Original size 960x1280

Баффинг: принудительное бессознательное

329
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Городское пространство являет собой поле для огромных возможностей диалога, его вариаций. Одной из возможностей этого диалога является граффити, как знаковая коммуникация. Граффити — вид уличного раскрашивания стен, способ создания рисунка на уличной стене, для которого свойственны заведомая недолговечность и возможность дополнения другими авторами. Поскольку любое физически присутственное произведение искусства требует какое-либо геометрически вычисляемое количество объема, граффити, располагая себя на уличных стенах высокомерно претендует на завладение объемом дома всецело (так, граффити художник как-бы ставит подпись на окружающем). Естественно, что у подобного амбициозного в своем начале акта будут противники — и в их лице выступают сотрудники жилищно-коммунального хозяйства. Хоть работа вторых в городском пространстве и продиктована тем, что это именно финансово доказуемый труд, пропорция «загрязнение чистого, очистка грязного» — инстинктивна человеческой природе.

big
Original size 1280x837

место нахождения неизвестно

Так, у граффити начерчения появляется естественный враг — бафф, (от англ. to buff — полировать) — валик работника ЖКХ, и оставляемый им колорблок на месте рисунка. Взаимодействия вандала и дворника лишенные личной встречи, они становятся контрастом другим видам визуальной городской коммуникации — рекламе, пропаганде, уличной топонимике и др. Пешеход в этих отношениях принимает роль визиониста, скользящего глазами по страницам чужого дневника, гадающего, что осталось за стертыми ластиком пробелами слов. Процессы этого общения, его результаты, начали документироваться в последнее время с возрастанием интереса к стрит-арту, и, что важно, к баффу, как к самостоятельному направлению. Так, цветовые композиции или контурные обводки, не совпадающие с цветом фасада — стали рассматриваться зрителем, находящемся в дискурсе баффа, как отдельные произведения.

big
Original size 1280x960

На входе станции Владимирская, Санкт-Петербург

Моя заинтересованность в этой теме обусловлена не только наблюдением за городским пространством как местом самовыражения отдельно взятого художника, но и насильным выводом ЖЭК-арта из подполья и присвоением ему статуса современного искусства. Так, некоторые работы уличных художников, в которых в той или иной форме задействован феномен баффа, находят официальное признание в стенах институций, занимающихся различными видами современного искусства. В том числе, отдельным фактором, подогревшим интерес к ЖЭК-арту стал выпуск книги BUFFANTGARDE, вышедшей в августе 2018 года. Авторы книги, содержащей работы 77 художников и фотографов, которые занимают 352 страницы, определяют ее так: «Издание ― визуальный альбом необычного уличного. Случайного и специального, неосознанного и сознательного. Коллективного и индивидуального. Уродливо-красивого».

Original size 10335x4382

место нахождения неизвестно

Семиотическое значение баффа

С точки зрения семиотики, бафф может являться знаком, даже покрывая под собой изначально заданное изображение. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае — информацию).

Original size 1280x960

Бунинский сквер, Санкт-Петербург

Поскольку бафф легко воспроизводим материально и композиционно, он тяготеет к тенденции повторяться, становясь тиражируемым знаком, знаком того, что под ним кроется предыдущий иконический символ или композиция.

Примеры баффов с комментариями zimnakrew

Чтобы как следует погрузиться в контекст изучаемого, будет полезным увидеть примеры часто встречающихся баффов, с комментариями комманды zimnakrew, работы которых были закрашены на большинстве представленных ниже фотографий.

Original size 1798x1176

фото: zimnakrew

zimnakrew: «Один из любимых баффов. Красивая форма, красивый цвет. Чувак либо вначале прошелся великом по контуру, и остатками закрасил сверху, либо начал красить сверху вниз, понял, что краски не хватает и распределил остатки по линиям»

Original size 10334x4755

zimnakrew: бафф с тенью

Original size 10334x3750

фото и граффити: zimnakrew; автор баффа неизвестен

zimnakrew: «Вы спросите, в чем же задача баффа? Конечно, не в том, чтобы поддерживать визуальную гигиену среды. Бафф доблестно сражается не с наличием надписи/рисунка, а с их знаковыми свойствами; бафф как бы „глушит сигнал“.»

Original size 1698x1268

фото: zimnakrew

zimnakrew: «Иногда, как на этом фото, например, это предельно формальный, слепой ритуал, сродни какому-то суеверию. С тем же изобразительным успехом можно было бы обводить теги мелом, чтобы, ясное дело, обезвредить нечистую силу.»

Original size 10335x5655

фото: zimnakrew

Original size 10334x2548

фото и граффити: zimnakrew; автор баффа неизвестен

Преходящие итерации баффа — от существующего граффити, до баффа, до преобразования баффа в новое граффити.

Original size 5223x5033

Санкт-Петербург, недалеко от станции метро «Достоевская»

Опыт Раушенберга, и его применение в городской среде

Говоря о стирании граффити со стен с помощью баффа, нельзя не упомянуть «Стертый рисунок Де Кунинга», созданный художником Робертом Раушенбергом. Работа, признаваемая одним из самых масштабных актов вандализма в искусстве (что обратно пропорционально баффу, считающемуся актом де-вандализации), очень близка по духу баффингу.

Original size 1729x2000

Роберт Раушенберг, Стёртый рисунок Де Кунинга, 1953

Роберт Раушенберг: «Там не было ничего деструктивного. Я стер этот рисунок, потому что пытался нарисовать другой обратным концом карандаша, на котором была резинка. У меня было много резинок и никакого искусства, так что я был готов ровно наполовину, а если бы я сам нарисовал рисунок, а потом стер его, это ничего бы не дало, поэтому пришлось взять что-то, что уже было признано как искусство, и использовать резинку как инструмент для рисования. Думаю, сегодня Билл де Кунинг не позволил бы кому-нибудь еще сделать что-то подобное.»

Original size 10183x5009

Роберт Раушенберг (слева), Виллем де Кунинг (справа)

«Стертый де Кунинг — это как сорванный цветок, даже не украденный; ведь я спросил позволения де Кунинга, так что он вянет, а обратный конец моего карандаша — это инструмент увядания. Это был не жест, он не имеет никакого отношения к деструкции. Я никогда с ним не расстанусь. Сколько может стоить рисунок де Кунинга, который потом три недели подряд стирал художник тоже не без репутации? Как вы это подсчитаете? Давайте снова вернемся к цветам. Если вам дарят розу, которую вы действительно очень хотели получить, она простоит много дольше, чем та, которую вы купили или вырастили. Мне придется поднять цену на этот рисунок!»

Основной посыл Раушенберга сконцентрирован в следующем: «Я стер этот рисунок, потому что пытался нарисовать другой обратным концом карандаша, на котором была резинка». Сотрудник ЖЭКа, следуя этому принципу, также автоматически рисует новую композицию своим валиком, независимо от того, вкладывает ли он в это смысл или нет.

Опыт Каминеро, и нахождение единого изобразительного языка

Original size 1240x700

Результат акции Каминеро на выставке Ай Вэйвэя в Майами

По принципу взаимодействия бафф похож на акцию Максимо Каминеро в феврале 2014 года на выставке Ай Вэйвэя в Майами, где художник разбил часть инсталяцции, нанеся ущерб в миллион долларов. Эта акция примечательна тем, что Каминеро не только протестует против политики Pérez Art Museum Miami, который выставляет только иностранных авторов, но и тем, что является прямым оммажем к самому Ай Вэйвею, который разбил вазу династии Хань в 1995 году.

Original size 1500x1000

Ай Вэйвэй, Роняя вазу династии Хань, 1995

Таким образом, Каминеро разговаривает с Вейвэем на одном языке, как и сотрудник ЖЭКа с граффити-художником. Мы не видим попытки баффера заклеить нужное изображение тканью или бумагой, так же как и изначальный художник, он использует краску, так же как и художник, он оставляет свой след на фасаде.

Очищая, закрашиваю

Изначальная задача граффити как знака — быть считанным, узнанным. Можно вспомнить граффити-теги, предназначенные для обозначения принадлежности какой-либо территории отдельной группировке в городском пространстве, (на ум приходит пример из игры «GTA San-Andreas», где в отдельной миссии игроку указано перекрашивать теги другой банды, что в результате делает территорию «своей»). Закрашивая граффити, баффер становится единоличным владельцем периметра своей работы, как и придавая каждому закрашенному рисунку собственную идентичность (колорблок, контур), так и смежевывая знаки между собой, делая их нечитаемыми, признавая нечитаемость как собственную идентичность. Таким образом — очищая от власти другого, наношу свою.

Original size 10334x5626

Санкт-Петербург

Original size 10334x4530

Воронеж

Original size 10334x6761

Воронеж

Original size 10335x4152

Санкт-Петербург

Original size 1280x960

Санкт-Петербург

Original size 10335x4382

Санкт-Петербург

Original size 10334x4547

Липецк

Original size 7589x5626

место нахождения неизвестно

Original size 10335x5238

Китай-город, Москва

Original size 10334x6033

Москва

В представленном ниже баффе коммунальная служба использует не валик, но мойку высокого давления, прерывая процесс прогрессии граффити, и предлагая взамен чистейшую из монет — ничто.

Original size 10335x6139

Барселона, граффити by ockolki

Бафф как холст

Переходя разные стадии своего существования, бафф, как любое другое проявление стрит-арта, свойственен меняться с течением времени. От стадии знака, к его переформированию с помощью блокирования сверху, до нового торжества знака над баффом — от полотна-брони, закрывающего от внешнего мира, до полотна-холста, на котором находится рисунок.

Original size 10334x6936

by Alesha, Москва

Original size 10334x5340

Санкт-Петербург, Петроградская сторона

Original size 10335x7163

Санкт-Петербург, Свечной переулок

Original size 10334x5625

Санкт-Петербург

Кроме того, что бафф служит основанием для некоторых работ, роли могут поменяться, и бафф может быть дополнен новыми граффити.

Original size 1280x960

Санкт-Петербург

Original size 10335x6139

Бангкок

Original size 10335x8659

by Vavbear

Документация процесса создания баффа

Original size 0x0

Процесс создания баффа отдельно интересен: здесь мы видим нетрадиционное исполнение закрашиваемого (плиточная мозаика), автора баффа, и момент создания новой работы.

Original size 10334x3424

Санкт-Петербург, Севкабель

Автоматизация и ее эксплуатирование

Original size 10183x11419

Олег Кузнецов. Курская стена

В работе «Курская стена», художник Олег Кузнецов документировал проект 2015-го года, где использовал работников ЖКХ, как, фактически, собственную кисть. Оставляя надписи в определенной последовательности, автор выстраивает композицию, которую с упорством доделают дворники. Кузнецов как бы сеет хлебные крошки, которые обязательно будут склеваны. Этот пример создания баффа интересен не только способом своего исполнения, но и тем, что оставляемые Кузнецовым граффити заведомо были вторичны, и обречены на закрытие баффом.

Заключение

Подводя итог, в этой работе был рассмотрен феномен баффа, и сопряженные с ним смысловые галлюцинации. Поскольку материал для этой темы исчезает примерно с той же скоростью, с какой появляется, можно сказать, что объем для изучения остается довольно велик. Несмотря на то, что баффы являют собой важную часть явлений городской визуальной коммуникации, количество других любопытных феноменов очень велико, что создает надежду, что сплетения градостроительной и философской дискуссий будут оставаться пересеченными, и будут также достойно рассмотрены.

Original size 10335x4547

Санкт-Петербург, Лиговский проспект

Источники

Баффинг: принудительное бессознательное
329
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more