
Образ женщины: Золотой Голливуд против СССР
Оглавление
~Кодекс Хейса ~Образ женщины в фильмах нуар ~Революция 1917 года ~Влияние Сталина и ВОВ на советский кинематограф ~Что было дальше?
Образ женщины играет большую роль в истории кинематографа. XX век — эпоха расцвета феминизма. Отношения общества к движению создавало героинь. Их типажи менялись каждое десятилетие. Мне было интересно провести исследование о том, как менялся образ женщины во времена «Золотого голливуда» и сравнить его с советским кино.
Кодекс Хейса
На первый взгляд, между советским и американским кино существовала огромная яма. Советское кино начало развиваться позже и имело меньше возможностей. У нас выпускалось в десятки раз меньше фильмов, была плохая техника. Голливуд был свободен, у нас же все действовали по строгим правилам. Однако «Кодекс Хейса» позволил выдвинуться советскому кинематографу вперед.

В голливуде до кодекса Хейса на экране много чего позволялось. В 20х-30х годах в Америке был популярен образ роковой женщины. Они не нуждались в отношениях, вели себя, как хотят, не ставили ценности семьи на первое место. Девушки могли позволить себе выглядеть мускульно, носить костюмы.
До кодекса Хейса девушкам было дозволительно выглядеть сексуально и раздето. Во многих фильмах присутствовали интимные сцены.
Звезда докодексного голливуда — Мэй Уэст. Она являлась символом коварной женщины. В фильмах она играла героиню, которая манипулировала людьми, ходила с огромным количеством украшений, выглядела шикарно в каждом кадре. С этой дамой ассоциировали себя многие девушки 20х годов.
Также до кодекса Хейса было нормально показывать проституцию. Даже сейчас, если в фильмах идет речь про проституток, то они либо страдают, либо переосмысливают жизнь. Но в фильме «Мордашка» Альфреда Э.Грина 1933 г. главная героиня комфортно себя чувствует в роли простутки. Она понимает, что может управлять мужчинами, и это ее главная сила. Девушка показана привлекательной и ни по каким поводам не страдает. Такой сюжет вполне мог выходить на экранах до введения ограничений.
Кодекс Хейса вступил в силу в обязательном порядке в 1934 году.
Запрещалось изображение любой наготы. Нельзя было показывать даже обнаженный силуэт или тень обнаженного актера или актрисы. Также под запретом было говорить о сексе, как о чем-то хорошем.
Возбранялось изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.
Запрещалось высмеивание духовенства или изображение духовенства в роли негативного персонажа.
…
На самом деле, большинство пунктов из кодекса довольно расплывчатые. Поэтому, многие фильмы уходили в стол. Их могли осудить за малейшую ошибку.
После введения цензуры образ роковой женщины превратился в образ домохозяйки, верной своему мужу и считавшей семью — великой ценностью.
Цензуре подверглись даже мультфильмы. До кодекса Бетти Буп была 2D секс символом. Она носила вызывающие юбки и глубокое декольте. После прихода Хейса ей придумали новый наряд.
Жанр нуар
В «Золотом Голливуде» существовало огромное количество жанров. Однако почти у всех в голове всплывает вестерн и нуар. Если в вестерне в роли главного героя выступал хороший парень с высокими моральными принципами, то герои в жанре нуар ходят по лезвию. Девушки в нуаре отходили от стандартов кодекса. В фильмах этого жанра все еще преобладает образ роковой женщины, управляющей мужчиной. Но такие девушки не получают счастливого конца.
Несмотря на образ сильной женщины, таких девушек в золотом голливуде очень сильно сексуализировали и объектизировали. Про них почти не снимаются фильмы. Они выступают в роли спутниц главных героев мужчин.
Революция 1917 года
Мало кто знает, но в советском союзе была почти такая же история. Именно с приходом Сталина женщина перестала быть сексуальной. Как в реальном мире, так и на экранах.
Дореволюционную Россию сложно назвать пуританской. Тогда была легализована проституция, были известны гомосексуальные известные личности, многие практиковали полиаморию. Но в большинстве случаев это касалось элит. Традиционное общество придерживалось патриархата.
Публичный дом во времена Российской империи
Однако с приходом большевиков все изменилось. Их политика была направлена на свободу, в том числе сексуальную. Они боролись за эмансипацию женщин. После революции 1917 года произошёл сексуальный переворот. Одним из способов продвижения идеи стал кинематограф. В 20х-30х годах характерным женским образом становится холостая женщина.
Женщины не ставили высшей ценностью семью, многие выбирали карьеру, например в малоизвестном фильме «Право на женщину» девушка уходит с сыном от мужа, идет учиться на хирурга. Однако из-за увлеченности работой, ее сын умирает. Но героиня становится только счастливее. «Учусь, работаю, живу» — писала она в письме бывшему мужу
Новый образ женщины показывал торжество революционных идей и социального прогресса. Популярные фильмы тех лет демонстрировали сильных героинь, наделенных волей и талантов.
Влияние Сталина и ВОВ на советский кинематограф
Все это продолжалось недолго. Сексуальная свобода стала ограничиваться с приходом Сталина. Женщины оказались в сложном положении. С одной стороны, пропагандировалось равенство полов. У женщин был свободный доступ к работе, регулированию брака, а с другой стороны — женщины должны были впахивать на работе, но при этом оставаться прилежными домохозяйками. Это и послужило темой большинства фильмов военного времени. Из-за отсутствия мужской силы, девушкам приходилось работать еще больше. В отличие от голливуда, главными героями в фильмах были как раз женщины. Идеальные, сильные женщины.
В военное время образ женщины разделился на два. Первый — сильная, верная и искренняя жена, которая работает на заводе и с нетерпением ждет возвращения мужа с фронта. Второй- непоколебимая партизанка, которая пойдет на все ради своей семьи и родины.
Женщина была показателем высшей ценности морали. Если в голливуде, в фильмах нуар, женщина могла себе позволить манипуляции и ложь, то советские женщины были нравственны.
Что было дальше?
Несмотря на то, что в конце 20х-начале 30х годов голливудские женщины были более откровенны, обе страны своими фильмами доносили одну мысль. Они пропагандировали то, что женщина может выглядеть так, как она захочет. В период Кодекса Хейса и Сталинизма на кинематограф наложились много ограничений, но как мы знаем, сладок вкус свободы. Поэтому через 30 лет Голливуд познает полную независимость. В СССР тоже настаёт период оттепели. Кинематографисты использовали все больше образов женщин, но до сих пор, образ свободной женщины, появившийся в мире в 20х годах является одним из ключевых.
Источники иллюстраций: https://docs.google.com/document/d/12AyBWD_dPO-aYGszz3EnMVGKbAY32aS2bonGo70JcP8/edit