

Ранний логотип RCA Victor Records
Концепция
RCA Victor — одна из ведущих звукозаписывающих компаний, которая сыграла огромную роль в истории музыки. Основанная в 1901 году как Victor Talking Machine Company, в 1929 году компания была приобретена RCA, и стала называться RCA Victor, после чего быстро стала одним из главных игроков на рынке звукозаписи. У лейбла, благодаря своему таланту и профессионализму, была уникальная возможность привлечь к себе внимание артистов и джазменов, таки как Фэтс Уоллер, Луи Армстронг, Бенни Гудман, Дюк Эллингтон и многих других, а также музыкальных групп.
Компания всегда ставила акцент на качестве и оригинальности своих продуктов, и обложки для джазовых альбомов были не исключением. Джазовая музыка всегда была особенной и запоминающейся, и лейбл хотел передать эту традицию и в обложках. Он внимательно подходил к выбору дизайна и иллюстраций, стремясь создать уникальный и запоминающийся образ. Компания приглашала известных и талантливых художников для создания обложек, которые бы отражали дух и стиль джаза.
Представленные ниже обложки RCA Victor, созданные Джимом Флорой и Энди Уорхолом, являются хорошим примером дизайна пластинок и его роли в росте популярности джаза, а обложки с использованием фотографий олицетворяют новый период в дизайне виниловых пластинок.
Рубрикатор
• Концепция • Джим Флора • Энди Уорхол • Обложки с фотографиями • Заключение • Источники
Джим Флора
Джеймс Ройер Флора (Джим Флора) был американским художником, наиболее известным своими характерными обложками альбомов для RCA Victor и Columbia Records 1940-х и 1950-х годов. Он также был плодовитым коммерческим иллюстратором с 1940-х по 1970-е годы и иллюстратором 17 популярных детских книг. Он также был прекрасным художником, который за свою 84-летнюю жизнь создал сотни картин, рисунков, офортов и зарисовок.
Джим Флора (Джеймс Ройер Флора)
С окончанием Великой депрессии в Соединённых Штатах спрос на альбомы, как и на другие потребительские товары, вырос, что привело к новому этапу в рекламе и маркетинге. Крупные звукозаписывающие лейблы, в том числе и RCA Victor, начали использовать изображения на обложках своих альбомов. Сначала это были только некоторые пластинки, но затем, когда стало понятно, что иллюстрированные обложки привлекают внимание и продаются лучше, на всех. Джим Флора комментировал это так:
«В то время в музыкальных магазинах происходили большие перемены. Вместо того, чтобы выставлять альбомы на полки так, чтобы были видны только корешки, их убеждали полностью перестроить свои магазины так, чтобы выставлять новые альбомы лицевой стороной наружу. Новая концепция. Обложки выполняли функцию постеров, и чем более интригующим был дизайн, тем выше были продажи»
Обложки Джима Флоры для RCA показывают, каким блестящим карикатуристом он был. Они привлекают внимание не только своей красотой, но и глубиной смысла, который он зачастую закладывает в каждую свою работу. Он умело сочетает элементы джазовой музыки и искусства в своих обложках, создавая уникальные и запоминающиеся образы.
Ник Трэвис «The Panic Is On», 1954
Оркестр Сотера-Финегана «Inside Sauter-Finegan», «Shorty Rogers: Courts the Count», 1954
Джим Флора стремится создать неповторимый образ для каждого своего произведения. Обложки обычно выполнены в ярких и насыщенных цветах, что придаёт альбомам энергичный вид и выделяет из массы. Помимо этого художник использует абстрактные узоры и геометрические фигуры, что помогает передать ощущение движения и ритма музыки.
«This is Benny Goodman and his orchestra», 1954
Разные исполнители «Mambo for Cats», 1955
Лорд Бакли «Hipsters, Flipsters, and Finger-Poppin’ Daddies, Knock Me Your Lobes», Чарли Вентура и оркестр «For Boppers Only», 1955
Флора был мастером графического дизайна и использовал различные графические элементы, такие как трафареты, контрастные линии и штриховку, чтобы создать уникальные и динамичные композиции. Помимо этого он был известен своей способностью абстрагировать формы и изображения, разбивая их на геометрические элементы и создавая уникальные и непредсказуемые композиции.
Луис Санди; Сарита Глория «Music of the Bonampak Mexican Ballet and Brazilian Songs», 1954
Андре Превин и Коротышка Роджерс «Collaboration», Бенни Гудман и его оркестр«This is Benny Goodman and His Orchestra», 1955
Pete Jolly Duo, 1955
Но позже его стиль начал выходить из моды, и на обложках альбомов стали появляться другие иллюстрации, и вместе с этим в моду вошли обложки с фотографиями. Джим Флора ушел из RCA Victor в 1956 году и начал писать и иллюстрировать детские книги.
Энди Уорхол
Обложки виниловых пластинок были излюбленным материалом для художников, экспериментирующих с различной графикой. В их числе был и Энди Уорхол, который участвовал в создании обложек разных звукозаписывающих лейблов в свои ранние годы.
Энди Уорхол — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, издатель журналов и кинорежиссёр русинского происхождения, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Он сделал всего несколько обложек для джазовых альбомов, но одна из его лучших обложек 1950-х годов была сделана для RCA Victor.
Энди Уорхол
Обложки Энди Уорхола отличаются своим уникальным стилем и простотой дизайна, который стал характерным для творчества Уорхола. Иллюстрации Уорхола этого периода причудливы и по большей части не соответствуют нормальным или стандартным пропорциям.
Арти Шоу «Booth Feet In The Groove», 1955
В 1955 году Уорхол был нанят для создания обложек для пластинки Каунта Бейси, Джо Ньюмана, Арти Шоу и других. Была также пара мини-альбомов: латиноамериканские ритмы Артура Фидлера и прогрессивное фортепиано с участием Арта Татума и Эрролла Гарнера.
Разные исполнители «Progressive Piano», Джо Ньюман «I´m Still Swinging», 1955
На этих иллюстрациях для обложек альбомов Уорхол использует свою фирменную технику размытых линий, когда он добавляет меньше или больше краски к своим линиям и размывает их другой, более впитывающей бумагой, пока работа ещё влажная.
Каунт Бейси, 1955
Владимир Горовиц «Piano music of Mendelssohn and Liszt», 1955, Конте Кандоли «Cool Gabriels», 1956
Артур Фидлер «Latin rhythms by the Boston Pops Orchestra»
Его лаконичный стиль резко контрастировал с карикатурными обложками 1940-х годов. Арт-директор RCA сочетал иллюстративные работы Флоры и Уорхола с фотографиями исполнителей.
Обложки с фотографиями
Несмотря на популярность и яркость графических обложек, фотографии пришли на смену иллюстрациям. Если раньше с помощью графики авторы стремились передать образы, которые ассоциировались у них с той или иной пластинкой, то теперь обложки должны были показать эмоции артистов и передать активное взаимодействие с музыкой.
Макс Камински «Jazz on the Campus» 1954
Такие обложки можно условно разделить на два стиля: восточный и западный. В первом стиле использовались композиции из типографики и фотографий, двухцветные или черно-белые гаммы, а во втором — фотографии в теплых тонах и яркие, разноцветные гаммы.
«Urbie Green and his orchestra», 1958
«Both Sides of Tony Scott», 1956, Бад Пауэлл «Strictly Powell», 1957
Чарльз Мингус «Tijuana Moods», 1962
«Nina Simone Sings the Blues», 1967
Бад Пауэлл «Swingin´ with Bud», 1957, Фэтс Уоллер «A Handful of Keys», 1957
Дюк Эллингтон «In A Mellotone», 1957
Тони Харпер «Lady Lonely», 1960
Сонни Роллинз «Now´s The Time», 1964, «Shorty Rogers plays Richard Rodgers», 1957
Заключение
Обложки джазовых альбомов — это не просто украшение или обертка, а настоящее произведение искусства, которое может дополнить музыку и рассказать о ней. Они отражают суть композиций, передают настроение и эмоции. Помимо этого дизайн обложки помогал увеличивать интерес к пластинкам и улучшать продажи, что приводило к росту популярности джаза.