

Инге Морат, Рядом с дорогой в Арканзасе религиозный фермер использовал ствол дерева, чтобы приколоть объявление для проходящих мимо грешников, Арканзас, США, 1960
Дорожное путешествие как символ движения, свободы, открытий и поиска себя часто встречается в произведениях искусства, кинематографе, музыке и фотографии. Поездка из одного конца страны в другой позволяет познакомиться с ее культурными особенностями, увидеть все разнообразие пейзажей и ландшафтов, посмотреть на то, как живут люди в разных городах.
Послевоенные годы стали временем экономического роста и развития для США. В 1950-е годы произошел скачок в автомобильном производстве, строительстве новых автомагистралей и дорог. Автомобиль перестал быть предметом роскоши и позволил американцам свободно передвигаться между штатами.
Многие американские и иностранные фотографы, вдохновившись возможностью исследовать страну на личном транспорте, стали отправляться в дорожные путешествия на поиски интересных открытий и вдохновения, и документировали свои находки с помощью камеры.

Уильям Эгглстон, Без названия, 1971–1974
В своем визуальном исследовании я рассматриваю работы таких фотографов, как Роберт Франк, Ли Фридлэндер, Эд Рушей, Дэнни Лайон, Инге Морат, Уильям Эгглстон, Стивен Шор, Джоэл Мейеровиц и Джоэл Стернфельд. Каждый из этих авторов, так или иначе, причастен к развитию такого феномена, как дорожная фотография, и даже возможному определению его как отдельного жанра в фотоискусстве.
К примеру, в 1958 году Роберт Франк, американо-швейцарский фотограф, опубликовал свою книгу «Американцы», в которой собраны изображения, демонстрирующие сцены из жизни случайных прохожих в самых разных точках страны. Американский фотограф Ли Фридлендер несколько лет работал над серией «Америка из машины», в которой собрал фотографии, сделанные из окна автомобиля, во время многочисленных роудтрипов по большинству из 50 штатов. В 1972–1973 годах американский фотограф Стивен Шор отправился в путешествие из Нью-Йорка в Амарилло, Техас, проехав через 19 штатов, чтобы собрать материалы для серии фотографий «Американские поверхности».
Ли Фридлендер, Аляска, 2007; Ли Фридлендер, Аризона, 2007; Ли Фридлендер, Калифорния, 2008; из серии «Америка на машине», 1995–2009
В работах выбранных мною авторов запечатлено всё, что фотографы встречали в своих передвижениях по Америке: дороги, люди, урбанистические пейзажи, природные ландшафты, автомобили, парковки, заправки, кафе, вывески… Такие исследования фотографов, демонстрируют характерные для Америки образы, формируют представление о современной Америке в массовой культуре, знакомят зрителя с традициями страны, а также показывают бытовую жизнь простых людей, различия между крупными городами и пригородом…
В процессе подбора материала для исследования я выделила несколько наиболее часто встречающихся в американской дорожной фотографии сюжетов. Поэтому основная часть исследования состоит из разделов, посвященных данным сюжетам: дорога, дорожные знаки и вывески, перевалочные пункты и не-места, придорожные кафе, дома и люди. Работая над визуальным исследованием, я обращалась к различным текстовым источникам, статьям о дорожной фотографии, сайтам фотоагенств и фотожурналов, а также к сайтам музеев и сайтам самих фотографов.
Дорога
Главный символ любого путешествия — дорога. Это связующее звено между пунктом А и пунктом Б. Америка знаменита своей дорожной системой, длинными трассами и автомагистралями. Документируя свои путешествия по стране, фотографы снимали дороги, по которым они передвигались, и которые приводили их в новые пункты назначения и к новым находкам.
Ли Фридлендер, запад США, 1975
Роберт Франк, США 285, Нью-Мексико, 1955-1956; Дэнни Лайон, Дорога в Язу-Сити, Миссисипи, 1964
Уильям Эгглстон, Канун выборов, 1976
Уильям Эгглстон, Ферма в дельте Миссисипи, 1970; Уильям Эгглстон, Без названия, Миссисипи, 1973
Стивен Шор, Без названия, дата неизвества
Стивен Шор, Пайн Стрит, Сиэттл, 1974
Стивен Шор, Беверли Бульвар и Ла-Бреа-авеню, Лос Анджелес, 1975; Стивен Шор, Амарилло, Техас, Август 1973
Дорожные знаки и вывески
Яркие цвета, разнообразная типографика, мигающая подсветка и необычные формы дорожных знаков и рекламных растяжек делают их потенциальными объектами исследования. Фотографам, к примеру Уильяму Эгглстону или Джоэлу Стернфельду, удалось собрать огромную коллекцию всевозможных дорожных указателей, неоновых вывесок и баннеров, на которые невозможно не обратить внимание, путешествуя по Америке на машине. Благодаря массовой культуре, в том числе и дорожной фотографии, данные предметы стали неотъемлемой частью образа современной Америки.
Инге Морат, За пределами Мемфиса, Теннесси, США, 1960
Уильям Эгглстон, Без названия, 1984; Уильям Эгглстон, Мемфис, 1971–1974; Уильям Эгглстон, Без названия, 1983–1986
Уильям Эгглстон, Без названия, 1970–1973
Джоэл Стернфельд, Место неизвестно, 1978; Ли Фридлендер, Лас Вегас, Невада, 2007, из серии «Америка на машине», 1995–2009
Джоэл Стернферд, Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#2), 1976; Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#3), июнь–август 1976
Джоэл Мейеровиц, Молочный остров, Провинстаун, Массачусетс, 1976
Стивен Шор, Минерал-Уэллс, Техас, июнь 1972; Стивен Шор, Указатель Коноко, Сентер Стрит, Канаб, Юта, 9 августа 1973
Перевалочные пункты и не-места
С развитием дорожных сетей в США начала развиваться придорожная инфраструктура. Вдоль автомагистралей появилось огромное количество заправочных станций, парковок, торговых центров, телефонных будок, придорожных мотелей… Такие перевалочные пункты или «не-места» [Оже, 1992] стали объектом интереса многих фотографов, исследующих Америку. К примеру, в 1963 году американский фотограф Эд Рушей выпустил книгу «Двадцать шесть бензозаправочных станций», которая состояла из снимков 26 заправочных станций, которые попадались фотографу в его путешествии по трассе 66 из Лос-Анджелеса в Оклахома-Сити.
Эд Рушей, Юнион, Нидлс, Калифорния, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963
Эд Рушей, Стандарт, Амарилло, Техас, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963; Эд Рушей, Фина, Грум, Техас, из книги «Двадцать шесть бензозаправочных станций», 1963
Уильям Эгглстон, Без названия, 1973–1978; Уильям Эгглстон, Без названия (Бензонасос Ситго), 1976; Уильям Эгглстон, Канун выборов, 1976
Уильям Эгглстон, Без названия, 1971
Стивен Шор, Питерсберг, Нью-Йорк, 2 сентября, 1972; Стивен Шор, U.S. 2, Айронвуд, Мичиган, 9 июля, 1973
Стивен Шор, Телефонная будка, U.S. 93, Викиап, Аризона, 14 декабря, 1976; Стивен Шор, U.S. 1, Эрандел, Мэйн, 17 июля, 1974
Джоэл Стернфельд, За пределами Чикаго, Июль 1976; Джоэл Стернфельд, Ресторан Omar’s Hi-Way Chef, 5451 Восточное шоссе Бенсона, Таксон, Аризона, Август 1979
Джоэл Стернфельд, Нью-Джерси, (#2), Май/Июнь 1980
Джоэл Мейеровиц, Камберлэнд Фармс, Провинстаун, 1976
Придорожные кафе
Ни одно путешествие по Америке не может обойтись без традиционных закусочных, фастфуд ресторанов, придорожных кафе и дайнеров, которые безусловно являются частью американской культуры. Документируя американский быт, роуд-трип фотографы не оставили данный аспект американской культуры в стороне. Некоторые авторы, к примеру, Инге Морат, Уильям Эгглстон или Стивен Шор фотографировали свои приемы пищи, состоящие из традиционных панкейков, сендвичей и бургеров, в придорожных закусочных. Другие фотографы, например, Джоэл Мейеровиц, снимали людей, стоящих в очереди за мороженым или покупающих молочные коктейли.
Уильям Эгглстон, Без названия, 1970–1973
Уильям Эгглстон, Без названия (закусочная), 1965–1974; Уильям Эгглстон, Без названия, 1983–1986
Инге Морат, 18:00, в нерабочее время за отдельным обеденным столом, Литтл Рок, Арканзас, США, 1960
Стивен Шор, Панкейки, Завтрак, Ресторан Trail’s End, Канаб, Юта, 10 августа 1973
Стивен Шор, Гранит, Оклахома, июль 1972; Стивен Шор, Даллас, Техас, июнь 1972
Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1976; Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, 1976; Джоэл Мейеровиц, Драйв-ин и девушки в телефонной будке, Провинстаун, 1976
Джоэл Мейеровиц, Флорида, 1967
Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#3), 1976
Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, Северная Каролина, (#1), 1975
Дома
В послевоенное время в США началось массовое строительство частных домов, что привело к развитию пригородных городков и инфраструктуры «субурбии». Путешествуя по Америке, фотографы проезжали через небольшие городки одноэтажной Америки и снимали ландшафты и условия, в которых живут местные жители. Далеко не везде пригород выглядит хорошо и ухоженно. К примеру, на фотографиях Джоэла Мейеровица или Джоэла Стернфельда видно, что многие люди живут в бедной полузаброшенной местности. Фотографы разрушают представления об американской мечте и показывают печальную реальность.
Стивен Шор, Майами, Оклахома, июль 1972
Стивен Шор, Дуранго, Колорадо, июнь 1972
Джоэл Мейеровиц, Труро, 1976
Джоэл Мейеровиц, Труро, 1976; Джоэл Мейеровиц, Труро, Массачусетс, 1976; Джоэл Мейеровиц, Красный интерьер, Провинстаун, Массачусетс, 1987
Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1977; Джоэл Мейеровиц, Провинстаун, Массачусетс, 1977
Джоэл Мейеровиц, Сумерки, Нью-Джерси, 1978
Джоэл Стернфелд, Букингем, Пенсильвания, август 1978; Джоэл Стернфелд, Грешам, Орегон, июнь 1979
Джоэл Стернфельд, Автомагистраль между штатами 79, Бриджпорт, Западная Вирджиния, март 1983
Люди
В своих дорожных приключениях фотографы также снимали людей, встретившихся им по дороге. Так у Инге Морат есть фотографии жителей города-призрака в Неваде, Дэнни Лайон снимал наполненных духом свободы байкеров, Джоэл Мейеровиц фотографировал водителей встречных автомобилей, а Джоэл Стернфельд демонстрировал жителей отдаленных и полузаброшенных районов, людей, испытывающих жизненные и финансовые трудности, освещая проблемы социального неравенства.
Инге Морат, Автостопщики на дороге из Альбукерке в Гэллап, Нью-Мексико, США, 1960; Инге Морат, Гост Таун, Голдфилд, Невада, США, 1960
Дэнни Лайон, Переход через реку Огайо, Луисвилл, 1966; Дэнни Лайон, Маршрут 12, Висконсин, 1963
Уильям Эгглстон, Без названия, Мемфис, Теннесси, 1965–1968; Джоэл Мейеровиц, Из машины, Автомагистраль Нью-Йорк, 1975; Джоэл Стернфельд, Семья в автомобиле в Тент Сити, Техас, Январь, 1983
Джоэл Мейеровиц, Колдуэллы, Труро, Массачусетс, 1976
Джоэл Стернфельд, Мужчина у таксофона, место неизвестно, дата неизвестна; Джоэл Стернфельд, Женщина, качающая бензин, Канзас-Сити, Канзас, июнь 1999
Джоэл Стернфельд, Нэгс Хэд, 1975; Джоэл Стернфельд, Южный Техас, январь 1983
Джоэл Стернфельд, Автомагистраль между штатами 79, Бриджпорт, Западная Вирджиния, Март 1983
Вывод
Таким образом, роудтрип — интересующий многих фотографов способ исследования страны и документирования ее жизни. Дорожная фотография — это важная тема в истории американской фотографии, которая передает дух и традиции страны, формирует образ США в массовой культуре, а также является способом борьбы с социальными и политическими проблемами.
Библиография
Источники изображений