

ДА-ДА-НЕТ-ДА Анализ политической рекламной кампании Бориса Ельцина перед Референдумом в 1993 году
Концепция исследования
В рамках проведения анализа визуального исследования была взята рекламная кампания в ходе подготовки к Референдуму, который произошел 25 апреля 1993 года, а именно агитацию, которую проводила команда президента Бориса Ельцина, с ярким лозунгом «Да-Да-Нет-Да».
Основная гипотеза исследования
Какими инструментами была проведена рекламная кампания командой Бориса Ельцина для Референдума в 1993 году, и как эта она повлияла на закрепление в сознании населения России этой кампании.
Содержание исследования

Контекст возникновения рекламной кампании Целевая аудитория рекламной кампании Анализ визуального сопровождения кампании Анализ содержания Инструменты распространения Способы воздействия, сценарии Влияние на выборы Кампания, как культурный феномен
Контекст возникновения рекламной кампании


В 1993 года страна была на распутье. После неудачной попытки импичмента Бориса Ельцина. В России сложилось двоевластие, было два направления в развитии: либо президентская республика, либо парламентская республика. Поэтому было предложено провести Референдум, чтобы население самостоятельно выбрало путь развития страны. Для достижения успеха в ходе подготовки к Референдума команда Бориса Ельцина стала проводить агрессивную рекламную кампанию для достижения нужных ей результатов Референдума.
Целевая аудитория
Избиратели, которые будут участвовать в голосовании на Референдуме 25 апреля 1993 года. Основная масса — российские граждане, которые не обладают высоким уровнем знаний о политике. Они должны придти и проголосовать на вопросы задаваемые Правительством и обеспечить необходимую явку, чтобы результаты Референдума были легитимными
Анализ визуального сопровождения
В основной массе рекламные материалы — это рекламные плакаты в виде бюллетеней, карикатурные политические плакаты высмеивающие Съезд народных депутатов и плакаты видео известных личностей в поддержку Бориса Ельцина и лозунга «Да-Да-Нет-Да».
Цветовая палитра

Фон — цветовая палитра Российского флага (красно-сине-белая). Что делало акцент на новую Россию будущего, которую нужно выбрать избирателю.
Красный цвет используется в выделении ответа «ДА». Красный цвет всегда яркий и ассоциируется с властью. И красный в данном случае был цветом президентской власти. Плюс гражданам России был знаком данный цвет, так как совсем недавно он постоянно использовался в советской пропаганде, что давало ассоциацию у людей со стабильностью и чем-то знакомым.
Черный цвет используется в выделении ответа «НЕТ». Этот цвет использовался для ответа на вопрос «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?». Выделенное слово «НЕТ» давало ассоциацию депрессии, опасности, страшного будущего, если бы избиратели в этом вопросе поставили ответ «ДА».
Синий цвет использовался в некоторых плакатах и рекламных изображениях, вместо черного цвета для ответа «НЕТ» совместно с выделением дополнительной информации. В данных плакатах синее «НЕТ» сливается с основным текстом и создается больший акцент на красное «ДА».
Анализ содержания

Анализ содержания
Основной лозунг агитационной кампании был «Да-Да-Нет-Да. Строим новую Россию!». Это были конкретные ответы на вопросы, которые будут заданы избирателям в процессе Референдума подкрепленные направлением развития страны.
Население России в 1990е не обладало обширными знаниями об особенностях той или иной политической системы.
Людям хотелось стабильности и ясности. И данный лозунг им это давал. Идея была в том, чтобы не раскрывать и не объяснять каждый вопрос, который выдвигался. Избавить избирателя от необходимости анализировать каждый вопрос. Планировалось прямо и просто дать готовые ответы. которые будут понятны каждому избирателю.
«Не нужно объяснять людям сути каждого вопроса, а самая эффективная работа с электоратом -— на уровне формы. Надо „внедрить“ в сознание это словосочетание „Да — да — нет — да“, совершенно не опускаясь на смысловой уровень.» Игорь Минтусов
Данная последовательность «ДА-ДА-НЕТ-ДА» делала последовательность ответов запоминаемой, и невозможной для забывания.
Сценарии воздействия рекламы на избирателей

Первый сценарий — листовки с бюллетенями
На листовках был призыв приходить на Референдум, фраза «вариант голосования» и написаны вопросы с готовыми ответами. Неправильные ответы были либо зачеркнуты, либо их упоминания не было отображено. Что давало дополнительную связку для запоминания конкретных ответов.
Также в вариации данных листовок, рядом с «правильными ответами» — тезисно было прописано светлое будущее, которое ждет избирателя при «верном» ответе.

Второй сценарий — листовки с плакатами
Авторы листовок опираясь на ассоциативную память советского человека использовали по аналогии с советским плакатам изображения с призывом идти на Референдум и выбрать правильные варианты ответов.
Другая вариация плакатов — это карикатуры высмеивающие Съезд народных депутатов, изображая их в виде змей или общей массы людей, которая дерется. Такие ассоциации вызывают опасность, ненадежность, подрывают доверие к оппоненту президента.