

«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Концепция

Фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины» (2019) превращает классический роман Луизы Мэй Олкотт в современное визуальное высказывание о памяти, женской самостоятельности и неизбежной цене взросления.
Это история четырёх сестёр Марч — Мег, Джо, Бет и Эми — в Америке времён Гражданской войны (1860-е) и семь лет спустя. Но Грета Гервиг рассказывает её совсем не так, как зрители привыкли. В отличие от предыдущих экранизаций, построенных линейно, версия Гервиг сознательно разрушает хронологию и делит повествование на два контрастирующих временных слоя: тёплое, золотисто-оранжевое прошлое сестёр Марч и холодное, сине-серое настоящее семь лет спустя. Этот разрыв не случаен: он становится главным эмоциональным и смысловым двигателем фильма.
Цвет, свет, пространство, композиция и ритм в фильме создают драму о сложности взросления. Сама Грета Гервиг отмечала, что хотела создать живой и динамичный фильм, в котором был бы внутренний ритм каждого кадра. [1]
Тёплый свет камина и свечей, глубокие планы, переполненные кадры, горизонтальные линии и быстрый монтаж детства противопоставлены холодному свету, плоским пространствам, пустым кадрам, вертикальным линиям и почти полной статике взрослой жизни. Один и тот же ракурс, повторённый в двух цветовых температурах, способен мгновенно передать эмоциональный фон происходящих событий.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Исследование построено на последовательном сравнении этих двух миров через смысловые блоки. Дом семьи Марч является не просто местом действия, но выступает визуальным образом душевного состояния семьи. Блок сестринства и индивидуальности показывает, как Грета Гервиг дает всем сестрам их собственное место в мире и подчеркивает значимость сестринства в судьбе героинь. «Две болезни Бет» — это кульминация всего фильма, драматически раскрытая за счет повторяющихся кадров. Также одной из важных сюжетных линий фильма, раскрывающейся через визуальный нарратив, является судьба рукописи Джо. Тема любви и брака демонстрирует взаимоотношения сестер с мужчинами и их роль в жизни девушек. В финале зритель может наблюдать синтез двух времен и появление надежды на светлое будущее.

В каждом блоке используются повторяющиеся визуальные мотивы, которые связывают таймлайн и усиливают центральную мысль: женская жизнь не заканчивается замужеством и не умирает вместе с детством, она продолжается в творчестве, в книге и в новой жизни, которую женщины создают сами.
Цель исследования показать, как рассказывает эту знакомую многим историю именно Грета Гервиг — не словами, а цветом, светом, пустыми стульями, горящими листами и книгой, которую Джо прижимает к груди в последних кадрах.
Рубрикатор
// Концепция // Дом семьи Марч // Сестры Марч // Две болезни Бет // Любовь и брак // Рукописи Джо // Заключение
Дом семьи Марч: детство и взросление
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Дом семьи Марч как локация ярче всего показывает кардинальные различия теплого прошлого и холодного настоящего. Прошлое окрашено в оранжевый цвет, который ассоциируется с солнцем, золотом и теплом. Настоящее же представляется в серо-голубых тонах, которые вызывают у зрителя чувства одиночества и холода. Также можно обратить внимание на различия в заполненности кадров прошлого и пустоты сцен настоящего.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Большое семейное гнездо противопоставляется не только своему образу, но также дому добрых соседей в прошлом и местами жительства выросших дочерей в настоящем.
Соседи семейства Марч: серьезный дедушка — аристократ мистер Лоренс и его веселый внук Лори. Взаимодействие двух семей часто происходит через визуальный образ окна, которое выступает проводником в жизнь близких и в прошлое.
Дом семьи Лоренс отличается своим размером, но в кадрах, где зритель видит дома соседей через окно, не создается впечатление кардинального различия, несмотря на богатство Лоренсов. Кадры идентичны по плану и ритму, это показывает сходство двух семей. В свою очередь, сцены рождественских ужинов дают нам понять, что в семьях царит противоложный уклад. В семье Марч нет места субординации и серьезности, в ней живут уют и наполненность, в отличие от Лоренсов.
Взросление главной героини зритель также может прочувствовать через образ дома. Теплый свет отеческого дома контрастирует с холодным в новой квартире Джо. Также меняется и масштаб ее жизни: большое семейное жилище уступает место маленькой комнатке в чужом здании.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Через повторяющиеся мотивы зритель видит как сильно изменился дом после смерти Бет. Одинаковые кадры лучше всего показывают пустоту настоящего и всю глубину потери близкого.
Кроме изменения цвета, также ярко выделяется трансформация света. В прошлом свет теплый, естественный, он ярко бьет в окна, засвечивает героев и и согревает их. В настоящем свет не создает таких эффектов, он лишь освещает блеклое пространство.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Сестры Марч: единство и индивидуальность
Четыре девочки растут в небогатой, но очень дружной и творческой семье. Отец на войне, денег мало, зато много любви, шуток, театральных постановок дома, танцев и беготни. У каждой сестры есть свои мечты, стремления и желания. Несмотря на свои отличия, сестры очень похожи, а мелкие (или крупные) перепалки только укрепляют их отношения.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Грета Гервиг очень серьезно подошла к вопросу репрезентации каждой из героинь. В прошлом и в настоящем у девочек всегда есть свое место, отличительные черты. Такой эффект достигается за счет ритма кадров, монтажных склеек и цвета.
Единство девочек показывается общими кадрами, в которых с одного ракурса мы видим всех девочек вместе. При этом, за счет монтажа зрителю показывают индивидуальность девушек: после совместного кадра, каждую из сестер демонстрируют по отдельности. Кадры зачастую схожи как по расположению девушек, так и по времени на экране.
Единство сестер также подчеркивается за счет их общего расположения в кадре на переднем плане.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Знакомство с сестрами Марч начинается в настоящем. Зрителям показывают каждую из сестер, а затем более детально то, чему принадлежит ее жизнь: писательству, материнству, музыке или живописи. Также в этих кадрах мы видим сходство сестер в настоящем — почти все они зажаты в рамках реальности.
Джо Марч — главная героиня, она писательница, которая пытается прокормить себя и свою семью. Первый кадр с Джо имеет четкий ритм, героиня находится в центральной части, она заключена в рамки творческого и финансового стеснения: героиня не уверена в себе и своих трудах, и вынуждена писать из экономических побуждений то, что продается.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Мег Марч — любящая жена и мать. Старшая из сестер также скована в рамке жизненных обстоятельств: она бедна и от этого несчастна. Но как добродетельная женщина она вынуждена стыдиться своей печали о бедности. В кадре она также ограничена.
Бет Марч — пионистка, она самая мягкая и чистосердечная из сестер. При этом, девушку отличает незаметность, она сливается с интерьером дома. Из-за болезни Бет заперта в рамках родительского дома, зритель видит ее одиночество: хрупкая девушка в большом безжизненном пространстве.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Эми Марч — художница, она обучается в Европе и наслаждается жизнью в светском обществе. В отличие от сестер, она не стеснена в финансах или здоровье. Поэтому зритель не видит явных визуальных ограничений. К сожалению, она недостаточно талантлива, по собственным меркам, поэтому ее сразу же показывают в сравнении с другим художником. Но также как сестры, она одинока, девушка в светлом противопоставлена молодым людям в темном.
При этом, характеры и настроения сестер передаются в фильме не только через организацию кадров, но и через цвет.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Главная героиня фильма — Джо Марч. Она хочет быть писательницей и жить независимо. История «Маленьких женщин» создается Джо, она пишет книгу о себе и своих сестрах.
Джо носит ярко-красные элементы одежды в прошлом, которые выделяют ее как центральную фигуру рассказа. Она бойкая и талантливая бунтарка, которая хочет быть главной героиней и не хочет походить на остальных, даже если это ее сестры.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
В начале фильма, когда зритель видит Джо первый раз (эта сцена происходит в настоящем времени), на ней нет никаких красных элементов. В этот момент героиня пробует договориться о печати своих рассказов, она не уверена в себе, и находится как будто не на своем месте: тяжелая экономическая ситуация в семье заставляет писать ее не из желания, а из нужды. Также неуверенно Джо чувствует себя, когда показывает свои работы профессору, она отстаивает себя, но зритель чувствует, что в ее душе уже существует внутренний конфликт, связанный с ее талантом и его реализацией.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Джо ненадолго возвращает себе цвет, когда возвращается домой, чтобы помочь в лечении Бет. Ее красный шарф и книга с записанными рассказами олицетворяют попытку девушек вернуться в прошлое, Джо читает свои старые рассказы на пляже, где раньше они были счастливы, и опять чувствует страсть к писательству.
По мере усугубления состояния сестры и ее последующей кончины история Джо отходит на второй план, ее героиня не должна быть в центре внимания, она снова теряет свой цвет.
В финале истории мы видим уже исцелившуюся Джо: она уверена в себе и своем произведении. Ее красный платок — символ борьбы за свое положение: Джо спорит с издателем и «выбивает» себе авторские права и более высокий процент с продаж книги. Символом исцеления Джо и надежды на счастливое будущее, конечно, является и красная обложка «Маленьких женщин».
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Мег — старшая сестра, «красавица» семьи. Она мечтает о красивых платьях, балах, богатстве и «нормальной» женской судьбе.
В отличие от Джо, которая борется с обществом, Мег борется с самой собой: она искренне любит красоту, любовь, семью, но чувствует вину за то, что её желания считаются «мелкими» в глазах Джо и зрителя.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
В детстве Мег предстает перед зрителем в самых ярких, розовых, женственных платьях среди сестёр. Она буквально «расцветает» в тёплом свете дома.
По мере взросления её одежда становится приглушённой, а главным цветом зеленый. Цвет спокойный, а иногда и печально запыленный.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Бет — самая тихая, самая «ангельская» сестра. Она просто хочет играть на рояле, быть рядом с семьёй и чтобы никто не страдал. В фильме Гервиг Бет становится живым воплощением самого детства Марчей — и его неизбежной жертвой.
Бет в течение фильма появляется в разных цветах, но все они приглушенные: грязно-розовый, серый, коричневый. Она самая незаметная из сестер, ее одежда почти всегда сливается с окружающим фоном.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Эми — младшая, избалованная, острая на язык, «маленькая леди» с огромным самомнением. В книге её часто считают просто избалованной девчонкой, но Гервиг превращает её в одну из самых умных и современных героинь фильма.
В прошлом Эми — в спокойных голубых и розовых цветах, это подчеркивает ее образ «маленькой леди».
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
«Я хочу быть великой — или ничем» [1], говорит Эми. Это отношение к жизни зритель видит в ее цветах настоящего.
В период взросления её палитра становится самой светлой и яркой во всём «холодном» настоящем: белый и голубой цвета, самые изысканные наряды. Эми единственная, кто приносит цвет в холодный мир фильма. Она буквально «расцветает», когда остальные тускнеют.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Присваивая каждой сестре определенный цвет, Грета Герберг дает каждой из них свое визуальное «я» и место в кадре. Даже в общих сценах зритель легко различает героинь за счет цветовой палитры наряда.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
В момент утраты Бет все героини теряют свои цвета, доминируют черный и серый цвета, а также их вариации. Давая зрителю четко понять, что жизнь изменилась.
В финале сестрам возвращают их цвета, это визуализирует процесс исцеления после смерти Бет.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Две болезни Бет: зеркальность времен


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Бет Марч умирает дважды, но оба раза Грета Гервиг делает это визуально разными смертями. Первая болезнь показана как тёплая, почти рождественская драма: свет камина, насыщенные цвета, сестры рядом. Вторая болезнь — холодная, тихая, почти монохромная, неизбежно ведущая к катастрофе.
В прошлом для создания ощущения защищенности и близости во всех кадрах используется увеличенный передний план. Зритель либо вообще не видит, либо почти не замечает окружение Бет и ее семьи. Внимание фокусируется на актерах и их телах, которые находятся в тесном контакте с больной.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
В настоящем зрителю показывают окружение больной. Вертикальные линии элементов окна и кровати дробят кадр, делая его менее интимным и более строгим, взрослым и печальным. Сестры, находясь рядом, все же визуально отделены от Бет, так очерчивается грань между умирающей и живыми.
Грета Гервиг превращает смерть самой тихой и «невидимой» сестры в самый громкий визуальный контраст фильма. Такой эффект создается за счет почти идентичного повторения кадров прошлого и настоящего, по которым мы понимаем ужасающий масштаб потери. Зрителю показывают те же сцены, но не дают надежды на хороший финал.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Ракурс съемки показывает средний план комнат, в которых герои после смерти Бет становятся меньше и незаметнее. На контрасте с прошлым создается ощущение пустоты и не заполненности кадра.
Теплое свечение и рассеянный засвет из окон, которыми отличаются кадры прошлого, меняются в настоящем на холодный свет, который не способен согреть героев.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Пустота настоящего противопоставляется заполненности прошлого. Стол и люди занимают всю центральную часть кадра, в то время как, семья на похоронах Бет занимает небольшое пространство на среднем плане. Симметричная композиция единства семьи в кадрах прошлого нарушается в настоящем, показывая, что как прежде уже не будет.
Если в прошлом семья — это тёплый, переполненный, горизонтальный круг жизни, то в настоящем — холодная, пустая, вертикально разорванная скорбь, где самым ярким пятном становится отсутствие Бет.
Смерть Бет уносит остатки ощущения детства из жизни семьи, хаос жизни сменяется четкой линией скорби.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Любовь и брак: место мужчин в жизни сестер
Мужчины в фильме не главные герои и не спасители. Они скорее выступают как зеркала и катализаторы, которые показывают, кем каждая сестра решила стать.
История Мег и Джона показывает, как детские мечты о семье и браке могут оказаться не такой счастливой реальностью.
В сценах свадьбы Мег и Джона зритель видит яркие и теплые цвета, скопление людей, расположение героев на всех планах создает ощущение полноты моменты, счастливой суеты. В настоящем Мег и Джон остаются вдвоем. Дом семьи Марч кажется слишком большим на их фоне, он становится еще одним героем, который наседает над бедной парой, в отличие от прошлого, где дом выступал как декорация счастливого момента.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Такое же противопоставление ожиданий и реальности зритель может увидеть в кадрах с домом молодого семейства. В прошлом, когда семейная жизнь только начиналась, дом пары выглядит большим, светлым и симметричным, они находятся в самом центре кадра, а здание даже не помещается в рамки экрана. В настоящем же нам показывают истинный вид этого дома: он очень мал, ведь Джон и Мег живут совсем небогато.
В отличие от других кадров взрослой жизни, в сценах домашней жизни пары, есть теплый свет, который дает зрителю ощущение, что несмотря на финансовые ограничения, Мег и Джон искренне любят друг друга и бывают счастливы даже так.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
История любви Эми и Лори более сложная.
Эми была влюблена в молодого человека с самого детства, она рисовала его на пляже, и хранила этот рисунок в течение многих лет, как и свою невзаимную любовь. Но если в детстве зритель смотрит на Эми через статичную камеру, то во взрослом возрасте ракурс меняется, он видит девушку уже влюбленными глазами Лори.
Также через постановку кадра зритель может видеть отношение Эми к Лори, когда он приезжает в Париж. Несмотря на свои глубинные чувства, Эми испытывает презрение к развязному образу жизни молодого человека. Она смотрит на него сверху вниз, зритель чувствует моральное превосходство девушки через повторяющиеся кадры.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Для усиления контраста между любовными линиями и судьбами Эми и Джо, в фильме используется повторяющийся мотив, схожий визуально, но разный по смыслу.
В прошлом Лори влюблен в Джо, он признается ей в своих чувствах на большом зеленом поле. Получив отказ, Лори уходит из кадра, оставляя Джо одну на переднем плане в центре кадра. Она одинока, как и высокое дерево на среднем плане.
В настоящем Эми влюблена в Лори, но она не верит во взаимность своих чувств. Зритель видит героиню одиноко стоящую где-то в Париже. Девушка и багаж ее прошлого занимают передний план кадра. В следующем кадре зритель видит кардинальное отличие между судьбами Джо и Эми: в отличие от сестры девушка не одинока, вокруг нее кипит жизнь. С заднего плана приближается Лори, чтобы наконец-то быть вместе с Эми.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Зритель с самого начала знает, что Джо и Лори не будут вместе.
Довольно часто можно обнаружить кадры, на которых видна истинная динамика их отношений. Между героями есть расстояние. При близком рассмотрении Лори находится за Джо, не он главный герой этой истории, а она. В других сценах между ребятами возникает физическое расстояние, один догоняет другого.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Еще один повторяющийся мотив — танец. Между Лори и Джо то и дело возникает окно или колонна, которые акцентируют внимание на разделении пространства между ними.
В настоящем Джо и профессор Фридрих не разделяет ничего, они часть большого танца, сливаются и теряются в толпе, но уже вместе.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
В кадре с признанием Джо и профессора Фридриха в литературном настоящем (зритель не понимает это концовка книги или же часть реальной истории Джо), происходит возвращение теплого цвета — оранжевого, который так часто сопровождал девушку в прошлом. Свет все еще холодный, но зритель чувствует, что началось слияние двух времен. Хоть любовь и не была целью Джо, но в этом кадре нельзя не отметить ее влияние на чувства героини.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Рукописи Джо: конец и начало истории
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
История рукописей Джо циклична. Зритель видит, как меняется героиня и процесс ее творчества через повторяющиеся мотивы, которые закольцовывают весь фильм.
В прошлом у Эми и Джо возник межличностный конфликт, по итогам которого Эми сожгла рукописи сестры. В настоящем Джо переживает внутриличностный конфликт она не хочет писать то, что писала раньше, она хочет создать роман, и для этого ей необходимо избавиться от прошлых работ, которые не отражали ее саму и ее талант.
Процесс исцеления Джо после смерти Бет визуально построен на повторяющимся мотиве конфликта. Кадры сжигания рукописей идентичны, меняется лишь героиня, осуществляющая это действие.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Джо, которая пишет рассказы ради денег в своей маленькой комнатке в Нью-Йорке стеснена обстоятельствами: кадры максимально тесные, зритель видит только героиню в тусклом свете и ее напряженный труд. После пережитой утраты Джо села писать, чтобы создать то, о чем она мечтала в детстве. Она пишет свой роман там же, где писала сценки и играла в них со своими сестрами. В этих кадрах больше света, он не отличается теплом, но мы лучше видим Джо и масштаб того, что она создает. Когда роман готов — это уже не просто стопка листов в ее руках, он занимает все пространство, вытесняя своим объемом ее в угол такой знакомой комнаты.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Начало и конец истории рукописи Джо идентичен: она находится в издательстве, чтобы опубликовать свои работы. Визуально кажется, что кадры схожи, но есть несколько ключевых отличий. Джо занимает большую часть кадра в финальных сценах, а кадр более плоский, она главная героиня этой истории и она находится на своем месте, ее спина прямая и она разговаривает с издателем на равных. Исчезают люди со среднего плана, есть только Джо и издатель.
Стартовый кадр фильма оказывается одним из финальных. Красная книга выходит из печати. История «Маленьких женщин» закончена и начата.


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Заключение


«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Финал фильма переосмысливает традиционный хэппи-энд. После смерти Бет тёплый свет детства исчезает навсегда, оставляя лишь холодную взрослую реальность. Однако в сценах типографии и школы он неожиданно возвращается, но уже другим.
Напечатанная книга, которую Джо прижимает к груди, становится новым очагом тепла: женская амбиция материализуется и побеждает утрату. Зрителю последний раз показывают счастливое воспоминание из прошлого, тем самым утверждая: прошлое было чудесно, но будущее тоже будет замечательным.
Ключевые визуальные приёмы: контрастный свет и цвет в кадрах прошлого и настоящего, смена глубины и плоскости пространства, переход от горизонталей к вертикалям, контраст ритма монтажа и движения камеры, а также система повторяющихся мотивов. Всё подчинено одной задаче: показать необратимость взросления и доказать, что женская история продолжается в книге и в свете, созданном самими женщинами.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019
Life’s Work [Электронный ресурс] // Film Comment. — 2019. — URL: https://www.filmcomment.com/article/lifes-work/ (дата обращения: 18.11.2025).
Блок Б. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа //М.: ГИТР. — 2012.
«Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг, 2019