Original size 992x1388

Ричард Бакминстер Фуллер и его влияние на современную архитектуру

PROTECT STATUS: not protected
31
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАЦИЯ

1. Концепция 2. Биография -Детство -Архитектор без образования -Переломный момент -"Do more with less» -Автомобиль будущего -Геодезический купол 3. Неизданное -Девятые небеса -Купол над городом 4. Заключение 5. Литература

Архитектор, дизайнер, инженер, математик, писатель и философ… Такой разносторонней личностью был выдающийся и талантливый американский деятель Ричард Бакминстер Фуллер. Его часто называли «капитан космического корабля». Работы, которые тесно переплетаются с размышлениями о роли человека в мире, до безумия масштабны и невероятны. Определить конкретную его профессию не представляется возможным, но сам Фуллер позиционировал себя как «coprehensive anticipate redesign scientist», что означает «всесторонний научный перепроектировщик „.Бакминстер Фуллер — гений своего времени, технологиями которого пользуются до сих пор. Как и происходит у большинства великих людей, работы ученого и его самого считали безумными, но в конце 1950-х годов все изменилось…

Проектами Фуллера, разработанной им техникой на протяжении всей его жизни, пользуются по сей день и не только за счет своей мобильности и функциональности, но и благодаря возможности решения экологических проблем. Сегодня больше чем когда — либо важно задумываться о будущем планеты Земля. Философия этого великого изобретателя позволяет нынешнему и будущему поколению архитекторов, ученых, инженеров и дизайнеров размышлять масштабнее, развивать поток воображения. На его счету огромное количество величественных проектов: от универсального средства передвижения до могущественного купола над Нью-Йорком, размышлять о которых человечество будет еще очень долго. Многие из нереализованных его проектом всерьез разбирались властями и членами совета архитекторов .Но тем не менее многие из них так и не были показаны миру за счет своей безумности и невообразимости. Благодаря своей эксцентричности и упорству он многого добился, о чем и вещал на своих семинарах студентах и лекциях всем желающим его слушать.

Созданные им проекты, связанные с геосферой показывают нынешним деятелям искусства как важно задуматься о том, о чем человеческий разум может размышлять столетиями, а именно о космосе, о роли человека во Вселенной и как он может взаимодействовать. В ходе изучения личности Бакминстера Фуллера и при написании визуального исследования о его творчестве, я использовала такие источники как: - сайты, публикующие биографию и подробное изучение его проектов - видео-лекция профессора, анализирующего концепцию работ Фуллера - личное интервью Бакминстера Фуллера - литература Книги, написанные Фуллером — одаренным изобретателем, рассказывают об истории происхождения его проектов, о его философском нраве и взглядах на жизнь, чем он вдохновлялся какой путь он прошел с осуществлению успеха, к которому так долго и упорно стремился.

Биография

Детство

Ричард Бакминстер Фуллер, названный в честь его отца, происходит из старинной американской семьи нонконформистов, положившая свое начало в Новой Англии. Появился на свет выдающийся архитектор 12 июля 1895 года в городе Милтон штата Массачусетс. Второе имя Фуллера, а именно Бакминстер, является фамилией предков. На протяжении долгого времени Ричард не решал какой формой имени обращаться людям, но все-таки остановился на Р.Бакминстер Фуллер (Баки).

У Баки была врожденная близорукость, но очки он стал носить, лишь когда пошел в школу. А до тех пор родители ему не покупали очки и он справлялся с этой особенностью самостоятельно. Необычно, но факт, Фуллер утверждал, что в годы, когда он не использовал очки, мир ему казался ярче и интереснее. И поэтому друзья ему платили за то, чтобы он рассказывал, какова же жизнь в его представлении .Видимо уже с ранних лет Бакминстер умел продавать свой продукт, что ему очень поможет в дальнейшей карьере.

Original size 582x575

Семья Р.Бакминстера Фуллера, 1902 год (маленький Баки слева на колоне)

В последствии, когда Фуллеру достались очки, его внутренний мир сильно изменился, он удивлялся функционалу каждой детали, что окружала его. Эти эмоции приводили его к мысли о том, что оказывается человек может разглядеть больше, чем он себе представлял ранее. Именно эти ощущения послужили в постановлении цели о том, чтобы разгадать законы, по которым функционирует природа.

Бакминстер Фуллер в юности, 1914

К великому несчастью, отец и глава семейства Ричард Бакминстер Фуллер скончался, оставив родных в тяжелом финансовом положении. И вся надежда оставалась лишь на старшего сына, в дальнейшем выдающимся архитекторе, Баки.

Архитектор без образования

Наступает тяжелый период в жизни Фуллеров .Семья осталась со скудным содержанием, но все так же уважаемая в обществе. Изо дня в день мать, которую звали Кэролайн Уолкотт Эндрюс, тревожили жуткие мысли о том, как растить ее детей на малое количество средств. И лишь лучиком света в конце тоннеля в мыслях был ее старший сын, который по надеждам Кэролайн спас бы семью из оков нищеты. Но этого не случилось.

Бакминстера Фуллера приняли в Гарвардский университет, но на первом же курсе его исключили. В этом сыграли главные роли его легкомысленность и безответственность, поскольку на все деньги, которые у него были, он поехал в Нью-Йорк развлекаться с танцевальной труппой и в последствии его исключили.

Но поскольку семью уважали, парня снова приняли в Гарвард, но ничем хорошим это не кончилось. Его снова исключили за полного отсутствия интереса к учебе.

Бакминстер Фуллер не получил должного образования, он лишь поступил в военно-морской флот и училище, которое готовило штурманов.

Начало Первой мировой войны. Фуллер идет добровольцем в войска, но все оканчивается провалом, по причине плохого зрения. Но в конечном итоге ему все-таки удается попасть, поскольку он привёз яхту своей матери, на которой плавал у Медвежьего острова на заливе Бенобскот в юные годы. В дальнейшем Фуллер будет руководить на ней флотом.

Время, проведенное на флоте, пошло на пользу, поскольку Фуллер изобрел большое количество изобретений, а именно конструкцию, которая была способна переворачивать упавшие планеры и небольшие самолеты с целью спасения жизни пилота и содержимого корабля.

Original size 2480x1350

Переломный момент

После женитьбы на молодой избраннице Энн Хьюлетт, дочери архитектора-изобретателя Джеймса Монро Хьюлетта, Бакминстер Фуллер со своим тестем изобрел систему строительства домов из готовых блоков, которые нанизывались на металлические жгуты .За счет этой системы процесс строительства шел быстрее и дешевле, нежели в случае со строительством дома из кирпича. Фуллер являлся торговым представителем данной компании. С помощью его харизмы, умения продавать свой продукт и участия в изготовлении товара, дела шли в гору. Но так было не всегда…

Original size 802x646

Свадьба Бакминстера Фуллера и Энн Хьюлетт, снимок из газет, 1917 год

Компания не всегда приносила хороший доход и семья Фуллеров жила в плохих условиях, в последствии чего у маленькой дочери Александры развилась пневмания и она, к несчастью, скончалась, в чем Фуллер себя еще долгое время винил .Именно смерть дочери послужила причиной создания компании «Stockade Building Systems „, чья задача была эффективное и доступное для людей жилье.

В 1927 году рождается еще одна дочь, которую назвали Аллегра, и как раз в этот момент жизни Фуллеров, тесть решает продать свою долю фирмы подвернувшимся новым владельцам, и Бакминстеру ничего не остается, как управлять производством вместе с ними. Но вскоре он теряет компанию и остается в нищете.

После смерти дочери Александры, депрессия, в которой был Фуллер, никак не отступала, а лишь наоборот, набирала обороты .И сейчас, когда уже казалось что ничего не изменить, Бакминстер, прогуливаясь по природным просторам Чикаго, решается на отчаянный шаг покончить с собой — утопиться в озере, да бы страховка его жизни покрыла все долги.

Молодой Бакминстер Фуллер с семьей, 1928 год

И вот, стоя на краю жизни перед тем как опуститься на дно водоема, когда уже ничего не важно, вдруг ему приходит осознание того, что он должен изменить человечество, сделать его лучше.

В этот переломный момент жизни Фуллера, ему казалось, что он «подвешен в нескольких футах над землей, заключенный в белую сферу света „.Словно чей-то голос проник в его разум и сказал: " С этого момента вам никогда не нужно ждать подтверждения вашей мысли. Вы думаете правду. Вы не имеете права устранять себя. Ты не принадлежишь себе. Ты принадлежишь Вселенной. Ваша значимость навсегда останется для вас неясной, но вы можете считать, что выполняете свою роль, если прилагаете все усилия к тому, чтобы использовать свой опыт с наибольшей пользой для других».

«Do more with less»

Бакминстер Фуллер не раз размышлял о том, как человечество может взаимодействовать со Вселенной и помогать природе. В своих проектах Фуллер продвигал энергосбережение и меньшее затрачивание ресурсов, о чем и повествует его знаменитая фраза «Do more with less», что означает «делать больше, затрачивая минимальное количество ресурсов».

Original size 2480x1350

Бакминстер Фуллер считал постройку городов совершенно устаревшей идеей, поскольку человек не должен стоять на месте, а путешествовать, каждый день узнавать что-то новое, быть мобильным. Ведь недаром ему даны именно ноги, а не корни. Так в проекте «Dymaxion House» он заложил идею удобной транспортировки дома и его расположение практически в любой точке мира.

«Dymaxion House» может существовать в любой точке мира, где есть доступ к воде. В качестве топлива для готовки служит метан. Фуллер старался создать дом, доступный для среднего населения и максимально приблизить его к природе, а именно естественная система обогрева и освещения. В ранней версии дома, помимо искусственного освещения, основным источником света выступали большие окна, что актуально и в современной архитектуре.

За счет минимального количества материалов при постройке, дом достаточно легкий для транспортировки. В качестве основного материала служит алюминий.

Original size 2480x1350
Original size 1024x768

Wichita House, 1947 год

Изначально ранняя версия планировки дома «Dymaxion» предполагала проживание нескольких семей, но в дальнейшем Фуллер выпускал в продажу так же и дома для одной семьи.

Так, проект Бакминстера был приобретен американской армией во времена Второй мировой войны для размещения военных и их семей в качестве их квартир в местах дислокации. Планировка была расчитана на несколько семей и по форме напоминала цифру 8. Это один из немногих его проектов, которые были реализованы.

В послевоенные годы осталось много алюминия и архитектор Фуллер продолжил строительство таких домов. Постройка, сохранившаяся до наших лет, находится в городе Wichita.

Original size 2480x1350
Original size 2200x1496

Американские военные около дома «Dymaxion», 1941 год

Автомобиль будущего

Проект «Dymaxion» представляет не только архитектурное, но и автомобильное производство. Абсолютно новое, невиданное человеческому глазу изобрел Фуллер — «Dymaxion Car» или другими словами «4d car». Архитектор мечтал спроектировать «универсальное средство передвижения „, которое сумело бы передвигаться по земле, плавать под водой и летать в воздухе. Но Фуллер пока остановился на первом функционале. В разработке дизайна автомобиля ему помогал его лучший друг и знаменитый скульптор Изаму Ногучи.

Бакминстер Фуллер с «Dymaxion Car», 1933 год

«Dymaxion Car» представляет собой каплеобразную модель автомобиля с тремя колесами, где заднее колесо является рулевым. Для своих незначительных размеров, машина достаточно вместительная — 11 человек. Одной из особенностей данного автомобиля является то, что он мог крутиться вокруг своей оси, не занимая много места, что очень помогало при парковки с узко-доступным радиусом.

Original size 2480x1350

Параметры автомобиля превышают в 2 раза размеры обычного авто. Длина составляет 6 метров и ездил со скоростью около 180 км/ч, что для начала 1930-х практически невозможно. Корпус салона выполнен из дерева, а внешняя часть из металла.

Original size 1676x1297

Объяснительный чертеж первоначальной версии автомобиля

Данный чертеж объясняет задумку архитектора об универсальном средстве передвижения, а именно плавник, находящийся в задней части корпуса, который служил бы средством передвижения под водой, но данный функционал так и не был реализован, автомобиль был подвижен лишь на земле.

И вот, в 1933 году «Dymaxion Car» выезжает на Всемирную выставку в Чикаго, но в связи с трагическими обстоятельствами так и не доезжает…

«Dymaxion Car» на Всемирной выставки в Чикаго, 1933 год

Выставка о прогрессе столетия приглашала людей со всего мира и представляла лучшие работы известных деятелей. На выставку пригласили и Бакминстера Фуллера с проектом «Dymaxion». Ажиотаж, находившийся вокруг экспонатов, заполонил пространство, в особенности ворота самой выставки. И вот, происходит столкновение.

Новый «Dymaxion Car», приближающийся к воротам, сталкивается с автомобилем, в котором сидел министр авиации Франции. В результате столкновения автомобиль Фуллера переворачивается и водитель погибает на месте. В следствии, раненый автомобиль увозят из выставки, даже не продемонстрировав.

Геодезический купол Бакминстера Фуллера

Бакминстер Фуллер считал, что мы, люди, находимся на космическом корабле под названием «планета Земля», который летает по космосу со скоростью света.

Летняя школа Black Mountain дает возможность Фуллеру показать свои способности в качестве ученого-математика и разрабатывает свою геометрию, с помощью которой вместе с профессорами разрабатывает теорию, которая подготовила почву для создания геодезического купола начиная с 1948 года.

Бакминстер долгое время размышлял над строением нашей планеты и так через воссоздание данной конструкции он воспроизводит законы строения вещества и земного шара.

Original size 1090x600

Прототип геодезического купола в архитектуре

В летней школе архитектор вместе со своими учениками воссоздают экспериментальным путем ту самую модель купола. Фуллер считал, что прочность отдельных элементов не имеет значение, главное- правильная схема и грамотная сборка и составляющим может стать любой материал, даже планки жалюзи, из чего и строится первая модель купола. Но эта мысль не оправдывала своих ожиданий и конструкция сломалась. Поэтому путем долгих размышлений Фуллер пришел к металлическим трубкам, которые и стали основным материалом при постройке купола.

Original size 2480x1350

Строение модели Бакминстера Фуллера со студентами из различных материалов

Секрет данного сооружения заключается в следующем: нагрузка распределяется по всем элементам купола, то есть чем больше конструкция, тем она прочнее. Так же особенностью является тот факт, что конструкции не нужен фундамент и купол можно построить на любой ровной поверхности.

Фуллер продолжает развивать идею доступного жилья для населения при транспортировки и сборке, поэтому в 1960-х годах, когда он становится узнаваемым профессором и приглашается на чтение лекций во многие университеты страны, он предлагает своим студентам собрать его дом из фанеры в форму геодезического купола, который сохранился до наших дней.

Original size 2064x1548

Дом Бакминстера Фуллера в Миддлтоне, штат Массачусетс

Original size 526x662

Интерьер дома семьи Фуллеров, конец 1960-х — начало 1970-х годов

Идея о геодезическом куполе заполонила весь мир. К концу 1960-х годов в разных уголках планеты около 3000 моделей данного объекта расположились в различных вариациях: будь то жилой дом или музей искусств.

Годы идут, и развитие архитектурной деятельности профессора Фуллера продолжается. Связь геодезического купола с космосом выходит на новый уровень, а именно Бакминстер решает сконструировать целую сферу шара, как модель планеты Земля.

Original size 651x816
Original size 2480x1350

Архитектор стал продвигать эту идею, он считал, что необходимо соорудить электронную версию шара, что для 1950-х годов считалось неестественным и компьютерная деятельность была до невозможности примитивна.

Одним из его монументальных проектов является великих масштабов глобус около штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, на котором проявлялись бы мировые проблемы, а именно экологические, военные, статистические данные финансового обеспечения населения.

Эскиз проекта Бакминстера Фуллера для ООН, 1956 год

Проект был одобрен и продвигался властями ООН, но работа так и не была реализована. Несмотря на это, Бакминстер Фуллер многократно сотрудничал с членами международной организации и его часто привлекали с проведению всемирных выставок. Так, в 1959 году на Всемирной выставке, впервые проводившаяся в СССР, в парке Сокольники Фуллер представлял Американский павильон, соорудив геодезический купол.

Original size 1000x667

Всемирная выставка в Москве, павильон Америки, 1959 год

Original size 4878x3204

Показ фильма о проекте Бакминстера Фуллера внутри купола, 1959 год

Говоря об открытиях изобретателя Фуллера нельзя не упомянуть о его участии в химии.

В 1980 году американские ученые в момент открытия новой решетки углеродной формы удивились, что по форме элемент является геодезическим куполом и благодаря детализации составляющего геодезического купола появившемуся открытию в истории химии было дано название фуллерен в честь архитектора Бакминстера Фуллера.

Original size 1240x930

Молекулярное соединение фуллерен, 1980 год

Неизданное

Бакминстер Фуллер — безумный деятель искусства и науки, который безусловно изменил человечество в лучшую сторону мыслями о помощи природе со стороны человека. И его проекты столь же безумны, сколько и он сам. Поэтому некоторые его проекты так и не дошли до человеческого взора.

Девятые небеса

Original size 1500x891

Проект «Девятые небеса», Бакминстер Фуллер, 1960 год

Фуллер продолжает развивать отношение человека ко Вселенной и то как они могут взаимодействовать. Проект «Девятые небеса» — это про удобство для проживания населения. Идея заключалась в том, чтобы шары, в которых была бы искусственная акклиматизация, стояли на привязи и в зависимости от климатических и других условий окружающей среды, имели бы возможность передвигаться в более благоприятную среду.

Original size 1920x1376

Прототип проекта «Девятые небеса», 1960 год

Механизм шара заключался в следующем: вес оболочки был настолько незначительно легкий, что если за пределами шара температура воздуха будет ниже, то объект поднимется в воздух, то есть будет выполнять функцию воздушного шара. Население каждого шара составляло бы около 1500 человек и проект представлял бы собой мини-города со своей инфраструктурой и климатом. Фиксацией таких объектов являлись тросы, которые крепились бы к земле и создавался эффект «парения над землей».

Нью-Йорк, Манхэттен. Проблемы черного гетто и трущоб заполонили город в период 1960-х годов. Фуллер совместно с активисткой и борцом за права женщин Джейн Джордан выводит проект «Девятые небеса» на новый, более модернистский уровень. Проблему трущоб Фуллер предложил решить строительством жилых 100-этажных башней. Поскольку снесение трущоб не представлялось возможным, Баки спроектировал строительство новых объектов над городской тканью.

Original size 843x721

Skyrise for Harlem, Джейн Джордан и Бакминстер Фуллер, апрель 1965 г.

Купол над городом

Фуллер продолжает развивать тему создания искусственной акклиматизации и покрытия города в отдельную среду проживания. И с каждым разом его воображение становится все безумнее, а проекты все масштабнее.

Представляется проект — купол над сердцем Нью-Йорка, Манхэттеном.

Original size 960x628

Купол над Манхэттеном, Бакминстер Фуллер, 1960 год

Купол на городом отражает проблему экологии. Таким образом Фуллер заложил идею, которая заключалась в искусственной акклиматизации, в энергосбережении и создании благоприятного климата в любое время года, вместо того чтобы поддерживать его в отдельных домах.

Канадский философ Маршал Маклюэн поддержал Фуллера в его проекте. Он считал данный проект очень удачным и говорил, что это сооружение огромных масштабов решит затрагивающие проблемы. Помимо вопроса об экологии, в 1960 году разрабатывались быстрые сверхзвуковые самолеты, которые разрушали дома без защитной оболочки. И купол над городом отлично справлялся бы с защитой от звуковых вибраций. Власти всерьез задумались над данным сооружением с целью защиты города от разрушения. Это объясняет тот факт, почему аэропорты строились в 1960-х годах и находились далеко от города.

Original size 768x540

Схема прозрачного купола, 1960 год

Еще одной особенностью невероятных размеров прозрачного купола является способ решения проблем затрудненного движения в Нью-Йорке, а именно пробки. Фуллер разработал скоростные дороги которые проложены по радиусу купола. Таким образом дорога от одного конца города до другого составляла немногое количество времени.

Заключение

Нельзя не отметить, что великий архитектор Ричард Бакминстер Фуллер опередил время, его проекты невероятных масштабов тому пример. Технику, которую он разработал и использовал на протяжении всего творческого пути до примитивности проста, нужно ценить время и каждый день узнавать что-то новое, об этом и говорят его проекты, которые в прямом смысле «не стоят на месте» .Возможно, если бы все его проекты воплотились в жизнь, мир бы обезумел. Впрочем всем нам немного не хватает безумия.

Список литературы

Ричард Бакминстер Фуллер и его влияние на современную архитектуру
31
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more