
Рубрикатор
1. Концепция 2. История возникновения 3. Живопись и графика 4. Скульптура 5. Фотография 6. Современные тенденции 7. Заключение 8. Источники
Концепция
Ар-брют, или ар брют, является направлением в изобразительном искусстве, которое возникло в середине XX века. Оно было вдохновлено творчеством душевнобольных людей, и его главной концепцией стало то, что художник не должен осознавать себя частью художественного сообщества и не стремиться к признанию себя деятелем искусства. Эти работы отличаются от стандартов классического и современного искусства своей спонтанностью, отсутствием влияния культурных шаблонов и неформальным подходом к созданию. Ар-брют не следует правилам правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, а также не признает разграничение между реальным и фантастическим. Художники ар-брют работают исключительно для себя, выпуская через свои произведения образы и идеи, которые вырываются из глубин подсознания.
Особенности ар-брюта, отличающие его от других направлений искусства:
1. Произведения неформальны и спонтанны, что отражает отсутствие строгих правил и стандартов, принятых в классическом и современном искусстве. 2. Ар-брют отличается отменой традиционной идентификации себя как художника. Создатели ар-брюта часто не осознают, что они создают искусство, и не стремятся к признанию в художественном сообществе. 3. Ар-брют выражает глубины сознания и подсознания. Произведения ар-брюта часто возникают как неожиданные психические выбросы, отражающие неосознанные мысли и чувства. 4. Каждое произведение ар-брюта уникально и не может быть воспроизведено другим художником. Это связано с тем, что ар-брют не основывается на повторении или копировании, а скорее на индивидуальном выражении творческого потенциала. 5. Это направление может проявляться в самых разных формах, ведь его художники не придерживается правил, а создают искусство из того, что есть под рукой, что делает ар-брют крайне адаптивным.
Цель этого визуального исследования — изучить и проанализировать произведения художников ар-брюта, понять как это направление в искусстве проявлялось в живописи, графике, скульптуре и фотографии и как оно повлияло на современность. Данную тему для исследования я выбрала из-за своего интереса к данному направлению, ведь его принципы отличаются от многих других, а работы художников завораживают своей неординарностью и уникальными образами. Все исследование я разделила на категории относительно форм произведений искусства ар-брюта, а также добавила разделы «История возникновения» и «Современные тенденции», чтобы не только разобраться с историческим контекстом, но и понять как идеи этого направления трансформировались со временем и отразились на современной культуре.
Отбирая материалы для визуального исследования, я ориентировалась на их распространенность в массовой культуре, информацию о художнике, надежность источника, на визуальную составляющую и качество. Многие работы я брала с сайта одного из самых известных музеев ар-брюта — Коллекция Ар-брют в Лозанне. При отборе текстовых источников я опиралась на их надежность и востребованность в искусствоведческом сообщества, на их актуальность, а также на сколько информация в них соответствует рамкам моего визуального исследования.
История возникновения
В 1922 году немецкий психиатр Ханс Принцхорн опубликовал книгу «Художественное творчество душевнобольных». Эта работа была посвящена связи между психическими заболеваниями и творческими способностями и имела огромное значение не только для мира науки, но и искусства. Французский художник Жан Дюбюффе, обратил внимание на книгу Принцхорна. В 1945 именно он придумал термин «ар-брют» (фр. art brut — грубое искусство) для описания его коллекции работ душевнобольных и стал считаться основателем этого движения в искусстве.
В 1972 году Роджер Кардинал ввел понятие «аутсайдер-арт» как английский эквивалент французского «ар-брют», так как в то время слово аутсайдер было синонимом слова душевнобольной. Сейчас эти два термина не обозначают абсолютно одно и то же: аутсайдер-арт стал включать в себя работы непрофессионалов, не следующих в своих произведениях каким-либо правилам, не идентифицирующие себя как художники. Однако важно отметить, что многие работы, классифицируемые как ар-брют, также могут считаться аутсайдер-арт, так как они часто созданы людьми, которые находятся вне основных потоков общества и культуры.


слева — Ханс Принцхорн, неизвестный автор, 1920; справа — Жан Дюбюффе, фото Паоло Монти, 1960


слева — Питер Муг, «Снятие с креста и пиета»; справа — Август Клоц, «Игриво-декоративная работа», иллюстрации из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922
Август Нетер, «Ось мира и кролик», иллюстрация из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922
Живопись и графика
Большинство работ ар-брютистов выполнены именно в живописных или графичных техниках. Это не удивительно, ведь большинство художников этого направления были психически больными людьми, а рисунки — это не только способ понять состояние и мысли больного, но и арт-терапия. Эти художники не следуют правилам академизма да и в целом зачастую не идентифицируют себя как художники, они лишь выражают на бумаге свои чувства и эмоции. Поэтому картины этого направления очень разнообразны.
Жан Дюбюффе, «Город Марионеток», 1963
Жан Дюбюффе, «Веселая знать», 1963
Антинея (Мари-Луиза Бержо), «Треугольник правды», 1948
Карло Зинелли, Без названия, 1961
Карло Зинелли, Без названия, 1962
Джованни Абриньяни, «Джиро д’Италия 1975 года», 1975


слева — Антонио Розено де Лима (АРЛ), «Пьяный», кон. XX в.; справа — Антонио Розено де Лима (АРЛ), Без названия, 1979
Скульптура
Скульптуры ар-брюта создаются без предварительного планирования и следования строгим правилам. Художники экспериментируют с формами, материалами и техниками, создавая произведения, которые отражают их внутренний мир и эмоции. Они не идентифицируют себя как скульпторы и в большинстве своем являются пациентами психиатрических клиник и для них создание произведений является скорее арт-терапией, поэтому в отличие от классической скульптуры, которая часто использует дорогие и труднообрабатываемые материалы, для ар-брют характерно использование доступных и простых материалы, таких как дерево, глина, нитки и даже хлебный мякиш или мусор.


слева — Карл Брендель, «Голова»; справа — Карл Брендель, «Три статуэтки» (вид спереди и сзади), иллюстрации из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922


слева — Джудит Скотт, фото Джойс Скотт, ок. 2000-2005; справа — Джудит Скот, Без названия, 2003


слева — Джудит Скотт, Без названия, 1994; справа — Джудит Скотт, Без названия, ок. 1990-2005


слева — Эугенио Санторо, «Египтянин», 1986-1988; справа — Эугино Санторо, «Гигант», 1980-1990
Эугенио Санторо, Без названия, ок. 2000


слева — Антонио Далла Валле, Без названия, 1997-2006; справа — Антонио Далла Валле, Без названия, 1997-2006


слева — Пол Амар, «Мать Мишель», 2005; справа — Пол Амар, «Янус», 2004
Фотография
Ар-брют в фотографии представляет собой направление, которое стремится к искреннему самовыражению вне рамок традиционных канонов искусства. Оно акцентирует внимание на непреднамеренном, спонтанном процессе создания.
Самый знаменитый представитель направления ар-брют в фотографии — Мирослав Тихий. Он сам делал фотоаппараты из различного мусора и подручных материалов. Фотограф говорил: «Чем хуже техника, тем лучше искусство», для него важно было не качество произведений, а возможность с помощью них передать свои чувства и эмоции.


Мирослав Тихий, самодельные фотоаппараты, 1960-е — 1990-е
Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е


слева — Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е; справа — Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е
Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е


слева — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940; справа — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940


слева — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940; справа — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940
Мортон Бартлетт, Без названия, XX в.
Мортон Бартлетт, Без названия, 1936-1965
Современные тенденции
Искусство ар-брюта уже не так популярно как было в XX веке, однако продолжает развиваться и адаптироваться, оставаясь интересным для широкой аудитории, и коллекции музеев продолжают пополняться работами современных художников. Тема психологии и ментальных заболеваний все ещё остается актуальной в наши дни, может даже более актуальной чем была до этого, поэтому в сети часто можно наткнуться на рисунки психически больных людей, которые стали основой этого направления в свое время и их так или иначе можно к нему отнести.


слева — Дэниел Джонстон, «Пусть все узнают хорошие новости», 2009; справа — Дэниел Джонстон, Без названия, 2010
Ангкасапура Новиади, Без названия, 2015


слева — Карл Бодлер, «Сущность 12 фиолетовая», 2012; справа — Карл Бодлер, «Сущность желтая», 2015
Искусство ар-брюта повлияло на многие другие направления — экспрессионизм, сюрреализм, наивное искусство, примитивизм. По работам многих художников, творящих в наши дни, также можно понять, что они в какой-то степени вдохновлялись творчеством ар-брютистов.
Патрик Джаннин, «Все дороги ведут на Голгофу», 2022
Ханна Хробочек, «Девушка и маленькие персонажи на желтом столе», 2021
Фроб, «Образ жизни», 2022
Игорь Гадро (Gad the Brand), «Гибридная антивирусная маска V4.0», 2020
Заключение
Ар-брют оказал значительное влияние на мировое искусство, открывая новые горизонты для самовыражения и экспериментов. Его уникальность и неформальность стимулировали художников искать новые формы и методы выражения, отказываясь от традиционных рамок и стандартов. Это направление способствовало демократизации искусства, делая его доступным для широкого круга людей, не обязательно имеющих формальное художественное образование. Одним из ключевых вкладов ар-брюта в мировое искусство является его способность пробуждать интерес к неожиданным и непредсказуемым формам самовыражения. Это открыло путь для новых течений и направлений, которые могут возникнуть в результате взаимодействия ар-брюта с другими формами искусства и культурными контекстами.
— Ар Брют // Артхив [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/4272~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)
— Ар-Брют // Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B1%D1%80%D1%8E%D1%8(дата обращения: 07.05.)
— Ар-брют, искусство аутсайдеров // Мир фантастики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mirf.ru/fun/art/art-brut-iskusstvo-autsajderov/ (дата обращения: 07.05.2024)
— Коллекция Ханса Принцхорна: художественное творчество душевнобольных // Cameralabs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/125-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.202
— Арт-брют: противоречивое движение // Artmajeur [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 07.02024)
— Джудит Скотт: гений, которого держали взаперти // Некоммерческая организация «Благое дело» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delonablago.ru/2018/08/3-3/ (дата обращения: 08.05.2024)
—Ар брют /art brut // Artузел [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artuzel.com/content/ar-bryut-art-brut (дата обращения: 08.05.2024)
— Мирослав Тихий: «В фотографии главное — это плохой фотоаппарат» // Photar [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:H._Prinzhorn.jpg (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://preserver.beic.it/delivery/DeliveryManagerServlet?dps_pid=IE8958639 (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/CITE-FANTOCHE/F55BF7EF9C61 (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/Le-gai-savoir/7269707710 (дата обращения: 07.05.2024)
—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/72~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)
—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/72~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/UNTITLED/BD36C8FC893109A8 (дата обращения: 07.02024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/abrignani-giovanni (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/arl-antonio-roseno-de-lima (дата обращения: 07.02024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/arl-antonio-roseno-de-lima (дата обращения: 07.02024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Judith_Scott.jpg (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/scott-judith (дата обращения: 005.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app.smartify.org/ru-RU/artists/judith-scott (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app.smartify.org/ru-RU/artists/judith-scott (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/dalla-valle-antonio (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/dalla-valle-antonio (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/amar-paul (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/amar-paul (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flashbak.com/mirosalc-tichy-the-eccentric-photographer-who-recorded-young-women-with-his-cardboard-camera-11773/ (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flashbak.com/mirosalc-tichy-the-eccentric-photographer-who-recorded-young-women-with-his-cardboard-camera-11773/ (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oscarenfotos.com/2017/10/07/miroslav-tichy-galeria-mini-bio/ (дата обращения: 08.05.2024)
—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)
—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)
—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/von-bruenchenhein-eugene (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/von-bruenchenhein-eugene (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.carlhammergallery.com/artists/eugene-von-bruenchenhein (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.carlhammergallery.com/artists/eugene-von-bruenchenhein (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/bartlett-morton (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/bartlett-morton (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/Johnston-daniel (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/johnston-daniel (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/angkasapura-noviadi (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/beaudelere-karl-kxb7 (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/beaudelere-karl-kxb7 (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)
— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)