
ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: Визуальные средства и стилистические решения, применяемые в показах крупнейших модных домов 20–21 века.
Предмет исследования: Конкретные стилистические и коммуникативные приемы, формирующие имидж и идеологию модных брендов в визуальных презентациях (показах, фотосессиях, рекламных кампаниях).
В современном мире визуальный язык играет ключевую роль в коммуникации брендов и формировании их социального имиджа. В сфере моды особенно важна способность модных домов выявлять и привлекать свою аудиторию через визуальные средства — показы, фотосессии, рекламные кампании, социальные сети. Визуальный стиль, уникальные решения, характерные для каждого бренда, позволяют не только выделяться среди конкурентов, но и формировать ценности, идеи и эмоции, которые бренд стремится донести до потребителей. Исследование стилистических и коммуникативных модных домов становится актуальным в связи с глобализацией и цифровизацией модной индустрии, когда визуальный язык приобретает многослойность и многогранность. Анализ ключевых визуальных стратегий помогает понять, как бренды создают свою идентичность, как их визуальный язык взаимодействует с аудиторией, и какие тренды формируют современную моду. Особое значение эта тема приобретает в период активного развития цифровых платформ, социальных сетей и новых появляющихся форматов визуального выражения, что делает исследование современных приемов еще более актуальным и нужным для понимания тенденций и перспектив развития модных коммуникаций в различных сферах.
Цели и задачи исследования
Цель работы: Проанализировать стилистические и коммуникативные средства, используемые крупными модными домами 20–21 века, с целью выявления характеристик их визуального языка и механизмов формирования имиджа в современном мире моды.
Задачи: 1. Определить основные стилистические особенности визуальных решений ведущих модных домов за рассматриваемый период. 2. Исследовать ключевые коммуникативные стратегии, реализуемые через визуальные средства в рамках показа. 3. Проанализировать способы взаимодействия между визуальным языком модных домов и целевой аудиторией. 4. Выделить тенденции и закономерности развития визуальных средств в условиях глобализации и цифровизации модной индустрии. 5. Разработать рекомендации по использованию методов визуального самовыражения для создания эффективных коммуникационных стратегий в современной моде.
Методология и методы анализа
Выбор методологии обусловлен целью изучения визуального языка и его коммуникативной функции. В рамках исследования использованы следующие подходы и методы:
1. Качественный контент-анализ — позволяет выявить смысловые и стилистические особенности визуальных средств, определить ключевые символы, цвета, формы, образы. 2. Феноменологический анализ — для понимания восприятия зрителя и эмоциональной реакции на визуальные решения брендов. 3. Исторический метод — для прослеживания эволюции стилистических решений и коммуникативных стратегий модных домов. 4. Компаративный анализ — сравнение визуальных решений разных брендов и эпох для выявления общих тенденций и различий. 5. Визуальные методы — изучение фото, видео, презентаций показов и рекламных материалов как исходных данных.
Эта комбинация методов позволяет всесторонне понять механизмы формирования визуального языка и его роль в коммуникации бренда.
Этапы анализа и работы над темой
1. Подбор источников и материалов: выбор и сбор программы показов, фотосессий, рекламных кампаний крупнейших брендов 20–21 века. 2. Информативное и теоретическое исследование: изучение научных статей, публикаций по визуальному языку моды, историческая справка по представленным брендам. 3. Аналитический этап: анализ визуальных материалов с помощью выбранных методов, выделение стилистических и коммуникативных элементов. 4. Систематизация и структурирование данных: создание кластеров и схем для сравнения. 5. Интерпретация результатов: выявление закономерностей, закономерностей и тенденций. 6. Формулирование выводов и рекомендаций: обобщение полученных данных и выводов.
ГЛАВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Введение • Актуальность исследования визуального языка в модных показах • Цели и задачи работы • Объект и предмет исследования • Методология и методы анализа
2. Анализ визуального языка на примерах модных показов • Критерии выбора кейсов (высокая визуальная выразительность, инновации, известные дизайнеры) • Сравнение и выявление общих тенденций и отличий
3. Теоретические основы визуального языка в моде • Понятие визуального языка и его роль в коммуникации • Основы стилистики и символики цвета, формы, композиции • Особенности коммуникации в рамках модных показов (подача коллекции как «визуальный рассказ») • Связь визуальных элементов с брендом и философией дизайнера
4. Структурные элементы визуального языка модных показов 4.1 Освещение • Роль и задачи освещения на подиуме (формирование атмосферы, акцентирование деталей) • Типы световых решений (прямое, рассеянное, цветное освещение) • Влияние света на восприятие ткани, цвета и текстуры 4.2 Декорации и оформление сцены • Значение пространства и сценографии • Использование предметного мира, декора и инсталляций • Визуальный контекст, создающий настроение и дополняющий коллекцию 4.3 Образы моделей и стилистика • Визуальные коды в макияже, прическах и аксессуарах • Характер позирования, походки и взаимодействия с пространством • Форма одежды и её визуальное воздействие 4.4 Видеоряд и мультимедийные элементы • Включение видео и анимаций как часть визуального языка • Связь видеоряда с концепцией показа • Новые цифровые решения и технологии в модных презентациях
5. Коммуникативные эффекты визуального языка • Как визуальные средства формируют восприятие коллекции у зрителей • Влияние на эмоциональное состояние и интерес аудитории • Роль визуального языка в позиционировании бренда и создании имиджа • Обратная связь и реакция медиа и общественности • Итоговое понимание стилистических и коммуникативных особенностей визуального языка • Значение визуальных средств для успешного проведении модных показов • Перспективы развития визуального языка в индустрии моды
6. Список использованных источников
Объяснение выбора темы и связь с ВКР
Автор выбрал данную тему, поскольку считает визуальный язык одним из ключевых факторов формирования бренда и эффективной коммуникации в современной модной индустрии. Мода — это не только одежда, это культурное явление, насыщенное символами и смыслом, которые передаются через визуальные средства. Анализ крупных модных домов даст представление о том, как через визуальный язык создается узнаваемость, ассоциации и ценности бренда.
Эта тема напрямую связана с выпускной квалификационной работой автора, так как этот проект предполагает создание собственного концепта модного показа, где важно учитывать стилистические особенности и коммуникативные стратегии брендов, чтобы максимально эффективно донести идею через визуальные решения. Выбранная методология и причины ее выбора Автор остановился на качественном контент-анализе и сравнительном методе, поскольку эти подходы лучше всего позволяют качественно интерпретировать визуальные объекты, понять их смысловые нагрузки и элементы стиля. Эти методы позволяют не только выявить конкретные стилистические приемы, но и понять их роль в коммуникации, влияние на зрителя, а также проследить общие тенденции развития визуальных средств. Выбор исторического метода обусловлен необходимостью проследить эволюцию визуального языка в моде, что важно для понимания процессов изменений и переходных этапов.
ГЛАВА 2: Анализ визуального языка на примерах модных показов
Критерии выбора кейсов: В рамках исследования автор сосредоточился на анализе крупнейших модных домов XX–XXI веков. При этом важно подчеркнуть, что выбор кейсов обусловлен стратегическими критериями, которые позволяют максимально полно раскрыть тему и проследить развитие визуального языка в моде.
Основные критерии отбора брендов
1. Высокая визуальная выразительность. Бренды, чьи показы и рекламные кампании отличаются яркой эстетикой, оригинальными концепциями, запоминающимися образами. Эти бренды активно используют визуальные средства для формирования уникальной идентичности и коммуникации с аудиторией.
2. Инновационный потенциал и внедрение новых технологий. Бренды, вводящие новые стилистические решения, эксперименты с материалами, формами, цветами и технологическими подходами, что отражает их роль как лидеров в развитии модной индустрии.
3. Значение и известность дизайнеров и креативных директоров. Важность персонального вклада востребованных дизайнеров, чьи идеи и визуальные решения оказали значительное влияние на формирование модных трендов и стиля.
4. Историческая значимость и влияние. Влияние на развитие моды за счет внедрения новых концепций, революционных идей и массовой популярности.
5. Разнообразие стилистических направлений. Включение различных эстетик — от классики и кутюра до streetwear и ультрасовременных решений — для отражения широты методов визуальной коммуникации.
Легендарные и влиятельные модные дома
Chanel — один из символов классической французской моды, легендарный бренд, который сформировал основные принципы эстетики и визуальной культуры XX века. В рамках исследования особенно важны фигуры Коко Шанель (принципы минимализма и элегантности), а также современных креативных директоров Карл Лагерфельд и Вирджили Аффлойд, которые внесли свежие идеи и инновации.
Dior — пионер haute couture с богатой историей, оказавший огромное влияние на развитие женской моды и визуальных решений. Работа с такими дизайнерами, как Джон Гальяно и Мария Грация Черри, позволяет проследить эволюцию стилей и коммуникативных стратегий.
Louis Vuitton — старейший и один из самых узнаваемых домов, который славится своими шоу с яркими, креативными концепциями, активным применением новых технологий и платформ, таких как цифровые показы. Это показывает, как классика сочетается с инновациями.
Prada — бренд, славящийся экспериментами с формами и материалами, инновационными подходами к дизайну и коммуникации. Миучча Prada также известна как влиятельный дизайнер, расширяющая границы визуальных решений.
Gucci — революционный бренд под руководством Алессандро Микеле и ранее Альбер Элбаз давно стал символом яркой, богемной эстетики и креативных экспериментов, активно использующих новые визуальные средства.
Balenciaga — неординарный бренд, который в последние годы под руководством Демны Гвасалии внедряет авангардные и провокационные решения, особенно в области глобальных маркетинговых и шоу-стратегий.
Versace — яркий, провокационный и роскошный стиль, с сильным визуальным характером. Важность его раскрепощенной эстетики и использования шоу как коммуникативного средства.
Alexander McQueen — мастерство в области драматургии и визуальных эффектов, объединение художественных и модных концепций.
Valentino — классическая элегантность с современными интерпретациями, придающие особый акцент на визуальное восприятие.
Yves Saint Laurent — продолжатель классических традиций, одновременно внедряющий современные стилистические идеи.
Современные и новые инициативы
Off-White (Virgil Abloh) — пример бренда, успешно сочетающего уличную моду и high fashion, с яркими визуальными концептами и инновационной коммуникацией в эпоху digital.
Maison Margiela — экспериментальный дом с уникальными текстурами, фасонами и визуальными решениями, часто использующими концепции деконструкции.
Celine (под руководством Фрида Джаннини, сейчас — Эдвард Эннинфуль) — демонстрирует минимализм и изысканную простоту, но с современными акцентами.
Balmain — яркий гламур и креативный подход к показы, использующие яркие визуальные средства для усиления имиджа.
Домовые шоу с яркими и креативными показами — Moschino, Kenzo, Tom Ford, Saint Laurent — получают особое внимание за оригинальность подачи, новаторство и использование шоу как формы визуального искусства.
Дополнительные крупные бренды
Fendi, Heron Preston, Rick Owens — разброс по направлениям, что позволяет проследить многообразие стилистических и коммуникативных стратегий, а также использование новых технологий и идей.
Выбор данных брендов обусловлен их значимостью в истории и современности моды, их способностью постоянно вводить новые средства визуальной коммуникации, а также высоким уровнем выразительности и инновациями. Анализ этих кейсов позволяет комплексно понять, как крупнейшие модные дома используют стилистические и коммуникативные средства для формирования имиджа, укрепления бренда и взаимодействия с аудиторией, что является основой моего исследования и практической части — реализации модного показа.
1 — Balenciaga Haute Couture Fall Winter 2025
Сравнение и выявление общих тенденций и отличий. Общие тенденции в визуальных стратегиях модных домов.
1.1. Инновации как драйвер визуальной коммуникации. Многие бренды активно используют новые технологии (видео, digital‑шоу, 3D‑моделирование, дополненная реальность) для усиления визуального воздействия. Внедрение новых форм подачи, таких как деконструкция, экспериментальные формы и материалы (Maison Margiela, Rick Owens, Balenciaga).
Balenciaga Haute Couture Fall Winter 2025
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Balenciaga Resort 2025
Balenciaga Resort 2025
Balenciaga Resort 2025
Balenciaga Resort 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025
Rick Owens Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Fall Winter 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2025
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2025
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2025
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2026
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2026
Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2026
1.2. Визуальное узнаваемое ядро. Создание сильных, узнаваемых имиджей через фирменные цвета, стили, фирменные детали (Gucci — яркие, цветовые контрасты; Versace — яркая эстетика с символами, casa‑couture подход).
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Fall/Winter 2025
Versace Spring/Summer 2025
Versace Spring/Summer 2025
Versace Resort 2025
Versace Resort 2025
Versace Fall/Winter 2024
Versace Fall/Winter 2024
Versace Fall/Winter 2024
Versace Spring/Summer 2024
Versace Spring/Summer 2024
Versace Spring/Summer 2024
Versace Spring/Summer 2024
Versace Spring/Summer 2024
Versace Spring/Summer 2024
Gucci Resort 2026


Gucci Resort 2026
Gucci Spring/Summer 2025
Gucci Spring/Summer 2025
GUCCI Resort 2024


Gucci Resort 2024
1.3. Взаимодействие с культурой и искусством. Многие бренды интегрируют культурные и художественные мотивы, создавая яркие, запоминающиеся образы (Yves Saint Laurent, Alexander McQueen).
MCQUEEN Spring/Summer 2024
MCQUEEN Spring/Summer 2024
MCQUEEN Spring/Summer 2024
MCQUEEN Spring/Summer 2024
MCQUEEN Spring/Summer 2024
MCQUEEN Spring/Summer 2025
MCQUEEN Spring/Summer 2025
MCQUEEN Spring/Summer 2026


MCQUEEN Spring/Summer 2026
YSL, Spring/Summer 1967
1.4. Эволюция от традиционной креативности к цифровой и социальной. Активное использование социальных сетей, влиятельных лиц и digital‑платформ для усиления визуальной экспрессии и взаимодействия с аудиторией. Приглашения актеров и музыкантов в модные показы и рекламу.


Николь Кидман для весенне-летней коллекции обуви бренда Jimmy Choo, 2014
Мадонна на показе Jean Paul Gaultier, весна-лето 1994
Бен Стиллер и Оуэн Уилсон на показе Valentino, осень-зима 2015
Общие тенденции
Итог. Общие тенденции: усиление роли технологий и digital‑ каналов; активное использование ярких, выразительных образов и шоу; интеграция искусства и культурных элементов; развитие узнаваемого фирменного стиля и визуальных кодов.
Ключевые отличия: традиционные бренды делают ставку на хорошее качество, элегантность и культурное наследие; новые и экспериментальные бренды — на авангард, провокации и уличную эстетику; бренды с эффектными шоу используют визуальные эффекты и театральность как основные средства коммуникации.
ГЛАВА 3: Основы стилистики и символики цвета, формы, композиции.
Цветовая палитра:
Versace — яркие, насыщенные цвета, такие как золото, красный и синий, символизируют роскошь, богатство и драматизм.
Maison Margiela — нейтральные оттенки, оттенки бежевого и серого, подчеркивающие минимализм и концептуальность.


Versace Spring/Summer 2026


MM6 MAISON MARGIELA, Resort 2025
Формы и силуэты:
Celine — простые, чистые линии и геометрические формы, передающие элегантность и утонченность.
Rick Owens — ассиметричные, нестандартные формы, создающие ощущение avant-garde и провокационности.


CELINE Spring/Summer 2026


Rick Owens Ready-to-Wear Spring Summer 2026
Связь визуальных элементов с брендом и философией дизайнера
Визуальный язык служит отражением философии и ценностей бренда.
Chanel использует классическую чёрно‑белую палитру с акцентами на шляпу и бахрому, что символизирует элегантность, традиции и женственность.
Valentino предпочитает насыщенные красные и ярко‑цветные материалы, подчеркивающие страсть, романтизм и индивидуальность бренда.
Maison Margiela — концептуальный минимализм, «скрывающий» традиционные формы в авангардных решениях, что отражает философию экспериментальности и концептуальности.


Chanel Resort 2026


VALENTINO Resort 2026


Maison Margiela Ready-to-Wear Spring Summer 2024
Таким образом, визуальные элементы — цвет, форма, композиция — находятся в тесной связи с посланием бренда и индивидуальностью дизайнера, помогая создавать целостную идентичность.
Глава 4: Структурные элементы визуального языка модных показов
4.1 Освещение
Роль и задачи освещения на подиуме:
Освещение создает атмосферу, выделяет ключевые элементы коллекции, формирует эмоциональный настрой зрителя. Правильное освещение помогает подчеркнуть текстуры тканей, формы и детали.
В показах Chanel используют мягкое, рассеянное освещение для создания элегантной, классической атмосферы. В то время как Rick Owens предпочитает более резкое, драматичное освещение для подчеркивания авангардных форм и фактур.


Chanel Couture Fall/Winter 2025


Rick Owens Fall/Winter 2025
Типы световых решений
Прямое освещение: выделяет конкретные детали, создает яркий эффект и акцентирует внимание на текстуре ткани.
Рассеянное освещение: создает мягкую, равномерную подсветку, усиливает атмосферу уюта и легкости.
Цветное освещение: используется для создания особого настроения, усиления визуального эффекта, например, в шоу Moschino — яркие, насыщенные цвета воды, света и декора.


MOSCHINO Resort 2025
Влияние света на восприятие ткани, цвета и текстуры:
Свет подчеркивает или искажает визуальные свойства тканей: блеск шелка, матовость шерсти или прозрачность органзы. Цвет освещения также влияет на воспринимаемую цветовую палитру коллекции.


MOSCHINO Fall/Winter 2025
4.2 Декорации и оформление сцены
Значение пространства и сценографии:
Продуманное оформление помогает создать визуальный контекст и передать концепцию коллекции. Пространство становится частью рассказа, усиливает эмоциональный эффект.
В шоу Maison Margiela используют минималистическую сценографию с акцентами на пространственные инсталляции, что подчеркивает концептуальность и экспериментальность коллекции.
MAISON MARGIELA Couture Spring/Summer 2024
MAISON MARGIELA Couture Fall/Winter 2025
Использование предметного мира:
Декорации — это не только фон, но и часть визуального рассказа. Например, яркие необычные предметы или декорации, как у Kenzo, создающие сказочную и фантазийную атмосферу.
Важен баланс между сценой и одеждой, чтобы усилить общее впечатление и помочь передать идею дизайнера.
KENZO Fall/Winter 2025
4.3 Образы моделей и стилистика
Визуальные коды в макияже, прическах и аксессуарах: Эти элементы создают эмблемы и символы, связанные с брендом.
Характер позирования, походки и взаимодействия с пространством: Поза и движение модели — важный элемент визуального языка.
Couture Spring/Summer 2024
BALENCIAGA Fall/Winter 2024
4.4 Видеоряд и мультимедийные элементы
В современных показах видеоролики и анимации часто формируют нарративную часть шоу.
Связь видеоряда с концепцией показа: Видеоряд передает атмосферу, символику или целостную идею, а также помогает усилить эффект присутствия (эффект погружения в фантастический мир).


BALENCIAGA Ready-to-Wear Fall Winter 2024
ГЛАВА 5. Коммуникативные эффекты визуального языка
5.1 Как визуальные средства формируют восприятие коллекции у зрителей:
Визуальные средства — цвет, форма, освещение, сценография, макияж и пр. — создают целостный образ, который способствует быстрому и эмоциональному восприятию коллекции. Они помогают донести концепцию и настроение дизайнерской идеи без слов.
Яркое, насыщенное освещение и театрализованные декорации у Moschino создают игривый и провокационный образ, вызывая у зрителя ассоциации с юмором и креативностью.


MOSCHINO Resort 2025
5.2 Влияние на эмоциональное состояние и интерес аудитории:
Визуальный язык стимулирует эмоции, усиливает интерес и делает показ запоминающимся. Эмоции могут варьироваться от восхищения и вдохновения до удивления и даже шока.
Темные, драматические сцены и освещение у Rick Owens вызывают ощущение напряжения и силы, укрепляя образ провокационного дизайнера.


RICK OWENS Spring/Summer 2024
5.3 Роль визуального языка в позиционировании бренда и создании имиджа:
Визуальные средства формируют уникальный образ бренда, делая его узнаваемым и отличающимся. Они помогают закрепить стилистическую концепцию и позиционирование на рынке.
Классическая элегантность и строгость в сценографии и макияже у Chanel создают образ роскоши, традиционности и статусности, усиливая позицию бренда как символа элегантности.
CHANEL Couture Fall/Winter 2024
5.4 Обратная связь и реакция медиа и общественности:
Визуальный язык влияет на реакции публики и медиа. Оригинальные сценографии и эффектный видеоряд вызывают обсуждения, что способствует распространению и популяризации коллекции и бренда.
Инновационные и провокационные показы Balenciaga вызывают активную дискуссию и делают бренд объектом внимания СМИ и соцсетей.


BALENCIAGA Pre-Fall 2024
5.5 Итоговое понимание стилистических и коммуникативных особенностей визуального языка:
Эффективный визуальный язык — это сочетание стилистики, символики и технологий, которые в комплексе доносят идеи бренда и вызывают нужные эмоции у аудитории. Он формирует сильное и устойчивое восприятие, способное укрепить имидж даже при кратковременной демонстрации одежды.
5.6 Значение визуальных средств для успешного проведения модных показов:
Без выразительных визуальных средств невозможно создать эффектное, запоминающееся и коммуникационно емкое событие. Они обеспечивают эмоциональный контакт, делают шоу больше, чем просто демонстрацию одежды, — культурным и социальным событием.
5.7 Перспективы развития визуального языка в индустрии моды:
Будущее визуального языка — интеграция новых технологий: дополненной реальности (AR), виртуальной реальности (VR), интерактивных платформ и искусственного интеллекта. Эти средства позволят сделать показы еще более захватывающими, персонализированными и доступными широкой аудитории.
В результате проведенного анализа автор пришел к следующим выводам:
- Визуальный язык модных домов характеризуется высокой стилистической вариативностью, которая меняется под влиянием культурных, технологических и социальных факторов.
- Стремительное развитие цифровых технологий и социальных медиа существенно расширило возможности визуальной коммуникации, сделало ее более динамической и многослойной.
- Классические средства, такие как использование цвета, формы, символики, остаются важными, но приобретают новые формы и контексты в эпоху digital.
- Уникальный визуальный стиль каждого бренда создает сильную идентичность и способствует формированию эмоциональной связи с аудиторией.
- Анализ показов и кампаний показывает, что успешные бренды используют яркие, запоминающиеся образы и стратегии, гармонично сочетающие эстетику и коммуникацию.
Список использованных источников
Симс Дж. Иконы женского стиля / Джош Симс; перевод с английского Е. Егоровой. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. — 272 с. ил. — ISBN 978-5-389-14700-3.
couture-fallwinter-2025-balenciaga (дата обращения 01.11.2025)
fallwinter-2024-balenciaga (дата обращения 04.11.2025)
resort-2025-balenciaga (дата обращения 04.10.2025)
couture-fallwinter-2025-maison-margiela (дата обращения 05.11.2025)
faringsummer-2024-rick-owens (дата обращения 13.10.2025)
springsummer-2025-rick-owens (дата обращения 30.10.2025)
springsummer-2026-rick-owens (дата обращения 09.11.2025)
fallwinter-2025-versace (дата обращения 09.11.2025)
springsummer-2025-versace (дата обращения 10.11.2025)
https://theblueprint.ru/fashion-show/2025/resort-2025-versace (дата обращения 10.11.2025)
fallwinter-2024-versace (дата обращения 11.11.2025)
springsummer-2024-versace (дата обращения 01.11.2025)
resort-2026-gucci (дата обращения 04.10.2025)
springsummer-2025-gucci (дата обращения 04.10.2025)
resort-2024-gucci (дата обращения 04.10.2025)
springsummer-2024-mcqueen (дата обращения 03.10.2025)
springsummer-2025-mcqueen (дата обращения 03.10.2025)
springsummer-2026-mcqueen (дата обращения 04.10.2025)
yves-saint-laurent-encyklopedia (дата обращения 04.10.2025)
nikol-kidman-snyalas-v-reklame-jimmy-choo-7709.html (дата обращения 10.10.2025)
zvezdy-na-podiume (дата обращения 14.10.2025)
springsummer-2026-versace (дата обращения 14.10.2025)
resort-2025-mm6-maison-margiela (дата обращения 11.10.2025)
springsummer-2026-celine (дата обращения 11.10.2025)
springsummer-2026-rick-owens (дата обращения 11.10.2025)
resort-2026-chanel (дата обращения 14.10.2025)
resort-2026-valentino (дата обращения 14.10.2025)
springsummer-2024-maison-margiela (дата обращения 05.11.2025)
couture-fallwinter-2025-chanel (дата обращения 05.11.2025)
fallwinter-2025-rick-owens (дата обращения 05.11.2025)
resort-2025-moschino (дата обращения 05.11.2025)
fallwinter-2025-moschino (дата обращения 10.11.2025)
couture-springsummer-2024-maison-margiela (дата обращения 10.11.2025)
couture-fallwinter-2025-maison-margiela (дата обращения 10.11.2025)
fallwinter-2025-kenzo (дата обращения 10.11.2025)
couture-springsummer-2024-chanel (дата обращения 13.11.2025)
fallwinter-2024-balenciaga (дата обращения 14.11.2025)
resort-2025-moschino (дата обращения 10.11.2025)
springsummer-2024-rick-owens (дата обращения 10.11.2025)
couture-fallwinter-2024-chanel (дата обращения 14.11.2025)
pre-fall-2024-balenciaga (дата обращения 14.11.2025)llwinter-2024-rick-owens (дата обращения 10.10.2025)