Original size 1140x1600

Архитектура античного зрелища: от Помпей к Риму

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Выбор темы исследования обусловлен стремлением понять, как архитектура общественных пространств отражает социальные и идеологические изменения. Архитектура античных сооружений для зрелищ является одним из самых ярких отражений общественной жизни Древнего Рима. В ней соединяются инженерная изобретательность, социальная функция и идеология власти.

Сопоставление амфитеатра в Помпеях (70 году до н. э.) и Колизея в Риме (80 году н. э.) демонстрирует переход от архитектуры, основанной на местных гражданских инициативах, к воплощению имперской идеи величия.

big
Original size 2129x599

Весталки в Колизее.

Архитектура римских амфитеатров оказала значительное влияние на дальнейшее развитие общественных пространств и инженерных решений в Европе. Принципы их планировки, многоярусная система трибун, организация движения зрителей и использование арочных конструкций стали основой формирования архитектуры поздней Античности, Средневековья и Нового времени.

Колизей, как наиболее грандиозное воплощение инженерного гения Рима, стал образцом для множества арен, стадионов и общественных сооружений. Его монументальность и продуманная пространственная структура вдохновляли архитекторов различных эпох, тогда как помпейский амфитеатр продемонстрировал возможность гармоничного включения архитектуры в городскую среду и адаптацию к рельефу.

big
Original size 3996x2365

Колизей Рима и римлян.

Может ли пространство для зрелища выражать идеологию эпохи? Каким образом архитектура превращает толпу в единую общность?

В своём исследовании я обратился к теме античной архитектуры, стремясь понять, как пространство, предназначенное для развлечения, может отражать устройство общества и характер эпохи. Выбор именно Помпейского амфитеатра и Колизея в Риме не случаен: между ними лежит более ста пятидесяти лет, однако оба сооружения объединяет единая функция — создание пространства коллективного восприятия, где человек становится частью единого зрительского сообщества.

Амфитеатры как модели общественной жизни

Оба амфитеатра служили центрами общественных развлечений и встреч, но отличались по масштабу, пространственной организации и художественным приёмам, что указывает на разные формы общественной жизни. Исследуя эти сооружения, можно увидеть, как архитектура становится выражением перемен в политике и культуре своего времени. В каждом из них проявляется уникальный взгляд на то, каким должно быть пространство для публичного взаимодействия, как распределяется социальная структура зрителей и какую роль играет само зрелище в формировании коллективной идентичности.

Сопоставляя оба сооружения, я выявил, что различие между ними выражается не столько с техническими аспектами, сколько с разным восприятием роли человека в обществе.

Original size 4921x2923

Римские фестивали Колизея.

Архитектура гражданского единства

Название главы отражает тот особый характер помпейского амфитеатра, который формировался в контексте жизни римского муниципия эпохи поздней республики.

Этот амфитеатр был не просто ареной для зрелищ — он представлял собой пространство общественного взаимодействия, где горожане ощущали себя частью единого коллектива. Тесная связь с городской средой: постройка кажется естественным продолжением рельефа и не подавляет окружающее пространство.

Здесь чувствуется дух локальной общины — архитектура больше подчёркивает участие и близость, чем монументальность и демонстрацию власти.

Original size 1700x1261

Помпейский амфитеатр. Реконструкция.

Амфитеатр в Помпеях — один из самых ранних каменных примеров этого типа сооружений. Он имеет удлинённую эллиптическую форму, ставшую в дальнейшем стандартом для римских арен. Такая геометрия давала возможность всем зрителям видеть арену одинаково хорошо и воспринимать представление как единое действие.

Конструкция амфитеатра была во многом обусловлена рельефом: часть трибун углублена в землю, благодаря чему само здание не выглядит массивным и органично вписывается в городскую среду. Это одно из отличий ранних амфитеатров от последующих монументальных сооружений имперского времени, полностью возведённых над уровнем земли.

Трибуны состояли из нескольких ярусов сидений, между которыми располагались проходы. Эти уровни поддерживались земляными насыпями и простыми каменными стенами, без развитой сводчатой системы, появившейся позднее в Колизее.

Original size 2129x599

Руины амфитеатра в Помпеях.

Входы и выходы, расположенные по периметру амфитеатра, обеспечивали быстрое движение зрителей. Хотя сложная система циркуляции, подобная той, что в Колизее, ещё не была разработана, конструкция отличалась продуманностью: широкие лестничные пролёты связывали внешнее пространство с различными уровнями трибун.

«Гай Квинкций Валг, сын Гая, и Марк Порций, сын Марка, устроили зрелище за свой собственный счёт ради чести колонии и передали это место колонистам навечно.»

Original size 3681x3362

Битва в амфитеатре.

Таким образом, анализ устройства помпейского амфитеатра позволяет увидеть, что он воплощает идею гражданского единства, в котором архитектура обеспечивает непосредственную связь человека с городским пространством и местным сообществом. Он демонстрирует, как функционировало общественное пространство в условиях республиканского Рима и какие принципы впоследствии будут переосмыслены и преобразованы в эпоху Империи.

Архитектура имперской идеологии

Название главы подчёркивает тот смысловой акцент, который связан с Колизеем как главным символом власти императорского Рима. В противоположность помпейскому амфитеатру, ориентированному на нужды местного сообщества и идею гражданской общности, Колизей задумывался как монументальное воплощение силы, устойчивости и авторитета государства.

Это не просто арена для развлечений, а архитектурное высказывание, фиксирующее представление Империи о собственной мощи и о её праве управлять огромной аудиторией.

Original size 3751x2901

Зеркало римского великолепия. Колизей. 1.0

В архитектуре Колизея я обнаружил совсем другой характер высказывания. Здесь важна не связь с городом, а отделённость и зрелищность. Монументальность сооружения, продуманная система входов и ярусов, чёткая ордерная структура фасадов создают впечатление идеальной упорядоченности, где зритель становится частью тщательно организованного механизма.

Original size 2129x599

Рельеф гладиатора, Колизей. 1.0

«Хлеба и зрелищ!»

Масштаб сооружения, конструктивная сложность и расположение в центре Рима подчёркивают стремление императорской власти продемонстрировать своё величие.

Колизей не вписан в городскую ткань: он возвышается над ней как автономный архитектурный организм, призванный впечатлить, поразить и подчинить своей пространственной логике каждого, кто входит внутрь. Организация потоков зрителей, строгая вертикальная иерархия ярусов и использование ордерной системы на фасадах превращают архитектуру в инструмент визуализации и утверждения политической структуры государства.

«Пока стоит Колизей, стоит и Рим; когда падёт Колизей, падёт и Рим; когда падёт Рим — падёт и мир.»

Original size 1407x1000

Шарль-Луи Клериссо. Колизей.

post

Амфитеатр представляет собой не только выдающееся инженерное сооружение, но и материальное выражение идеологии Римской империи. Он демонстрирует, что пространство может создаваться не исходя из нужд местного сообщества, а в соответствии с масштабом государственной власти и её стремлением к зримости.

Колизей был возведён с использованием сочетания передовых для своего времени строительных технологий и высококачественных материалов — бетона, туфа и массивных блоков травертина.

Такое сочетание обеспечивало сооружению не только исключительную надёжность, но и выразительный архитектурный характер. Травертин использовался в оформлении внешних фасадов, подчёркивая их монументальность, тогда как бетонная основа позволяла формировать сложные сводчатые конструкции, способные выдерживать значительные нагрузки.

Original size 2129x599

Рельеф гладиатора, Колизей. 1.1

Пространственная организация Колизея значительно сложнее, чем у более ранних амфитеатров. Его внешний периметр формирует многоярусная система аркад, последовательно переходящих от дорического ордера к ионическому, а затем к коринфскому.

Такой приём задаёт выразительный ритм фасадов и служит архитектурным утверждением культурной преемственности и силы имперской власти. Я обратил внимание, что эта продуманная последовательность ордеров не только подчёркивает монументальность сооружения, но и демонстрирует, как именно организованное пространство становится носителем идеологического высказывания.

Original size 3634x2548

Зеркало римского великолепия. Колизей. 1.1

Подземная часть Колизея имела особое значение, представляя собой разветвлённый комплекс технических помещений, коридоров, клеток для животных и подъёмных устройств. Этот скрытый от глаз зрителей уровень был настоящим «закулисьем» амфитеатра: здесь размещались ловушки, платформы, механизмы и системы блоков, которые позволяли внезапно выводить на арену гладиаторов, животных или элементы сценического оформления.

Благодаря такой инфраструктуре представления превращались в тщательно организованное, буквально режиссируемое действие. Каждое появление участника, каждый эффект, каждое изменение пространства арены было продумано заранее, что делало зрелище не хаотичным боем, а драматически выстроенным спектаклем, подчёркивающим мощь и техническое превосходство Рима.

Original size 2352x1560

Рельеф, Колизей.

Вера перед лицом арены

Original size 3072x1832

Последняя молитва христианских мучеников.

В представлениях европейской культуры Колизей со временем превратился в один из главных символов столкновения раннего христианства с властью Римской империи.

Несмотря на отсутствие прямых подтверждений массовых казней христиан именно в этом амфитеатре, образ арены как места испытания, страдания и публичных обрядов прочно закрепился в коллективной памяти. Это связано с тем, что амфитеатр функционировал как пространство, где государство демонстрировало свою мощь, а зрители становились свидетелями и участниками ритуализированного действия, имеющего не только развлекательный, но и идеологический характер.

Original size 1280x918

Христианские мученики в Колизее. Константин Флавицкий 1862 г.

Во II–III столетиях, когда христианство только складывалось как религиозная община, власти Империи воспринимали новое учение с подозрением. Государство стремилось сохранять политическую и религиозную стабильность, а группы, отказывавшиеся участвовать в официальных ритуалах и признавать культ императора, казались опасными для порядка. Поэтому в позднейшей культурной традиции образ гонимых христиан был естественно связан с амфитеатром — местом, где власть могла публично утверждать свою волю.

Если сравнить этот религиозно-идеологический контекст с помпейским амфитеатром, становится очевидно, что между ними существует принципиальная разница. В Помпеях амфитеатр не был связан с идеей религиозного преследования или идеологического контроля: он возник внутри городской общины и служил пространством гражданских собраний, игр и локальных культовых празднеств, характерных для муниципальной жизни. Здесь религиозная сфера была частью повседневности, а отношения между властью и верой проявлялись в рамках местных традиций, а не имперской политики.

Original size 1600x1163

Рим, вид на Колизей и арку Константина.

Заключение

Завершая исследование, я пришёл к пониманию того, что архитектура римских амфитеатров — это не только инженерное достижение, но и выражение мировоззрения общества, его политических структур и представлений о публичности. Сопоставляя амфитеатр в Помпеях и Колизей в Риме, я увидел два принципиально разных подхода к созданию пространства для массовых зрелищ, два различных способа организации людей и два архитектурных образа, отражающих разные этапы развития государства.

«Все дороги ведут в Рим»

Помпейский амфитеатр показал мне, как архитектура может быть тесно связана с городским сообществом. Его форма, укоренённость в рельефе, сравнительная простота конструкции и отсутствие сложной инфраструктуры подчинены идее участия.

Колизей, напротив, стал для меня символом другой эпохи — эпохи имперской идеологии и политической демонстрации. Здесь архитектура уже не следует за городом, а подчиняет его, выражая идею порядка, власти и централизованного контроля.

Original size 989x690

Колизей и арка Константина.

Bibliography
Show
1.

Кровь на арене: зрелище римской мощи: зрелище римской мощи, 1997 г.

2.

Жан-Клод Гольвин. Римский амфитеатр: Эссе о теории его формы и функций. CNRS, 1988 г.

3.

Мэри Бирд. Помпеи: жизнь римского города, 2008 г.

4.

Римские Помпеи: космос и общество, 1994 г.

5.

Издательство Кембриджского университета. Римский амфитеатр: от истоков до Колизея, 2007 г.

6.

Кэтрин Эдвардс. Смерть в Древнем Риме, 2007 г.

7.

Кит Хопкинс. Мир, полный богов: странный триумф христианства, 2001 г.

8.

Дэвид Бомгарднер. История римского амфитеатра, 2000 г.

Image sources
Show
1.2.3.4.

Помпейский амфитеатр. Реконструкция. https://jeanclaudegolvin.com/en/gallery/pompeii-the-amphitheatre-under-construction-2/

5.6.7.8.

Зеркало римского великолепия. Колизей. 1.0 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Speculum_Romanae_Magnificentiae-_The_Colosseum_MET_DP870460.jpg

9.10.

Шарль-Луи Клериссо. Колизей. https://artchive.ru/artists/3296~Sharl'Lui_Klerisso/works/30522~Kolizej

11.

Иллюстрация на обложке Колизея. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Colosseum_CoverIllustratie.jpg

12.

Зеркало римского великолепия. Колизей. 1.1 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Speculum_Romanae_Magnificentiae-_The_Colosseum_MET_DP870095.jpg

13.14.15.16.17.
Архитектура античного зрелища: от Помпей к Риму
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more