Original size 1183x1577

Ар-брют: искусство аутсайдеров и душевнобольных

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. История возникновения 3. Живопись и графика 4. Скульптура 5. Фотография 6. Современные тенденции 7. Заключение 8. Источники

Концепция

Ар-брют, или ар брют, является направлением в изобразительном искусстве, которое возникло в середине XX века. Оно было вдохновлено творчеством душевнобольных людей, и его главной концепцией стало то, что художник не должен осознавать себя частью художественного сообщества и не стремиться к признанию себя деятелем искусства. Эти работы отличаются от стандартов классического и современного искусства своей спонтанностью, отсутствием влияния культурных шаблонов и неформальным подходом к созданию. Ар-брют не следует правилам правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, а также не признает разграничение между реальным и фантастическим. Художники ар-брют работают исключительно для себя, выпуская через свои произведения образы и идеи, которые вырываются из глубин подсознания.

Особенности ар-брюта, отличающие его от других направлений искусства:

1. Произведения неформальны и спонтанны, что отражает отсутствие строгих правил и стандартов, принятых в классическом и современном искусстве. 2. Ар-брют отличается отменой традиционной идентификации себя как художника. Создатели ар-брюта часто не осознают, что они создают искусство, и не стремятся к признанию в художественном сообществе. 3. Ар-брют выражает глубины сознания и подсознания. Произведения ар-брюта часто возникают как неожиданные психические выбросы, отражающие неосознанные мысли и чувства. 4. Каждое произведение ар-брюта уникально и не может быть воспроизведено другим художником. Это связано с тем, что ар-брют не основывается на повторении или копировании, а скорее на индивидуальном выражении творческого потенциала. 5. Это направление может проявляться в самых разных формах, ведь его художники не придерживается правил, а создают искусство из того, что есть под рукой, что делает ар-брют крайне адаптивным.

Цель этого визуального исследования — изучить и проанализировать произведения художников ар-брюта, понять как это направление в искусстве проявлялось в живописи, графике, скульптуре и фотографии и как оно повлияло на современность. Данную тему для исследования я выбрала из-за своего интереса к данному направлению, ведь его принципы отличаются от многих других, а работы художников завораживают своей неординарностью и уникальными образами. Все исследование я разделила на категории относительно форм произведений искусства ар-брюта, а также добавила разделы «История возникновения» и «Современные тенденции», чтобы не только разобраться с историческим контекстом, но и понять как идеи этого направления трансформировались со временем и отразились на современной культуре.

Отбирая материалы для визуального исследования, я ориентировалась на их распространенность в массовой культуре, информацию о художнике, надежность источника, на визуальную составляющую и качество. Многие работы я брала с сайта одного из самых известных музеев ар-брюта — Коллекция Ар-брют в Лозанне. При отборе текстовых источников я опиралась на их надежность и востребованность в искусствоведческом сообщества, на их актуальность, а также на сколько информация в них соответствует рамкам моего визуального исследования.

История возникновения

В 1922 году немецкий психиатр Ханс Принцхорн опубликовал книгу «Художественное творчество душевнобольных». Эта работа была посвящена связи между психическими заболеваниями и творческими способностями и имела огромное значение не только для мира науки, но и искусства. Французский художник Жан Дюбюффе, обратил внимание на книгу Принцхорна. В 1945 именно он придумал термин «ар-брют» (фр. art brut — грубое искусство) для описания его коллекции работ душевнобольных и стал считаться основателем этого движения в искусстве.

В 1972 году Роджер Кардинал ввел понятие «аутсайдер-арт» как английский эквивалент французского «ар-брют», так как в то время слово аутсайдер было синонимом слова душевнобольной. Сейчас эти два термина не обозначают абсолютно одно и то же: аутсайдер-арт стал включать в себя работы непрофессионалов, не следующих в своих произведениях каким-либо правилам, не идентифицирующие себя как художники. Однако важно отметить, что многие работы, классифицируемые как ар-брют, также могут считаться аутсайдер-арт, так как они часто созданы людьми, которые находятся вне основных потоков общества и культуры.

слева — Ханс Принцхорн, неизвестный автор, 1920; справа — Жан Дюбюффе, фото Паоло Монти, 1960

слева — Питер Муг, «Снятие с креста и пиета»; справа — Август Клоц, «Игриво-декоративная работа», иллюстрации из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922

Original size 1000x824

Август Нетер, «Ось мира и кролик», иллюстрация из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922

Живопись и графика

Большинство работ ар-брютистов выполнены именно в живописных или графичных техниках. Это не удивительно, ведь большинство художников этого направления были психически больными людьми, а рисунки — это не только способ понять состояние и мысли больного, но и арт-терапия. Эти художники не следуют правилам академизма да и в целом зачастую не идентифицируют себя как художники, они лишь выражают на бумаге свои чувства и эмоции. Поэтому картины этого направления очень разнообразны.

Original size 1280x936

Жан Дюбюффе, «Город Марионеток», 1963

Original size 800x605

Жан Дюбюффе, «Веселая знать», 1963

Original size 734x566

Антинея (Мари-Луиза Бержо), «Треугольник правды», 1948

Original size 2361x1377

Карло Зинелли, Без названия, 1961

Original size 2000x1394

Карло Зинелли, Без названия, 1962

Original size 740x523

Джованни Абриньяни, «Джиро д’Италия 1975 года», 1975

слева — Антонио Розено де Лима (АРЛ), «Пьяный», кон. XX в.; справа — Антонио Розено де Лима (АРЛ), Без названия, 1979

Скульптура

Скульптуры ар-брюта создаются без предварительного планирования и следования строгим правилам. Художники экспериментируют с формами, материалами и техниками, создавая произведения, которые отражают их внутренний мир и эмоции. Они не идентифицируют себя как скульпторы и в большинстве своем являются пациентами психиатрических клиник и для них создание произведений является скорее арт-терапией, поэтому в отличие от классической скульптуры, которая часто использует дорогие и труднообрабатываемые материалы, для ар-брют характерно использование доступных и простых материалы, таких как дерево, глина, нитки и даже хлебный мякиш или мусор.

слева — Карл Брендель, «Голова»; справа — Карл Брендель, «Три статуэтки» (вид спереди и сзади), иллюстрации из книги Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», 1922

слева — Джудит Скотт, фото Джойс Скотт, ок. 2000-2005; справа — Джудит Скот, Без названия, 2003

слева — Джудит Скотт, Без названия, 1994; справа — Джудит Скотт, Без названия, ок. 1990-2005

слева — Эугенио Санторо, «Египтянин», 1986-1988; справа — Эугино Санторо, «Гигант», 1980-1990

Original size 750x537

Эугенио Санторо, Без названия, ок. 2000

слева — Антонио Далла Валле, Без названия, 1997-2006; справа — Антонио Далла Валле, Без названия, 1997-2006

слева — Пол Амар, «Мать Мишель», 2005; справа — Пол Амар, «Янус», 2004

Фотография

Ар-брют в фотографии представляет собой направление, которое стремится к искреннему самовыражению вне рамок традиционных канонов искусства. Оно акцентирует внимание на непреднамеренном, спонтанном процессе создания.

Самый знаменитый представитель направления ар-брют в фотографии — Мирослав Тихий. Он сам делал фотоаппараты из различного мусора и подручных материалов. Фотограф говорил: «Чем хуже техника, тем лучше искусство», для него важно было не качество произведений, а возможность с помощью них передать свои чувства и эмоции.

Мирослав Тихий, самодельные фотоаппараты, 1960-е — 1990-е

Original size 1280x972

Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е

слева — Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е; справа — Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е

Original size 1600x1168

Мирослав Тихий, Без названия, 1960-е — 1990-е

слева — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940; справа — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940

слева — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940; справа — Юджин фон Брюэнхенхайн, Без названия, ок. 1940

Original size 550x426

Мортон Бартлетт, Без названия, XX в.

Original size 1280x1033

Мортон Бартлетт, Без названия, 1936-1965

Современные тенденции

Искусство ар-брюта уже не так популярно как было в XX веке, однако продолжает развиваться и адаптироваться, оставаясь интересным для широкой аудитории, и коллекции музеев продолжают пополняться работами современных художников. Тема психологии и ментальных заболеваний все ещё остается актуальной в наши дни, может даже более актуальной чем была до этого, поэтому в сети часто можно наткнуться на рисунки психически больных людей, которые стали основой этого направления в свое время и их так или иначе можно к нему отнести.

слева — Дэниел Джонстон, «Пусть все узнают хорошие новости», 2009; справа — Дэниел Джонстон, Без названия, 2010

Original size 739x517

Ангкасапура Новиади, Без названия, 2015

слева — Карл Бодлер, «Сущность 12 фиолетовая», 2012; справа — Карл Бодлер, «Сущность желтая», 2015

Искусство ар-брюта повлияло на многие другие направления — экспрессионизм, сюрреализм, наивное искусство, примитивизм. По работам многих художников, творящих в наши дни, также можно понять, что они в какой-то степени вдохновлялись творчеством ар-брютистов.

Original size 720x548

Патрик Джаннин, «Все дороги ведут на Голгофу», 2022

Original size 549x720

Ханна Хробочек, «Девушка и маленькие персонажи на желтом столе», 2021

Original size 720x238

Фроб, «Образ жизни», 2022

Original size 608x720

Игорь Гадро (Gad the Brand), «Гибридная антивирусная маска V4.0», 2020

Заключение

Ар-брют оказал значительное влияние на мировое искусство, открывая новые горизонты для самовыражения и экспериментов. Его уникальность и неформальность стимулировали художников искать новые формы и методы выражения, отказываясь от традиционных рамок и стандартов. Это направление способствовало демократизации искусства, делая его доступным для широкого круга людей, не обязательно имеющих формальное художественное образование. Одним из ключевых вкладов ар-брюта в мировое искусство является его способность пробуждать интерес к неожиданным и непредсказуемым формам самовыражения. Это открыло путь для новых течений и направлений, которые могут возникнуть в результате взаимодействия ар-брюта с другими формами искусства и культурными контекстами.

Bibliography
Show
1.

— Ар Брют // Артхив [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/4272~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)

2.

— Ар-Брют // Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B1%D1%80%D1%8E%D1%8(дата обращения: 07.05.)

3.

— Ар-брют, искусство аутсайдеров // Мир фантастики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mirf.ru/fun/art/art-brut-iskusstvo-autsajderov/ (дата обращения: 07.05.2024)

4.

— Коллекция Ханса Принцхорна: художественное творчество душевнобольных // Cameralabs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/125-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.202

5.

— Арт-брют: противоречивое движение // Artmajeur [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 07.02024)

6.

— Джудит Скотт: гений, которого держали взаперти // Некоммерческая организация «Благое дело» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delonablago.ru/2018/08/3-3/ (дата обращения: 08.05.2024)

7.

—Ар брют /art brut // Artузел [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artuzel.com/content/ar-bryut-art-brut (дата обращения: 08.05.2024)

8.

— Мирослав Тихий: «В фотографии главное — это плохой фотоаппарат» // Photar [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)

Image sources
Show
1.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:H._Prinzhorn.jpg (дата обращения: 07.05.2024)

2.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://preserver.beic.it/delivery/DeliveryManagerServlet?dps_pid=IE8958639 (дата обращения: 07.05.2024)

3.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)

4.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)

5.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)

6.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/CITE-FANTOCHE/F55BF7EF9C61 (дата обращения: 07.05.2024)

7.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/Le-gai-savoir/7269707710 (дата обращения: 07.05.2024)

8.

—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/72~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)

9.

—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/72~Art_brut_or_Outsider_art (дата обращения: 07.05.2024)

10.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/UNTITLED/BD36C8FC893109A8 (дата обращения: 07.02024)

11.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/abrignani-giovanni (дата обращения: 07.05.2024)

12.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/arl-antonio-roseno-de-lima (дата обращения: 07.02024)

13.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/arl-antonio-roseno-de-lima (дата обращения: 07.02024)

14.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)

15.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cameralabs.org/549-kollektsiya-khansa-printskhorna-khudozhestvennoe-tvorchestvo-dushevnobolnykh (дата обращения: 07.05.2024)

16.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Judith_Scott.jpg (дата обращения: 08.05.2024)

17.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/scott-judith (дата обращения: 005.2024)

18.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app.smartify.org/ru-RU/artists/judith-scott (дата обращения: 08.05.2024)

19.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app.smartify.org/ru-RU/artists/judith-scott (дата обращения: 08.05.2024)

20.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)

21.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)

22.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/author/santoro-eugenio (дата обращения: 08.05.2024)

23.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/dalla-valle-antonio (дата обращения: 08.05.2024)

24.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/dalla-valle-antonio (дата обращения: 08.05.2024)

25.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/amar-paul (дата обращения: 08.05.2024)

26.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/amar-paul (дата обращения: 08.05.2024)

27.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flashbak.com/mirosalc-tichy-the-eccentric-photographer-who-recorded-young-women-with-his-cardboard-camera-11773/ (дата обращения: 08.05.2024)

28.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flashbak.com/mirosalc-tichy-the-eccentric-photographer-who-recorded-young-women-with-his-cardboard-camera-11773/ (дата обращения: 08.05.2024)

29.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oscarenfotos.com/2017/10/07/miroslav-tichy-galeria-mini-bio/ (дата обращения: 08.05.2024)

30.

—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)

31.

—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)

32.

—[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://photar.ru/miroslav-tixij-v-fotografii-glavnoe-eto-ploxoj-fotoapparat/ (дата обращения: 08.05.2024)

33.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/von-bruenchenhein-eugene (дата обращения: 08.05.2024)

34.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/von-bruenchenhein-eugene (дата обращения: 08.05.2024)

35.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.carlhammergallery.com/artists/eugene-von-bruenchenhein (дата обращения: 08.05.2024)

36.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.carlhammergallery.com/artists/eugene-von-bruenchenhein (дата обращения: 08.05.2024)

37.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/bartlett-morton (дата обращения: 08.05.2024)

38.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/the-collection-de-l-art-brut/bartlett-morton (дата обращения: 08.05.2024)

39.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/Johnston-daniel (дата обращения: 08.05.2024)

40.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/johnston-daniel (дата обращения: 08.05.2024)

41.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/angkasapura-noviadi (дата обращения: 08.05.2024)

42.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/beaudelere-karl-kxb7 (дата обращения: 08.05.2024)

43.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artbrut.ch/en_GB/authors/neuve-invention/beaudelere-karl-kxb7 (дата обращения: 08.05.2024)

44.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)

45.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)

46.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)

47.

— [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/art-brut-protivorecivoe-dvizenie/331762 (дата обращения: 08.05.2024)

Ар-брют: искусство аутсайдеров и душевнобольных
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more