Original size 909x1228

Взаимодействие тела и пространства в фотографии арт-ню

24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Обнаженная натура на протяжении тысячелетий является одним из ключевых сюжетов художественного искусства. Мотив наготы, зародившийся еще в Античности, на долгие столетия определил эстетические стандарты человеческого тела. Считалось, что физически совершенное тело, уравновешенное, выносливое и гибкое, заведомо наделяло человека благородством и нравственностью. По сложившимся канонам раннего искусства изображение нагого тела соответствовало мифологическому или божественному облику, а приближение мотива наготы к повседневным и реальным сюжетам было недопустимо.

Представления об эстетичном и непристойном, моральном и безобразном меняются в середине XIX века. Картина «Олимпия» французского импрессиониста Эдуарда Мане бросила вызов общественности откровенным показом распутной женщины-куртизанки, тем самым заявив, что обнаженное тело в искусстве не обязано обладать божественным началом. А поскольку живопись и фотография в этот период шли неразрывно, телесный опыт и чувствительность обретают новое представление в фотографической репрезентации.

Михайлова Д. С в своей работе весьма интересно отметила: «Человеку присуще стремление покрыть кожу слоем искусственных символов. Одежда, аксессуары, изображения на теле, прически —это все поверхность тела, наложенный текст». [2]

Фотография обнаженной натуры находит свое воплощение в двух направлениях: эротической фотографии, ориентированной на вызов сексуальных желаний, и арт-ню, нацеленной на созерцание красоты человеческого тела и переосмысление остросоциальных проблем. Человек, обнаженный физически, оказывается «нагим» духовно, предстает внешнему миру в естественном облике: свободным, хрупким, уязвимым, беззащитным. Пространство арт-ню фотографии является не просто второстепенным фоном, а репрезентацией внешнего мира, системы, где возможно существование натуры. Таким образом через знакомый каждому телесный опыт арт-ню обращается к вечной теме поиска своего предназначения, места в мире.

Меня заинтересовала эта тема тем, что мотив наготы в фотографии остается противоречивым и способен вызывать как восхищение, эстетическое наслаждение, так и неловкость, замешательство, стыд. Тело в фотографии арт-ню не меняет кардинально свою форму, оно остается узнаваемым и относимым к каждому. На самом деле то, что меняет наше восприятие обнаженного тела, является пространство. В визуальном исследовании я задалась целью проследить, как по-разному может взаимодействовать обнаженное тело и пространство и как за счет этого меняется восприятие изображения.

Визуальный ряд структурируется типологически, по мере рассмотрения различных художественных методов интерпретации тела в новом пространстве.

Для полного раскрытия темы в качестве текстовых источников использовалась литература, посвященная изучению телесного опыта в культурных и социальных аспектах, наготы в искусстве, эволюции жанра арт-ню в фотографии. При отборе фото-материала я опиралась на материалы с курса истории фотографии, а также на публикации тематических сообществ в социальных сетях.

Пространство, подражающее живописи и скульптуре

Огюст Беллок. Этюд обнаженной натуры. 1856 / Этюд обнаженной с ветвями. 1855

Раскрепощенность и вольность нравов эпохи в слиянии с представленным инновационным языком изображения интерпретируют портретный жанр. В самом начале своего развития обнаженная фотография следует студийному стилю в изображении тела. Сохранялась тенденция уподобления ранних снимков античному искусству, классическим канонам скульптуры и живописи, за счет чего фотография обнаженной натуры не опошлялась. Пространство выстраивалось из элементов интерьера, обилия драпировок и цветочной атрибутики, сама модель обладала округлыми формами, а ее поза всегда расслабленная, раскованная, в меру раскрепощенная. Позировать соглашались в основном женщины, которые выходили из низшего класса и нуждались в деньгах, поэтому их личности оставались неизвестными.

Эжен Дюрье / Эжен Делакруа. Обнаженная натура. 1854 г.

Фотография Эжен Дюрье / Эжен Делакруа. Одалиска. 1857

Документальная точность как главное преимущество фотографии открывала новые возможности для художников. Снимок с зафиксированной статичной позой, с выстроенным светом и ракурсом использовался как «референс» для написания картин, что облегчало работу художникам. Выпускались целые альбомы, которые являлись пособиями для художников при изучении фигуры и пластическом моделировании.

0

Луи Иго. Академизм, фотография-пособие для художников. 1880

Искаженное пространство

Original size 1024x820

Андре Кертеш. Искажение № 49. 1933

Концепция пластичности и гибкости тела раскрывается при запечатлении тела в искаженном пространстве. Так, Андре Кертеш в 1933 году экспериментирует с зеркалами, резкими ракурсами и создает серию «Искажения», где выдвигает тему деконструкции конвенционального тела. Оно, подобно пластилину, растягивается, расплывается, приобретая гипертрофированные комичные черты. Кертеш нарушает принцип незыблемости и целостности тела, нагота в его работах уже воспринимается бесформенно.

Андре Кертеш. Искажение № 34, 40. 1933

Андре Кертеш. Искажение № 33, 82. 1933

Original size 1280x1529

Билл Брандт. Обнаженная. 1950-е

У Билла Брандта, в отличии от предыдущего фотографа, искажение пространства не такое гротескное. Брандт прибегает к использованию широкоугольного объектива, располагает модель по диагонали, а фокус обзора сосредотачивает на отдельных частях тела. Все это работает таким образом, что «женское тело здесь — традиционно фрагментированное, превращенное в фетиш». [5]

Билл Брандт. Обнаженная. 1951/1952

Билл Брандт. Обнаженная. 1953/1977

Original size 862x353

Фредерик Фонтенуа. Серия «Метаморфозы». 1988

В панорамных фотографиях Фонтенуа вытянутое, раздробленное тело при длительной выдержке обретает псевдочеловеческую, животную форму. Через его снимки прослеживается тема взаимоотношений человека и природы: восприятие человека как потустороннего и лишнего существа в мире.

Original size 700x283

Фредерик Фонтенуа. Серия «Метаморфозы». 1988

Original size 700x283

Фредерик Фонтенуа. Серия «Метаморфозы». 1988

Пространство комнаты

Original size 1000x1005

Франческа Вудмен. Автопортрет. 1978

Франческа Вудмен изучала границы собственного зрительного и телесного опыта в заброшенном, визуально шумном пространстве. Потрескавшиеся стены, дощатый пол, неестественные позы, зеркальные отражения — все это создает атмосферу барочного перфоманса на ее фотографиях. В среде этого хаоса тело, хрупкое, неуловимое, оказывается в конфликте с пространтсвом, а размытие натуры усиливает ощущение потустороннего.

Франческа Вудмен. Без названия. 1975-1976

Франческа Вудмен. Самообман. 1978 / Без названия

Original size 1130x1075

Франческа Вудмен. Серия «Ангел» 1977

Организованная, аккуратная и приведенная в порядок обстановка комнаты на фотографиях Жанны Менетрие напоминает близкий многим домашний интерьер. Тем не менее она также прибегает к эффекту размытия подвижного тела, которое будто повисло в пространстве времени. Для меня ее работы о том, как рассудок отвергает привычную, знакомую обстановку, а тело всецело принимает, из-за чего возникает конфликт сознательного и физического.

Original size 1024x680

Жанна Менетрие. Серия «Исчезнувшие женщины». 2014

Original size 1024x680

Жанна Менетрие. Серия «Исчезнувшие женщины». 2014

Original size 1024x680

Жанна Менетрие. Серия «Исчезнувшие женщины». 2014

Пространство, которое поглощает

Original size 1920x923

Рут Бернард. Перспектива II. 1967

Элегантность, чувствительность, грациозность и утонченность обнаженного тела улавливаются в фотографиях Рут Бернард, одной из первых женщин в направлении арт-ню. Пластичность форм и выразительность линий натуры подчеркиваются при ненавязчивом, минималистичном фоне, который воспринимается безмерным и всепоглощающим. Легкая дымка, мягкое свечение — и тело утопает, растворяется в пространстве.

Original size 1280x642

Рут Бернард. Шелк. 1968

Рут Бернард. Светящееся тело. 1967/ Анна. 1974

Original size 1920x923

Рут Бернард. В волнах. 1945

Original size 1280x701

Рут Бернард. В коробке. 1962

Массовая инсталляция. Тело, вписанное в пейзаж

Original size 1600x1275

Спенсер Тюник. Стрела в Вашингтон, Нью-Йорк. 1995

Спенсер Тюник. Генеральная Ассамблея ООН. Нью-Йорк, 1994 / Momentum, Нью-Йорк, 1996 г.

0

Спенсер Тюник. Массовые инсталляции. Огайо. 2004/ Мехико. 2007/ Орийак. 2010

В работах Спенсера Тюника наблюдается контраст цивилизационного мира, показанного через пространство города, и естественного дикого мира, воплощенного в наготе толпы. Инсталляции Тюника собирают сотни и тысячи добровольцев (в Барселоне он смог запечатлеть около 7000 человек), готовых испытать новый телесный опыт и бросить вызов частной жизни. На снимках люди, подобно абстрактной мозаике, становятся единым организмом. Но насколько инородно или вполне гармонично ощущается обнаженное тело в урбанистическом пространстве? Думаю, у каждого свой ответ.

Джек Гешейдт. Проект «Душа дерева». 2006/2007

Работы Джека Гешейдта не нацелены на демонстрацию эстетики человеческого тела, напротив, его задача продемонстрировать красоту природы, в особенности деревьев, посредством «украшения» стволов, ветвей людьми. Нагая натура как естественная, подлинная красота, совершенная и доскональная материя выступает драпировкой для деревьев. Гармоничный симбиоз двух природных форм работает на продвижение экологической проблемы, связанной с вырубкой древних деревьев. Гешейдт активно противостоит этому и часть своих доходов направляет в фонды спасения деревьев.

Original size 900x691

Джек Гешейдт. Проект «Душа дерева». 2010

Original size 1182x871

Джек Гешейдт. Проект «Душа дерева». 2004

Тело, замаскированное под ландшафт

Original size 1020x720

Аллан Тегер. Биплан в пустыне. 2017

Увлечение Аллана Тегера психологией, восточной философией, различными медитативными практиками вдохновило его на создание фотографического формата, который основывается на субъективном восприятии двойственной реальности, когда один мир накладывается на другой. Его стремление создавать ощущение сдвига в перспективе вылилось в «Bodyscapes».

Аллан Тегер подчеркивал:

«Для меня самым важным было то, что зритель мог испытать сдвиг в восприятии — пейзаж внезапно превратился в тело в их сознании. Этот внезапный сдвиг был самым важным в работе, потому что я хотел, чтобы зритель испытал изменение в своем восприятии или сознании — испытал отпуск одной интерпретации в пользу другой». [8]

Original size 1020x720

Аллан Тегер. Дельфины. 2017

Original size 1020x720

Аллан Тегер. Кресельный подъемник. 2017

Original size 1020x720

Аллан Тегер. Две лошади. 2017

Удивительно, как по-другому работает наше восприятие, если на поверхность тела поместить кукольный реквизит, взять крупный план и выстроить максимальную контрастность. Даже не сразу становится понятно, что тело маскируется под пространство, выступает рельефной поверхностью миниатюрного мира. Преобразование тела в ландшафт отражает тему внутреннего путешествия, подчеркивая связь физического воплощения с внутренними переживаниями.

Заключение

Применимый к каждому обывателю телесный опыт находит разнообразные методы репрезентации в фотографической действительности. Мотив наготы, утвердившийся в искусстве фотографии как арт-ню направление, обретает различную трактовку за счёт трансформации пространства, с которым нагое тело взаимодействует и в рамках которого существует.

Восприятие наготы в фотографии напрямую зависит от того, какое было выбрано пространство: будет тело воспринято естественным или поддельным, гармоничным в среде или инородным, бесформенным или совершенным, единообразным или двусмысленным.

Bibliography
Show
1.

Колодина А. А. Эволюция Жанра ню в фотографии // Стимулирование Инновационного развития общества в стратегическом периоде. — 2018. — С. 194-198.

2.

Михайлова Д. С. Трансформация репрезентации телесного стыда в визуальной культуре. — 2019.

3.

Юргенева А. Л. Эстетика чувственности, или Способы репрезентации тела в фотографии //Человек. — 2011. — №. 1. — С. 148-157.

4.

Кривое зеркало реальности: искажения и телесные трансформации в фотографии XX в.// Санкт-Петербургский государственный университет Актуальные проблемы теории и истории искусства: сайт. — URL: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020/331-2020-the-20th-century-and-contemporary-art/2405-shik-i-a-krivoe-zerkalo-realnosti.html (дата обращения 12.11.2024)

5.

Шик Ида Александровна Жанр ню в творчестве Билла Брандта и традиции сюрреалистической фотографии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 7 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-nyu-v-tvorchestve-billa-brandta-i-traditsii-syurrealisticheskoy-fotografii (дата обращения: 12.11.2024).

6.

Андре Кертеш Andre Kertesz// ФотоТур: сайт. — URL: https://phototour.pro/library/master/Andre_Kertesz/ (дата обращения: 12.11.2024)

7.

Джек Гешейдт. Фото людей в большом количестве// FOTOKTO: сайт. — URL: http://fotokto.ru/blogs/dzhek-gesheidt-foto-lyudei-v-bolshom-kolichestve-4650.html (дата обращения: 12.11.2024)

8.

Нагота и натюрморт в великолепной фотографии Allan Teger // PHOTAR: сайт. — URL: https://photar.ru/nagota-i-natyurmort-v-velikolepnoj-fotografii-allan-teger/ (дата обращения: 12.11.2024)

9.

Невероятные обнажённые инсталляции от знаменитого фотохудожника Spencer Tunick// PHOTAR: сайт. — URL: https://photar.ru/neveroyatnye-obnazhyonnye-installyacii-ot-znamenitogo-fotoxudozhnika-spencer-tunick/ (дата обращения: 12.11.2024)

10.

Allan Teger — Bodyscapes// flubu: сайт. — URL: https://www.flubu.com/blog/2022/11/01/gallery-allan-teger-bodyscapes/ (дата обращения: 12.11.2024)

11.

Fleeting Portraits Of The Body In Nature By Frédéric Fontenoy// IGNANT: сайт. — URL:https://www.ignant.com/2016/02/19/fleeting-portraits-of-the-body-in-nature-by-frederic-fontenoy/ (дата обращения: 12.11.2024)

12.

Jeanne Ménétrier // The Eye of Photography: сайт. — URL: https://loeildelaphotographie.com/en/jeanne-menetrier-vanished-women/ (дата обращения: 12.11.2024)

13.

The body of the image// ANTIMATERIA: сайт. — URL: https://anti-materia.org/the-body-of-the-image (дата обращения: 12.11.2024)

Image sources
Show
1.2.

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Auguste_Belloc (дата обращения: 12.11.2024)

3.4.

https://vk.com/album-74543100_207911322 (дата обращения: 12.11.2024)

5.6.

https://gallerix.ru/pic/_EX/265126907/701391601.jpeg (дата обращения: 12.11.2024)

7.8.

https://vk.com/album-74543100_207911322 (дата обращения: 12.11.2024)

9.

https://artblart.com/tag/kertesz-distortions/ (дата обращения: 13.11.2024)

10.11.

https://anti-materia.org/the-body-of-the-image (дата обращения: 13.11.2024)

12.

https://cameralabs.org/aeon/bill-brandt/albom (дата обращения: 13.11.2024)

13.

https://vk.com/album-49575704_206738845 (дата обращения: 13.11.2024)

14.15.16.

https://woodmanfoundation.org/francesca/works (дата обращения: 13.11.2024)

17.18.

https://www.artsy.net/artist/ruth-bernhard (дата обращения: 13.11.2024)

19.

https://www.spencertunick.com/installations (дата обращения: 13.11.2024)

20.

https://treespiritproject.com/gallery/ (дата обращения: 13.11.2024)

21.
Взаимодействие тела и пространства в фотографии арт-ню
24
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more