
Рубрикация:
1. Концепция исследования 2. Мать-Земля 3. Великая Богиня-Мать 4. Заключение 5. Список источников
«Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим отблески того огня, которым просиял в веках этот Подвиг.» [4]
Концепция исследования
Архетипы занимают ключевую роль в теории психоанализа, и на их понимание оказали существенное влияние работы выдающегося швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга, а также его последователя Эрнста Нойманна.
Юнг полагал, что архетипы представляют собой универсальные, заранее заданные образы и мотивы, которые проявляются в мифах, культуре и искусстве. Они являются частью коллективного бессознательного человечества, выступая своего рода общими символами, которые пронизывают различные культуры и эпохи.
В современных реалиях термин «архетип» стал рассматриваться как «культурфилософская категория». В этом контексте его можно трактовать как предельные основания культуры, наиболее устойчивые и базовые первоэлементы. [3, цит. по 1].
Именно искусство позволяет нам выразить ценности человечества в полной мере. Произведения, обладающие универсальным значением, способны преодолевать временные и культурные барьеры, позволяя людям из разных эпох и уголков мира без труда воспринимать их глубокий смысл.
Таким образом, искусство является не только способом эстетического самовыражения творца, но и полем, где переплетаются и раскрываются глубокие архетипические закономерности.

Н. К. Рерих, «Труды Мадонны», 1936
В данном визуальном исследовании будет рассмотрен один из наиболее древних и многоплановых архетипов — Архетип Великой Матери. Данный архетип представляет собой «магический авторитет всего женского, мудрости, чего-то благостного, магического возрождения и темно-дремучего, захватывающей бездны…» [8, С. 211]. Он воплощает в себе одновременно аспекты защиты и разрушения, дарования жизни и конечности, что делает его особенно многогранным и полифоничным.
В рамках нашего исследования мы рассмотрим несколько ключевых образных репрезентаций Архетипа Великой Матери. Среди них можно выделить: Мать-Земля (Мать-Прародительница, Родина-Мать), Великая Богиня-Мать (Богородица).
Исследование проводится путем сравнительного анализа предметов искусства разных стилей и эпох. В качестве примеров будут приведены скульптуры, картины и современные инсталляции.
Такой подход позволит нам глубже понять, как Архетип Великой Матери проявляется в культуре и искусстве, адаптируясь к новым контекстам и актуальным социальным вопросам.
Часть 1: Мать-Земля
1.1 Мать-Прародительница
Палеолитические Венеры, ок. 30000 до н. э. / GIF-файлы созданы аниматором Ниной Пейли, 2018
Архетип Великой Матери, как символ женственности и плодородия, имеет глубокие исторические корни. На начальной стадии он был прежде всего связан с природой. Его первоначальные проявления, возраст которых насчитывает около 300 000 лет, дошли до нас в виде небольших женских статуэток.
Эти фигурки представляют собой олицетворение материнства, процветания и неразрывной связи человека с природой. Они не просто отражают физические аспекты женского начала, но и служат свидетельством важности роли женщины в обществе.
Венера Виллендорфская, ок. 24000-22000 до н. э.
«На Крите, в материковой Греции, на других островах распространяются глиняные и каменные статуэтки, изображающие человека. В истории искусства они связаны с идеей заботы о своем племени и появились в эпоху палеолита. Важный смысл у земледельцев эпохи неолита имели фигурки с подчеркнуто преувеличенно переданными формами женской фигуры, воплощающие представления о плодородии, о материнском начале.» [6, С. 8]


Слева направо: Клэр Лэмб, «Yakety Sax», 2011 // Венера Виллендорфская, ок. 24000–22000 до н. э.
Фокус на отдельных частях тела, таких, как грудь, бедра и живот, указывает на связь женщины с жизненными циклами и естественными процессами. Эти части тела традиционно ассоциируются с материнством и способностью к рождению, что делает их центральными в представлениях о женственности.
Кроме того, такая гиперболизация форм часто служит отражением социального статуса и роли женщин в обществе. Например, в древних обществах, где выживание зависело от способностей женщин к деторождению и ведению хозяйства, эти черты активно восхвалялись и символизировали не только физическую привлекательность, но и жизнеспособность. Подобные тенденции, как мы можем видеть, сохраняются в обществе и по сей день.
Палеолитические Венеры, ок. 30000 до н. э. / GIF-файлы созданы аниматором Ниной Пейли, 2018


Слева направо: Аманда Хьюитт, скульптура «Роды матери», XXI в. // идол Великой Матери «Матильда», ок. 5000 до н. э.
Палеолитические Венеры, ок. 30000 до н. э. / GIF-файлы созданы аниматором Ниной Пейли, 2018


Биатрис Хоффман, скульптура «Мать и дитя», XXI в. // Женская фигура из мрамора, 4500–4000 до н. э.
Глиняная фигурка лежащей женщины, Мальта, ок. 4000-2500 до н. э.


Генри Мур, статуя «Мать и дитя», 1983 // Сиро-хеттская фигурка матери и ребенка, 2000-1000 до н. э.
«Моя скульптура становится менее репрезентативной, все менее внешней визуальной копией, и поэтому некоторые люди называют ее более абстрактной; но <…> я верю в то, что таким образом я могу представить психологическое содержание моей работы с наибольшей непосредственностью и интенсивностью».
Генри Мур, 1967
Генри Мур осматривает свою статую «Мать и дитя»; с Аланом Уэбстером (в центре) и Филипом Баклером, 27 марта 1984 года (1948)


Слева направо: Пенко Платиканов, «Мать с ребенком», 2014 // Скульптура «Богиня-мать», VI–VII вв.
Моника Сьё, выставка «Великая космическая мать», Modern Art Oxford, 2023–2024
В современном мире Архетип Великой Матери, Матери-Земли, становится тесно связан с феминистским движением и темой экологии.
Примером могут послужить художественные работы Моники Сьё на выставке «Великая космическая мать». Художница глубоко исследует темы экологии, материнства, зависимого положения женщин и физического и эмоционального насилия, с которым они сталкиваются.
Сьё создает произведения, которые не только отображают сложные аспекты женского опыта, но и ставят под сомнение традиционные представления о роли женщины в обществе. Поднимая вопросы о жестокости и угнетении, она подчеркивает силу женщин, называя их воительницами.


Моника Сьё, «Великая космическая мать», 2023 // Статуя Коатликуэ. 15 в.


Слева направо: Моника Сьё, «Богиня возвращается, чтобы защитить Землю», 1998/1999 // Женские статуэтки из Триполья, ок. 4000 до н. э.
Палеолитические Венеры, ок. 30000 до н. э. / GIF-файлы созданы аниматором Ниной Пейли, 2018
Силу и вездесущность Архетипа Матери-Земли как нельзя лучше иллюстрируют высокие абстрактные скульптуры Криса Перри и Луиза Буржуа. Оба художника акцентируют внимание на глубоком синтезе женского опыта и природы, раскрывая новые грани могущественного женского начала.
Таким образом, мы понимаем — Великая Мать-Земля способна не только на созидание и репродукцию, но и на отважную защиту того, чем дорожит.
Слева направо: Крис Перри, скульптура «Мать-Земля», 2020 // Луиз Буржуа, скульптура «Маман», 1999
1.2 Родина-Мать
Вучетич Е.В. «Родина-мать зовет!», 1967. Бетон и трос. 85 м. Волгоград
Продолжая тему могущественного начала Матери-Земли, стоит сказать о том, что со временем этот архетип находит свое продолжение в образе Родины-Матери.
В образе Родины-Матери проявляется жертвенность — она готова защищать своих детей, семью, народ. Это также перекликается с архетипом Матери-Земли, которая заботится о всём живом: она созидает, поддерживает и обеспечивает все необходимые условия для жизни.
В разных культурах можно найти примеры, где Родина-Мать рассматривается как священная фигура. В России, например, образ «Родины-Матери» был символом военной доблести, отваги и патриотизма в годы Великой Отечественной войны. Памятники и художественные произведения искусства изображают её в виде боевой женщины, готовой защищать свой народ бок о бок с солдатами.
Эта мощная символика делает Родину-Мать не только всеобщим объектом любви и почитания, но и важным аспектом национальной идентичности, который объединяет людей в трудные времена.


Слева направо: Тоидзе И.М., «Родина-мать зовет!», 1941 // Георге Таттареску, «Современная Румыния», 1866
Часть 2: Великая Богиня-Мать
Архетип Великой Богини-Матери занимает важное место в изобразительном искусстве, олицетворяя женскую силу, мудрость и заботу, которые объединяют в себе черты всех матерей мира. Этот архетип присутствует в различных культурах и религиях, символизируя идею единства и матерей как хранительниц жизни, духа и культуры.


Слева направо: Статуя Девы Марии, скульптор неизвестен, Кладбище Святого Креста, США // статуя Девы Марии, Мария Скану, Санта-Тереза ди Галлура, Сардиния.
Нестеров М. В. «Дева Мария», 1898


Слева направо: «Мадонна с младенцем», работа неизвестного нидерландского живописца, XVI // «Богоматерь Регла», Гармония Розалес, 2021
«В изобразительном искусстве образ матери — это, прежде всего, Мадонна, Богородица. Вечная поэзия материнства, духовное и физическое совершенство, идеал женственности воплощены в работах всемирно известных художников.» [8]
Леонардо да Винчи, «Мадонна Литта», 1480–1491
«В христианстве материнский архетип определяет образ Богоматери» — утверждает А. С. Федорова в статье «Архетип великой матери в российском искусстве» [8, С. 139]. По мнению Федоровой этот образ не только символизирует материнскую заботу и любовь, но также является воплощением святости и божественной женственности.
Богоматерь, как центральная фигура в христианской традиции, олицетворяет идеалы сострадания, самоотверженности и безусловной любви, что делает её одной из ключевых фигур в искусстве и важнейшим воплощением архетипа Великой Богини-Матери в культуре.


Слева направо: Рафаэль «Конэстабильная мадонна», ок. 1502–1504 гг. // Смита Асоль, «Мать и дитя», 2018
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна», 1513–1514


Слева направо: Икона Божией Матери «Троеручица», автор неизвестен, XVII в. // Трихерусса, «Богоматерь-троеручица», 2018
«Богоматерь Одигитрия Смоленская», Неизвестный мастер, XVI в.
Заключение
Таким образом, в ходе нашего исследования мы проследили, как архетип Великой Матери активно проявляется в культуре и искусстве, начиная от древних статуэток, символизирующих плодородие и связь с природой, до современных интерпретаций, отражающих актуальные социальные вопросы. Архетипы Матери-Земли и Великой Богини-Матери не только являют собой символ женственности, но и олицетворяют идеи защиты, заботы и доблести.
Архетип Великой Матери, как универсальный символ, раскрывает глубокие связи между человеческой природой и состоянием мира, подчеркивая важность материнского начала в процессах создания и поддержания жизни.
Это исследование подтверждает, что такая символика не только сохраняется, но и актуализируется в современном искусстве, продолжая вдохновлять художников и зрителей на поиски и изучение ценностей, которые формируют нашу идентичность.
Список источников
Андреева П. А. Архетип Матери, как определяющая сущность женской ментальности / П. А. Андреева // Аналитика культурологии. –. 2009. — № 13.
Бойко О. А. Проявления архетипа Великой Матери в модернистском изобразительном искусстве XX века. // Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. Научная статья. № 34. 2019. C. 20-21
Колчанова Е. А. «Архетип» как категория философии культуры: дис. … канд. филос. наук. Тюмень, 2016. — 166 с.
Кочергина Н. Пламенное сердце. I. Труды Мадонны // Журнал. 2008. № 2 (166). Февр. С. 12-15.
Нойманн, Э. Великая мать. Женские изображения и символы. СПб.: Питер, 2022.
Полевой В. М. Искусство Греции: в 2 т. — 2-е изд., доп. — М.: Советский художник, 1984. — Т. 1. — 536 с.
Рерих Н. К. Держава Свет. Рига: Виеда, 1992.
Трофимчик, А. Я славлю светлое имя мамы… Электронный ресурс / А. Трофимчик. — URL: https://artmuseum.by/ru/online/da-dnia-matci-ia-slauliu-mamy-svetlae-imia. (дата обращения: 24.11.2024)
Федорова А. С. Архетип великой матери в российском искусстве. // ВЕСТНИК КемГУКИ. № 42. 2018. С. 137-143. (дата обращения: 20.11.2024)
Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997.
Mother and Child: Hood by Henry Moore // St Paul’s Cathedral. URL: https://www.stpauls.co.uk/mother-and-child-hood-by-henry-moore (дата обращения: 23.11.2024)