Original size 840x1200

Сон и сновидение

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция

Сон на картинах старых мастеров

Сон: 19 и 20 век

Сновидения в живописи

Заключение

Источники

«Сны — отражение реальности. Реальность — отражение снов»

Зигмунд Фрейд

Сон — состояние волнующее по природе своей. Момент, когда человек исчезает из реального мира, погружаясь в глубокую иллюзию. Момент, когда человек теряет способность контролировать что-либо. Сон, как аффект, сон, как невозможность выбора, сон, как таинство. В визуальном искусстве тема сновидений затрагивалась множеством мастеров, от Франсиско де Гойи до Анри Руссо. Сон будоражил человеческое сознания, как далекое пространство для самых смелых, или даже страшных фантазий. Сон ассоциируется не просто с переходом в другое состояние, но более того, некоторой репетицией смерти, с иным миром, в который мы можем попасть, только не находясь в сознании. Интересно то, насколько по-разному художники интерпретируют само состояние сна в своих работах, момент, когда человек погружается в состояние сна и, конечно, все то что происходит за пределами реальности, внутри человеческого сознания, когда человек спит.

В своем визуальном исследовании я хочу рассмотреть изображение сна и сновидений в картинах мастеров 16, 17, 18, 19 и 20 века. Мне интересно, как изображение спящего человека, так и мифологические или религиозные сюжеты, связанные со сном. Момент, когда спящий человек стал интересен для изображения на полотнах, когда сон стал ассоциироваться с состоянием иллюзии и момент, когда художники стал изображать сюжеты из снов. Также мне интересно рассмотреть мифологическую основу, на которой в последствии были выстроены сюжеты о таинстве сна. О снах рассуждал Платон и Гомер, среди древнегреческих богов даже есть практически точная персонификация сна в лице бога Гипноса. И о Гипносе и Танатосе, братьях близнецах, сне и смерти, была сложена не одна легенда и написана не одна картина. Позже, в 19 и 20 века, сны станут едва ли не главным вопросом психоанализа, множество работ им посветят Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Но почему сны и состояние сна — столь важная материя для художников?

Сон воспринимается художником как пограничное состояние, момент, когда человек находится где-то между жизнью и смертью. Момент, когда любое создание становится особенно уязвимым, особенно откровенным и честным и особенно интересным для рассмотрения. Во сне нам раскрывается особенный мир, который недосягаем для нас в обычное время. И сама ночь так сильно ассоциируется у нас с мистическими процессами как раз благодаря таинству сна. Будто бы весь знакомый нам мир засыпает ночью, открывая пространство для неизведанного и необъяснимого.

Сон на картинах старых мастеров

Original size 1004x1002

Рафаэль Санти Сон рыцаря. ок. 1504

На одной из ранних картин Рафаэля изображен известный мифологический сюжет. Сюжет поэмы «Пуника», где к юному воину во время сна приходят двое: добродетель и наслаждение. Рафаэль на своей картине изобразил рыцаря, спящего в тени дерева, и двух женщин, пришедших к нему в иллюзии. Две реальности предстают в одной плоскости, мы одновременно видим и спящего и его видение.

Original size 720x444

Джорджоне Спящая Венера. 1508—1510

Картина «Спящая Венера» была начата Джорджоне, но он успел написать лишь фигуру, после его скоропостижной кончины ее дописывал Тициан. Здесь сон изображен предельно реалистичным, но от того не менее загадочным. Ключевая загадка сна здесь в безмятежности и нейтральности происходящего.

Original size 600x825

Доменико Фетти Сон Иакова. ок. 1619

На картине Доменико Фетти, как и у Рафаэля, мы одновременно видим основной сюжет, то есть уснувшего Иакова, и его сон: пришедших к нему ангелов.

Original size 2952x2223

Хосе де Рибера Сон Иакова. 1639

На картине Хосе де Рибере известный библейский сюжет об Иакове изображен совсем в другой канотации, нежели в работе Доминико Фетти. Иаков значительно очеловечен и представлен в образе пастуха. Лестницу и ангелов мы уже не видим в столь фигуративном обличии. Здесь композиция достаточно четко разделена на земную реальность и небесное видение: внизу мы видим человеческий мир, наверху картины — божественный.

Original size 680x617

Доменико Фетти Спящая девушка. ок. 1620

Доменико Фетти — предположительный автор картины. На ней, вопреки традиции времени, изображен на библейский сюжет, а реальная девушка. Мы не видим сна, но сдержанная улыбка на лице героини, очевидно навеяна увиденным сюжетом. Вероятно, речь идет о приятной фантазии, которая пришла девушке.

Original size 560x645

Ян Вермеер Спящая девушка. 1657

Картины Яна Вермеера чаще всего изображают бытовые сюжеты. Мы видим девушку, уснувшую за столом. Графин, расположенный на переднем плане картины, намекает нам на причину сна героини. Здесь на сюжет сна может указывать разве что меланхоличная поза женщины.

Original size 1729x1400

«Ночной кошмар», И. Г. Фюсли, 1741–1825.

Original size 2473x3106

И. Г. Фюсли Ночной кошмар. 1790—1791

«Ночной кошмар» — серия картин Фюсли, одного из самых ярких представителей романтизма. В сюжетах Фюсли акцент скорее на сновидении, чем на спящем человеке. Художник опирался на английскую литературу, в которой часто рассказывалось о страшных кошмарах, монстрах и приведениях. Жуткий сюжет, парящий над человеком, не дает нам уверенности в том, что человек только лишь спит, а не находится без сознания или вовсе мертв.

Original size 339x512

Франсиско Гойя Сон разума рождает чудовищ. 1797

«Los Caprichos» — серия гравюр Франциско Гойи, наполненная не только мифическими, но и социальными мотивами. В первую очередь социальными. Но «Сон разума рождает чудовищ» считается едва ли не главной из Гравюр Гойи. Разум героя на картине затуманен, и он видит ни то сон, ни то ведения.

Сон: 19 и 20 век

Original size 700x589

Николай Абильдгаард Ночной кошмар, 1800.

Original size 507x700

Герен, Пьер Нарцисс Морфей и Ирида, 1811

Original size 800x1136

Пьер Нарсис Герен Аврора и Кефал, 1811.

В картинах Пьера Нарсиса Герена сюжеты перекликаются с античными, сплетаясь воедино.

Original size 700x582

Ричард Дадд Спящая Титания. 1841

Картина Спящая Титания является прямой иллюстрацией к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Original size 800x458

«Восточный сон», Жан Леконт дю Ну, 1842.

Original size 1200x719

«Сон евнуха», Жан Леконт дю Ну, 1874.

Original size 700x542

Гюстав Курбе Спящая обнажённая. 1862

На картине Густава Курбе изображена юная спящая девушка. Она практически полностью обнажена, на ней только обувь и чулки. Мы концентрируемся на самой фигуре, а не на ее сновидении, но общие настроения картины тем не менее влияют на то, как мы воспринимаем сон девушки.

Original size 1476x882

Гюстав Курбе Возлежащая женщина, 1865—1866

Original size 600x403

Гюстав Курбе Спящие. 1866

Original size 800x632

Джон Уильям Уотерхаус Сон и его сводный брат Смерть. 1874

Сон и его сводный брат Смерть — картина, иллюстрирующая параллель между состояниями сна и беспамятства, болезни, смерти. Джон Уотерхаус помещает на полотно бога сна Гипноса и бога смерти Танатоса. Эти боги в греческой мифологии являются братьями близнецами. Они сидят рядом друг с другом, даже чуть обнявшись, но сон находится в светлой стороне холста, в то время как его брат погружен во тьму.

Original size 700x427

Сент-Джордж Хейр Торжество веры, 1891

В картине Хейра значительную роль занимает религиозный контекст. Не зря она названа «Торжество веры». Здесь сновидение уходит на второй план, и тем не менее так важно выражение лиц, и то спокойствие, с которым спят героини. Это мученицы, чья судьба предопределена, они спят на соломе в ожидании казни, скованные цепями. Но безмятежное выражение их лиц говорит о торжестве абсолютной веры в их сознании, их праведности.

Original size 680x443

Анри Руссо Спящая цыганка. 1897

Сам Анри Руссо писал: «Странствующая негритянка, играющая на мандолине, лежит рядом со своим кувшином (вазой с питьевой водой), одолеваемая усталостью в глубоком сне. Лев случайно проходит мимо, улавливает ее запах, но не пожирает ее. Эффект лунного света очень поэтичен. Сцена разворачивается в совершенно засушливой пустыне. Цыганка одета в восточный костюм» Руссо показывает состояние сна, как великое таинство, которое не вправе нарушить даже дикое животное. Это таинство берегут все: и лев, и пустыня. и ночь.

Original size 600x829

Пабло Пикассо Сон. 1932

Original size 1280x886

Фриц Швимбек, Моя мечта, мой плохой сон, 1915.

Original size 940x524

Зинаида Серебрякова Спящая девочка на красном одеяле. 1923

Original size 600x380

Пабло Пикассо Спящие крестьяне. 1919

Сновидения в живописи

Original size 2172x1600

Франц Марк Сон, 1912

Знаковые художники 20 века теперь изображает не только спящих, но и сами сновидения на своих полотнах. Сюрреалистам и футуристам особенно интересны сюжеты, приходящие людям во снах. Франц Марк пишет сон, как состояние упорядоченного хаоса. Женщина, которую мы видим в самом центре композиции — вполне может быть и той спящей, которой приходит видение, и частью самого сна.

Original size 870x400

Сальвадор Дали Сон. 1937

Original size 600x756

Сальвадор Дали Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

Картины художников наполняются символическим значением: формы и цвета приобретают свой уникальный смысл.

Original size 1152x784

Андре Руссо, Сон, 1910

Original size 2304x1720

Фрида Кало Сон (Кровать), 1940

Заключение

На протяжении практически четырех столетий художники изображали спящих и сны. Подход к изображаемому менялся от художника к художнику и от поколения к поколению. Но сама тема осталась неизменно интересной, и конечно такой она стала не в 16 веке, а значительно раньше. Любой момент таинства и забытая, любой неподконтрольный разуму процесс всегда был и будет привлекательным для человека, особенно для художника.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more