Original size 1140x1600

Образ женщины: Золотой Голливуд против СССР

PROTECT STATUS: not protected
27
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Образ женщины: Золотой Голливуд против СССР

Оглавление

~Кодекс Хейса ~Образ женщины в фильмах нуар ~Революция 1917 года ~Влияние Сталина и ВОВ на советский кинематограф ~Что было дальше?

Образ женщины играет большую роль в истории кинематографа. XX век — эпоха расцвета феминизма. Отношения общества к движению создавало героинь. Их типажи менялись каждое десятилетие. Мне было интересно провести исследование о том, как менялся образ женщины во времена «Золотого голливуда» и сравнить его с советским кино.

Кодекс Хейса

На первый взгляд, между советским и американским кино существовала огромная яма. Советское кино начало развиваться позже и имело меньше возможностей. У нас выпускалось в десятки раз меньше фильмов, была плохая техника. Голливуд был свободен, у нас же все действовали по строгим правилам. Однако «Кодекс Хейса» позволил выдвинуться советскому кинематографу вперед.

big
Original size 500x680

В голливуде до кодекса Хейса на экране много чего позволялось. В 20х-30х годах в Америке был популярен образ роковой женщины. Они не нуждались в отношениях, вели себя, как хотят, не ставили ценности семьи на первое место. Девушки могли позволить себе выглядеть мускульно, носить костюмы.

Original size 2732x2048

До кодекса Хейса девушкам было дозволительно выглядеть сексуально и раздето. Во многих фильмах присутствовали интимные сцены.

Звезда докодексного голливуда — Мэй Уэст. Она являлась символом коварной женщины. В фильмах она играла героиню, которая манипулировала людьми, ходила с огромным количеством украшений, выглядела шикарно в каждом кадре. С этой дамой ассоциировали себя многие девушки 20х годов.

Original size 2732x2048

Также до кодекса Хейса было нормально показывать проституцию. Даже сейчас, если в фильмах идет речь про проституток, то они либо страдают, либо переосмысливают жизнь. Но в фильме «Мордашка» Альфреда Э.Грина 1933 г. главная героиня комфортно себя чувствует в роли простутки. Она понимает, что может управлять мужчинами, и это ее главная сила. Девушка показана привлекательной и ни по каким поводам не страдает. Такой сюжет вполне мог выходить на экранах до введения ограничений.

Original size 640x935

Кодекс Хейса вступил в силу в обязательном порядке в 1934 году.

Запрещалось изображение любой наготы. Нельзя было показывать даже обнаженный силуэт или тень обнаженного актера или актрисы. Также под запретом было говорить о сексе, как о чем-то хорошем.

Возбранялось изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.

Запрещалось высмеивание духовенства или изображение духовенства в роли негативного персонажа.

На самом деле, большинство пунктов из кодекса довольно расплывчатые. Поэтому, многие фильмы уходили в стол. Их могли осудить за малейшую ошибку.

После введения цензуры образ роковой женщины превратился в образ домохозяйки, верной своему мужу и считавшей семью — великой ценностью.

Цензуре подверглись даже мультфильмы. До кодекса Бетти Буп была 2D секс символом. Она носила вызывающие юбки и глубокое декольте. После прихода Хейса ей придумали новый наряд.

Жанр нуар

В «Золотом Голливуде» существовало огромное количество жанров. Однако почти у всех в голове всплывает вестерн и нуар. Если в вестерне в роли главного героя выступал хороший парень с высокими моральными принципами, то герои в жанре нуар ходят по лезвию. Девушки в нуаре отходили от стандартов кодекса. В фильмах этого жанра все еще преобладает образ роковой женщины, управляющей мужчиной. Но такие девушки не получают счастливого конца.

Original size 807x554

Несмотря на образ сильной женщины, таких девушек в золотом голливуде очень сильно сексуализировали и объектизировали. Про них почти не снимаются фильмы. Они выступают в роли спутниц главных героев мужчин.

Революция 1917 года

Мало кто знает, но в советском союзе была почти такая же история. Именно с приходом Сталина женщина перестала быть сексуальной. Как в реальном мире, так и на экранах.

Дореволюционную Россию сложно назвать пуританской. Тогда была легализована проституция, были известны гомосексуальные известные личности, многие практиковали полиаморию. Но в большинстве случаев это касалось элит. Традиционное общество придерживалось патриархата.

Публичный дом во времена Российской империи

Однако с приходом большевиков все изменилось. Их политика была направлена на свободу, в том числе сексуальную. Они боролись за эмансипацию женщин. После революции 1917 года произошёл сексуальный переворот. Одним из способов продвижения идеи стал кинематограф. В 20х-30х годах характерным женским образом становится холостая женщина.

Original size 800x493

Женщины не ставили высшей ценностью семью, многие выбирали карьеру, например в малоизвестном фильме «Право на женщину» девушка уходит с сыном от мужа, идет учиться на хирурга. Однако из-за увлеченности работой, ее сын умирает. Но героиня становится только счастливее. «Учусь, работаю, живу» — писала она в письме бывшему мужу

Новый образ женщины показывал торжество революционных идей и социального прогресса. Популярные фильмы тех лет демонстрировали сильных героинь, наделенных волей и талантов.

Влияние Сталина и ВОВ на советский кинематограф

Все это продолжалось недолго. Сексуальная свобода стала ограничиваться с приходом Сталина. Женщины оказались в сложном положении. С одной стороны, пропагандировалось равенство полов. У женщин был свободный доступ к работе, регулированию брака, а с другой стороны — женщины должны были впахивать на работе, но при этом оставаться прилежными домохозяйками. Это и послужило темой большинства фильмов военного времени. Из-за отсутствия мужской силы, девушкам приходилось работать еще больше. В отличие от голливуда, главными героями в фильмах были как раз женщины. Идеальные, сильные женщины.

В военное время образ женщины разделился на два. Первый — сильная, верная и искренняя жена, которая работает на заводе и с нетерпением ждет возвращения мужа с фронта. Второй- непоколебимая партизанка, которая пойдет на все ради своей семьи и родины.

Original size 2732x2048

Женщина была показателем высшей ценности морали. Если в голливуде, в фильмах нуар, женщина могла себе позволить манипуляции и ложь, то советские женщины были нравственны.

Что было дальше?

Несмотря на то, что в конце 20х-начале 30х годов голливудские женщины были более откровенны, обе страны своими фильмами доносили одну мысль. Они пропагандировали то, что женщина может выглядеть так, как она захочет. В период Кодекса Хейса и Сталинизма на кинематограф наложились много ограничений, но как мы знаем, сладок вкус свободы. Поэтому через 30 лет Голливуд познает полную независимость. В СССР тоже настаёт период оттепели. Кинематографисты использовали все больше образов женщин, но до сих пор, образ свободной женщины, появившийся в мире в 20х годах является одним из ключевых.

Образ женщины: Золотой Голливуд против СССР
27
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more