
Рубрикатор
Концепция Живопись Театр Иллюстрация Обложки Афиши Современность Заключение Источники
Концепция
Работами художников эпохи модерна являются не только произведения классической живописи. Художники пробуют себя во многих отраслях: расширяют свои возможности, создают новые произведения иногда даже на стыке нескольких направлений искусства, формируя определённый «синтез». В работах художников появляется определённый стиль и характер, присущий конкретному творцу. Художники не стремятся к общим константам классической живописи: пластика и изображения ещё остаются реалистичными, однако тяга к обилию орнаментов, декоративных элементов, изменению стиля живописи уже присутствует в работах. Художники модерна пока только нащупывают новые направления искусства, они ещё не упростили свои изображения до минималистичных форм, но уже произведения многих стилизуются и становятся более «плоскими», а цвета в работах становятся более «простыми», без сложных переливов, теней и рефлексов.
В эпоху модерна начинает быть интересна тема собственной идентичности: происхождение, традиции, обычаи. Интерес к русской культуре отражается в сюжетах картин многих художников того времени. Но не только сюжеты претерпевают изменения: исследование русской культуры, изучение этнических костюмов, изделий и других сохранившихся артефактов порождает тягу к использованию орнаментов в произведениях. Позднее изучение русской иконописи и создание в 1927 году движения «икона» также популяризирует использование простых и ярких цветов и других приёмов и в светском искусстве. Помимо тяги к изучению собственного прошлого в искусстве активно набирает популярность тема востока и экзотики: контрастные цвета и узоры также перенимаются и становятся элементами художественных произведений, художники создают не только живописные, но и графические работы.
Все предпосылки и новые веяния в искусстве порождают среди художников новый, «плоский» и декоративный стиль живописи. Большие произведения и классические картины ещё имеют объём и реалистичные цвета, но иллюстрации, эскизы оформления театральных декораций и костюмов, оформление афиш, открыток и обложек книг от тех же художников поддаются изменениям, и выглядят плоскими, графическими и насыщенными орнаментами, а дополнительные декоративные элементы в виде заголовков и подписей становятся частью произведений, органично вписываясь и часто также создаваясь художниками. Эти произведения не отличались масштабом и не выставлялись в галереях, но многие из них стилистически полноценны и несут в себе художественную ценность, а также играют важную роль в развитии искусства: в них прослеживается общая тенденция к простому изображению и и декоративности.
В визуальном исследовании я хочу изучить, какие константы искусства модерна эпохи «Русских сезонов» и журнала «Мир искусства» современные художники и дизайнеры переняли сейчас, какие новинки были созданы художниками модерна, и как они развиваются и где применяются на сегодняшний день.
Живопись
В картинах художников эпохи модерна прослеживается трансформация реалистичного изображения в более стилизованный, красочный и орнаментальный. Картины не лишены перспективы и глубины, однако уже становятся более декоративными, линии становятся плавными, а цветовые сочетания яркими. «Сюжеты модерна изобилуют символизмом и аллегоричностью. Даже портреты реальных людей писались как иллюстрации к театральным и мифологическим действам, похожим по сюжетам на более ранний европейский стиль — романтизм.»
Демон сидящий, 1890 / Демон поверженный, 1902 Михаил Александрович Врубель, Государственная Третьяковская галерея
Принцесса Грёза, 1896 Михаил Александрович Врубель, Государственная Третьяковская галерея
Шестикрылый серафим, 1904 Михаил Александрович Врубель, Государственный Русский музей
Царевна-Лебедь, 1900, Михаил Александрович Врубель, Государственная Третьяковская галерея
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 / Девочка на фоне персидского ковра, 1886 / Венеция, панно, 1893 Михаил Александрович Врубель
Радуга, 1897 Константин Андреевич Сомов
Арлекин и дама, 1921 / Арлекин и смерть, 1907 Константин Андреевич Сомов
Древний ужас, Леон Бакст, 1908, Государственный Русский музей
Портрет великого князя Павла Александровича, 1897 / Девушка, освещенная солнцем, 1888, Валентин Александрович Серов
Похищение Европы, 1910 / Портрет Иды Рубинштейн, 1910, Валентин Александрович Серов
Прогулка короля, Александр Бенуа, 1906, Государственная Третьяковская галерея
Любители бури, Петр Уткин, 1904-1908, Государственная Третьяковская галерея
Мальчики, 1911 / Сон, 1910 / Тревога, 1926 / Селедка, 1918, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Царевна Несмеяна, 1916, Виктор Михайлович Васнецов, Государственная Третьяковская галерея
«Ковер-самолет», 1880 / «Гусляры», 1901 / «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 / Виктор Михайлович Васнецов
Водоем, Виктор Борисов-Мусатов, 1902–1903, Государственная Третьяковская галерея
Пантелеймон-целитель, 1916 / Сокровище ангелов, 1905 / Заморские гости, 1901 / Майтрейя-Победитель, 1925, Николай Константинович Рерих
Театр
Во многом стиль модерн ассоциируется с «Русскими сезонами» — «серии европейских гастролей русского искусства (танца, живописи, музыки и других видов)». Художники пробуют себя в оформительском искусстве: создание эскизов декораций и костюмов. В работах художники использовали народные орнаменты, вдохновлялись историческими находками, а их работы становятся максимально плоскими, иллюстративными и наполненными мелкими деталями.
Эскизы к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная»: Старейшины в медвежьих шкурах, 1944 / Юноши, 1944 / эскизы к костюмам, 1912, Николай Константинович Рерих
Сеча при Керженце, 1911, эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Николай Константинович Рерих
Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1908, Николай Константинович Рерих
Эскиз декорации к мистерии Н. Н. Евреинова «Три волхва» в Старинном театре в Санкт-Петербурге, 1907, Николай Константинович Рерих
Эскиз декорации и костюма для оперы-балета «Золотой петушок», 20 век, Наталья Сергеевна Гончарова
Эскиз костюма Армиды и короля Идраота к балету «Павильон Армиды», 1907, Александр Николаевич Бенуа
Кощеево царство. Эскиз декорации к балету «Жар-птица» Александр Яковлевич Головин
Эскиз декорации к балету «Жар-птица», 1931 / Эскиз декорации к балету «Роман мумии», 1925, Иван Яковлевич Билибин
Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»: Шамаханская царица, 1909 / Эскиз костюма царя Салтана, 1929, Иван Яковлевич Билибин
Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки», 1916 Михаил Фёдорович Ларионов
Эскизы костюмов: к балету «Мученичество святого Себастьяна» / Ида Рубинштейн в роли Елены Спартанской / к балету «Иштар» / Эскиз костюмов к балету «Жар-птица», Лев Самойлович Бакст
Эскиз декорации Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица», 1910 / Эскиз декорации Бакста к балету «Клеопатра», 1908, Лев Самойлович Бакст
Иллюстрация
«Во многом распространению стиля модерн способствовали бурно развивающиеся технологии типографского дела и фотографии, особенно повлияв на художественные решения графических книжных иллюстраций и рекламных плакатов.» Максимального развития «плоские» изображения достигли в искусстве оформления афиши и иллюстрации.
Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», Михаил Александрович Врубель, 1890-е, Государственная Третьяковская галерея
Эскиз иллюстации для книги А. Бенуа «История царского села»: императрица Елизавета Петровна в Царском Селе, Евгений Лансере, 1905
Азбука в картинках обложка и иллюстрации, Александра Бенуа, 1904
У предметов и персонажей на изображениях появляются контуры: примером, где этот приём отточен и включён в стиль художника могут служить работы И. Я. Билибина и его «проволочная» линия.
Сказке о царе Салтане, обложка и иллюстрации, Иван Яковлевич Билибин, 1905
Сказка о рыбаке и рыбке, обложка, Иван Яковлевич Билибин, 1908
Василиса Прекрасная и Баба Яга, иллюстрации к сказке, Иван Яковлевич Билибин, 1900
Похожий стиль иллюстрации можно наблюдать у Елены Поленовой.
Иллюстрации к сказкам «Белая уточка» и «Война грибов», 1886-1889, Елена Дмитриевна Поленова
Титульный лист для книги А.Блока «Театр»», 1907, Константин Андреевич Сомов, Государственная Третьяковская галерея
Книга маркизы, обложка и иллюстрации, Константин Андреевич Сомов, 1918
Обложки
Отдельно выделяются журналы творческих объединений, которые также создавались художниками: обложки, иллюстрации и текст внутри — всё это становится частью одной общей художественно целой композиции.
Обложка «Азбуки „Мира искусства“» Мстислава Добужинского, 1911
Обложки журнала «Мира искусства» разных годов / Мир искусства № 11, шмуцтитул, Иван Яковлевич Билибин, 1904 / Концовка для журнала, Иван Яковлевич Билибин, 1899
Обложка журнала «Весы», Николай Феофилактов, 1904
Программа балета «Клеопатра» (костюм Клеопатры), Лев Самойлович Бакст
Афиши
Русские сезоны стали простором не только для создания костюмов и декораций: оформление афиш и программок также занимало художников. Плакаты стали ещё одной формой художественного выражения, совмещая в себе графическую составляющую и органично вписанную типографику.
Самым узнаваемым примером является голубая афиша Русских сезонов в Париже: «Афиша с изображением Анны Павловой, запечатлённой в арабеске, стала эмблемой „Русских сезонов“ и одной из наиболее известных работ Валентина Серова».
Афиша Русских сезонов в Париже, Валентин Александрович Серов, 1909
Афиши: Международная выставка художественных афиш, 1897 / Выставка афиш в Строгановском училище Л. Н. Кекушев, 1897
Афиша «Выставка русских и финляндских художников», Константин Андреевич Сомов, 1897
Современность
Художники эпохи модерна стояли на пороге изменения искусства: далее появятся более абстрактные направления авангард, футуризм, конструктивизм и так далее, в которых реалистичное изображение уйдёт на второй план, важна будет идея. «Первая мировая война перечеркнула все попытки модерна вовлечь зрителя в прекрасное. Однако модерн во многом повлиял на дальнейшее развитие искусства, его отголоски звучат в работах символистов, неоромантиков и даже сюрреалистов.»
Обращение к своему прошлому, вкладываемый в изображение смысл, изучение каждого орнамента, яркие сочетания, плоское, графическое изображение и декоративность — те константы, которые художники модерна привнесли в историю искусства, которыми пользуются и в современности.
В пример влияния искусства модерна на современных художников и дизайнеров я привела работы разных отраслей искусства: от картин до стрит арта и музыкальных обложек.
«Красная Макошь» Мария Барковская
«Как художник, Мария Барковская — глубокий исследователь и чуткий собиратель русского искусства, его сакральных народных форм, она пропагандист русской этники и мастер русского поп-арта»
«Прогулка с единорогом», Мария Барковская
В работах современных авторов встречаются образы, перекликающиеся с работами художников модерна.
Сравнение работ Марии Барковской: «Красный круг» и «Весна священная» Рерих / «Красная лошадка» и «Купание красного коня» Петров-Водкин / «Красный звон. Соборный колокол» и «Царевна-лягушка» Васнецов
Ещё одной визитной карточкой стиля модерн является изучение своей идентичности и продвижение её через искусство. Знаменитые Русские сезоны Дягилева рассказывали о русской культуре за границей.
В современном мире многие малые народов России также обращаются к своему происхождению, своим традициям и стремятся поделиться ими через работы. Например, современный татарский художник Ирик Мусин в картинах запечатлевает красоту своего народа, также перерабатывая традиционные костюмы и колорит родных мест в яркие живописные образы.
У старой ивы / Путь шамана, Ирик Мусин
1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1920 / Колыбель, Ирик Мусин, 2020
Современное искусство многогранно: оно прошло через многие изменения, и не ограничивается поверхностью бумаги. Яркие образы и этнические орнаменты всё чаще встречаются в работах стрит-арт художников. Ярким примером является Пензенский художник Никита Романов (под ником Erendaj).
«Химпром», фасад здания завода в Новочебоксарске республики Чувашия, Никита Романов (Erendaj), 2023
«При создании эскиза художник изучил чувашские орнаменты, местные сказки и легенды, а также историю самого завода. Поэтому в мурале новейшие разработки — например, вещество, созданное и запатентованное предприятием — соседствуют с богатейшей историей республики, выраженной в национальных орнаментах — символе трудолюбия.»
«Ожидание» / «Сплетение поколений» / Нет места лучше чем «здесь»… / «Магия приветствия», Никита Романов (Erendaj)
Малые художественные элементы дизайна также испытывают влияние модерна хоть и отдалённое, что прослеживается, например, в дизайне обложек музыкальных альбомов: Обращение к графике, узорам, плавным линиям, и даже вдохновение востоком в визуальных образах.
Аквариум: Любимые песни Рамзеса IV, 1993 / Египетский пейзаж Иван Яковлевич Билибин, 1922
Обложка музыкального альбома якутской группы Otyken / Иллюстрация к Гёте «Муза и амур», Константин Сомов, 1906
Мумий Тролль: Амба, 2007 / Экслибрис В. П. Лобойкова — Константин Сомов, 1902
Заключение
В эпоху модерна художники пробовали себя в новых направлениях искусства, не ограничиваясь классической живописью и рисунком. У многих творцов в работах прослеживается собственный стиль, однако наблюдаются и общие черты: изображения становятся более декоративными, плоскими, обилие деталей и орнаментов. Просыпается интерес к изучению собственной истории, а также художники тяготеют к искусству востока с большим количеством орнаментов и ярких цветовых сочетаний. Развитие типографского дела создаёт базу для плакатного искусства и книжных иллюстраций, над которыми также работают художники, сочетая графику с надписями и экспериментируя со шрифтами, что уже предугадывает будущий массовый интерес к дизайну. Творцы эпохи модерна создают свой собственный красочный стиль и художественные константы, которыми художники и дизайнеры современности пользуются до сих пор.
Модерн // artchive.ru URL: https://artchive.ru/styles/art_nouveau (дата обращения: 17.11.2024).
ЧТО ТАКОЕ ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ? // culture.ru URL: https://www.culture.ru/s/vopros/dyagilevskye-sezony/ (дата обращения: 17.11.2024).
ВРЕМЯ-РЕКА Марии Барковской // russkiymir-media.ru URL: https://russkiymir-media.ru/vremya-reka_marii_barkovskoj (дата обращения: 17.11.2024).
Как русский ориентализм проявляется в современной русской живописи (назовите художников и картины)? // yandex.ru URL: https://yandex.ru/q/question/kak_russkii_orientalizm_proiavliaetsia_v_a7de8b7f/ (дата обращения: 18.11.2024).
Искусство улиц: 5 российских художников, которые меняют представление о стрит-арте // raskrasimvse.ru URL: https://raskrasimvse.ru/blog/public-artstreet-art/five-contemporary-artists (дата обращения: 17.11.2024).
Модерн Новый шик в искусстве // artchive.ru URL: https://artchive.ru/encyclopedia/20~Art_Nouveau (дата обращения: 15.11.2024).
Русский модерн // arzamas.academy URL: https://arzamas.academy/materials/1201 (дата обращения: 16.11.2024).
Русский модерн: на пути к синтезу искусств // livejournal.com URL: https://bogachkova1957.livejournal.com/77737.html (дата обращения: 16.11.2024).
«Русские балеты» Сергея Дягилева // avrus.tretyakov.ru URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/russkie-balety-sergeya-dyagileva/ (дата обращения: 17.11.2024).
Михаил Александрович Врубель // artchive.ru URL: https://artchive.ru/mikhailvrubel (дата обращения: 17.11.2024).
Виктор Михайлович Васнецов // artchive.ru URL: https://artchive.ru/viktorvasnetsov (дата обращения: 17.11.2024).
Константин Андреевич Сомов // artchive.ru URL: https://artchive.ru/konstantinsomov (дата обращения: 17.11.2024).
Александр Николаевич Бенуа // artchive.ru URL: https://artchive.ru/alexandrebenois (дата обращения: 17.11.2024).
Мстислав Валерьянович Добужинский // artchive.ru URL: https://artchive.ru/artists/13615~Mstislav_Valer'janovich_Dobuzhinskij (дата обращения: 17.11.2024).
«Мир искусства» Ностальгия по прекрасному далеко // artchive.ru URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3234~new_publication (дата обращения: 17.11.2024).
Модерн: русские имена. Какие сказки! // artchive.ru URL: https://artchive.ru/encyclopedia/221~Modern_russkie_imena_Kakie_skazki (дата обращения: 18.11.2024).
Русский модерн. Власть художников, феерия дизайнеров и архитектурный экстаз // rtchive.ru URL: https://artchive.ru/publications/4273~Russkij_modern_Vlast%27_khudozhnikov_feerija_dizajnerov_i_arkhitekturnyj_ekstaz (дата обращения: 18.11.2024).
Елена Поленова — художница, иллюстратор, декоратор Нравится 13 // аrtchive.ru URL: https://artchive.ru/publications/4213~Elena_Polenova_khudozhnitsa_illjustrator_dekorator (дата обращения: 18.11.2024).
Валентин Александрович Серов // аrtchive.ru URL: https://artchive.ru/valentinserov (дата обращения: 18.11.2024).
Иван Яковлевич Билибин Произведения // arthive.com URL: https://arthive.com/ru/ivanbilibin/works (дата обращения: 19.11.2024).
Константин Андреевич Сомов Произведения // arthive.com URL: https://artchive.ru/konstantinsomov/works (дата обращения: 19.11.2024).
Наталья Сергеевна Гончарова Произведения // arthive.com URL: https://artchive.ru/nataliagoncharova/works (дата обращения: 19.11.2024).
Александр Яковлевич Головин Произведения // arthive.com URL: https://artchive.ru/artists/1180~Aleksandr_Jakovlevich_Golovin/works (дата обращения: 19.11.2024).
Леон Бакст — гениальный театральный художник // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/YtqpX8nuXAqH7V2_ (дата обращения: 19.11.2024).
Самые известные картины Валентина Александровича Серова // artchive.ru URL: https://artchive.ru/valentinserov/works (дата обращения: 19.11.2024).
Елена Поленова — художница, иллюстратор, декоратор // artchive.ru URL: https://artchive.ru/publications/4213~Elena_Polenova_khudozhnitsa_illjustrator_dekorator (дата обращения: 19.11.2024).
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Произведения // artchive.ru URL: https://artchive.ru/kuzmapetrovvodkin/works (дата обращения: 19.11.2024).
Александр Николаевич Бенуа Произведения // artchive.ru URL: https://artchive.ru/alexandrebenois/works (дата обращения: 19.11.2024).
Виктор Михайлович Васнецов Произведения // artchive.ru URL: https://artchive.ru/viktorvasnetsov/works (дата обращения: 19.11.2024).
Михаил Александрович Врубель Произведения // artchive.ru URL: https://artchive.ru/mikhailvrubel/works (дата обращения: 19.11.2024).
Живопись // mariabarkovskaya.ru URL: https://mariabarkovskaya.ru/Portraits (дата обращения: 19.11.2024).
Никита Erendaj // artmusemagazine.com URL: https://artmusemagazine.com/_erendaj (дата обращения: 19.11.2024).