
На что опираются левел дизайнеры при создании архитектуры высокоразвитых потерянных цивилизации?
Рубрикатор
Апелляция к готике и ар-нуво 8 — 51
Апелляция к ар-деко 53 — 77
Апелляция к ар-деко и археофутуризму 79 — 137
Разрушенной развитой цивилизацией выступает человечество 139 — 142
Вдохновленные Гигером и Лавкрафтом 144 — 157
Тема визуального исследования и ВКР
Выбор темы исследования связан с пристрастием к архитектуре и её истории. В контексте дипломной работы данные наработки помогут создать концепты высокоразвитой потерянной цивилизации в разрабатываемой игре «Space Addiction», где потерянная цивилизация медоедов находится в основе всего игрового мира, остатки её былого величия исследует главный герой.
Методология
Критерии отбора игр в исследование были следующими: 1. Наличие в лоре игры потерянной высокоразвитой цивилизации. 2. Популярность игры. (каждый раздел начинается с самых популярных игр) 3.Трехмерные игры. 4. Визуальное качество игры, так как оценивать архитектуру в низкополигональных играх весьма сложно, да и самих разработчиков в старых играх не было большей свободы творчества из-за технических возможностей.
В основе методологии лежит сравнение: сравнение похожих стилей из истории архитектуры. В качестве доказательства сходства выступает визуальная идентичность признаков у стиля в игре и его реального аналога.
Под развитой цивилизацией понимается структурированное общество некой расы (человеческой или нечеловеческое), которое выше текущего состояния общества к которому относится игрок и к которому напрямую или косвенно в игре апеллируют как к источнику мудрости. В компьютерных играх давно существует подобное клише некой расы «в развалинах которой мы живем и черпаем знания из нее». Такие слова как «древний», «раса», «цивилизация», «предание», и т. д. используются в сюжете и диалогах довольно часто.
Даже названия древних рас в играх схожи: к примеру в данном исследовании две расы «Архитекторов», три расы «Предтечей» и три расы «Древних», а в игре Subnautica, вообще размыто назвали сразу всем и в лоре прописали что их подводную расу люди называли то Предтечами, то Архитекторами, то Предшественниками. В общем в компьютерных играх данное направление лора или даже жанра стало излюбленным паттерном разработчиков, из чего следует, что мы имеем дело с конкретным устоявшимся приемом, который и будет подвержен анализу.
Концепция
Проанализировав выбранный материал, я разделил его на пять общих групп по доминирующей стилизации: апелляция к готике и ар-нуво, апелляция к ар-деко, апелляция к ар-деко и археофутуризму, разрушенной высокоразвитой цивилизацией выступает человечество и игры вдохновленные Гансом Руди Гигером и Говардом Филлипсом Лавкрафтом.
Про общие черты: 1. В большинстве приведенных примерах сохраняется один и тот же паттерн подземной или около подземной постройки, даже если здание большей частью видно на поверхности, как некоторые здания в «The Legend of Zelda: Breath of the Wild» или в «NieR: Automata» то обязательно будет хоть какая-то игровая комнатка под землей. 2. Во всех руинах есть место, а то и вовсе вся постройка построенная по храмовым, ритуальным принципам: симметрия, последовательность и значимость комнат, сакральные архитектурные символы (механизм, скульптура, барельеф и т. д.) 3. Большинство художников подсвечивают свои руины основным светом, либо через светильники, либо через post processing, обычно цвет выбирают синий или зеленый, но в Assassin’s Creed Origins и Black flag руины подсвечены золотым. 4. Во многих игровых стилях присутствуют большие скульптуры голов и лиц в качестве декора, отсылающие нас к Древним цивилизациям (Египет, Майя, Месопотамия). 5. Большинство построек сделано из больших блоков, что тоже является отсылкой на Древний мир. 6. Большинство построек руинизированые и заросшие.
Из общих характеристик можно увидеть, что каждый пункт относится к тому или иному прилагательному, которое присваивают художники, создающие подобные цивилизации. Чтобы показать не просто давность руин, а древность разработчики не только руинизируют архитектуру, посыпают её зарослями, а ставят в основу каждой стилизации(будь-то ар-нуво или футуризм) архитектуру Древнего мира. В видении современного человека подобные сооружения это не просто старые здания, а первые цивилизации человечества. Видение это исходит из археологии и романтизма XIX века, в купе с модерновой эпохой, когда это воспринималось через призму прогресса (усиливающего видение этих цивилизаций как древних), которые в дальнейшем запустили моду на эзотерику, египтоманию и т. п. Сначала это вылилось в литературу: готические романы, жанр потерянной цивилизации, новые сюжетные повороты в приключенческом жанре. Потом вслед за литературой дошло и до остальных направлений искусства, закрепившись как хороший сюжетный прием.
Технологическое превосходство относительно той среды, где находится игрок, обычно показываются через большие блоки и в первую очередь через освещение: речь не только о таинственности сине-зеленого света, а о самом факте его наличия: мало того что эти фонари горят через тысячу лет, так еще и раса использовала какие-то недоступные нам технологии (свет ни на огне и ни на электричестве), казалось бы для обыденного действия: освещение помещения. Также сами эти разнообразные технологии, используются ли они для сюжета или являются декором, в большинстве случаев показаны подобно сакральным предметам в храмах: обязательно есть пьедестал, располагаются в центре комнаты, источают или на них падает свет. Чтобы сфокусировать внимание игрока и конечно же сакрализировать эти технологии для древней расы. Также немаловажно отметить общность построек дизайнерскими и архитектурными приемами, что делается для создания вида единого, великого и развитого общества. Хотя на самом деле все может быть иначе: например человеческая цивилизация хоть и развита, а не выглядит подобным образом, и в играх где на месте древней цивилизации находится человечество, как раз эта самая общность и отсутствует.
Апелляция к готике и ар-нуво
К формальным признакам готики относится: стрельчатые арки, витражи, роза, аркбутаны, контрфорсы, розетки, нервюры и пинакли. Но что еще важнее это форма и тектоника произведения: в основе готический сооружений лежит не только визуальное стремление ввысь, но и перераспределение веса на арки или контрфорсы (каркасность), даже если эта тектоника исключительно визуальная, а здание сделано из арматуры. Ар-нуво — это стилизация нового времени, именно стилизация, так как проходя через призму разных не обязательно даже архитектурных стилей становится своеобразной «эклектикой». Это применимо практически ко всем игровым примерам ниже, но я добавил в название раздела еще и готику, это связано с тем, что в большинстве игр используют готические мотивы в своей стилизации. Определить точные признаки ар-нуво довольно сложно, если отходить от определения выше, можно сказать, что идеи и стили проходят через призму гнущихся, растительный, волнообразных линий, стремящихся к легкости итоговой формы.
Апелляция к ар-деко
Ар-деко также как и ар-нуво, является стилизацией. В качестве призмы здесь выступают противоположные вещи: граненость, в основном кубическая, тяжелая тектоника, стремящаяся к монументальности. В большинстве игр, стилизация происходит относительно архитектуры древнего мира, что неудивительно так как именно в стилизации ар-деко мы увидели такой стиль как майяский ренессанс.
Апелляция к ар-деко и археофутуризму
Отдельно я рассмотрел совмещение ар-деко и футуризма, так как значительная часть игр использовала такой стиль. Как и в предыдущем разделе эти игры тоже апеллируют к архитектуре древнего мира. Но логика построения дизайна основана на футуризме, то есть на развитых технологиях новейшего времени: «электрические» лампы, неоновый свет, литые блоки, металл, бетон арматурная и металлическая тектоника (то есть отсутствие ограничений прошлого на строительство), провода и компьютеры. Здесь уже добавляются стили второй половины двадцатого века: брутализм, структурализм и даже хай-тек.
Разрушенная цивилизация — это человечество
Игры, где в роли утраченной цивилизации выступает человечество являются исключением: большинство общих характеристик, которые я написал в начале не находятся здесь отражение, это связано с тем, что на первый план выходит не субъективное представление о некой цивилизации, а точное знание быта нашего человеческого общества. Поэтому многие визуальные паттерны связанные с таинственностью и в общем характерные для предыдущих примеров, просто не работают потому что каждый знает как строятся здания, как расположены комнаты, зачем те или иные предметы и т. д.
Ханс Руди Гигер и Говард Филлипс Лавкрафт
Игры этих стилистик можно было распределить в предыдущие категории, но жанр занимает занимает значительная часть произведений, а игры апеллирующие к Гигеру, вообще сложно вписать во что-либо, да и нужно ли? В играх стилистики Лавкрафта, есть стилизация как под ар-деко так и под ар-нуво, но во всех есть подсветка синим, а в основном зеленым, основой является архитектура древнего мира и выдержаны принципы построений храмовых зданий, разумеется щупальцы и органичность-биологичность.
«Всеобщая история искусств» 1 том; Искусство Передней Азии — И. М. Лосева, Искусство Древнего Египта — М. Э. Матье, Искусство Древней Средней Азии — М. М. Дьяконов; редакц. коллегия: Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский, В. Ф. Левинсон-Лессинг, К. А. Ситник, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чеголаев; Государственное издательство «Искусство», Москва, 1956
«Всеобщая история искусств» 2 том книга 2; Искусство древней Америки — Р. В. Кинжалов; редакц. коллегия: Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский, В. Ф. Левинсон-Лессинг, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чеголаев, под общей редакцией Б. В. Веймана и Ю. Д. Колпинского; Государственное издательство «Искусство» Москва, 1961
«Всеобщая история искусств» 6 том книга 1; Искусство США, Искусство Франции, Искусство Германии, Искусство Австрии, Искусство Великобритании — С. О. Хан-Магомедов; редакц. коллегия: Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский, В. Ф. Левинсон-Лессинг, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чегодаев; Государственное издательство «Искусство», Москва, 1965
«Анатомия архитектуры: семь книг о логике, форме и смысле» (издание второе); авт. Сергей Кавтарадзе; Издательский дом Высшей школы экономики, Москва, 2016
https://www.wikimedia.org/ для архитектуры
https://steamcommunity.com/ скриншоты игр из игрового stemcommunity)
Музей естествознания https://commons.wikimedia.org/wiki/Natural_History_Museum,_London
Кентерберийский собор
Церковь иконы Божией Матери, Вешаловка https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C,%D0%92%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0,%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C.jpg
Здание венгерского парламента https://commons.wikimedia.org/wiki/Orsz%C3%A1gh%C3%A1z
Собор Святого Петра https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cath%C3%A9drale_Saint-Pierre_de_Beauvais
Jedburgh Abbey https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Jedburgh_Abbey
Ахенский собор https://commons.wikimedia.org/wiki/Aachener_Dom
Оклендский университет https://commons.wikimedia.org/wiki/University_of_Auckland
The Witcher 3: Wild Hunt https://steamcommunity.com/app/292030/screenshots/
Фонтхиллское аббатство https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Fonthill_Abbey
Witcher 2: The Assassins of Kings https://steamcommunity.com/app/20920/screenshots/
The Elder Scrolls IV: Oblivion https://steamcommunity.com/app/22330/screenshots/
A collection of Art Nouveau doors from around the world https://www.thevintagenews.com/2016/07/20/just-love-collection-art-nouveau-doors-around-2/
st. helena church https://www.wikidata.org/wiki/Q24898428
Доходный дом В. Е. Быкова https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Bykov_revenue_house
Kylemore Abbey https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Kylemore_Abbey
Fountain Abbey https://commons.wikimedia.org/wiki/Fountains_Abbey
Star Wars: Star Wars Jedi Fallen Order https://steamcommunity.com/app/1172380/screenshots/
Sheikh Zafir Türbe https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sheikh_Zafir_T%C3%BCrbe
Synagogue de la rue Pavée https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Synagogue_de_la_rue_Pav%C3%A9e
Жилой дом на улице Таллинас 90, Рига https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dz%C4%ABvojam%C4%81_%C4%93ka,_R%C4%ABga,Tallinas_iela_90(2017).jpg
Guild Wars 2 https://steamcommunity.com/app/1284210/screenshots/
Костёл Святой Анны https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_St._Anne_in_Vilnius
Кёльнский собор https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hasak_-Der_Dom_zu_K%C3%B6ln-_Bild_18_Westansicht_Boisseree.jpg
Dragon Age: Inquisition https://steamcommunity.com/app/1222690/screenshots/
Boston Avenue Methodist Episcopal Church https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Boston_Avenue_United_Methodist_Church_(Tulsa, _Oklahoma)
Эйзенштейн М. О. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Immeuble_art_nouveau_(Riga)_(7558516004).jpg
Postcard of the Public Debt Administration building https://archives.saltresearch.org/bitstream/123456789/111257/1/AHISTCAGA009.jpg
Dragon Age II https://steamcommunity.com/app/1238040/screenshots/
Pillars of Eternity https://steamcommunity.com/app/291650/screenshots/
Baldur’s Gate III Demo https://steamcommunity.com/app/1086940/screenshots/
Nemezis: Mysterious Journey 3 https://steamcommunity.com/app/986350/screenshots/
Вход в Парижское метро https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paris_M%C3%A9tro_Quatre-Septembre_906.jpg
Stairs of the Iglesias house, 284 Mallorca street Barcelona https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jujol-CasaVallet-Mallorca302-2071.jpg
Hotel Van Eetvelde https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hotel_van_Eetvelde
Robie House, Chicago https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Robie_House/Interior
The Elder Scrolls V: Skyrim мои скриншоты + https://steamcommunity.com/app/72850/screenshots/
450 Sutter Street https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:450_Sutter_Street
Sowden House
Pavilion of the Galeries Lafayette Department Store at the 1925 Exposition https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paris-FR-75-Expo_1925_Arts_d%C3%A9coratifs-pavillon_des_Galeries_Lafayette.jpg
Clock Tower https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Clock_Tower,_Old_Market_Square,_Kuala_Lumpur.JPG
American Radiator Building https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:American_Radiator_Building
Singapore: Divine Wine Bar DP Architects https://commons.wikimedia.org/wiki/Parkview_Square
Памятник революции https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Monumento_a_la_Revoluci%C3%B3n_(M%C3%A9xico)
The Villa Isola in Bandung https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Villa_Isola
Гробница фараона Дена https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Tomb_of_Den
Star Wars: The Old Republic https://steamcommunity.com/app/1286830/screenshots/
Лепная маска, украшающая раннеклассическое основание храма Тикаль https://commons.wikimedia.org/wiki/File:DSC03332TikalUnderjordiskSteinansikt.JPG
Луксорский храм https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Luxor_Temple
Guarantee and Trust Company Building https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Title_Guarantee_and_Trust_Company_Building
Manchester Unity Building https://commons.wikimedia.org/wiki/Manchester_Unity_Building
Conan Exiles https://steamcommunity.com/app/440900/screenshots/
храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Mortuary_Temple_of_Hatshepsut
Крылатый Бык из Нимруда https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ancient_Assyria_Lamassu_(Winged_Bull)_from_Nimrud, _9th_C._BC.jpg
Точная копия хеттского памятника из Фасиллара. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ankara_Muzeum_B19-45.jpg
Человек-ягуар https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jaguarbaby.jpg
St Andrew’s House on Calton Hill https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:St_Andrew%27s_House
Legend of Grimrock II https://steamcommunity.com/app/251730/screenshots/
Wainwright Tomb, St. Louis https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Wainwright_Tomb
Martin Ryerson Tomb https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chicago,_Illinois,_Martin_Ryerson_Tomb_2.jpg
Helsinki Central Station https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Exterior_of_Helsinki_Central_railway_station
Kansas City Power and Light Building https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Kansas_City_Power_and_Light_Building
Assassin’s Creed origins https://steamcommunity.com/app/582160/screenshots/
The National Center for Atmospheric Research in Boulder, Colorado https://commons.wikimedia.org/wiki/File:National_Center_for_Atmospheric_Research_-_Boulder,_Colorado.jpg
Boston City Hall, interior courtyard https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Boston_City_Hall
Neues Museum, Berlin https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Grand_escalier_du_Hall_du_Neues_Museum_(Berlin)_(6098967815).jpg
Assassin’s Creed IV: Black Flag https://steamcommunity.com/app/242050/screenshots/
Fallingwater (Kaufmann Residence) https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Exterior_of_Fallingwater
Assassin’s Creed III https://steamcommunity.com/app/208480/screenshots/
Boston City Hall, interior courtyard https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Boston_City_Hall
Yodoko Guesthouse https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Yodoko_Guest_House
Männistö church, Kuopio https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:M%C3%A4nnist%C3%B6_Church
Pirelli Tower interior https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Pirelli_Tower_(Milan)_-_Interior_photographed_by_Paolo_Monti
Assassin’s Creed: Valhalla https://www.ubisoft.com/en-gb/game/assassins-creed/valhalla/photomode
Geisel Library, University of California https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Geisel_Library
Concorde Entrance to the 1925 Paris Exposition of Decorative Arts https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paris-FR-75-Expo_1925_Arts_d%C3%A9coratifs-entr%C3%A9e_Place_de_la_Concorde.jpg
Assassin’s Creed: Odyssey https://steamcommunity.com/app/812140/screenshots/
Santuário das Mães
Amnesia: Rebirth https://steamcommunity.com/app/999220/screenshots/
The Odeon re-opened as the Odyssey https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Odeon_Cinema,_St_Albans
Mass Effect Andromeda https://steamcommunity.com/app/1238000/screenshots/
The Colegio de México https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Explanada_de_El_Colegio_de_M%C3%A9xico.jpg
Francis W. Little House https://www.metmuseum.org/art/collection/search/7873
Main building of Tokyo National Museum https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Main_building_of_the_Tokyo_National_Museum
Wolfenstein: The New Order https://steamcommunity.com/app/201810/screenshots/
Hallgrímskirkja https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hallgr%C3%ADmskirkja
Gammage Auditorium, Arizona State University https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Gammage_Memorial_Auditorium
Wayfarers Chapel on the coast at Rancho Palos Verdes https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Wayfarers_Chapel
Second Goetheanum https://commons.wikimedia.org/wiki/Goetheanum
Interior, Palm Springs Aerial Tramway https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Valley_Station_interior,_Palm_Springs.jpg
Halo Infinite https://steamcommunity.com/app/1240440/screenshots/
Дворцовый комплекс Terminal Classic в Сайиле, на севере Юкатана https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sayil1.jpg
Площадка для игры в мяч в Закулеу, в Гватемальском нагорье https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Zaculeu5A.jpg
Far Eastern University https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Feufacade.jpg
Tysso II power plant https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TyssoII_Portalbygg.jpg
Троицкая церковь (Вена) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wien_-Wotrubakirche(0).JPG
Kentucky State Reformatory https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kentucky_State_Reformatory_La_Grange_KY_c1940.png
Aporia: Beyond the Valley https://steamcommunity.com/app/573130/screenshots/
The Cathedral of Brasilia https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Catedral_Metropolitana_de_Bras%C3%ADlia
Interior view of the Hat Factory in Luckenwalde https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Luckenwalde_HatFactory_inner_view.jpg
Scranton Cultural Center https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Scranton_-Scranton_Cultural_Center(48472741161).jpg
St. Paul’s Episcopal Church Team https://www.atelierjones.com/st-pauls
NieR: Automata https://steamcommunity.com/app/524220/screenshots/
Horizon Zero Dawn https://steamcommunity.com/app/1151640/screenshots/
The Sinking City https://steamcommunity.com/app/750130/screenshots/
Moons of Madness https://steamcommunity.com/app/1012840/screenshots/
Lust From Beyond https://steamcommunity.com/app/1170820/screenshots/