Original size 1240x1750

Анализ визуальных нарративов в дилогии «Убить Билла» (2003–2004)

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

О чем фильмы Дилогия Квентина Тарантино «Убить Билла» (Kill Bill: Vol. 1, 2003; Kill Bill: Vol. 2, 2004) рассказывает историю женщины по имени Беатрикс Киддо (Уна Турман), которая пробуждается из четырехлетней комы, узнав, что ее предали и попытались убить. Фильм следует классической нарративной структуре мести, однако повествование строится не хронологически, а через фрагментированные воспоминания и флэшбеки. Сюжет разворачивается как список убийств: героиня последовательно устраняет своих врагов, постепенно приближаясь к финальной конфронтации с главным антагонистом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что дилогия «Убить Билла» является уникальным случаем в истории кинематографа, где визуальный язык кинематографии функционирует не как дополнение к нарративу, но как его основной носитель. Режиссер Квентин Тарантино и оператор Роберт Ричардсон сознательно отказались от единообразного визуального стиля в пользу постоянной трансформации эстетики. Каждая глава фильма обладает собственной визуальной идентичностью, которая служит выражению внутреннего психологического состояния главной героини.

Гипотеза исследования состоит в том, что в дилогии «Убить Билла» сюжет мести рассказан в первую очередь визуальными средствами. Месть, нелинейность и смена жанров соединяются в одну систему: цвет, построение кадра и монтаж не украшают историю, а и есть сама история. Через желтый и красный цвет, разорванную хронологию и переходы от нуара к аниме и вестерну зритель считывает внутреннее состояние Беатрикс Киддо и ее путь от жертвы к мстительнице и матери.

Структура Исследование построено на расскрытии трех основных визуальных нарративов. Нарратив мести — анализирует цветовую символику и использование крупных планов глаз. Нарратив нелинейности и нарратив жанрового разнообразия — разбирает построение дилогии по главам, анализируя, как каждая глава представляет отдельный слой памяти Беатрикс, и как этот принцип нелинейного повествования выражается визуально через различные кинематографические жанры. Два нарратива объединены в один большой раздел, поскольку они тесно связаны друг с другом, и совместный их анализ способствует лучшему восприятию.

big
Original size 2560x1442

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Материалом для анализа выбрана дилогия «Убить Билла». Выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, дилогия представляет собой уникальный и глубоко продуманный кинематографический проект, где режиссер и оператор работали в тесном сотрудничестве над каждым аспектом визуальной композиции. Во-вторых, фильмы содержат достаточное количество сцен и глав для комплексного анализа визуальных средств. В-третьих, дилогия имеет обширную литературу, как профессиональные интервью с создателями фильма, так и исследования, что позволяет привлечь авторитетные источники для подтверждения анализа.

В процессе анализа используются следующие методы: анализ цветовой палитры и композиции кадра, изучение структуры монтажа и ритма повествования, сравнительный анализ жанровых признаков, выявление визуальных закономерностей, связывающих визуальные элементы с эмоциональным состоянием персонажей. Материал анализируется через призму операторской работы Роберта Ричардсона и режиссерских решений Квентина Тарантино, восстановленных через интервью и официальные комментарии авторов.

Нарратив мести

Желтый

0

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Желтый мотоциклетный костюм Невесты (так ее называют в фильме) является центральным визуальным элементом первого фильма. Это не просто стилистический выбор, это — сознательный нарративный инструмент. Костюм отсылает к фильму Брюса Ли «Игра смерти» (Game of Death, 1978), где главный герой также борется в желтом костюме. Однако в контексте дилогии Тарантино желтый функционирует на нескольких уровнях одновременно.

0

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Во-первых, желтый служит визуальным выделением героини среди окружения. В большинстве сцен первого фильма Невеста снимается в желтом костюме на синеватых фонах (ночной Токио, неоновые огни города, синие стены интерьеров, голубое небо). Этот контраст между теплым желтым и холодным синим создает мощное визуальное напряжение.

Во-вторых, желтый цвет ассоциируется со счастьем и жизнью. Героиня потеряла это счастье: четыре года она провела в коме, и когда проснулась, узнала, что потеряла ребенка. Надевая желтый костюм, Невеста символически восстанавливает свое право на жизнь и радость. Однако каждый раз, когда она убивает, желтый костюм окрашивается кровью. Эта визуальная грязь символизирует цену мести, героиня должна пройти через насилие, запачкать свое счастье, чтобы восстановить его.

В-третьих, желтый функционирует как демонстрация готовности. Невеста не скрывается, не маскируется под врагов. Она идет открыто, в ярком костюме, в котором ее легко заметить. Это визуальное выражение ее решимости и отсутствия страха перед противниками.

Original size 2478x456

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003) / «Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

В другие разы, когда героиня идет мстить, она появляется в горчичной кожаной куртке.

Original size 2480x513

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Во втором фильме желтый трансформируется. Придя в дом Билла, чтобы отомстить ему, и узнав, что ее ребенок жив, Беатрикс одета в голубой образ. Однако перед финальной схваткой на её плечах появляется желто- оранжевый палантин. Эта трансформация визуально выражает эволюцию мотива Невесты: от чистой агрессии к сложному балансу между материнской защитой и жаждой возмездия.

Красный

Original size 2560x1442

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Красный цвет пронизывает обе части дилогии и служит визуальным маркером успеха и завершенной мести.

Original size 2560x1442

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Побеждая врагов одним за другим, в конце каждой ожесточенной схватки одежда Невесты обагряется кровью или персонаж предстанет перед зрителем в красном свете.

Original size 5120x2884

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

В сцене обучения кунг-фу у Пэй Мэя красный появляется как фон. Когда Беатрикс начинает успешно выполнять техники, и ее тренировки становятся эффективными, мы видим ее силуэт на красном фоне. Красный здесь символизирует не только опасность, но и готовность, успех в достижении боевого мастерства.

Крупные планы глаз

Original size 2472x338

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Прямо перед атакой Тарантино использует экстремальные крупные планы глаз Невесты. Эта техника заимствована из спагетти-вестернов Серджо Леоне, где глаза становятся главным способом выражения характера и эмоций. В сценах перед битвой мы видим ледяной, решительный взгляд Невесты. В этот момент нет диалога, есть только глаза. «Я считаю Леоне мастером, и его подход — это часть сути спагетти-вестерна, которую Квентин искал для некоторых сцен „Убить Билла“. Когда ему нужен был конкретный крупный план под определенным углом и определенного размера, он говорил: „Дай мне Леоне“, и я точно знал, что он имеет в виду.»(Ричардсон, 2003)

Original size 2480x692

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Этот прием также появляется и в моменты пробуждения сознания или осознания. Например, когда Невеста просыпается из комы, ее сознание пробуждается, она возвращается в реальность, или другой пример: крупный план глаз до выстрела Билла в голову. Мы видим взгляд который в деталях выражает осознание, страх, ужас

Original size 2457x162

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Нарратив нелинейности и нарратив жанрового разнообразия

Дилогия структурирована таким образом, что зритель не узнает события в порядке их хронологического происхождения, он видит их в порядке психологической значимости для главной героини. Каждая глава представляет отдельный слой памяти Невесты, и каждый слой имеет собственный визуальный язык. «Одним из первых заявлений Квентина было то, что он хотел, чтобы каждая глава сценария воспринималась как отдельный фильм. Он хотел использовать различные характерные стили всех этих жанров — вестерна, мелодрамы, триллера, хоррора. Он точно знал, как должна выглядеть каждая сцена»(Ричардсон, 2003)

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003) / «Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Открытие (черно-белая сцена): фильм начинается с черно-белой сцены убийства. Мы видим пистолет, выстрел, кровь. Это финальный момент событий, от которых все началось, однако зритель не знает, что это финал, не знает контекста. Уже в первых кадрах Тарантино показывает финал, создавая мощное напряжение через вопрос: «Почему это происходит? Что предшествовало?»

Noir характеризуется черно-белым изображением, контрастным освещением с четкими тенями, моралистическими вопросами о справедливости и предательстве, замкнутыми городскими пространствами, ночными сценами, атмосферой опасности и интриги. В дилогии noir появляется в открытии первого фильма (черно-белая сцена убийства) и в открытии второго фильма (Невеста едет в машине, черно-белые кадры). Noir здесь символизирует опасность, тайну, неизвестность. Черно-белое изображение лишает зрителя комфорта цвета и создает атмосферу угрозы.

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Глава 1 «2»: второе убийство Невесты в реальной хронологии (четыре года спустя после событий открытия). Это жилой дом, дневной свет, почти семейная обстановка и много крови, что отсылает нас к жанру триллер.

Original size 2478x457

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Глава 2 «The blood-splattered BRIDE»: события после выстрела Билла, полиция приезжает на место преступления. Мы узнаем о существовании больницы, о четырехлетнем сне, о том, что героиня пробудилась. Визуально эта часть является логическим продолжением первой главы, однако хронологически это описывает события, которые произошли четыре года назад.

Original size 2478x457

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Глава 3 «The Origin of O-Ren»: прошлое врага О-Рен Ишии. Зритель узнает происхождение врага через совершенно другой визуальный язык. Аниме здесь используется для показа детской травмы. Графический стиль позволяет Тарантино показать убийство родителей О-Рен, ее психологическое формирование, ее путь к становлению убийцей, но все это через фильтр абстракции, который делает изображение менее реалистичным, менее шокирующим, но психологически более интенсивным. Абстрактность аниме позволяет зрителю сосредоточиться на эмоциях, а не на физиологических деталях насилия.

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Глава 4 «The MAN from OKINAWA»: новый флэшбек, новый визуальный стиль. На этот раз это стиль классического японского кино (дзидайгэки). Мы узнаем, где Невеста получила свой волшебный меч. Это визуальная отсылка к кинематографии Акиры Куросавы.

Дзидайгэки — жанр японского кинематографа, посвященный историческим периодам феодальной Японии. Визуальные характеристики: длинные планы, глубокий фокус, минималистичная композиция, традиционная японская архитектура, философский подход к насилию, уважение к движениям персонажей, использование молчания и пауз как художественных приемов.

Original size 2472x337

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Глава 5 «Showdown at House of Blue Leaves»: возвращение в настоящее. Яркий техниколор, гонконгский боевик в стиле Shaw Brothers 1970-х годов. Это главная боевая сцена дилогии, первое реальное противостояние с врагом. В сценах мы видим быстрый монтаж, сложную хореографию боя, часто одиночный герой против толпы врагов, практически акробатические движения, театральное изображение насилия. Интересно, что в середине боя изображение переходит в черно-белое. Черно-белость снижает графическую жестокость, но делает хореографию боя более выразительной.

Original size 2478x338

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Глава 6 «Massacre at Two Pines»: флэшбек, который объясняет все. Мы видим свадебную резню, момент предательства (мягкое освещение, часовня, невеста в свадебном платье). Это — трагедия, а не боевик. Эта глава объясняет, почему месть необходима, почему героиня готова идти на все.

Original size 2472x250

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Глава 7 «The lonely grave of Paula Schults»: неудачное убийство третьего врага. Визуально эта часть начинает трансформироваться в направлении вестерна.

Original size 2478x338

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Глава 8 «The Cruel Tutelage of Pai Mei»: флэшбек в стиле классического азиатского кино о кунг-фу. Сероватые, холодные тона. Героиня обучается боевому мастерству, мы видим, как она становится сильнее.

Original size 2472x251

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Глава 9 «ELLE and I»: встреча с Эль Драйвер. Визуальная стилистика спагетти-вестернов Серджо Леоне. Пустыни, открытые пространства, теплые тона (песок, пыль), крупные планы глаз перед дуэлью, медленный монтаж, напряженное ожидание перед действием.

Original size 2472x250

«Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Финальная глава «Face to Face»: встреча с Биллом в его доме. Психологическая драма. Тарантино отказывается от боевика, несмотря на то, что финальная конфронтация предполагает насилие. Вместо этого он показывает сложные чувства: материнство, любовь, месть, боль, потерю. История мести завершается не взрывом, а пониманием.

Original size 2472x338

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003) / «Убить Билла 2» (Квентин Тарантино, 2004)

Нелинейность дилогии функционирует не как необычное построение сюжета, но как визуальное воплощение фрагментированной памяти. Каждое воспоминание — это отдельный слой психики героини, отдельный способ переработки событий. Тарантино не просто переключается между жанрами ради развлечения, для него каждый жанр имеет нарративную функцию, выражает определенное состояние героини и служит той части истории, которая рассказывается в данный момент. «Меня привлекают те или иные жанры, те или иные сюжеты. Когда я смотрю фильмы, я представляю себе некую их версию, которая отличается от того, что я вижу на экране. Я беру то, что мне нравится, и смешиваю с тем, чего никогда раньше не видел."(Тарантино, 2014)

Заключение

Гипотеза исследования предполагала, что три ключевых нарратива — нарратив мести, нарратив нелинейности и нарратив жанрового разнообразия — переплетаются в единую систему визуального выражения психологии главной героини. Проведенный анализ полностью подтверждает эту гипотезу.

Original size 2560x1442

«Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)

Дилогия «Убить Билла» действительно функционирует как визуальный манифест постмодернистского кинематографа, где форма неотделима от содержания. Вместе эти три нарратива создают уникальное произведение искусства, где визуальный язык кинематографии служит не украшением, а основным носителем смысла. История мести Беатрикс Киддо рассказывается через цвет, композицию, жанр и структуру монтажа. Каждый кадр, каждый переход, каждое визуальное решение служит повествованию о психологической трансформации героини.

Bibliography
1.

John Pavlu A Bride Vows Revenge // American Cinematographer. — 2003. — № 10. — С. 1-2.

2.

Quentin Tarantino Kill Bill: Volume 1 // BBC URL: https://www.bbc.co.uk/films/2003/10/06/quentin_tarantino_kill_bill_volume1_interview.shtml (дата обращения: 17.11.2025).

Image sources
1.

Kill Bill: Vol. 1 (2003) Dir Quentin Tarantino, DP Robert Richardson

2.

Kill Bill: Vol. 2 (2004) Dir Quentin Tarantino, DP Robert Richardson

Анализ визуальных нарративов в дилогии «Убить Билла» (2003–2004)
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more