Original size 2480x3500

Тематические и стилевые особенности фильмов Кинга Видора 1920-1930-х годов

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Кинг Видор в своих фильмах намеренно использует особые приёмы построения кадра, движения камеры и мизансцены, чтобы выразить фундаментальную для него идею о человеке, как части чего-то большего, чем социальный механизм. Его визуальный стиль формируется сквозь отражение тем социальной драмы, и в них Видор раскрывает конфликт между индивидуальным опытом и давлением внешних коллективных структур — семьи, толпы, общины, города, экономики или религиозной среды.

На примере социальных драм Кинга Видора был проведен анализ тематических и стилевых особенностей режиссера.

1. В «Толпе» человек является маленькой частью внутри огромного урбанистического механизма. Общество изображено как безличная система: бесконечные офисы, толпы на улицах, социальная конкуренция. Главный герой, Джон Симс, стремится быть «кем-то», но город превращает его в «одного из многих». Общество здесь — не поддержка, а давление. 2. Общество в «Большом параде» формирует новую идентичность героя. Джим вступает в коллектив солдат и проходит путь трансформации: от индивидуалиста к члену братства, объединённого войной, страхом и солидарностью. 3. В фильме «Аллилуйя!» главный герой находит моральную опору в виде общины. Режиссер раскрывает толпу со стороны духовной поддержки. 4. В кинокартине «Хлеб наш насущный» общество — это кооператив трудящихся, созданный в условиях Великой депрессии. Герои строят новую общину, основанную на коллективном труде, взаимопомощи и равенстве.

big
Original size 1916x1440

Кадр из фильма «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread реж. К. Видор, 1934)

Принцип структурирования исследования заключался в подробном анализе кинокартин и выявлений стилевых приемов в кадре, влиявшие на замысел режиссера. А именно, как режиссер передает масштаб событий и то, как он выявляет индивидуальность человека среди типичного общества. Обращалось внимание на постановку кадра, эмоции актеров, композиционную расстановку персонажей. Выбор текстовых источников исходил из мнения самого режиссера, то есть его автобиографии, ведь в своих книгах он подробно описывает создание фильмов: от появления задумки до реализации проекта. Также использовались источники, которые связаны с историей Голливудского кинематографа в целом.

Гипотеза: Кинг Видор отражает важные тематические особенности, используя уникальный авторский стиль и особые приемы съемки кино.

Чем именно отличался Кинг Видор от других и почему его работы уникальны? Как ему удавалось показывать одновременно психологию отдельного героя, так и проблематику целого общества, в котором он находился? Темы, который Кинг Видор поднимает в своем творчестве актуальны до сих пор. В своей автобиографии он отмечает: «Сегодня, спустя более двадцати лет, „Толпа“ по-прежнему изучается и комментируется критиками и исследователями кинематографа по всему миру». [5] Это свидетельствует о том, насколько точно режиссер передал проблему общества в жизнях людей.

Тематические и стилевые особенности фильма «Толпа», 1928

Фильм «Толпа» отображает насколько сильно связан человек с обществом. Цель Видора была показать индивидуальность героя, скрытую в безликой толпе. Стилистические приемы в виде определенной постановки кадра и сюжетных параллелей помогают лучше передать эту мысль.

1. Масштаб толпы

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

В кадре Джон смотрит на Нью-Йорк из приближающегося корабля, тем самым режиссер противопоставляет «маленького человека» с большим городом, уже определяя роль главного героя в обществе. В интертитрах поясняется цель молодого человека, уже подчеркивая его принадлежность к толпе: «… он стал одним из тех семи миллионов, которые верят, что Нью-Йорк нуждается в них».

Original size 1830x449

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Кинг Видор показывает масштаб Нью-Йорка, заполненного людьми, выбирая дальние планы, которые охватывают жизнь города и отображают бесчисленную толпу.

Original size 1830x449

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Толпа кажется безликой, однако режиссер стремится показать, что у каждого человека из этого общества есть своя жизнь, драма и трагедия. Видор отмечает в своей автобиографии: «Что ж, я полагаю, что обычный человек идет по жизни и видит, как вокруг него происходит довольно много драм». [5] Сначала режиссер отражает, насколько всё похоже, однако позже зритель увидит, что всё на самом деле не так однозначно.

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

2. Главный герой и толпа

В значимых событиях в фильме вокруг главного героя всегда находится толпа. Тем самым режиссер показывает привязанность Джона к «системе», то есть к обществу. [1]

Original size 2256x1685

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Первым таким событием является смерть отца главного героя. Маленький Джон, чуть возвышаясь, стоит посередине кадра. Сзади него находится толпа. Этот прием отображает одновременно и уникальность жизненного пути Джона, и его принадлежность к системе: ведь у каждого свои трагедии.

Original size 1830x449

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Джон на свидании говорит Мэри, что она отличается от других, однако в сцене можно заметить толпу людей, которые также как и он, гуляют со своими возлюбленными.

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Original size 1830x446

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Толпа оказывается рядом, когда в жизни Джона случается еще один трагичный момент: смерть дочери.

post

Главный герой оставался самим собой, когда был в ритме общества, частью толпы. Однако после переломного момента он теряет связь с ней. Обезумев от горя, Джон стремится заглушить ее шум, но общество продолжает жить своей рутиной. Видор показывает суть роли толпы в жизни человека. Когда человек поймет, что ему нужно быть ее частью, тогда он найдет место в обществе. Главный герой уволился с работы и стал никому не нужен. [2]

Original size 1830x916

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

post

В конце, когда Джон помирился с Мэри, они возвращаются в толпу, где им комфортно. Камера специально отдаляется от главных героев, где они сливаются с людьми.

3. Параллели в фильме

post

При просмотре картины можно заметить, что Видор делает определенные знаки судьбы, которые сначала не кажутся, чем-то значительным, однако позже главный герой попадает в неожиданные обстоятельства. Так, на свидании с Мэри Джон смеется над толпой и в особенности над клоуном, который рекламирует ресторан. «А ведь я уверен, что его отец думал, что сын станет президентом!», — говорит главный герой, не осознавая, что его собственный отец говорил то же самое. Это еще раз подчеркивает, что Джон является частью этой системы, не понимая этого.

Original size 1830x458

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

На кадрах видно, что уже Джон ходит в костюме клоуна. Он выбился из рутинной жизни толпы и стал тем, над кем смеялся.

post

Та же перемена происходит и в отношениях с женой. Видор стремится изобразить максимально реалистичную супружескую пару с естественными изменениями в отношениях. Таким образом, можно увидеть контраст, как герой видел Мэри в начале брака и во время семейной жизни.

Original size 1830x935

Кадры из фильма «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928)

Тематические и стилевые особенности фильма «Большой парад», 1925

Режиссер стремится очеловечить войну. Увидеть как драму отдельных людей. Кинг Видор один из первых показал на экране войну со взгляда простого человека, погибающего на фронте и теряющего своих близких. «Это была бы история обычного парня, в руках которого нет власти создавать ситуации, в которых он оказывается, но который, тем не менее, эмоционально их переживает», — описывает режиссер в своей автобиографии, тем самым обосновывая чувства и поступки главного героя. [5]

1. Обозначение статуса героев

Original size 1830x896

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Слим является простым рабочим, и чтобы подчеркнуть его статус, режиссер добавляет кадры промышленности в начале фильма. Это показывает масштаб рабочей силы, ведь это были те, кто преимущественно отправлялся на фронт: «Здесь работал „Слим“ Дженсен…один из миллионов строителей нации».

Original size 1916x458

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Джима показывают как типичного молодого человека из состоятельной семьи, делая акцент на том, что он не планирует работать: «Я…работать? Я бы так не сказал!». Его жизнь беспечна, поэтому, когда объявили войну, он улыбался, ведь не знал, что его будет ждать.

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

post

В общих кадрах видно, что молодые люди также отличаются по внешнему виду и физиологии. Однако на войне все равны, поэтому на примере дружбы героев можно увидеть стертые рамки этих отличительных признаков.

2. Война глазами солдата

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Каждый солдат — это отдельный человек со своей жизнью. Когда говорят про войну, обычно упоминают армию как единую систему, забывая, что это простые люди. Чтобы передать индивидуальность, Видор показывает отдельных солдат в роте, во время единого марша.

Original size 0x0

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Эта суть прослеживается в поведении Джима, когда он решает не убивать вражеского солдата, который подстрелил его приятеля, ведь он тоже человек, которому был отдан приказ.

Original size 1916x458

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

post

Когда Слим один пошел на врага, главный герой озвучивает основную мысль, которую хотел передать режиссер: «Приказы! Приказы! Кто, черт возьми, здесь сражается — люди или приказы?». Представленная фраза показывает войну со стороны солдат, тех, кто погибает и жертвует собой.

Original size 1916x458

Кадры из фильма «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925)

Тематические и стилевые особенности фильма «Аллилуйя!», 1929

Один из первых звуковых фильмов MGM (Metro-Goldwyn-Mayer) и один из первых голливудских фильмов с полностью афроамериканским актёрским составом. Видор отразил в работе социальную драму, религиозную тему, музыку и трагическую любовную историю.

1. Община в жизни героя

post

Режиссер показывает быт общины, то, чем они занимаются и как дружны между собой. Эти сцены сопровождаются танцами, общим трудом или единым горем.

Original size 1830x918

Кадры из фильма «Аллилуйя!» (Hallelujah! реж. К. Видор, 1929)

Община является моральным стержнем для главного героя. Из-за этого кадры, где присутствует семья Зеке, светлые, с образами обозначающими чистоту: вода, хлопок.

post

В важные моменты община всегда находится рядом. Когда герой начинает поддаваться грехам, люди наводят его на верный путь.

Original size 1830x440

Кадры из фильма «Аллилуйя!» (Hallelujah! реж. К. Видор, 1929)

post

На кадрах используется прием контрастного света, который передает состояние Зеке. Когда он корит себя за смерть брата, можно увидеть вокруг него темную обстановку. Однако, после того как герой осмыслил речь отца и раскаялся в своем поступке, свет резко меняется, освещая сцену.

2. Путь искушения

Когда главный герой поддается искушению, в образе Чик, режиссер создает обстановку, выделяющую ее из толпы. Героиня является олицетворением греха, поэтому на кадрах чаще всего она стоит в центре и всегда перетягивает на себя внимание зрителя.

Original size 1860x458

Кадры из фильма «Аллилуйя!» (Hallelujah! реж. К. Видор, 1929)

Герой не может совладать со своим желанием и перед тем, как пойти на грех, режиссер вставляет крупный план Зеке, чтобы показать его внутреннюю борьбу морали и похоти.

Original size 1830x914

Кадры из фильма «Аллилуйя!» (Hallelujah! реж. К. Видор, 1929)

Тематические и стилевые особенности фильма «Хлеб наш насущный», 1934

post

Социальная драма, в которой режиссёр развивает свою ключевую тему: человек и общество, а также возможность выхода из экономического кризиса через коллективное действие.

Original size 1925x458

Кадры из фильма «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread реж. К. Видор, 1934)

С помощью отражения коллективного труда, режиссер стремится показать единство этой общины.

Original size 1852x906

Кадры из фильма «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread реж. К. Видор, 1934)

post

В сравнении с «Толпой» система устройства этого общества строится на понимании, честности и взаимовыручке, поэтому Видор отражает коллектив не как безликую массу, а среду, где каждый может найти свое место.

Original size 1852x906

Кадры из фильма «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread реж. К. Видор, 1934)

post

Главный герой не может покинуть общину, так как его мир становится несчастным. Образ Салли является олицетворением городской жизни. На кадрах видно, что присутствие героини в кадре сопровождается темным освещением, делая намек на неправильность действий Джона. Это показывает как губительна может быть городская среда.

Вывод

Изображение общества и его структур в фильмах Видора не является второстепенным контекстом, а составляет основу его авторского метода. Уникальный визуальный стиль режиссёра — это естественная часть социальной проблематики его фильмов. Следовательно, анализ композиции кадра и визуальной организации пространства может служить ключом к пониманию режиссерских представлений об обществе, коллективности и человеческом опыте.

Bibliography
Show
1.

Арцибашев С. С. Курс Лекция Шедевр Кинга Видора «Толпа», часть 1 // Сайт nefiktivnoe.ru. 29.10.2021 (URL: https://nefiktivnoe.ru/video/istoriya-i-germenevtika-mirovogo-kino/shedevr-kinga-vidora-tolpa-chast-1) Посмотрено: 15.11.2025

2.

Арцибашев С. С. Курс Лекция Шедевр Кинга Видора «Толпа», часть 2 // Сайт nefiktivnoe.ru. 29.10.2021 (URL: https://nefiktivnoe.ru/video/istoriya-i-germenevtika-mirovogo-kino/shedevr-kinga-vidora-tolpa-chast-2) Посмотрено: 15.11.2025

3.

Churchill, Douglas W. The Year in Hollywood: 1934, The New York Times December 30, 1934

4.

Eagan D. America’s Film Legacy: The Authoritative Guide to the Landmark Movies in the National Film Registry, A& C Black, 2010

5.

Vidor. K. A tree is a tree. United states: Hollywood, CA: S. French, 1989

6.

Vidor. K. King Vidor on film making. United states: Motion pictures: New York, Mckay, 1972

Image sources
Show
1.2.

W1siZiIsIjQ1MzQ5MCJdLFsicCIsImNvbnZlcnQiLCItcXVhbGl0eSA5MCAtcmVzaXplIDIwMDB4MTQ0MFx1MDAzZSJdXQ.jpg

3.

Фильм «Толпа» (The Crowd реж. К. Видор, 1928 год)

4.

Фильм «Большой парад» (The Big Parade реж. К. Видор, 1925 год)

5.

Фильм «Аллилуйя!» (Hallelujah! реж. К. Видор, 1929 год)

6.

Фильм «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread реж. К. Видор, 1934 год)

Тематические и стилевые особенности фильмов Кинга Видора 1920-1930-х годов
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more