благодаря массовой культуре, в том числе и дорожной фотографии, данные предметы стали неотъемлемой частью образа современной Америки.

Original size 1280x856

Инге Морат, За пределами Мемфиса, Теннесси, США, 1960

Original size 4960x2190

Уильям Эгглстон, Без названия, 1984; Уильям Эгглстон, Мемфис, 1971–1974; Уильям Эгглстон, Без названия, 1983–1986

Original size 4960x2170

Уильям Эгглстон, Без названия, 1970–1973

Original size 7440x3780

Джоэл Стернфельд, Место неизвестно, 1978; Ли Фридлендер, Лас Вегас, Невада, 2007, из серии «Америка на машине», 1995–2009

Original size 4960x1636

Джоэл Стернферд, Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#2), 1976; Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#3), июнь–август 1976

Original size 4960x2604

Джоэл Мейеровиц, Молочный остров, Провинстаун, Массачусетс, 1976

Original size 4960x1950

Стивен Шор, Минерал-Уэллс, Техас, июнь 1972; Стивен Шор, Указатель Коноко, Сентер Стрит, Канаб, Юта, 9 августа 1973

Перевалочные пункты и не-места

С развитием дорожных сетей в США начала развиваться придорожная инфраструктура. Вдоль автомагистралей появилось огромное количество заправочных станций, парковок, торговых центров, телефонных будок, придорожных мотелей… Такие перевалочные пункты или «не-места» [Оже, 1992] стали объектом интереса многих фотографов, исследующих Америку. К примеру, в 1963 году американский фотограф Эд Рушей выпустил книгу «Двадцать шесть бензозаправочных станций», которая состояла из снимков 26 заправочных станций, которые попадались фотографу в его путешествии по трассе 66 из Лос-Анджелеса в Оклахома-Сити.

Original size 2340x1082

Эд Рушей, Юнион, Нидлс, Калифорния, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963

Original size 4960x2332

Эд Рушей, Стандарт, Амарилло, Техас, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963; Эд Рушей, Фина, Грум, Техас, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963

Original size 4960x2228

Уильям Эгглстон, Без названия, 1973–1978; Уильям Эгглстон, Без названия (Бензонасос Ситго), 1976; Уильям Эгглстон, Канун выборов, 1976

Original size 4960x2190

Уильям Эгглстон, Без названия, 1971

Original size 4960x1958

Стивен Шор, Питерсберг, Нью-Йорк, 2 сентября, 1972; Стивен Шор, U.S. 2, Айронвуд, Мичиган, 9 июля, 1973

Original size 4960x1934

Стивен Шор, Телефонная будка, U.S. 93, Викиап, Аризона, 14 декабря, 1976; Стивен Шор, U.S. 1, Эрандел, Мэйн, 17 июля, 1974

Original size 4960x1972

Джоэл Стернфельд, За пределами Чикаго, Июль 1976; Джоэл Стернфельд, Ресторан Omar’s Hi-Way Chef, 5451 Восточное шоссе Бенсона, Таксон, Аризона, Август 1979

Original size 4960x2198

Джоэл Стернфельд, Нью-Джерси, (#2), Май/Июнь 1980

Original size 2264x1800

Джоэл Мейеровиц, Камберлэнд Фармс, Провинстаун, 1976

Придорожные кафе

Ни одно путешествие по Америке не может обойтись без традиционных закусочных, фастфуд ресторанов, придорожных кафе и дайнеров, которые безусловно являются частью американской культуры. Документируя американский быт, роуд-трип фотографы не оставили данный аспект американской культуры в стороне. Некоторые авторы, к примеру, Инге Морат, Уильям Эгглстон или Стивен Шор фотографировали свои приемы пищи, состоящие из традиционных панкейков, сендвичей и бургеров, в придорожных закусочных. Другие фотографы, например, Джоэл Мейеровиц, снимали людей, стоящих в очереди за мороженым или покупающих молочные коктейли.

Original size 2048x1346

Уильям Эгглстон, Без названия, 1970–1973

Original size 4960x1610

Уильям Эгглстон, Без названия (закусочная), 1965–1974; Уильям Эгглстон, Без названия, 1983–1986

Original size 4960x2158

Инге Морат, 18:00, в нерабочее время за отдельным обеденным столом, Литтл Рок, Арканзас, США, 1960

Original size 1400x1122

Стивен Шор, Панкейки, Завтрак, Ресторан Trail’s End, Канаб, Юта, 10 августа 1973

Original size 4960x1616

Стивен Шор, Гранит, Оклахома, июль 1972; Стивен Шор, Даллас, Техас, июнь 1972

Original size 4960x1252

Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1976; Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, 1976; Джоэл Мейеровиц, Драйв-ин и девушки в телефонной будке, Провинстаун, 1976

Original size 4960x2192

Джоэл Мейеровиц, Флорида, 1967

Original size 4960x2194

Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#3), 1976

Original size 2500x1667

Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#1), 1975

Дома

В послевоенное время в США началось массовое строительство частных домов, что привело к развитию пригородных городков и инфраструктуры «субурбии». Путешествуя по Америке, фотографы проезжали через небольшие городки одноэтажной Америки и снимали ландшафты и условия, в которых живут местные жители. Далеко не везде пригород выглядит хорошо и ухоженно. К примеру, на фотографиях Джоэла Мейеровица или Джоэла Стернфельда видно, что многие люди живут в бедной полузаброшенной местности. Фотографы разрушают представления об американской мечте и показывают печальную реальность.

Original size 4960x2182

Стивен Шор, Майами, Оклахома, июль 1972

Original size 4960x1074

Стивен Шор, Дуранго, Колорадо, июнь 1972

Original size 4960x2596

Джоэл Мейеровиц, Труро, 1976

Original size 4960x2588

Джоэл Мейеровиц, Труро, 1976; Джоэл Мейеровиц, Труро, Массачусетс, 1976; Джоэл Мейеровиц, Красный интерьер, Провинстаун, Массачусетс, 1987

Original size 4960x1948

Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1977; Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1977

Original size 1600x1261

Джоэл Мейеровиц, Сумерки, Нью-Джерси, 1978

Original size 4960x1966

Джоэл Стернфелд, Букингем, Пенсильвания, август 1978; Джоэл Стернфелд, Грешам, Орегон, июнь 1979

Original size 2500x1985

Джоэл Стернфельд, Автомагистраль между штатами 79, Бриджпорт, Западная Вирджиния, март 1983

Люди

В своих дорожных приключениях фотографы также снимали людей, встретившихся им по дороге. Так у Инге Морат есть фотографии жителей города-призрака в Неваде, Дэнни Лайон снимал наполненных духом свободы байкеров, Джоэл Мейеровиц фотографировал водителей встречных автомобилей, а Джоэл Стернфельд демонстрировал жителей отдаленных и полузаброшенных районов, людей, испытывающих жизненные и финансовые трудности, освещая проблемы социального неравенства.

Original size 4960x1952

Инге Морат, Автостопщики на дороге из Альбукерке в Гэллап, Нью-Мексико, США, 1960; Инге Морат, Гост Таун, Голдфилд, Невада, США, 1960

Original size 4960x1628

Дэнни Лайон, Переход через реку Огайо, Луисвилл, 1966; Дэнни Лайон, Маршрут 12, Висконсин, 1963

Original size 4960x1062

Уильям Эгглстон, Без названия, Мемфис, Теннесси, 1965–1968; Джоэл Мейеровиц, Из машины, Автомагистраль Нью-Йорк, 1975; Джоэл Стернфельд, Семья в автомобиле в Тент Сити, Техас, Январь, 1983

Original size 4960x2584

Джоэл Мейеровиц, Колдуэллы, Труро, Массачусетс, 1976

Original size 4960x1610

Джоэл Стернфельд, Мужчина у таксофона, место неизвестно, дата неизвестна; Джоэл Стернфельд, Женщина, качающая бензин, Канзас-Сити, Канзас, июнь 1999

Original size 4960x1610

Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, 1975; Джоэл Стернфельд, Южный Техас, январь 1983

Original size 2500x1982

Джоэл Стернфельд, Автомагистраль между штатами 79, Бриджпорт, Западная Вирджиния, Март 1983

Вывод

Таким образом, роудтрип — интересующий многих фотографов способ исследования страны и документирования ее жизни. Дорожная фотография — это важная тема в истории американской фотографии, которая передает дух и традиции страны, формирует образ США в массовой культуре, а также является способом борьбы с социальными и политическими проблемами.

Библиография

Источники изображений

Американский роудтрип в фотографии
399
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more