Original size 1081x1362

Анализ синтеза Акиры и Симпсонов в веб-комиксе Барткира

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Вступление.

Комиксы, в отличие от кинематографа и видеоигр, являются видом искусства, который может быть создан в достаточном количестве всего одним человеком. Зачастую этот человек выполняет все роли, от создания нарратива и персонажей, до добавления цвета на финальное изображение. В связи с чем, любой может самостоятельно попытаться создать свой собственный комикс, имея лишь желание и минимальные знания основ искусства создания комикса. В эпоху интернета искусство комикса становится все более и более популярным. В наше время не нужно искать издателя и тратить много средств на рекламу и продвижения своего комикса в какой-либо из журналов. Казалось бы, достаточно просто сделать хороший комикс и выложить его в сеть, со временем, если работа действительно интересная и сделана качественно, то люди сами начнут обращать на нее внимание и фанбаза сформируется сама собой.

Однако, в связи с большой доступностью интернета, все больше и больше людей пытаются проявить себя как комиксисты, что создает огромный поток контента в котором даже хорошая работа может затеряться. Из-за чего все больше художников прибегают к коллаборации и взаимной рекламе, с целью поднять свою популярность за счет обмена фан базами. В большинстве случаем такими коллаборациями могут выступать камео одних персонажей, в комиксах других, совместное создание мелких комиксов где каждый из персонажей показан в своем стиле, но они взаимодействуют между собой и зачастую подшучивают над стилями и историями друг-друга или более крупные работы где над одной историей работают несколько аниматоров и постранично в своем стиле рассказывают общую историю.

Барткира является уникальным произведением, объединившим 768 комиксистов, которые совместно перенесли персонажей и мир Симпсонов в мир Акиры. Каждый из них подарил новую интерпретацию событиям манги через собственную призму и призму мира Мэтта Гроунинга. Создание началось с простой зарисовки одного из начинающих художников, но со временем это переросло в грандиозный проект, который оставил свой отпечаток не только в культуре комикса, но и оказал влияние на представление того чего можно добиться при помощи современных технологий коммуникаций.

Создание и выпуск всех глав занял около 5 лет, и в среднем каждый из художников создал около 6 страниц в своем уникальном стиле. Это единственный настолько крупный коллаборационный проект, в котором поучаствовало столько человек с разных концов земли, объединенные одной идеей и одним желанием создания искусства. Но почему именно эта идея связи Симпсонов и Акиры возымела такой большой успех среди сообщества? На самом деле эти два произведения связывает гораздо больше чем может показаться на первый взгляд. Начиная с того что они стали определяющими произведениями для всей индустрии анимации и заканчивая разницей выхода всего в одну неделю на американском ТВ и в кинотеатрах соответственно.

Original size 1500x1000

Отображение персонажей произведения

Акира

Акира по большей части получило свою популярность именно благодаря анимации, которая перевела аниме из узкой японской культуры в общемировой феномен. До этого манга и аниме была по большей части исключительно японским феноменом и мало кто пытался выпускаться за пределами страны, так как казалось что разность культур не позволит заработать или даже окупить выпуск на международный рынок.

Original size 3196x1682

Одна из наиболее популярных сцен из аниме

Стиль японской анимации следовал манге и культуре Японии тех лет, что сильно отличалось от всего что в этот момент происходило в Америке. Взаимное влияние комиксистов или аниматоров практически полностью отсутствовало в связи с отсутствием конкуренции, где каждый забирал свою часть рынка и не претендовал на другую. В то время как большинство популярных американских анимированных фильмов были нацелены именно на детскую аудиторию, у японцев тогда еще не было четкого понимания некой целевой аудитории, поэтому они делали произведения так, как считали нужным без попыток угодить кому-либо. По итогу аниме тех лет были как довольно странными, так и рушащими стандартные шаблоны дозволенного, поскольку такого жесткого контроля как в Голливуде Японии вышло избежать.

Original size 2000x1000

Стиль аниме довольно сильно разнился от автора к автору

Получившееся аниме является ярким представителем киберпанка и рассматривает темы расслоения общества, наркомании, уличного насилия и всего то, о чем американские аниматоры попросту не могли говорить или специально старались избегать, вместо этого они создавали семейные фильмы избегая любых шокирующих тем. Именно благодаря такому сильному визуальному и смысловому отличию Акира получила настолько большую популярность и послужила толчком к выходу аниме на общемировой рынок.

Также стоит упомянуть, что само аниме создавалось одновременно с созданием манги, и отражает в себе лишь часть первой и шестой глав, то есть является довольно сильно урезанной версией событий. Директором и автором обоих произведений был Катсухиро Отомо который впоследствии признавался что работа сразу над двумя проектами оказала взаимное влияние на финальный вид обоих проектов. Без анимации, сама манга могла получится абсолютно другой, особенно в последних главах, но и ее незаконченность позволяла более гибко обращаться с сюжетом в аниме адаптации.

Original size 1214x632

Акира в формате Манги и Аниме

Симпсоны

Для Симпсонов одним из первых основателей стал Мэтт Гроунинг, который разработал их сатирический дух еще в своем комиксе Life in hell. Затем он объединился с Джеймсом Л Бруксом и Сэмом Саймоном, которые привнесли душу и сделали проект более многогранным. Вместе они представили идею, которая бы в анимации являлась насмешкой над популярным в то время жанром ситкома, от однообразия и приторности которого американцы того времени устали.

Original size 1600x1133

Комикс Life in hell

В отличии от всех прочих ситкомов своего времени, Симпсоны представляли собой не идеальную семью высмеивающую все классические тропы комедийных ситкомов тех времен. Однако кроме комедийной составляющей, в персонажах также присутствовала и глубина, которая делала их мир живым и создавал их четкий образ. У зрителя никогда не возникало почему один из персонажей поступил так или иначе, ведь все знали что Гомер обязательно поступит «как Гомер».

Original size 588x449

Персонаж мыслит и действует всегда согласно своему характеру

Из этих глубоких персонажей и историй с ними связанных и строилась магия Симпсонов, которая довольно длительное время позволяла удерживать большое количество зрителей у экрана и стала культурным феноменом того времени. Это влияние можно было проследить как по непосредственно рейтингам показов телеканалов, так и обилием мерчендайза и фанатского творчества, которые заполонили все инфопространство.

Original size 1080x599

Рейтинги Симпсонов с 1 по 34 сезоны

Обобщая вышесказанное, можно заметить почему оба вышеописанных произведений возымели настолько большую популярность и породили множество фанатского творчества. Оба шли против общего течения и не были похожими ни на на один из проектов в то время в прокате или на телевидении, и оба стали определяющими для жанра анимации. По следам Симпсонов стали выпускаются подобные сатирические семейные ситкомы, как Гриффины и Американский папаша, а благодаря Акире общемировой прокат увидела и японская анимация в лице Призрака в доспехах и Евангелиона.

Барткира

Произведение зародилось на форуме посвященному фан арту Симпсонов в социальной сети Tumblr. Где один из фанатов симпсонов, Райан Хамфри изначально хотел просто поделиться своим творчеством как один из комиксистов. Идея соединить эти два медиума пришла их хэллоуинских выпусков Симпсонов, которые являлись прямыми отсылками на популярные произведения культуры. Вначале были созданы первые несколько страниц, и больших надежд на них не возлагалось, однако за ночь они вызвали колоссальный интерес других артистов, которые также стали перерисовывать стиницы манги с персонажами из Спрингфилда.

Original size 2190x1230

Симпсоны пародируют IT

Вскоре с Райаном связался Джеймс Харви, которые был довольно популярным и активным комиксистом того времени на платформе LiveJournal, но в связи с уходом оттуда людей, пытался начать работу над новым проектом на новой социальной сети. Так же он уже ранее был учителем и имел большой опыт руководства и наставничества, он получал наслаждения при совместной работе над проектом с другими художниками. Этот проект показался ему крайне интересным и обладающим большим потенциалом, он захотел принять непосредственное участие в его создании. Однако, из-за того что первоначальный автор идеи был все-таки больше комиксистом, чем организатором, то Джеймс решило взять на себя руководство созданием проекта. Сам Райан был не против этой идеи так как сам не хотел брать на себя руководство и довольствовался лишь тем, что его идея будет воплощена в жизнь.

Original size 1080x853

Физическое воплощение идеи Райана

Одним из основных мотивирующих факторов была популярность обоих произведений, на которых основывалась идея Барткиры, благодаря чему появилась возможность создать действительно грандиозный проект при участии творцов со всего мира. Далее художники со всего интернета объединенные идеей и направляемые Джеймсом принялись за создание произведения. В связи с тем, что данный проект являлся фанатским творчеством, работали они исключительно за идею, поскольку любое коммерческое использование означало бы разбирательство с владельцами прав обеих франшиз.

Руководство Джеймса было необходимо чтобы воспринять работу как серьезный проект, и поддерживать постоянство персонажей и распределение страниц. Также нужно было осматривать все работы чтобы они соответствовали общему видению проекта и работа велась скоординированно. Собственно благодаря своей активности Джеймс и стал лицом Барткиры, в то время как Райан скорее остался в истории как ее идейный автор и тот кто начал сам проект.

Со временем, популярность проекта все больше и больше росла, и после выпуска 3 тома, группой независимых аниматоров был создан трейлер для привлечения еще большего внимания, который сейчас также находится в общем доступе. Автор Акиры был не против работ, однако не позволил публикацию комикса за деньги в большом тираже, но все-таки несколько экземпляров книги было выпущено, а деньги с продаж пошли на благотворительность.

Original size 3199x1999

Кадр из трейлера Барткиры

Персонажи

При замене одних персонажей другими, изменился не только их внешний вид, но и соответственно имена, по которым они к друг-другу обращаются. Так, к главному протагонисту Акиры все обращаются как к Барту, а причиной взрыва разрушившего Токио стал Ральф. Однако, само поведение персонажей и их реплики, за исключением имен, зачастую слово в слово следуют оригинальной манге. Так что сама суть происходящего и отношение персонажей друг к другу остается верным оригиналу, и собственно после прочтения Барткиры, прочтение оригинальной манги не привнесет новых элементов в историю, и наоборот.

Переходя к самим же персонажем, стоит обсудить их выбор на определенные позиции. Он может быть как достаточно простым, что на позицию доктора был выбран доктор, или что Джокера заменяет Клоун Красти, так и более комплексным. Также на этом моменте стоит упомянуть, что Акира даже в своей полноценной версии манги, само по себе произведение относительно небольшое с малым кастом персонажей, по сравнению с Симпсонами, которые выпускаются уже четвертый десяток лет. Следственно, количество персонажей довольно сильно разниться, поэтому внимательный читатель сможет увидеть вместо обычных серых горожан Нео-Токио множетво третьестепенных персонажей из вселенной желтой семейки на заднем плане. Однако здесь они скорее выполняют роль декорации или безликих персонажей, которые не несут в себе особого отражения характера, разве что поддерживается возраст: на позицию фоновых детей из манги, берутся фоновые дети из Спрингфилда.

Original size 3783x2695

Часть персонажей из Симпсонов

Далее, стоит обратить внимание что главный каст одного произведения, не совпадает с другим. Так например Мардж, встречается только как мертвый фоновый персонаж на одной из панелей, и то узнать мы ее силуэт можем только по характерной прическе, но в самой истории она нигде не появляется. Наоборот на некоторые из лидерских позиций выходят второстепенные персонажи из ранних эпизодов Симпсонов, которые играли значимую роль только в одной из серий, и далее появлялись только как камео или персонажи заднего плана.

Original size 875x1280

Сцена где можно заметить Мардж Симпсон

Основой сюжета манги выступает конфликт Тетсуо и Шотаро, два подростка, каждый из которых первоначально просто стараются выжить в мире антиутопии. На лидирующую роль комикса был выбран Барт, поскольку его мятежных характер и непосредственно центральная роль в начальных эпизодов Симпсонов, идеально подходит под представление Шотаро Канеда в начале манги. Так же их желание вернуть своего друга, когда тот теряется или пытается отдалиться от них, определяет мотивацию их действий.

Барт Симпсон и Шотаро Канеда

На позицию антагониста же был выбран Милхаус, который не только является другом Барта, но и имеет более глубокие параллели с Тетсуо Шима. Несмотря на привязку обоих к определенной группе и наличии близких друзей, в душе они оба одиноки и всеми силами хотят это изменить. Более того, зачастую находясь в тени, но получив возможность обрести силу, они сразу принимают ее с надеждой на обретение всего, о чем мечтали, но со временем, она приводит их только к разочарованию в самих себе и большему одиночеству.

Милхаус Ван Хутен и Тетсуо Шима

Original size 1280x1440

Концепты персонажей

На позиции Эсперов, как не трудно догадаться, были выбраны дети Спрингфилда. Роль Киюко исполняет Тодд Фландерс, что на самом деле является необычным выбором, так как меняет пол персонажа. С другой же стороны, это никак не влияет на роль персонажа в сюжете, а наоборот мягкий характер хорошо передает мотивацию и поведение персонажа. Однако, стоит заметить все-таки что в трейлере Барткиры эта роль досталась Лизе Симпсон.

Тодд Фландерс и Киюко (номер 25)

Роль Миразу досталась Маритну Принцу, который не только имеет похожий внешний вид, но и так же считается умнейшим среди эсперов в манге, среди своего класса во вселенной Симпсонов. Более того, в отличие от двух других эсперов, он проявляет наибольшую активность и является движущей силой, направляющих других.

Маритн Принц и Миразу (номер 27)

Такаши заменяет Венделл Бортен. Его альбинизм так же выглядит необычно, как и внешний вид эспера первом появлении Такаши, когда читатель видит бледного ребенка с морщинами. Также Венделл является другом Мартина, что еще больше укореняет его в позиции одного из эсперов. Однако, для нечастых зрителей Симпсонов этот персонаж может показаться странным выбором, так как он зачастую лишь выступает фоновым, но это дает возможность представить его в другом виде и использовать как чистый лист для репрезентации личности Такаши.

Венделл Бортен и Такаши (номер 26)

Акира же представлен в лице Ральфа Виггама. В данном случае, внешнее сходство это лишь одна из причин для выбора его на эту роль. Основной причиной является схожесть характеров, или собственно их практическое отсутствие. Они оба не имеют большой воли и собственно как Акира является ведомым на протяжении всей манги и в основном за кем-либо следует, так и Ральф зачастую оказывается заложником ситуации и не спешит предпринимать какие-либо действия даже перед лицом опасности.

Original size 1000x1000

Основной арт с Акирой для Манги и основной карт для комикса с Ральфом

Сопротивление Нео-Токио представлено двумя основными персонажами. На роль Кей была выбрана Лора Пауэрс, которая, не смотря на свое центральное появление только в одной серии мультсериала, как нельзя лучше подходит под эту роль. Начиная с схожести характеров, где сражение против системы и использование людей и окружения является одним из способов достижения цели, так и тесная связь и протагонистами историй. Как Лора сначала выступает как движущая сила, заставляющего Барта за ней следовать и затем перерастающую в нечто большее чем создание беспорядков, так и Кей большую часть времени имеет только общую цель с Канедой, но по ходу их взаимодействия, появляется и личный мотив в сотрудничестве.

Лора Пауэрс и Кей

Рюсаку исполняет Нед Фландерс, который не смотря на первоначальную непохожесть, является отображением скрытой силы. Где у одного движущей силой выступает борьба и сопротивление правительству, для второго этим катализатором выступает вера. Мало кто знает, но Нед обладает огромным скрытым потенциалом, которые он может проявлять в критические моменты. Его силу можно заметить в его каждодневном поведении, когда он продолжает оставаться позитивным ко всем окружающим, не смотря на смерть жены и наличие не самого лучшего соседа.

Нед Фландерс и Рюсаку

Среди других важных персонажей, но не имеющих четкой привязки к одной из групп на начало манги, стоит также упомянуть Чиоко, которая представлена Кухаркой Дорой. Такое представление может быть объяснено как внешними сходствами, так и характером, который позволяет делать разнообразные страшные вещи и представлять всем окружающим угрозу. С другой стороны, если обобщать, то в данном случае сходство обосновано стереотипным персонажным тропом тучной женщины средних лет, которую мало что может остановить при желании достичь определенной цели.

Кухарка Дора и Чиоко

Роль Незу досталась Меру Спрингфилда Джо Куимби. В данном случае, опять данный выбор определен тропом персонажа политика, который не находится ни на чьей стороне, с легкостью меняет приоритеты и готов подставлять других ради собственной выгоды.

Мер Куимби и Незу

Место Джокера в адаптации занял Клоун Красти. Такой выбор был сделан исключительно по схожести имен персонажей. Джокер являясь лидером банды, сначала предстает нам как один из бандитов, но потом помогает Канеде в борьбе против империи Тетсуо. Красти же, в контрасте, скорее актер с множеством проблем, который несмотря на помощь от остальных, сильно не меняется и принимает себя и весь мир со всем его проблемами, и не желает ничего изменять.

Клоун Красти и Джокер

Правительство Нео-Токио также отражено в двух основных персонажах. Доктор Джоррис отображен в лице Джонатана Фринка, где работа и стереотипных характер ученого, работающего над необычным проектом определяет выбор его на эту роль.

Джонатан Фринк и Доктор Джоррис

В случае же с Полковником Шикишима, Сеймур Скиннер является схожим не только по профессии но и по характеру. Не смотря на все травмы, и постоянные насмешки, которые постоянно терпит директор, у него выходит продолжать работать и выдерживать даже самые сложные испытания. Его прежняя служба в армии во многом этому способствует, и видеть его в роли Полковника, которых хоть как-то пытается сохранить рассыпающийся на части мир довольно сильно резонирует с его характером и мотивацией.

Директор Скиннер и Полковник Шикишима

Арка Леди Мияко почти полностью отсутствует в аниме, однако в полном произведении она занимает одну из центральных ролей и является довольно большой силой, особенно после второго взрыва. На позицию Мияко была выбрана Лиза Симпсон, что является вполне логичным, в связи с ее высоким интеллектом и желанием поддерживать мир и гармонию с природой. Даже сама Лиза без адаптации, за счет своего яркого характера, можно представить как поступила бы даже во вселенной Симпсонов, и на удивление, воображение стоит изображение крайне похожее на то что мы видим в Барткире.

Original size 1080x810

Лиза в образе Леди Мияко

Основной же помощницей Леди является Сакаи которая отображена как Дженни Пауэлл. В классе Лизы, она является ее самой близкой подругой и выражает о ней заботу, даже в случае когда иногда насмехается над ней. Их близость может казаться не такой заметной, но они единственная, не считая Ральфа, кто достаточно часто появляется как второстепенный персонаж, который удостаивается нескольких реплик.

Мозу и Мики воплощены в лице Шерри и Терри, которые всегда представлены в паре. По началу, читатель может их так же пустать поскольку большую часть манги они появляются вместе, пока Микки не погибает. В связи с тем что эти обе пары появляются зачастую вдвоем, выделить их личный характер является проблематичным, и причиной каста именно этих двух близняшек, вместо систер Бувье, является их подходящий возраст.

Благодяря этой странице можно понять кто являеется кем

Великая Токийская Империя образовалась после второго взрыва и сменила порядок общества, образовав новые кланы и личностей к ним принадлежащим. На службе у Тетсуо и Акиры появилось сразу несколько основных позиций.

Каори, ставшая приближенной Тетсуо отображена как Саманта Стенки, которая в свою очередь испытывала взаимные любовные чувства к Милхаусу. Можно сказать что в данном случае именно их связь определила персонажа на эту роль, поскольку все остальные романтические попытки Милхауса не увенчались успехом. Для Тетсуо же, Каори выступает стабилизатором, который помогает сохранить рассудок от переполняющей силы, одиночества и препаратов.

Саманта в образе Каори

Основным же помощником Тетсуо (Капитаном) является Шестерка Боб. Здесь опять же происходит совпадение характеров, только когда целью а Боба было захват шоу Красти, в данном случае он пытается захватить власть над империей. Оба персонажа действуют исключительно в своих интересах, и не смотря на близость с лидером, они постоянно поджидают подходящего момента, чтобы вонзить нож в спину и забрать власть себе.

Шестерка Боб и Капитан

Окружение

Окружение самого города также является помесью Нео-Токио и Спрингфилда. На большинстве ракурсов можно увидеть образ большого города, поскольку именно его размеры являются ключевым элементом истории. Однако, даже на таких кадрах внимательный читатель сможет заметить мелкие отсылки на вселенную Симпсонов. Так, можно заметить рекламу пива Duff или знаменитый маскот пончиков Lard Lad.

Замена вывески на рекламу пива

Говоря же о фоновых персонажах и объектах, стоит упомянуть что за ними не велся такой пристальный контроль как за основным кастом. В связи с чем одни и те же персонажи могут появляться в разных местах на разных ролях, там где один из комиксистов посчитал это уместным. Например, роботы-сферы, вызванные призвать порядок на улицах города у одного из комиксистов выступают как пришельцы по схожести с их округлыми скафандрами, у другого же на следующей странице комикса они остаются идентичными отображению из оригинальной манги.

Смена отображения роботов

Панели и структура

Как было ранее упомянуто, зачастую авторы Барткиры следовали первоисточнику практически во всех деталях, оставляя разметку панелей и само расположение персонажей в кадре неизменными.

Наибольшим же изменениям подвергалось расположение баблов и подписи к звуковым эффектам. Некоторые могли быть объединены, заменены или изменена их форма, что незначительно исказало тон речи и эмоции. К сожаленю, в большинстве случаев это были скорее негативные изменения вызванные неопытностью комиксистов. С другой же стороны, данные изменения также были вызваны особенностью рисовки и стиля определенного автора. В более мягких и пастельных тонах, четкое и реалистичное изображение звука казалось бы неуместным, и как следствие оно было заменено на более мягкую его версию, но которая по прежнему отражает смысл.

На данном примере можно заметить насколько более экспрессивно учитель выражает свои эмоции в оригинале

Гаттеры и размеры панелей в большинстве случаев оставалось оригинальным или с минимальными изменениями. Но были и более смелые решения, которые повлекли за собой смену фокуса и изменение структуры кадра панели и всей страницы.

Гаттеры пропали и центральная панель значительно уменьшилась, сделав акцент на две верхние

Итоги.

Подводя итог, можно сказать что Барткира, не смотря на свою основу из двух других медиумов, остается самобытным и уникальным произведением. Она дает уникальный читательский опыт, как людям знакомым с первоисточником, так и тем кто лишь отдаленно знаком с Акирой. Также Барткира позволяет и более подробно ознакомится с персонажами Симпсонов, не смотря на то, что здесь они выступают на других ролях. Здесь они как бы поставлены в другие условия, но зачастую действуют именно так как поступили бы их версии из оригинальной вселенной Мэтта Гроунинга. Возможно, после прочтения данного произведения, новая серия симпсонов будет восприниматься немного с другой стороны, где эмоции персонажей и их взаимодействие важнее, чем очередной набор гэгов.

Более того, подобный проект послужил одним из наиболее ярких и успешных представителей авторского независимого коллаборативного творчества. Которое в последствии, получило развитие и в других медиумах, подталкивая творцов вместе браться за крупный проект и так же по частям его интерпретировать в собственном стиле. Выпущенная в прошлом году реанимация Острова Сокровищ показывает, что подобные эксперименты могут быть совершены и в наше время и в других формах медиа.

Bibliography
Show
1.

Напьер С. Аниме от «Акиры» до «Унесённых призраками». — М.: Эксмо, 2012.

2.

Ламарр Т. Машина аниме: медиа-теория японской анимации. — СПб.: Амфора, 2011.

3.

Кавалларо Д. Пересечения аниме: традиция и инновации. — М.: АСТ, 2010.

4.

Отомо К. Акира: манга. — Токио: Kodansha, 1982–1990.

5.

Bolton C., Csicsery-Ronay I., Tatsumi T. Robot Ghosts and Wired Dreams: Japanese Science Fiction from Origins to Anime. — Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 2007.

6.

Groening M. The Simpsons: A Complete Guide to Our Favorite Family. — New York: HarperPerennial, 1997.

7.

Turner C. Planet Simpson. — New York: Random House, 2004.

8.

Gray J. Watching with The Simpsons. — London: Routledge, 2006.

9.

Ortved J. The Simpsons: An Uncensored, Unauthorized History. — London: Faber & Faber, 2009.

10.

МакКлауд С. Понимание комикса. — М.: Белое яблоко, 2017.

11.

Jenkins H. Convergence Culture. — New York: NYU Press, 2006.

12.

Jenkins H. Textual Poachers. — London: Routledge, 1992.

13.

Sabin R. Comics, Comix and Graphic Novels: A History of Comic Art. — London: Phaidon, 1996.

14.

Leavy P. Collaborative Art in the Twenty-First Century. — Oxford: Oxford Univ. Press, 2018.

15.

Bartkira Project / Офиц. сайт. — URL: https://bartkira.com/ (дата обращения: 15.11.2025).

16.

DJ Food. Bartkira Project Archive. — URL: https://www.djfood.org/bartkira/ (дата обращения: 15.11.2025).

17.

PosterSpy. Bartkira Posters. — URL: https://posterspy.com (дата обращения: 15.11.2025).

18.

The Simpsons Wiki. — URL: https://simpsons.fandom.com/ (дата обращения: 15.11.2025).

19.

MangaTown. Akira (манга). — URL: https://www.mangatown.com/manga/akira/ (дата обращения: 15.11.2025).

Image sources
Show
1.

https://www.djfood.org/bartkira/(Дата обращения 15.11.2025)

2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.

https://bartkira.com/(Дата обращения 15.11.2025)

15.16.17.
Анализ синтеза Акиры и Симпсонов в веб-комиксе Барткира
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more