
I Введение
Советский концептуализм сформировался под влиянием западного искусства на рубеже 1960-1970-х годов. В первую очередь, новое направление сосредоточилось в столице, отсюда и получило название «московский концептуализм». Для выявления уникальных черт советских авторов, важно обратить внимание на особенности творческого движения на Западе. Для концептуализма характерно главенство идеи произведения над формой художественного воплощения и отказ от традиционного отображения действительности. Важным также становится вопрос о том, что можно считать искусством или не-искусством. Художники экспериментируют и изучают эти границы и возможности выхода за них. Принято считать, что первыми произведениями концептуализма стали реди-мейды Дюшана, а именно его «Фонтан» — обыкновенный писсуар, выставленный как предмет искусства в 1917 году. Участники движения также выступают против намеков на присутствие автора и на его сопричастность к процессу создания произведения.

Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971
Текст в руках концептуалистов впервые становится таким же важным средством художественного языка, как и изображение, а иногда и главенствующим. Точкой отсчета для формирования московского концептуализма можно назвать произведение Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы», где нет привычных для изобразительного искусства приёмов и формообразований. Оно выглядит как холст прямоугольной формы с обрывками цитат разных людей, складывающихся в бессмысленный текст. Поскольку отечественный концептуализм сформировался в условиях тотального государственного контроля, он стал причисляться к «неофициальному» искусству. Реакция на советский режим и послужила формированию уникальных национальных тем, отличных от Запада, в произведениях художников: феномен быта коммунальной квартиры, идеологические образы и лозунги. Роль текста же приобретает еще большую значимость, чем у зарубежных представителей. Это связано с тем, что многие художники были и поэтами и наоборот.
Московский концептуализм также называют «романтическим» (данное определение ввел искусствовед Борис Гройс). Несмотря на всю кажущуюся сперва рациональность, ему свойственна лирическая окраска и «эзопов язык». Помимо прочего, московских концептуалистов интересуют понятие границ картинного пространства, категории пустоты или неопределенности.
В качестве примеров представлено творчество Ильи Кабакова, Эрика Булатова, творческого объединения «Коллективные действия», Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова и др. В визуальном исследовании рассматриваются особенности концептуализма в нашей стране, отличные от западного, а также некоторые общие черты, на примеры вышеперечисленных представителей советского течения. По этому же принципу структурируется собранный материал.
II Коммунальная квартира
Илья Кабаков. Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни». 1989
«Коммуналка является хорошей метафорой для советской жизни, потому что жить в ней нельзя, но и жить иначе тоже нельзя, потому что из коммуналки выехать практически невозможно» — Илья Кабаков
Одним из самых ярких представителей концептуализма можно назвать Илью Кабакова. В своём творчестве он отображал советскую действительность и работал с образом коммунальной квартиры. Её быт, вплоть до расписания выноса мусора, выступал как предмет искусства. Кабаков погружал зрителей в повседневность советского человека с помощью тотальных инсталляций. Художник никогда не жил в коммунальных квартирах, но несмотря на это они представлялись ему местом абсолютно непригодным для жизни.
Илья Кабаков. График выноса помойного ведра. 1980
Илья Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». 1985
Обыкновенные бытовые объекты, вроде кухонной утвари, также вызывали интерес у московских концептуалистов. Например, серия Кабакова 1960-80-х годов посвящена привычному для каждого жильца коммунальной квартиры вопросу о том, кому принадлежит та или иная вещь на общей кухне. Тёрка, кружка или ковшик располагаются на полотне и сопровождаются текстом-диалогом между людьми: «Чье это?». Повседневная жизнь советского человека и его быт в проектах Кабакова становятся полноценными произведениями искусства.
[1] Илья Кабаков. Ольга Ильинична Зуйко: «Чья эта тёрка?» 1982 [2] Илья Кабаков. Екатерина Львовна Сойка: «Чья эта кружка?» 1982 [3] Илья Кабаков. Анна Марковна Зуева: «Чей это ковшик?» 1994
«Коммуналка для меня оказалась тем самым центральным сюжетом, которым для Горького была ночлежка в пьесе „На дне“. Ночлежка — чрезвычайно удачная метафора, потому что это как бы заглядывание в яму, где копошатся мириады душ. В пьесе ничего не происходит: там все говорят. Наша советская жизнь, русская, точно так же тяготеет к местам, являющимся зонами говорения. И вот коммуналка оборачивается такой советской версией „На дне“». — Илья Кабаков
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «На коммунальной кухне». 1991
Илья и Эмилия Кабаковы. Фрагменты инсталляции «Воспоминания о коммунальной кухне»
Илья Кабаков и после распада СССР работал с темой повседневности советского человека в условиях коммуналки. Неприглядность подобного жилища он передал в инсталляции «Туалет», где уютная комната соседствует с общественным сортиром.
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Туалет». 1992
III Идеологические образы
Московские концептуалисты использовали идеологические штампы и цитаты. Достаточно тонкая грань проходит между другим направлением в искусстве того периода — соц-артом. Это был ответ американскому поп-арту, только вместо образов массового потребления и капитализма художники обращались к советской пропаганде и лозунгам, заполонившим повседневную жизнь людей: «Слава КПСС», «Вперед к победе коммунизма!» и др.
Эрик Булатов. Горизонт. 1971–1972
Эрик Булатов. Добро пожаловать. 1973-1974
Эрик Булатов не причислял себя к соц-артистам, однако в его произведениях присутствуют типичные идеологические образы. По большей части его интересовала не политические смыслы, а эксперименты с плоскостями изображения. Например, в знаменитой работе «Слава КПСС» он изобразил небо, перекрытое крупным текстом, будто буквы не позволяют достаточно рассмотреть глубину картины. Приём с противопоставлением плоскости и пространства за ним присутствует во многих произведениях Булатова. В качестве той самой плоскости чаще всего выступают текст, различные идеологические образы.
Эрик Булатов. Слава КПСС. 1975
Эрик Булатов. Русский XX век. 1990
Основоположниками соц-арта можно назвать художников Виталия Комара и Александра Меламида. В отличие от концептуалистов, они очень прямо использовали образы советской власти в своих работах, как бы иронизируя. Идея создания пришла к ним во время расписывания пионерлагеря: «В общем, мы дрожали, пили и думали, какие же мы подлецы, что ввязались в эту гадость ради денег. И в какой-то момент завели такой пьяный разговор: „А вдруг существует какой-то человек… который делает такое искренне? И это для него такой крик души. И что он рисует? Наверное, своих родных в стиле советских героев“». И тогда художники начали создавать типичные советские лозунги, подписывая их своими именами: «В. Комар, А. Меламид», портреты близких и свои собственные в стиле героев труда.
[1] Комар и Меламид. Вперед к победе коммунизма! 1972 [2] Комар и Меламид. Лозунг. 1972
[1] Комар и Меламид. Портрет отца. 1973 [2] Комар и Меламид. Вам хорошо! 1972
Творческая группа «Коллективные действия» (КД) воплощала довольно абсурдные акции. В одной из них они повесили транспарант красного цвета с белым текстом, отсылающим к пропагандистским лозунгам, между деревьями в лесу. Это акция называлась «Лозунг» — 1977. Через год на том же месте оказался транспарант с уже другим текстом, но отсылающим к лозунгу прошлого года.
Лозунг-1977: «Я НИ НА ЧТО НЕ ЖАЛУЮСЬ И МНЕ ВСЕ НРАВИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ»
Лозунг-1978 «СТРАННО, ЗАЧЕМ Я ЛГАЛ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ — ВЕДЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК ВЕЗДЕ — ТОЛЬКО ЕЩЕ ОСТРЕЕ ЭТО ЧУВСТВУЕШЬ И ГЛУБЖЕ НЕ ПОНИМАЕШЬ»
[1] Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1977». 1977 [2] Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1978». 1978
IIII Категория пустоты
«Настанет время, когда все эти „изображенные вещи“ сплывут и растают, мухи улетят прочь, но белый свет останется, сияя невозмутимо». — Илья Кабаков
Уникальной чертой московского концептуализма является мотив пустоты, полной «ликвидации» автора, белизны. На фоне очень насыщенной текстовой идеологической агитации, которая всюду окружает советского человека, а также однообразной визуальной культуры, доминирующей на художественных выставках, становится актуальным поиск «отсутствующего» изображения, которое бы пришло на смену даже абстрактному неофициальному искусству.
Группа «Коллективные действия». Документационное подтверждение участие в акции «Появление». 1976
Понятие «пустое действие» связано с практикой «Поездок за город» КД. Так назывался сборник документации перформансов группы. Их творчество эфемерно, зачастую искусством становится сам факт какого-то действия или процесс его осмысления. Например, во время акции «Появление» по направлению к приглашенным зрителям двигались двое с противоположной стороны поля. После чего они выдали всем «документальное подтверждение» с печатью о том, что они присутствовали на акции. Таким образом, искусство здесь выражается во времени ожидания и письменном подтверждении об участии.
Группа «Коллективные действия». Акция «Появление». 1976
Другая акция «Время действия» заключалась в следующем: приглашенные зрители полтора часа тянули семикилометровую белую веревку, намотанную на катушку. Катушка была подвешена между деревьями в лесу таким образом, чтобы её не было видно участникам. В процессе акции всю веревку вытянули из леса.
Группа «Коллективные действия». Акция «Время действия». 1978
Описание Андрея Монастырского акции «Третий вариант»: «Приехавшие по приглашениям зрители (около 20 человек) были размещены на краю поля. Справа из леса, на расстоянии 50 метров от зрителей, появился участник в фиолетовом балахоне, прошел некоторое расстояние по полю (параллельно линии зрителей) и лег в яму так, что его не было видно. Через три минуты из другой ямы, вырытой на расстоянии 30 метров слева от того места, где исчез участник, появилась его фигура в том же фиолетовом балахоне, но с красным воздушным шаром вместо головы. Проткнув палкой шар, на месте которого возникло облако белой пыли, участник- теперь уже без головы- снова лег в яму, из которой он только что появился. Одновременно с его исчезновением из первой ямы (в 30 метрах справа) появился он же, но уже в обычной одежде, и, засыпав землей яму, из которой вылез, ушел в лес в том же направлении, откуда вышел в начале акции».
Группа «Коллективные действия». Третий вариант. 28 мая 1978
В итоге Кабаков в 1985 году в своей работе показал образ абсолютной пустоты. Всё, что мы видим на картине — это черная рамка. Вот что сам художник говорил о «белых» работах (пустые листы альбомов из разных серий): «Пустота белой бумаги — это почти точный эквивалент молчания, которое не означает тотального отрицания, скорее наоборот — тотальную полноту, которая превосходит любое „сообщение“». По Кабакову, отсутствие изображения и есть подлинное изображение полноты реальности. Причем она сопряжена именно со светом и белизной, поэтому при создании «Пустой картины» Кабаков пытался добиться идеально глянцевой фактуры, отражающей свет.
Илья Кабаков. Пустая картина. 1985
IIIII Границы картинного пространства
В советском концептуализме исследуются различные иллюзии и рамки картинного пространства. Это можно увидеть на примере произведений Эрика Булатова. На картине «Лыжник» художник использует свой излюбленный приём с противопоставлением плоскости и пространства. Удаляющуюся вглубь полотна фигуру человека перекрывает красная решетка, мешающая проследовать за лыжником. На «Улице Красикова» также воссоздана иллюзия — кажется, будто с уличного плаката навстречу пешеходам движется нарисованный Ленин.
[1] Эрик Булатов. Лыжник. 1970 [2] Эрик Булатов. Улица Красикова. 1977
Работа «Лувр. Джоконда», созданная Булатовым уже после распада СССР, отсылает к тому периоду — алый цвет, посетители музея будто вырезаны из старой советской газеты. На этом полотне используется тот же приём с двумя измерениями.
Эрик Булатов. Лувр. Джоконда. 1997–1998
В исследованиях границ картинного пространства концептуалисты пришли к полному отказу от изображения картины как таковой и полному её замещению текстом, как, например, в альбоме Ивана Чуйкова «Далекое-близкое». На листах располагаются описания разных живописных жанров. Красные чернила используются для обозначения чего-то близкого, осязаемого и понятного зрителем, а синее, в свою очередь, — далекое, нечто труднодоступное, находящееся в области воображения.
Иван Чуйков. Из альбома «Далекое-близкое». 1976
В своей знаменитой серии «Окна» Чуйков совмещает реальность и иллюзии. На покрытых предварительно белой краской оконных стеклах он изображает пейзаж, иногда даже залезая на раму. За счет этого создается эффект искаженной перспективы. Нарисованный пейзаж — иллюзия, а окно — реальность: «Совместив картину — окно в мир и настоящее окно, — я столкнул реальность и иллюзию. Но при этом настоящей иллюзией является окно — оно приглашает войти, а живопись не пускает».
[1] Иван Чуйков. Окно XX. 1981 [2] Иван Чуйков. 23 фрагмента. 1986
[1] Юрий Альберт. В моей работе наступил кризис… 1983 [2] Юрий Альберт. Что касается моего мнения… 1987
Ещё один представитель московского концептуализма Юрий Альберт в работе «Живопись для слепых» набирал тексты на полотнах шрифтом Брайля. Одно из таких посланий звучит следующим образом: «То, что вы видите на моих работах, не имеет никакого значения». В произведениях художника продолжается идея о выходе за рамки изобразительных традиций.
Юрий Альберт. Живопись для слепых. 1987.
Трудно представить, насколько далеко могли зайти московские концептуалисты в изучениях границ искусства и не-искусства. Но Юрий Альберт, кажется, опередил всех остальных. Художник проводил акцию, помогая по хозяйству разным людям. Всё было официально, с заполнением бланка заказа. Вот что он говорил об этой практике: «Одна из моделей искусства состоит в том, что искусство не должно быть бесполезным — оно должно помогать людям, метафорически или буквально. Я попробовал это сделать — дал любителям искусства возможность вызвать на дом художника для помощи по хозяйству. Зрители могли прислать мне заполненный бланк заказа, и я бесплатно ходил за хлебом, сидел с детьми или мыл полы».
Юрий Альберт. Акция «Помощь по хозяйству». Конец 70-х — начало 80-х
IIIIII Слияние с литературой
Московский концептуализм отличается также литературоцентричностью. Отсюда и еще одно его названий «романтический». Некоторые произведения находятся на стыке жанров: книги-объекты Герловиных, альбомы Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова, сочетающие в себе черты литературного произведения и графики.
[1] Илья Кабаков. Мамина комната. Из альбома «Вшкафусидящий Примаков». 1971 [2] Илья Кабаков. В шкафу. Из альбома «Вшкафусидящий Примаков». 1973
Илья Кабаков. Из альбома «Полетевший Комаров». 1973
Римма и Валерий Герловины на ранних этапах своего творчества выпускали переплетенные вручную книги с визуальной поэзией (вид поэзии, в котором важная роль отводится графическому изображению текста). Например, в проекте «Плодослов» напечатанный текст представляет из себя единую непрерывную череду слов без пробелов и знаков препинания.
[1] Римма Герловина. Ламарк. 1973 [2] Римма Герловина. Любовь. 1974 [3] Римма Герловина. Плодослов. 1973
Советский концептуализм содержал в своей основе литературу. Зачастую произведения были подобно истории, но рассказанной художественным языком, а не литературным, через инсталляцию или картину. В творчестве Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова можно проследить мотивы, темы и типы персонажей, навеянные литературой XIX века. Например, героев альбомов, Примакова или Камарова можно сравнить с образом «маленького человека» из произведений Гоголя, Чехова.
Виктор Пивоваров. Из альбома «Проекты для одинокого человека». 1975
Виктор Пивоваров. Из альбома «Konkluze». 1975
Виктор Пивоваров. Из альбома «Лицо». 1975
IIIIIII Выводы
Являясь продолжением западного течения, московский концептуализм обрёл свои особенные черты. Во-первых, на его развитие повлияла обстановка в стране и тотальный государственный контроль, из-за чего искусство получило андерграундный неофициальный характер. Во-вторых, повседневная жизнь советского человека послужила источником вдохновения для многих художников. Такие темы как эстетизация быта коммуналки или ирония над идеологическими лозунгами и образами просто не могли появиться у западных авторов. Также, к особенностям формирования концептуализма в нашей стране относится неравномерность в развитии жанров. К концу 60-х появились концептуальные живопись и графика, а инсталляция, перформанс и объект — лишь к середине 70-х. Соц-арт стал ответом американскому поп-арту. Советские концептуалисты, как и зарубежные изучали грани определения искусства и изобразительного языка. Помимо прочего, уникальными национальными чертами являются мотив пустоты, отсутствия действия в произведениях. Наконец, московские концептуалисты были тесно связаны с жанром литературы, художники и поэты вращались в одних кругах, что могло повлиять на взаимопроникновение литературы и искусства.
IIIIIIII Источники
Дёготь Е. Ю., Захаров В. А. Московский концептуализм / WAM № 15-16. Москва, 2005. 418 с.
Гройс Б. Московский Романтический концептуализм // Журнал «37». 1979.
Youtube: сайт. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=QQjsKHE0kko (дата обращения: 20.05.2024)
https://arzamas.academy/materials/1206 (дата обращения 18.05.2023)
https://conceptualism.letov.ru/KD-actions-9.html (дата обращения 18.05.2023)
https://theblueprint.ru/culture/art/erik-bulatov?ysclid=lw22xitkfx670803606 (дата обращения 18.05.2023)
http://www.gerlovin.com/writing_visual_poetry1.htm (дата обращения 18.05.2023)
https://artguide.com/posts/793?ysclid=lwicjl08u2444573879 (дата обращения 18.05.2023)
https://lavrus.tretyakov.ru/upload/iblock/09b/09b64888861e1bc11583ddfc18062dad.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://arterritory.com/images/main/Kabakov%202018%208.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8170504/pub_63fb779058d15961272dd09a_63fb77d73876d93b6f93d9b5/scale_1200 (дата обращения: 16.05.2024)
https://arc-anglerfish-washpost-prod-washpost.s3.amazonaws.com/public/KQXYMVPHFAPEYFBYX6AF54UF2Y.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://losko.ru/wp-content/uploads/2021/10/losko.ru-patsyukov-43.painting78-min.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/6003/content_05_muha.jpeg (дата обращения: 16.05.2024)
https://clck.ru/3Am6Np(дата обращения: 16.05.2024)
https://clck.ru/3Am6N6 (дата обращения: 16.05.2024)
https://clck.ru/3Am6NL (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.fishki.net/upload/post/201402/10/1243310/1_006.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.trinixy.ru/pics3/20080416/kitchen_05.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.fishki.net/upload/post/201402/10/1243310/1_003.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.fishki.net/upload/post/201402/10/1243310/1_004.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://banana.by/uploads/posts/1209542671_w10.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.fishki.net/upload/post/201402/10/1243310/1_008.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
http://4.bp.blogspot.com/-3dJLF36rwVA/UWGm8mO2oTI/AAAAAAAAACQ/BNuzneIe1Lg/s1600/tualet.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://skillbox.ru/upload/setka_images/07394312102023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://biographe.ru/wp-content/uploads/2022/05/1312321323-scaled.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://clck.ru/3Am6uV (дата обращения: 17.05.2024)
https://i0.wp.com/api.vladey.net/storage/artwork/9574/detail_preview_image-abd2fd2ab4140cf826ea701beab332de.jpg?ssl=1 (дата обращения: 17.05.2024)
https://clck.ru/3Am7HS (дата обращения: 17.05.2024)
https://clck.ru/3Am7Hd (дата обращения: 17.05.2024)
https://clck.ru/3Am7Hf (дата обращения: 17.05.2024)
https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/11/sots_art03.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://losko.ru/wp-content/uploads/2021/10/losko.ru-1552203150-54-0-1462-1056-1920x0-80-0-0-33dac2f3d96f24d209043dc2037ae51d-780x585.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/Slogan-1977/lozung77-4.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/14177/content_kol-dey.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/Slogan-1977/slides/lozung77-2.html (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/8/slides/lozung-78-3.html#picttop (дата обращения: 17.05.2024)
https://im.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2023/014/KMO_121188_10888_1_t218_002331.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://im.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2023/014/KMO_121188_10886_1_t241_002331.webp (дата обращения: 17.05.2024)
https://static.tildacdn.com/tild3134-6234-4233-b035-653134393363/g.png (дата обращения: 17.05.2024)
https://www.tate.org.uk/sites/default/files/images/collective-actions-group.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/10/slides/VD-8.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/10/slides/VD-5.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://clck.ru/3Am7M8 (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/10/slides/VD-6.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/10/VD-3.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/3-variant/slides/3-variant-5.html#picttop (дата обращения: 17.05.2024)
https://os.colta.ru/m/photo/2008/07/01/003_big.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/3-variant/slides/3-variant-3.html#picttop (дата обращения: 17.05.2024)
https://conceptualism.letov.ru/3-variant/slides/3-variant-2.html (дата обращения: 17.05.2024)
https://sothebys-md.brightspotcdn.com/4b/e2/76e1425d43469d9433893052cc2f/l21112-bsylg-01.jpg (дата обращения: 17.05.2024)
https://www.tate.org.uk/sites/default/files/styles/grid-normal-16-cols/public/images/erik_bulatov_skier_0.jpg?itok=vn1zjjxO (дата обращения: 18.05.2024)
https://gmig.ru/upload/iblock/9c9/c4m6cdrnxmrb80nbbi0xl06usrevg712.jpg (дата обращения: 18.05.2024)
https://api.interior.ru/media/images/setka/2023_11_20/izokurs-erik-bulatov-luvr-dzhokonda-maslo-holst.jpg (дата обращения: 18.05.2024)
https://knife.media/feature/conceptual-art/assets/img/034.f367a408.jpg (дата обращения: 18.05.2024)
https://i.pinimg.com/originals/ca/0f/4e/ca0f4e4f7102a1384d7df2bbe72ce82c.jpg (дата обращения: 18.05.2024)
https://api.vladey.net/storage/artwork/3258/detail_preview_image-0e02feaab1ed4e02e98405025c6c7840.jpg (дата обращения: 18.05.2024)
https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/749/content_albert_05.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
https://imho-gallery.ru/wp-content/uploads/2016/01/albert-2.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
https://clck.ru/3Am7TK (дата обращения: 20.05.2024)
https://clck.ru/3Am7TT (дата обращения: 20.05.2024)
https://clck.ru/3Am7TZ (дата обращения: 20.05.2024)
https://clck.ru/3Am7Tg (дата обращения: 20.05.2024)
https://clck.ru/3Am7Tx (дата обращения: 20.05.2024)
http://www.gerlovin.com/graphics/writing_joint_work1/03_lamark1.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
http://www.gerlovin.com/graphics/writing_joint_work1/04_lamark2.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
http://www.gerlovin.com/graphics/writing_joint_work1/06_heart.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
http://www.gerlovin.com/graphics/writing_joint_work1/05_heart.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
http://www.gerlovin.com/graphics/writing_visual_poetry1_files/05_plodoslov.jpg (дата обращения: 20.05.2024)
https://levelvan.ru/upload/media/n-1001427648744-13061.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/2989/gallery_picture-6a3f140e-1a21-42ca-9655-68c8fc1810e6.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/2988/gallery_picture-d06b84f3-5fa0-41d7-b638-4c50d39fb316.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://www.kabakov.net/albums (дата обращения: 16.05.2024)
https://www.kabakov.net/albums (дата обращения: 16.05.2024)
https://www.kabakov.net/albums (дата обращения: 16.05.2024)
https://theblueprint.ru/upload/15426/3093e64205797e05c8e5cedb2b65ead5.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://theblueprint.ru/upload/15426/5ac4a0414b0db7d4e6de864d71180c61.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://static27.tgcnt.ru/posts/_0/c3/c36a109080b05fce48d50ee6be448c65.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://www.self-titledmag.com/wp-content/uploads/2018/11/projectlonely6.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://theblueprint.ru/upload/15426/ea64cfbbcdf7fad87125f0c61828b2ba.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://theblueprint.ru/upload/15426/fc18da31bbb61c33a4bea669403d9fa7.jpg (дата обращения: 16.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://t.me/artornet/2429 (дата обращения: 21.05.2024)
https://clck.ru/3AmuVn (дата обращения: 21.05.2024)
https://clck.ru/3AmuWq (дата обращения: 21.05.2024)
https://clck.ru/3AmuXr (дата обращения: 21.05.2024)
https://clck.ru/3AmuZ2 (дата обращения: 21.05.2024)