Original size 1718x2800

«Лицо модернизма»: Портрет у Модильяни, Сутина, Кислинга

PROTECT STATUS: not protected
87
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Концепция «лица модернизма» в портрете заключается в том, что классическая задача подробной передачи натурного сходства уступает место эмоциональному, психологическому содержанию в творчестве художников начала XX века.

У Амедео Модильяни, Хаима Соломоновича Сутина и Моисея Кислинга портреты не столько реалистичны, сколько экспрессивны и субъективны. Так, у каждого из них лицо становится универсальной формой выражения: у Модильяни — «иконой» личного чувства с вытянутыми фигурами и упрощенными контурами, у Сутина — криком эмоции с густым наслаиванием и ломаной, нервной линией искажающей черты, у Кислинга — декоративным идеалом, передающим эмоциональное состояние своим колоритом и «мягкой пластикой мазка».

Все трое — художники разного темперамента, техники и философии, но в их портретах наблюдается общий отказ от классической идеи «подобия» модели. Вместо этого появляется лицо как знак, маска, отражение внутреннего состояния. Изображаемые образы становятся символами эпохи — тревожной, искривлённой, стремящейся к правде через деформацию.

Именно поэтому эти художники были выбраны для анализа: каждый из них предложил свой уникальный способ «искажения» лица как художественного высказывания.

В визуальной части исследования основное внимание уделяется портретным работам, созданным в разные периоды творчества каждого художника. Отбирались произведения, в которых особенно ярко проявлены стилистические особенности каждого автора и их отношение к фигуре и лицу человека. Также учитывались биографические связи между художниками, например, их дружба и соседство, участие всех троих в выставках Парижской школы, общий культурный контекст.

Литературной базой для анализа стали авторитетные искусствоведческие источники, отражающие как биографии художников, так и развитие Парижской школы в целом. При анализе учитывались как академические наблюдения, так и моя личная визуально-эмоциональная реакция.

В качестве ключевой проблемы исследования я задалась вопросом: Почему именно «искажённое» лицо стало выразительным языком портрета в Парижской школе, и как три разных художника использовали этот приём для построения личного художественного высказывания?

В основу структуры работы положены три главных раздела, каждый из которых посвящён одному художнику и включает: необходимые для анализа биографические факты о нем, эволюцию художественного стиля, особенности портретной манеры, конкретные живописные примеры, визуальные аналогии и небольшие творческие гипотезы, влияние парижского круга и личных связей.

Амедео Модильяни

post

Амедео Модильяни — один из самых характерных и тонких художников Парижской школы. Его искусство целиком сосредоточено на человеке: на лице, на теле, на внутреннем мире. Ни пейзаж, ни бытовая сцена, ни даже предметный натюрморт не интересовали его настолько, насколько интересовало само человеческое присутствие. Это было не просто предпочтение жанра, а целостное художественное мировоззрение.

Модильяни родился в 1884 году в Ливорно, в обедневшей, но образованной семье. С детства он был болезненным: тиф, туберкулёз и хроническая бедность сопровождали его всю жизнь. Болезнь и изоляция рано сформировали у художника внутреннюю сосредоточенность и особое, трагически-созерцательное отношение к человеку.

Обучение в школах Флоренции и Венеции дало Модильяни классическое образование в искусстве. Он изучал Ренессанс, восхищался скульптурой и живописью старых мастеров, особенно Боттичелли и Джотто. Уже тогда, по воспоминаниям, он начинал мечтать о великом синтезе прошлого и настоящего.

(слева — «Автопортрет» Амедео Модильяни, 1919)

Амедео Модильяни «Девушка в матросской блузе» 1918 и «Голова женщины» 1913

В 1906 году он переезжает в Париж, где попадает в эпицентр художественной революции. Он знакомится с Полем Александром, который становится его первым покровителем, помогает с мастерской и устраивает участие в Осеннем салоне. Однако Модильяни не находит отклика у публики, поглощённой кубизмом.

Разочаровавшись в живописи, он на несколько лет переключается на скульптуру. Под влиянием африканской маски и знакомством с Бранкузи он создаёт первые вытянутые головы. Работая с камнем, он формирует свой основной принцип — сочетание линии и объёма, который затем переносит в живопись. Его герои — как высеченные: с удлинёнными лицами, упрощёнными, обобщёнными чертами. Но именно в этом и рождается особая выразительность — Модильяни находит формулу лица как образа души.

Амедео Модильяни «Портрет Жана Кокто» 1916 и «Портрет Пабло Пикассо» 1915

Удивительно, но даже при стилистической монотонности в его работах нет однотипности. Модильяни сохраняет индивидуальность каждого персонажа, будь то друг, муза или случайная натурщица. Одним из таких примеров является «Портрет Жана Кокто» (1916). В этом образе поэта и денди художник соединяет стилизацию с точной психологией, создавая одновременно портрет и философское размышление.

Амедео Модильяни «Голова» 1910 и «Портрет Анны с подсвечником» 1919

Художник делил своих героев условно на «длинноголовых» и «круглоголовых». Первые — мечтательные, обречённые, духовные; вторые — более земные, телесные. Так, к «длинноголовым» относятся портреты Жанны Эбютерн и Леопольда Зборовского, а к «круглоголовым» — Кислинга, Риверы, Вламинка. Возможно, в этом есть подсознательная типология характеров.

Original size 1668x2000

Амедео Модильяни «Портрет Лунии с рукой у лица» 1919

Амедео Модильяни «Голова» 1912

Особое место в творчестве Модильяни занимает жанр ню, в котором он достиг высшей степени выразительности. Эти тела — не анатомические, не натуралистичные, но живые. Он писал их так, как Боттичелли писал своих Венер — с классическим изяществом и современной остротой.

Особенно это видно в картинах «Сидящая обнажённая» и «Лежащая обнажённая», где линия не ограничивает форму, а рождает объём. Эти образы лишены жанровой анекдотичности. Это женщина как доверие, как открытие себя — художнику, зрителю, жизни. В них есть эротизм, но нет пошлости. Через обнажённую фигуру Модильяни выражает нечто большее — «победу духа над убогостью быта».

Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» 1917 и «Сидящая обнаженная с рубашкой» 1917

Модильяни был не одинок. Его друзьями были Моисей Кислинг, Жак Липшиц, Хаим Сутин и многие другие. Именно Кислинг познакомил его со Зборовским, который стал последним покровителем художника. А с Сутиным он был особенно близок — называл его «сумасшедшим гением» и, по свидетельствам современников, первым признал его талант.

Амедео Модильяни «Портрет Хаима Сутина, сидящего у стола» 1917 и «Портрет Моиса Кислинга на фоне окна» 1916

Художники обменивались влиянием. Так, Сутин учился у Модильяни гуманистической героике, а Модильяни — у Сутина экспрессивности. Портрет Сутина, написанный Модильяни, выполнен с уважением и сдержанной лирикой, в то время как сам Сутин позже переработал манеру своего друга в бурном, телесном ключе.

Амедео Модильяни «Портрет мадам Кислинг» 1917 и «Портрет сидящей женщины в синем платье» 1918

Главное в отношении Модильяни к человеку — незаурядная деликатность. В отличие от Пикассо или Шагала, он не стремился к фантазии и гротеску. Он всматривался в человека, чтобы понять его, чтобы распознать в нём что-то большее, чем просто портретную внешность. Если у Сутина герой бурлит, сопротивляется, выворачивается, то у Модильяни — он смотрит внутрь себя, он слушает тишину. Его герои — как писал один из критиков — это «люди, слушающие тишину, как другие слушают музыку».

Амедео Модильяни «Девочка в голубом платье» 1918 и «Портрет юной девушки на стуле» 1918

Это особенно проявляется в том, как он строит лицо. Прямой, почти античный нос (иногда увиденный сбоку — с «кубистским» юмором), длинная, «лебединая» шея, наклонённая голова — всё это создаёт образ не столько конкретного человека, сколько духовной структуры личности. Важным компонентом его языка были глаза. Часто они «пустые», закрытые или закрашенные, как у Жанны Эбютерн, Виолончелиста или даже на автопортрете. Это не слепота — это отказ от прямого взгляда во внешнее. Однако у других портретов глаза открыты, и тогда они доверчивы, нежны или тревожны, как у «Юной девушки на стуле».

Амедео Модильяни «Портрет Жермены Сарваж» 1918 и «Девушка в сорочке» 1918

Модильяни не только видел человека — он выбирал, как именно передать его душевное движение. В этом смысле у него не просто стиль, а психологическая система выражения, сходная с тем, как в ренессансной иконописи каждая линия подчинена смыслу.

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн» 1918 и «Портрет Жанны Эбютерн» 1919

Можно предположить, что он переплавлял опыт Ренессанса через призму Парижской нервности: Он работал не как формалист, а как «поэт лица», сочиняющий каждый образ как стихотворение из цвета и формы.

В работах Модильяни, особенно в портретах Жанны Эбютерн, есть что-то глубоко сакральное. Их вертикальная вытянутость, неподвижные позы, отрешённые глаза — всё это напоминает мне византийскую иконопись. Конечно, он не был религиозным художником, но, возможно, через эти приёмы он стремился создать свой аналог иконы — не в духовном, а в эмоционально-интимном смысле. Жанна для него — не просто женщина, а вечный образ любви, и её лицо становится «иконой личной веры».

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн в шляпке» 1917 и «Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью» 1919

Хаим Соломонович Сутин

post

Хаим Сутин — одна из самых ярких и трагичных фигур Парижской школы. Его искусство невозможно спутать ни с кем другим: оно не стремится к гармонии, не ищет красоты в классическом понимании, оно разрывает поверхность холста, чтобы достичь самой сути — тела, страсти, боли. Он — не просто живописец, он «анатом чувств».

Сутин родился в 1893 году в местечке Смиловичи под Минском, в бедной еврейской семье. Его детство было сопряжено с нуждой, унижением и запретами — в том числе религиозными: запрещалось рисовать живое. Но именно это сопротивление породило его стремление — видеть, чувствовать, писать. Уже в юности он понимал, что искусство для него — не декорация, а потребность.

Он учился в Вильнюсе, затем, благодаря материальной помощи покровителя, перебрался в Париж — эпицентр художеских революций. Там он попадает в богемную среду, где знакомится с Кикоином, Кременем, а позже с Модильяни, ставшим его близким другом. Но Париж не встретил его с распростёртыми объятиями — он голодал, болел, скрывался от полиции. Эта среда отчуждения только усилила его внутреннюю напряжённость, сформировала живописный язык боли и страсти.

(слева — «Автопортрет» Хаима Сутина, 1921)

Хаим Сутин «Ученик» 1922 и «Портрет Полетт» 1924

Поначалу Сутин пишет с натуры, следуя традициям академической школы. Но очень скоро натуралистическая точность перестаёт его устраивать. Он начинает деформировать формы, насыщать цвет, уплотнять мазок. Всё более явной становится тяга к экспрессии, к передаче внутреннего состояния объекта, а не его внешнего вида.

Original size 1642x2000

Хаим Сутин «Ева» 1928

Хаим Сутин «Портрет женщины» 1940 и «Безумная женщина» 1919

Особенное значение имело его открытие старых мастеров. Поездка в Орлеан, где он увидел работы Эль Греко, а позже — страстное увлечение Рембрандтом, привели его к созданию собственной формулы: живопись должна быть воплем. Он не анализирует и не конструирует — он исповедует.

Размышляя о его творчестве, мне в голову сразу приходит русская психологическая проза: его мазки — как внутренний монолог, тяжёлый, прерывистый. Возможно, его вдохновляли не только художники, но и писатели. Его лица — это не реализм, а психологический надлом, как у Раскольникова в «Преступлении и наказании».

Хаим Сутин «Мать и ребенок» 1942 и «Крестьянский мальчик» 1920

Для Сутина человек — это не образ покоя, как у Модильяни, а узел боли. Его портреты не обожествляют, а вскрывают. Это не «герои духа», а «жертвы бытия» — искажённые, на грани срыва. Пример — знаменитые «портреты кондитера»: фигуры как бы разорваны изнутри, всё тело художника, кажется, вложено в мазок. Эти люди не позируют — они «существуют». Не зря Сутин, по воспоминаниям, мог часами ходить вокруг натурщика, заставляя его оставаться в одной позе, пока он сам не «услышит» тело. Он писал не форму, а состояние. Его живопись — это акт эмпатии.

Хаим Сутин «Маленький кондитер» 1919 и «Кондитер из Кань» 1923

Original size 1630x2000

Хаим Сутин «Маленькая девочка с куклой» 1919

Хаим Сутин «Большая шляпа» 1924 и «Женщина вяжет»

В портретах Сутина нет дистанции — он не наблюдает, он сливается. Часто его герои выглядят как страдающие, сломленные, но именно через это художник находит их силу. Условная уродливость — это не насмешка, а искренность. Он не корректирует, не идеализирует, а принимает человека таким, каким его чувствует.

Хаим Сутин «Мужчина с длинным носом (Расин)» 1921 и «Женщина в красном» 1922

Условные «круглоголовые» и «длинноголовые» здесь заменяются энергетическими типажами: у него есть типы сжатые, словно уткнувшиеся в себя, и типы разверзнутые, как будто изнутри светящиеся. Взять, например, его «Женщину в красном» — здесь чувствуется одновременно испуг и гордость, уязвимость и напряжённая стойкость.

Хаим Сутин «Мальчик с желтой шляпой» 1924 и «Польская женщина» 1922

Сутин не был изолирован. Его поддерживали и вдохновляли. Модильяни — его первый признатель, Кислинг — друг, Зборовский — покровитель. Но сам Сутин был скорее внутренне одинок. Он не любил публичности, был склонен к изоляции, раздражительности. Его искусство развивалось не через школы, а через внутреннее сгорание.

Хаим Сутин «Крестьянская девушка» 1919 и «Русская (Портрет женщины)» 1917

Тем не менее, влияние его чувствовали многие. Французская критика признала в нём наследника Гойи и Курбе, а американские экспрессионисты — носителя их языка. Он дал живописи XX века новую форму страсти — не через слова, а через материю краски.

Хаим Сутин «Шафер» 1925 и «Портрет мужчины. Эмиль Лежен» 1922

Для Сутина не существовало внешней красоты как ценности. Его лица — перекошенные, смятые, тревожные. Они кажутся уродливыми, но только в привычной системе координат. Он не искал сходства — он искал внутреннюю правду, и она почти всегда оказывалась тревожной, страдальческой. Один из критиков писал, что Сутин «искажал лица не потому, что хотел шокировать, а потому что не мог иначе сказать о человеке».

Хаим Сутин «Невеста» 1924 и «Невеста» 1923

Моисей Кислинг

post

Моисей Кислинг — художник, создавший собственный, мгновенно узнаваемый стиль в жанре портрета. Он был не столько экспериментатором, сколько внимательным созерцателем, не столько бунтарём, сколько эстетом. Среди художников Монпарнаса он занимал особое место — человека тонкого вкуса, виртуозного мастера, влюблённого в красоту, женственность и живопись как таковую.

Кислинг родился в 1891 году в Кракове, в Польше, в семье мелкого предпринимателя. Образование получил в Краковской академии художеств. Уже в 1910 году он переезжает в Париж — не просто в поисках нового, а потому что чувствует: именно здесь рождается живопись будущего.

Кислинг сразу оказывается в центре Монпарнаса, рядом с Модильяни, Утрилло, Паскиным, Сутиным. Он не только дружит с ними, но и живёт с ними в одном ритме: бесконечные разговоры, мастерские, нужда, художественные споры. Его мировоззрение формируется между двумя полюсами — польской академической выучкой и парижской свободой. Это создает в нём уникальное сочетание дисциплины и поэзии, виртуозности и чувственности. Его искусство — это искусство формы, продуманной композиции и утончённого образа.

(слева — «Автопортрет» Моисея Кислинга, 1920)

Моисей Кислинг «Кики де Монпарнас в красном джемпере и голубом шарфе», 1925 и «Кики с Монпарнаса»

С первых лет в Париже Кислинг делает акцент на портрете и женской фигуре. Его модели — подруги, натурщицы, актрисы, музы. Кислинг разрабатывает уникальный тип портрета, в котором соединяются точность и обобщение, наблюдательность и эстетика. Его техника остаётся в рамках фигуративной традиции, но при этом он вводит элементы модернистской условности — гладкий живописный слой, чёткий контур, минимальное моделирование теней. Это создаёт ощущение почти эмалевой гладкости. Его цветовая палитра выверена, но не холодна. Он умеет использовать тёплые охры, глубокие синие, мягкие зелёные — так, чтобы кожа светилась, а взгляд женщины становился центром притяжения.

Моисей Кислинг «Грустная девушка» и «Золотые волосы»

Original size 1606x800

Моисей Кислинг «Обнаженная Арлетти» 1933

Моисей Кислинг «Обнаженная блондинка» и «Голова девушки с цветами» 1939

Женщина у Кислинга — не просто натурщица, а центральный смысл его искусства. Его портреты — гимн женственности, чувственности, уравновешенной классической грации. И в этом — его отличие от других художников Парижской школы. Если Модильяни стилизует, Сутин деформирует, то Кислинг воспевает. Он не отказывается от идеала. Его образы — это своего рода возвращение к Ренессансу, но через призму XX века. Он не возрождает античность буквально, но чувствует её.

Моисей Кислинг «Без названия» 1948 и «Обнаженная в саду»

Хотя основное внимание Кислинг уделял женскому образу, его мужские портреты не менее выразительны. Здесь он действует сдержаннее, спокойнее, менее декоративно. В них нет той пластической игры, что в изображениях женщин. Но и здесь видно его главное качество — уважительное и точное видение человека. Так, в портрете Йонаса Неттера он пишет коллекционера сдержанно, но с достоинством. Портрет Моисея Кислинга кисти Модильяни, кстати, фиксирует то же: его телесную устойчивость, уверенность, внутреннюю организованность.

Моисей Кислинг «Мужской портрет (Йонас Неттер)» 1920 и «Без названия»

Кислинг видел в человеке не конфликт, а гармонию. Он не искал психологических парадоксов, не стремился вскрыть душу — наоборот, он хотел показать красоту внешнего как отражение внутреннего. Он не работал с уродством. Художник выбирал красивых людей — или, точнее, писал людей красиво. Он мог обобщать, сглаживать, усиливать, но всё это подчинял не стилизации, а эстетике.

Моисей Кислинг «Женщина из Арли» и «Мадам Б. Дюнн», 1943

Original size 872x1200

Моисей Кислинг «Дети доктора Таса», 1930

Одной из ключевых особенностей является то, что Кислинг почти всегда показывает своих моделей фронтально или в лёгком развороте, с ясным, проникающим взглядом. Его интересует человек, глядящий изнутри себя, но не отрешённый, а, напротив, готовый вступить в контакт. Даже дети у него — не безмолвные куклы, а живые существа с характером и настороженной внимательностью. Так, например, в портрете детей доктора Таса художник использует мягкий свет, гладкое письмо и приглушённую палитру, чтобы выразить хрупкое равновесие между детской уязвимостью и достоинством.

Моисей Кислинг «Мальчик в кепке» 1948 и «Женщина в красном»

Разглядывая картины Кислинга меня привлекла его способность создавать лицо как «визуальный объект». Это особенно видно в его женских образах — лица плавно вписаны в композицию, волосы, одежда и фон образуют гармоничную «рамку», как будто он мысленно проектировал обложку журнала или афишу. Можно сказать, что Кислинг (в отличие от экспрессивного Сутина и трагического Модильяни) ближе всего к сегодняшнему дизайнерскому мышлению — он чувствует композицию, цветовой баланс, симметрию. Возможно, Кислинг интуитивно предвосхитил эстетику арт-деко, создавая лица, которые балансируют между классическим стилем и декоративной графикой. Его портреты могли бы быть частью визуальной культуры рекламы или театральной афиши 1920-х годов.

Моисей Кислинг «Маленькая голова брюнетки» 1930 и «Офелия»

Original size 2873x1600

Моисей Кислинг «Большая рыжеволосая обнаженная» 1949

Моисей Кислинг писал людей не ради идеи, а ради самого человека. Его портреты — это признание в любви к лицу, к коже, к взгляду, к телу. Он показал, что красота не требует вызова и провокации — она требует внимания.

Моисей Кислинг «Без названия» 1952 и «Без названия»

Заключение

В ходе исследования я убедилась, что портрет в Парижской школе — это не просто жанр, а форма личного художественного высказывания, в которой художник не столько изображает лицо, сколько раскрывает его более глубинную сущность.

У Модильяни, Сутина и Кислинга эта глубина выражается через искажение, но каждый из них делает это по-своему. Модильяни стремится к одухотворённому знаку — его лица вытянуты, очищены от деталей, превращены в символы внутреннего чувства. Сутин, наоборот, будто прорывается сквозь лицо к эмоции — его мазок рвёт контур, деформирует черты, но именно в этом и возникает экспрессия. Кислинг же выбирает путь гармонии и декоративности: он делает лицо гладким, иногда почти идеализированным, но при этом не «пустым».

Искажение в данном контексте — не разрушение, а инструмент визуального поиска. Через него художники пытались выразить то, что не помещается в рамках реалистической традиции: страх, отчуждение, внутреннюю красоту, личную привязанность, эмоциональный код эпохи.

Это были не просто портреты, а, возможно, одна из первых форм психологического дизайна образа человека — когда визуальные параметры (форма, ритм, цвет) напрямую связаны с переживанием. Таким образом, искажение здесь — это путь к глубине, а не к абстракции.

Bibliography
Show
1.

М. Ю. Герман Парижская школа. — М.: Азбука, 2019. — 312 с.

2.

Б. И. Зингерман Парижская школа: Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1993. — 384 с.

3.

В.Баева ТОМ 36 «Амедео Модильяни». — М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с.

4.

Грингольц О. А. Рисунки хаима Сутина //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. — 2011. — №. 131. — С. 273-281.

5.

Камышова А. К. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА НА РУССКОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА //Россия и мир в новое и новейшее время-из прошлого в будущее. — 2019. — С. 241-243.

6.

Басин Е. Я. Портрет и личность Об эволюции портрета в западноевропей ской живописи конца XIX–XX века //Искусствознание. — 2010. — №. 1-2. — С. 356-371.

7.

Грингольц-Венгерова О. А. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОИСЕЯ КИСЛИНГА //Новое искусствознание. — 2021. — №. 2. — С. 102-109.

Image sources
1.

https://artchive.ru/amedeomodigliani/works // Артхив // Амедео Модильяни: все работы // Дата обращения: 27.05.2025

2.

https://artchive.ru/artists/1602~Moisej_Kisling/works // Артхив // Моисей Кислинг: все работы // Дата обращения: 27.05.2025

3.

https://artchive.ru/artists/26869~Khaim_Solomonovich_Sutin/works // Артхив // Хаим Соломонович Сутин: все работы // Дата обращения: 27.05.2025

«Лицо модернизма»: Портрет у Модильяни, Сутина, Кислинга
87
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more