

«Любовное настроение», 2000
Рубрикатор
1. Концепция 2. Рапид и наложения 3. Работа с пространством: коридоры, отражения, теснота 4. Повторяющиеся мотивы 5. Психология цвета и света 6. Камера Кристофера Дойла 7. Детали 8. Вывод 9. Список текстовых источников и источников изображений
Концепция
Вонг Кар-Вай — один из наиболее самобытных и влиятельных кинорежиссеров современной Азии, его фильмы популярны уникальной эстетикой, проникновенной глубиной и живым способом повествования. Его работы, такие как «Дикие дни» (1990), «Чунгкингский экспресс» (1994), «Падшие ангелы» (1995), «Счастливы вместе» (1997) и т. д. основательно повлияли на китайскую киноиндустрию и сделали его признанным на международном уровне. Отличительный визуальный язык, уникальная эстетика, которые являются отличительными чертами его фильмов стали основой киностиля Вонг Кар-Вая.
Вонг Кар-Вай родился в 1958 году в Шанхае, но в юности переехал в Гонконг, ставший основным пространством в его кино. Режиссера считают одним из самых ярких представителей гонконгской новой волны, он начинал свою карьеру именно в Гонконге в 1980-х, обращаясь к истории и реалиям района. Гонконг 1960-х, времени его детства, показан в деталях в «2046» и «Любовном настроении»: походы за лапшой, игры в маджонг, ципао и галстуки, коммунальные сплетни. Азиатский колорит присущ всем фильмам режиссера.
В киноязыке Вонга Кар-Вая визуальные приемы играют первостепенную роль: они не только передают психологическое состояние персонажей, но и создают чувственную атмосферу, которая формирует восприятие зрителем времени, памяти и межличностных отношений. Цель данного исследования — разобрать визуальный язык Вонга Карвая и осветить, как ему удается передать такие ускользающие и глубокие чувства. Исследование будет структурированно согласно разным визуальным приемам.
Для анализа были выбраны следующие фильмы Вонга Карвая: «Дикие дни» (1990), «Чунгкингский экспресс» (1994), «Падшие ангелы» (1995), «Счастливы вместе» (1997), «Любовное настроение» (2000), «2046» (2004). Благодаря их анализу мы можем глубже понять визуальный язык режиссера, его сочетание с содержанием и уникальность его работ. Также данный анализ дает нам новый опыт для размышлений о киноискусстве, позволяя по достоинству оценить чувственное очарование от фильмов Вонга Кар-Вая.
«Падшие ангелы» 1995
Рапид и наложения
Один из фирменных визуальных приемов Вонга Кар-Вая — замедление движения, возникающее за счет низкой частоты кадров при съемке и последующего «перепечатывания» отдельных кадров. С его помощью создается ощущение передвижения героя внутри собственного времени.
«Падшие ангелы» 1995
Такой прием усиливает чувство напряжения, отчуждения, ностальгии и необратимости.
«Чунгкингский экспресс» 1994
Работа с пространством: коридоры, отражения, теснота
Вонг Кар-Вай использует пространство как метафору человеческих отношений. Его герои часто находятся в «тисках» коридоров, лестниц и маленьких комнат.


«Любовное настроение» 2000
Тесные коридоры выражают эмоциональную сдавленность и невозможность разгерметизировать чувства.


«Любовное настроение» 2000
Маленькие замкнутые пространства символизируют тесную связь между двумя людьми.


«Счастливы вместе» 1997
Его лестница — это конфликт, некая ситуация полная драматизма. Так в фильме «Любовное настроение» именно на лестнице главная героиня встречается с женой Чоу, любовницей своего мужа. На лестнице пересекаются Су и Чоу, когда ходят за лапшой.
«Любовное настроение» 2000
Иногда меланхоличный Вонг Кар-Вай помещает одного из героев в край кадра, показывая его разговор «со стеной». Такой прием намекает нам на «тотальное» непонимание между персонажами, герой коммуницирует с другим, но он один, его не слышат и не хотят понимать.


«Любовное настроение» 2000
Съемка через зеркало показывает нам отражение души героя, «что могло бы быть», через отражение герой представляется нам как наблюдатель собственной жизни.


«Падшие ангелы» 1995
«Любовное настроение» 2000
«2046» 2004
Взгляд на героя через некое препятствие (объект, стекло, тень) показывает превращение мира в невидимую клетку условностей. В «Любовном настроении» это моральные рамки общества, из которых невозможно вырваться, не разрушив себя.


«Любовное настроение» 2000
Повторяющиеся мотивы
Вонг Кар-Вай создает в фильмах визуальный ритм через повторяющиеся ракурсы и действия. Мы видим как развивается история и герои, находясь в одних и тех же пространствах, позах, частях кадра. Его герои могут раз за разом выполнять некие повседневные действия (готовка, курение, танцы, поход за лапшой), во время которых происходит эмоциональная разгрузка — это образ-время.
«Любовное настроение» 2000
Еда для Вонга Кар-Вая — выражение чувств, а пространства, в которых ее подают — центр событий. В фильме «Любовное настроение» Су и Чоу часто обедают вместе, там они впервые начинают делиться друг с другом догадками об изменах, еда как будто заменяет интимную близость, ведь такой личный процесс разделишь далеко не с каждым.


«Любовное настроение», 2000
«Любовное настроение» 2000
Задумчивое и меланхоличное курение персонажей Вонга — обозначение эфемерности, попытки зацепиться за прошлое, но невозможности его удержать.
«2046» 2004
«Любовное настроение», 2000
Психология цвета и света
«Дикие дни» 1990
Использование цвета и света в фильмах Вонга Кар-Вая никогда не случайно. Его палитры — насыщенные красные, желтые и холодные зелено-синие оттенки — выражают страсть, тоску, одиночество и ощущение ускользающего времени.
В «Любовном настроении» красный — это невысказанная любовь, в «2046» — подавленные желания, в «Падших ангелах» красный как хаотичная энергия ночной жизни. Желтый в «Любовном настроении» — это синоним тоски и остановленного времени. Зеленый в работе «Дикие дни» является символом незрелости, трегвоги, эмоциональной токсичности и одиночества. В фильме «Чунгкингский экспресс» зеленый неон и синий свет отражают состояние героев, живущих в бесконечном потоке людей и случайных связей.
«Любовное настроение» 2000
«Счастливы вместе» 1997


«Чунгкингский экспресс» 1994
Неоновый и ламповый свет формирует пространство чувств: он фрагментирует реальность, замедляет моменты, создает атмосферу памяти и незаконченных эмоций. В «Падших ангелах» неон буквально режет кадр, подчеркивая раздробленность восприятия.
«Падшие ангелы» 1995
Его неоновый Гонконг — это душа, отраженная в городе.
«2046» 2004
Камера Кристофера Дойла
Поскольку многие визуальные решения у Вонга Кар-Вая созданы в тандеме с оператором Кристофером Дойлом, важно отметить отличительные особенности их совместного языка. Их тандем часто прибегает к использованию ручной камеры, которая находится близко к персонажу — погружение в душу персонажа, сближение с героем и отстраненность персонажа от всего окружающего, замкнутость и одиночество.
«Падшие ангелы» 1995
Неровные, импровизационные движения подчеркивают импульсивность и непредсказуемость жизни.
«Чунгкингский экспресс» 1994
Эксперименты с оптикой (широкоугольные и сверхширокоугольные объективы, «рыбий глаз») искажают пространство, придавая ему сюрреалистичность. Мы как будто вне реальности, во сне или в прошлом, в персонаже.


«Падшие ангелы» 1995
«Падшие ангелы» 1995
Детали
В фильмах Вонг Кар-Вая важную роль играют детали, они становятся эмоциональными маркерами, заменяя диалоги. Через них герои выражают то, что не могут сказать словами.
«Любовное настроение» 2000
Вывод
Таким образом, визуальная эстетика в фильмах Вонга Кар-Вая — цельный эмоциональный язык, способный передать глубокие чувства и эмоции через образы. Своими визуальными приемами Вонг Кар-Вай раскрывает состояние персонажей, показывает развитие повествования и создает особую атмосферу. Его фильмы существуют на границе реальности и воспоминания, это поэтика глубоких чувств в мимолетных мгновениях.
«Любовное настроение» 2000