Original size 1140x1600

Арт-медиация выставки картин Исаака Левитана

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

Концепция

Исаак Левитан

• Дневные пейзажи • Закатные пейзажи • Вечерние пейзажи

Заключение

Источники

Концепция

В качестве своего визуального исследования я выбрал арт-медиацию выставки работ русского живописца Исаака Левитана. Картины художника известны во всех странах, их цитируют, о них рассказывают, как о меланхоличных полотнах в жанре пейзажа настроения.

Конкретно меня заинтересовали мастерское изображение пространства и воздуха, а также солнечного света. Безусловно, автор соблюдает каноны классической живописи, но в то же время нарушает их этюдной манерой письма и отказом от наличия персонажей в большинстве работах.

В своем исследовании я решил разобраться, можно ли провести арт-медиацию картин Исаака Левитана, благодаря которой зрители не только узнают о художественных принципах иллюстрации автора, но и сформируют свои личные впечатления от выставки. Для этого я детально рассмотрел дневные, закатные и ночные пейзажа художника, а также сформулировал наводящие вопросы для зрителей.

По моему мнению, арт-медиация картин Исаака Левитана более чем актуальна, ведь пейзаж настроения напрямую относится к нашим чувствам и мироощущению, сразу же вызывает эмоции у любого зрителя, независимо от его пола, национальности или возраста. Картины мастера когда-то отметил П.М Третьяков и выкупил многие из них для своей коллекции. Не удивительно, что художника отметили и за рубежом, его пейзажи часто цитируются в кинематографе и анимационных проектах, например, в мультфильмах Хаяо Миядзаки.

Спустя десятилетия работы Исаака Левитана все еще востребованы. Это доказывает выставка в Москве в 2025, на основе впечатлений от которой было написано это визуальное исследование. Экспозиции с работами, совмещающие русскую классическую школу пейзажа, уникальное изображение света и этюдный подход крайне редки. Люди стремятся видеть прекрасное, испытывать уникальные эмоции от произведений искусства, они готовы посещать ради этого музеи и выставки. Арт-медиация в случае работ Левитана особенно полезна, ведь, если верить отзывам, его картины притягивают зрителей своей меланхолией, понятной и знакомой любому. Пейзажи художника являются не застывшим моментом, а запечатленным состоянием природы в ее прогрессии.

Медиация поможет разобраться в том, какую именно эмоцию производит та или иная картина, а главное какие средства помогают художнику вызвать ее у зрителя. Сравнение чувству от работ с разным настроением способствует самостоятельному составлению мнения у зрителей. Например, картины «Вечерний звон» и «У омута» крайне похожи, но производят разные впечатления. На это влияют оттенок солнечного света, состояние изображаемой природы, а также мазки и композиция.

При рассмотрении картин медиатор использует такие принципы: нелинейное восприятие, равенство мнений и вовлеченность наблюдения. Они помогут выстроить честный горизонтальный диалог со зрителем. Медиатор в данном случае играет роль мягкого проводника по миру картин Левитана, но в том числе и навигатором для понимания основ живописи, но не путем прямого донесения правил, а обсуждением ощущений от композиции и изображения природы в пейзаже.

Давайте посмотрим на картины Исаака Левитана в разных освещениях и зададимся вопросами об их создании. Какие приемы влияют на наши чувства, какие отличают одну работу от другой. Подобная арт-медиация может быть полезна студентам гуманитарных ВУЗ-ов, школьникам средних классов, начавших изучать ИЗО или старшеклассникам, готовящимся к написанию итогового сочинения и, в особенности, людям, обучающимся рисованию и живописи, в частности колористике. При этом с помощью принципов горизонтального диалога уровень подготовки зрителю не нужен, главное — быть не скованным в выражении своих мыслей. За гипотетическое место проведения медиации возьмем Третьяковскую Галлерею в городе Москва.

Исаак Левитан

Прикрепить карточку Перед посещением коридоров с картинами я бы сделал отдельный стенд с биографией автора, но ознакомил бы с ней зрителей при помощи просьбы описать художника, вглядеться в его черты лица. Широкий лоб, опущенные веки и острые глубокие скулы сразу выдадут меланхоличного, остро чувствующего окружающий мир, человека. Русский сплин художника замечали и его коллеги, в частности А.П Чехов, с которым у Левитана был длительные конфликт.

Original size 1920x933

«Портрет художника И. И. Левитана», Валентин Александрович Серов, 1865-1911

Дневные пейзажи

В начало медиации поместим картину «Вид на Нижний Новгород», очень известную картину художника. Обратимся к чувственной стороне и спросим зрителей о том, что они испытывают. Какие чувства у них вызывает голубой и синие цвета, вкрапления желтого и белоснежный белый? Может ли зритель поставить себя на место человека, который смотрит на этот пейзаж? Есть ли люди на кораблях, и есть ли живность в воде, на суше или в небе?

Original size 1920x933

«Вид на Нижний Новгород», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Далее обратимся к еще одной светлой работе. Как изменилось настроение зрителя? Чувствует ли он или она большее спокойствие от проработанности картины, ее мазков? Вызывает ли воспоминания эта картина и может ли себе представить человек, что в изображенном лесу есть кто-то еще? Если место безлюдно, вызывает ли это тревогу или наоборот спокойствие в отличие от предыдущей картины?

Original size 1920x933

«Лесное озеро», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Далее перейдем к работе в более спокойной гамме. Может ли представить или даже ощутить дуновение ветра на изображенном поле зритель? Сочетание приглушенного желтого и голубого вызывают тоску или спокойствие? Какой цвет в этой картине доминантен?

Original size 1920x933

«Лето», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Теперь снова вернемся к более приглушенной гамме, пейзажу на воде. Какой цвет теперь самый насыщенный? В отличие от первой дневной работы, может ли себе представить зритель, что в изображенных кораблях кто-то есть? А есть ли люди в городе? Какие эмоции вызывают тонкие лучи света, и как влияет на пространство перистые плотные облака на заднем плане?

Original size 1920x933

«После дождя. Плес», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Ряд дневных пейзажей закончит известнейшая картина Исаака Левитана «Владимирка», имеющая исторический контекст, связанный с ссылкой автора из-за еврейских корней. Вызывает ли эта картина тревогу в отличие от предыдущих работ? Как композиция с перекрестком дороги влияет на настроение зрителя? Можем ли мы представить себя на месте человека, созерцающего этот пейзаж? Есть ли этот гипотетический человек? Куда ведет изображенная дорога и есть ли у нее финальный пункт назначения?

Original size 1920x933

«Владимирка», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Вечерние пейзажи

Просмотрев зал дневных картин в пасмурную и ясную погоду, мы переходим к залу вечернего состояния природы. Можем ли мы увидеть на первой картине людей или их силуэты? Что мы чувствуем от их присутствия, комфортнее ли нам думать, что пейзаж кем-то населен? Какой символизм придает церковь работе? Какие эмоции вызывает у нас доминантный теплый цвет в пейзаже? Радость или тревогу?

Original size 1920x933

«Вечерний звон», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Теперь посмотрим на похожую картину, чем она отличается от предыдущей? Ощущаем ли мы умиротворение от картины? Как более глубокие тени в золотой час природы влияют на композицию? Можем ли мы вспомнить подобные пейзажи из детства?

Original size 1920x933

«У омута», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

От более теплых и комфортных работ перейдем к «Вечеру над болотом». Видел ли зритель подобное небо в жизни? Можно ли назвать его сказочным, может быть, создаются параллели с картинами Васнецова? Какие чувства вызывает небо и какие вызывает болотная зеленая земля? Можно ли считать, что верх конфликтует с низом? Есть ли в этом символика?

Original size 1920x933

«Вечер над болотом», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

От более проработанных картин мы перейдем к этюдным, но не менее ценным. Самая желтая работа в зале — это картина «Закат». Можно ли сказать, что она самая умиротворяющая из всех? Или наоборот самая тревожная? Как более условные мазки влияют на восприятие картины? Можно ли сравнить проработанность с ясностью и далекостью воспоминания человека?

Original size 1920x933

«Закат», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Как и дневной зал, вечерний будет завершать еще одна известнейшая картина автора «Сумерки. Стога». Она проработана меньше других, но вызывает не меньшие эмоции. Снова спросим зрителя о том, может ли он представить себя в этом пейзаже? Будет ли он ощущать себя незащищенным в лугу в такое позднее время? Можно ли сравнить эту картину с мигом из прошлого, таким же размытым и неясным, но четко ощутимым?

Original size 1920x933

«Сумерки, стога», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Ночные пейзажи

Всегда после вечера наступает ночь. Так и на медиации зрители переходят из одного зала в другой. Видим ли мы на этюдной, почти набросочной картине «Пейзаж с луной» живых существ, а именно ворон? Что они символизируют и есть ли они на картине на самом деле?

Original size 1920x933

«Пейзаж с луной», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Что мы видим на следующей картине? Как проработанность мазков влияет на состояние зрителя? С уменьшением проработки, становится ли менее тревожной картина или напротив? Как состояние времени суток влияет на настроение зрителя?

Original size 1920x933

«Туман над водой», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Какую символику играет замок в картине? Что связано с ним? Какие ассоциации можно провести? Какие чувства он вызывает? Есть ли в нем люди?

Original size 1920x933

«Сумерки. Замок», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Что вызывают повторяющиеся деревья деревья в композиции картины? Вызывают ли они тревогу?

Original size 1920x933

«Лунная ночь. Большая дорога», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Как желтый центр в композиции влияет на настроение зрителя? Чувствует ли он тепло от картины? Может ли представить, что в этом доме кто-то есть? Можно ли представить, что желтый символизирует наличие людей внутри? Является ли он антиподом одиночества?

Original size 1920x933

«На даче в сумерки», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Заключение

Арт-медиация картин Исаака Левитана может не только помочь пережить меланхоличный, созерцательный опыт зрителям, но и научить их лучше понимать правила воздушной перспективы, плановости и сбалансированного сочетания цветов. После встречи медиатору обязательно стоит провести сбор обратной связи.

Важно узнать не только впечатления от работ, но и полезность опыта медиации в плане творческой насмотренности и понимания света и цвета, чтобы в будущем, если это будет необходимо, скорректировать программу.

Original size 1920x933

«Волга», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Original size 1920x933

«Над вечным покоем», Исаак Ильич Левитан, 1860-1900

Источники

Bibliography
1.

Мёрш К. книга «Время культурной медиации». Издательство «ГАРАЖ», 2021

2.

Астахов А. Ю. книга «Исаак Левитан. Времена года. Мастера живописи. Золотой фонд». Издательство «Белый Город», 2022

Арт-медиация выставки картин Исаака Левитана
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more