Original size 960x1362

Артур Рэкхем: Сказки братьев Гримм

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Каждый ребёнок с детства знает или хотя бы один раз слышал о сказках Братьев Гримм. Вернее сказать, что многие знакомы с современной интерпретацией произведений авторов. Белоснежка, Рапунцель, Гензель и Гретель — все эти истории были собраны и обработаны немецкими языковедами и исследователями народной культуры Якобом и Вильгельмом Гримм. Однако, мало кто из детей имеет представление о том, что характер сюжетов Гримм нередко наполнен мрачностью и жестокими моральными уроками. За яркой красочной картинкой, которую транслирует современная мультипликация и адаптация, скрыт сам характер произведений Братьев Гримм. Например, в сказке «Золушка», во время свадебного шествия, голуби выклевали глаза сёстрам главной героини в назидание за их деяния. Конечно, есть версия и Шарля Перро, в которой Золушка прощает сестёр «от всего сердца». И хотя обе версии заканчиваются свадьбой, их подача, характер и атмосфера различаются. Несмотря на всё разнообразие исходных версий, в современной массовой культуре сложился единый, узнаваемый образ сказки — яркий, добрый и бесконфликтный. Во многом это заслуга мультфильмов студии Disney, чьи образы стали эталонными и прочно засели в нашем сознании.

Постеры Disney, официальный сайт

1. Постеры Disney, официальный сайт 2. Мультфильм «Золушка» студия Disney, 1949

«Белоснежка» Артур Рэкхем, 1909

«Спящая красавица» Артур Рэкхем, 2011

Тем интереснее взглянуть, а какой еще может быть сказка?

Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к визуальным образам британского иллюстратора Артура Рэкхема. Его иллюстрации — это сдержанные акварели и, похожие на гравюру, чёрно-белые рисунки, не просто сопровождающие текст, а наполняющие его эмоциональной глубиной и таинственностью.

Мультфильм «Питер Пэн» студия Disney, 1952

big
Original size 3964x679

Цветовая палитра мультфильма «Питер Пэн» студии Disney, 1952

«Питер Пэн в Кенсингтонском саду» Артур Рэкхем, 1906

«Выразительность графических работ А. Рэкхема достигается посредством управления толщиной линии и владения штриховкой. Благодаря контролю нажима на перо при штриховке художнику удается передать объемность отдельных элементов. Мастерство иллюстратора также выражается в умении сохранять баланс между подробно проработанными фрагментами и свободными от линии местами, где используется только акварель. Акварельные краски А. Рэкхем кладет лессировочно, тонким слоем, детализируя только те элементы композиции, которые важны для понимания сюжета. В колористических решениях художник тяготеет к использованию ненасыщенных цветов, яркие оттенки используются с целью акцентирования внимания на идейном центре иллюстрации. С помощью такого метода достигается гармоничная композиция, в которой взгляд зрителя фокусируется на детально изображенном, ключевом фрагменте композиции» (Яхина, 2025, 140).

Original size 3964x679

Цветовая палитра иллюстраций «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» Артура Рэкхема, 1906

А. Рэкхем не использовал яркую цветовую палитру при создании иллюстраций, но его техника отличается художественной выразительностью.

«Кольцо нибелунга» Артур Рэкхем, 1911

Это можно увидеть в иллюстрациях к «Кольцу нибелунга», большинство из которых отличается коричнево-желтыми оттенками. Художник будто создаёт эффект сепии. При этом хорошо проработанные фактурные герои, дымка и динамичные позы производят впечатление глубокого погружения в иллюстрацию.

«Кольцо нибелунга» Артур Рэкхем, 1911

И хотя произведение «Кольцо нибелунга» является оперой, иллюстрации отлично реконструируют атмосферу мифологии, характерную и для сказок. Приемы и герои, созданные Рэкхемом, отражают фольклорный мотив. На некоторых иллюстрациях художник использует несколько ярких цветовых акцентов, останавливающих внимание на персонаже. Это помогает вывести цветовое пятно на первый план, увидеть значимую фигуру сцены и только потом рассмотреть остальные детали.

«Кольцо нибелунга» Артур Рэкхем, 1911

В 1909 году Артур Рэкхем создал иллюстрации для издания сказок братьев Гримм. Стоит отметить, что это было не первое его обращение к ним. Он создавал черно-белые иллюстрации для сказок Гримм и в 1900 году. Однако 1909 год — это действительно знаковое и одно из самых известных изданий. Благодаря использованию монохромных и цветных иллюстраций в приглушённых тонах, характер сказок усилился. Прозрачные оттенки акварели, в сочетании с разноплановой композицией и ритмичными пятнами, отразили фольклорный и мистический характер сказок.

В этом исследовании я прослежу, с помощью каких приемов своего уникального стиля Артур Рэкхем выстраивает многомерный мир сказок Гримм, не иллюстрируя, а усиливая и углубляя их исходные значения.

Чтобы выявить, как Рэкхем усиливает мрачный фольклорный дух, материал для исследования отобран контрастно: иллюстрации автора противопоставляются другим техникам и визуальным образам. Составленная рубрикация раскрывает приемы автора, а используемые источники помогают не допустить фактических ошибок в исследовании и глубже погрузиться в анализ выбранных работ.

Известные иллюстрации автора

Прежде чем мы рассмотрим непосредственно гриммовские работы Рэкхема, важно изучить уникальный метод художника в знаковых и широко известных работах. Это позволит выделить устойчивые черты стиля.

«Алиса в стране чудес» Артур Рэкхем, 1907

Для этого обратимся к иллюстрациям Рэкхема к «Алисе в стране чудес» Л. Кэролла 1907 года. Палитра, которую использует художник, наполнена серо-зелеными и коричневыми тонами, создающими ощущение туманного сна. Легкие акварельные размытия и почти гравюрные линии добавляют текстурной точности объектам композиции. Здесь нет «конфетных» красок, но есть отражение сновидческой дымки, погружающей в мир Алисы.

«Алиса в стране чудес» Джон Тенниел, 1865

Если рассмотреть ранние иллюстрации «Алисы в стране чудес» Джона Тенниела, 1865 года, можно увидеть ещё более чёткие линии. Работы строятся на графической контрастности и штриховке. Такой подход несколько отличается от иллюстраций Рэкхема. И хотя А. Рэкхем также использовал четкие линии для выстраивания композиции, как бы вступая в диалог с ранними иллюстрациями, его цветовая палитра подчеркивает странность и мистицизм мира Кэролла.

Мультфильм «Алиса в Стране чудес» студия Disney, 1951

Известная экранизация «Алисы в Стране чудес» 1951 года создала узнаваемый и эталонный образ для миллионов зрителей. Компания Disney взяла за основу странность сюжета, облачив её в дружелюбную и яркую форму. Чистые и насыщенные цвета лишают мир угрозы, даже самые пугающие персонажи становятся комичными. Этот прием хорошо работает на детскую аудиторию. Сравнивая визуальный образ Disney с образом, созданным Рэкхемом, можно увидеть две противоположные рабочие стратегии цветовой палитры.

«Алиса в стране чудес» Сальвадор Дали, 1969

В 1969 году Сальвадор Дали также создал иллюстрации к ограниченному тиражу «Приключений Алисы в стране чудес». В отличии от предыдущих визуальных интерпретаций, Дали использовал абстрактные образы, отказавшись от чёткости и фигуративной структуры. Плавящиеся и призрачные сюрреалистические ландшафты Дали помогают взглянуть на сказку из глубины подсознания, а приемы Артура Рэкхема открывают сказку через призму атмосферы мистицизма.

«Алиса в стране чудес» Артур Рэкхем, 1907

Сравнение различных вариаций визуальных образов наглядно демонстрирует спектр возможных подходов к иллюстрации и позволяет отчётливее увидеть уникальный авторский стиль Рэкхема.

В 1908 году А. Рэкхем создал работы к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Здесь автор остаётся верен своему стилю: мы видим большое количество оттенков, но палитра остаётся приглушённой, что никак не портит магию сюжета.

«Сон в летнюю ночь» Артур Рэкхем, 1908

Проработанность иллюстраций поражает своей продуманностью и детализацией. Чёткие линии формируют плавность, которая усиливает динамику и пластичность. Деревья у Рэкхема не стоят, а танцуют и выгибаются в движении.

«Сон в летнюю ночь» Артур Рэкхем, 1908

Феи Рэкхема не просто маленькие миловидные существа, а изысканные нимфы, олицетворяющие природу и лес.

Original size 1200x746

«Сон в летнюю ночь» Артур Рэкхем, 1908

Известные работы Артура Рэкхема помогают получить исчерпывающее представление о его авторском стиле. Это позволяет более четко увидеть, как визуальные инструменты авторы раскрывают фольклорный дух сказок братьев Гримм.

Иллюстрации А. Рэкхема в издании сказок Братьев Гримм 1909 г.

Рассматривая издание сказок братьев Гримм можно увидеть не только классические приёмы автора, которые он использовал в своих известных работах.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Например, А. Рэкхем использует силуэтные черные пятна в динамичных сюжетных сценах. Автор оставляет главное: движение и действие. Иногда из этих пятен создаётся одно большое пятно, несмотря на то, что силуэты остаются чётко выделены. Этот прием разбавляет иллюстрации другого типа, позволяя посмотреть на суть происходящего в сцене.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

В 2011 году «Издательский дом Мещерякова» опубликовал переиздание «Спящей красавицы» с иллюстрациями Рэкхэма. Здесь наглядно показано, как данный прием осовременился, не потеряв своей актуальности.

«Спящая красавица» Артур Рэкхем, 2011

В иллюстрациях к сказкам Братьев Гримм автор также смешивает технику четких тонких линий с пятном. Пятно делится на небольшие объекты и снова сливается, оставляя пространство, что добавляет лёгкости и воздуха.

Так, чёрно-белые иллюстрации освежают мрачную атмосферу, внося не только фольклорный дух, но и динамику. Эти работы органично встраиваются в текст за счёт диагональной композиции.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Сам фольклорный дух наиболее ярко отражается в цветных иллюстрациях. Коричневые крыши домов переносят нас, вместе с героями, в традиционные ландшафты Германии. Здесь скрываются виды города, дремучие живые леса, звери и необычные существа.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Город, люди, динамика — всё это присутствует в цветных приглушённых иллюстрациях. Эффект нейтральных цветовых акцентов остаётся центральным и в этой серии работ. Земляные оттенки конструируют мрачную атмосферу загадочности и реалистичности. Жизнь предстаёт не радужной и идеальной, несмотря на присутствие сказочных персонажей. Детальность и чёткость делают действительность ещё глубинней и мистичней.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Охра и умбра наполняют реализмом образы дерева, сумерек и почвы, ассоциируют их с цветом мха, тины и хвои. Эти оттенки в совокупности отсылают к цвету леса, в который не проникает свет. Такая гамма погружает в архаичный мир природы и суеверий. Это тот самый мир «сепии», но оживший и дышащий, как мы уже видели в серии иллюстраций к «Кольцу нибелунга».

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Автор не изображает задний план как декорации, окружающий мир сам становится активным участником событий. Герои Рекхэма почти не стоят статично, а застывают в момент движения. Такой прием становится моментальным снимком драматического действия.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Отдельно выделяются небольшие иллюстрации маленьких животных и жутких характерных персонажей.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Еще один тип иллюстраций — графический четкий шрих. Где-то он становится хаотичной линией, собирающей живую подвижную композицию.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Дополнением являются иллюстрации в квадратной рамке, которые похожи на гравюры. Из большого пятна рождается сюжет с помощью контраста.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Все графические техники в чёрно-белых иллюстрациях используются попеременно, иногда объединяясь и создавая новый ритмичный прием.

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

«Сказки братьев Гримм» Артур Рэкхем, 1909

Заключение

Исследование показало, что уникальный стиль Артура Рэкхема подчеркивает и усиливает аутентичность сюжета. Помимо этого, на примере иллюстраций к изданию сказок братьев Гримм, 1908 года, прослеживается, как собственный стиль иллюстратора может раскрыть особенности исходного текста. Приемы, использованные художником для построения визуального языка, открывают новый горизонт восприятия самого жанра сказки. Актуальность разнопланового подхода в создании визуальных образов сказки подчеркивается и наличием целевой аудитории. Это доказывает широкая популярность готических фильмов Тима Бёртона в массовой культуре. Журнал The Guardian упоминал, что офис Бёртона на севере Лондона сто лет назад принадлежал Артуру Рэкхему (The Guardian, 2012). Данный факт делает их творческую связь ещё более тесной. Сказка может быть многомерной, немного тревожной и прекрасной в своей мрачной таинственности. А настоящее своеобразие рождается из уважения к той уникальной вселенной, которую предстоит создать. Визуальный образ — это не просто украшение текста, но акт глубокого прочтения и интерпретации. Когда работа представляет из себя соединение приемов художника с атмосферой произведения, тогда на свет появляются такие прекрасные иллюстрации, как работы Артура Рэкхема.

Bibliography
Show
1.

Полякова М. «Колорит»: «Безумное чаепитие» Алисы. Анализ иллюстраций Артура Рэкхема и Сальвадора Дали // Сoncepture (https://concepture.club/post/rubrika_2021/vizualizacija-sjuzheta-alisy)

2.

Федорин М. Отличные иллюстрации британского художника, на которых выросли Тим Бертон, Уолт Дисней и многие другие знаменитости // Дзен (https://dzen.ru/a/ZMInfc72OmjvpkPP)

3.

Яхина, А. Т. Викторианская сказочная живопись в творчестве Артура Рэкхема (на примере иллюстраций к книге «Питер Пэн в Кенсингтонском саду») // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 140-145. (https://moluch.ru/archive/574/126242)

Артур Рэкхем: Сказки братьев Гримм
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more