Original size 1140x1600

Взгляд XX-го века

PROTECT STATUS: not protected
23
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Прошлое. Рубеж веков 3. Революция в течениях и направлениях искусства 4. Глаза, как зеркало души 5. Состояние художника 6. Внешние события 7. Заключение 8. Библиография

Концепция

20 век в искусстве ознаменовал начало эпохи, не похожей ни на одну из тех, что были до этого. Появилось множество направлений и стилей в искусстве, которые обозначили начало авангарда, взгляд на живопись, скульптуру, литературу и архитектуру в корень поменялся. Одна из самых интересных трансформаций произошла с изображением человека. Часто на протяжении истории ценились реалистичные произведения, а человек из-за своего сложного строения требовал дополнительного изучения анатомии и академического рисунка для подробного изображения. Но с появлением множества других стилей, в том числе таких, как беспредметное искусство, взгляд на изображение человека также поменялся. Например, возник кубизм, в котором и человек, и его окружение изображались трансформированными, будто бы мы видим происходящее на картине одновременно с нескольких ракурсов и видов.

Это, определенно, накладывало на портреты другое восприятие. В фовизме все сводится к более примитивному изображению, поэтому детали не прорисовываются так четко, как это происходит в реализме, отсюда происходит искажением и вида человека. Казалось бы, есть ли что-то общее у того, как художники изображали людей? Во время изучения непохожих друг на друга работ художников разных направлений первой половины 20 века, было замечено, что у достаточно многих из них глаза людей выполнены на картинах не просто необычно, а даже пугающе. Но почему же у некоторых художников именно глаза настолько искажены, что вызывают тревогу и даже страх?

Для изучения данного вопроса были выбраны художники различных направлений для более обширного взгляда на вопрос, поскольку не только принадлежность автора к определенному стилю или группе художников влияет на то, какие эмоции передавал живописец, но и множество других факторов, связанных с внутренним состоянием художника и внешними факторами. Даже в стилях и жанрах, которым присущи яркие жизнерадостные цвета или примитивные формы, встречаются удивительно мрачные работы, где именно глаза становятся основной загадкой.

Прошлое. Рубеж веков

«Дама с единорогом», Рафаэль Санти, 1506 г. / «Портрет Анны с подсвечником», Амедео Модильяни, 1919 г.

Сравнивая работы художников первой половины 20 века, с картинами мастеров прошлого, становятся понятны различия между ними. На полотне Рафаэля Санти, относящегося к высокому Возрождению, героиня изображена согласно канонам того времени, при этом одна из основных целей художника — выполнить именно реалистичный портрет. Естественно, что такая резкая смена в стилях изображения не произошла сразу и уже в конце 19 века произведения отсылают к более поздним работам художников.

«Голова демона — скульптура», М. В. Врубель, 1890 г. / «Голова демона на фоне гор», М. В. Врубель, 1890 г.

0

«Демон поверженный», М. А. Врубель, 1902 г.

Анализируя работы первой половины 20 века, можно выделить несколько основных причин, объясняющих изображение глаз таким образом. Одна из них — это новые течения в искусстве.

Революция в течениях и направлениях искусства

Появление множества новых течений и направлений в искусстве безусловно повлияло на то, как изображался человек. Однако то, что в некоторых случаях глаза героев на картинах вызывают тревогу и беспокойство, не связано с каким-то одним стилем. Среди непохожих друг на друга направлений встречаются различные картины, но от многих из них возникает эмоциональное напряжение.

«Художники работали над „эмоциональным“ наложением цвета, экспрессивным ведением линии — таким образом, для обозначения и создания пространства использовались лишь чистые, кричащие, яркие, своевольные краски, часто выдавленные из тюбика (как делал Вламинг), в то время как композиционные линии оказывались упрощенными, расчлененными, шаткими.» (Большая история искусства, 20 век, книга 1)

Анри Матисс — один из ярких представителей фовизма. В данном течении мы видим экспрессивную работу художника с мазками краски, по этой причине глаза на картинах достаточно часто выполнялись одним мазком кисти, отчего зрачки не были четко прорисованы, что служит одной из причин их пугающего вида. Героиня на картине, как будто смотрит сквозь нас.

Original size 2480x1350

«Женщина с анемонами», А. Матисс, 1920 г.

Original size 1525x800

«Черная Шаль», А. Матисс, 1917 г.

У У. Боччони такое изображение людей обуславливается кубофутуризмом — формы раздрабливаются, а вместе с ними и черты лиц.

Original size 800x798

«Динамизм женской головы», У. Боччони, 1914 г.

Глаза, как зеркало души

На многих работах взгляд выступает, как способ отразить то, что происходит в душе у героев, ведь глаза не просто так называют зеркалом души. Нам свойственно анализировать людей именно через их взгляд, чем и пользуются художники. Так, например, на полотнах Э. Мунка «Убийца» и «У смертного одра (Лихорадка) I» сами герои переживают травмирующие события, отражение которых мы можем почувствовать в их взгляде.

0

«У смертного одра (Лихорадка) I», 1915 г. / «Убийца», 1910 г., Э. Мунк

Original size 1487x1543

«Авиньонские девицы», П. Пикассо, 1907 г.

0

«Герника», П. Пикассо, 1937 г.

Один из художников с самым узнаваемым стилем изображения глаз — Амедео Модильяни. Почти все люди на его картинах не имеют зрачков и написаны с характерными длинными шеями. Считается, что Модильяни изображал людей таким образом, потому что долгое время вдохновлялся африканскими масками и скульптурами, и даже сам создавал подобные произведения искусства. Отсюда получается, что отсутствие зрачков и необычная анатомия перешли в его живопись из скульптуры.

Original size 2480x1350

«Портрет Анны с подсвечником», 1919 г. / «Портрет Жермены Сарваж», 1918 г. / «Портрет Раймона», 1915 г., А. Модильяни

У М. А. Врубеля на картинах бывают очень живые и чувственные глаза так, что чувствуешь дискомфорт от полотна, потому что картина ощущается живой, будто у персонажа есть душа.

Original size 2480x1350

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок», М. А. Воубель, 1904 г.

Original size 2480x1350

«Обнаженная женщина», А. Матисс, 1908 г.

Original size 2480x1350

«Портрет жены художника», А. Матисс, 1913 г.

Состояние художника

На изображаемое на картине безусловно влияет состояние самого художника. Многие передавали через произведения искусства все свои чувства, а особенно те, которые их тревожат. Однако иногда у художников проблемы были серьезнее, чем негативные эмоции или тревожность — часто подозревают наличие полноценных психологических проблем, с которыми им приходилось бороться. Так, например, искусствоведы говорят о болезни М. В. Врубеля, который в конце своей жизни лежал в психиатрической больнице. Известно, что художника одолевала повышенная раздражительность, тревожность, он высказывал идеи о собственном величии. Это не могло не отразится на картинах.

Original size 2480x1350

«Шестикрылый серафим (Азраил)», М. В. Врубель, 1904 г.

На душевное состояние М. В. Врубеля также оказало влияние рождение сына, у которого была «заячья губа». Смотря на его портрет, выполненный самим художником, ощущаешь беспокойство, будто бы Врубель при написании картины предчувствовал, что его сын через год умрет.

Original size 600x453

«Портрет сына художника», М. В. Врубель, 1902 г.

Также стоит сказать о работах Э. Л. Кирхнера, написанных в определенный период его жизни, после переезда. Особенно пугающими оказываются люди, изображенные именно на картинах с городской жизнью, поскольку после переезда в Берлин в 1911 году восприятие художника деформировалось, он больше не мог спокойно наслаждаться природой, как раньше, теперь он думал о ритме жизни в городе, который вызывал у него беспокойство. Люди на работах Кирхнера становятся безликой толпой, которой неинтересны проблемы других, они «пусты и безжалостны». И естественно у этих людей не прорисованы глаза, поскольку это сделало бы их живыми, здесь мы видим пустоту и пугающее безразличие в каждом взгляде.

«Улица в Берлине», 1913 г. / «Улица Фридрихштрассе в Берлине», 1914 г., Э. Л. Кирхнер

Original size 2480x1350

«Улица в Дрездене», Э. Л. Кирхнер, 1908 г.

Отдельное место стоит отвести автопортретам художников. Именно в этих работах взгляды героев сложны, многогранны и передают то, что хотел сказать о себе художник.

Original size 2480x1350

«Автопортрет. Ночной странник», Э. Мунк, 1924 г.

Original size 2480x1350

«Автопортрет», А. Матисс, 1900 г.

Внешние события

В первой половине 20 века прошли две мировые войны, которые повлияли на весь мир, включая сферу искусства. Но еще до начала Второй мировой войны для многих художников настали сложные времена. Э. Л. Кирхнер под конец жизни чувствовал ухудшение психологического состояния, но оно значительно изменилось после выставки «Дегенеративного искусства», организованной по инициативе Гитлера. Известно, что художник покончил жизнь самоубийством и выставка не могла не повлиять на это.

«Пять женщин на улице», Э. Л. Кирхнер, 1913 г. / «Уличная сцена», Э. Л. Кирхнер, 1922 г.

Еще один художник, который был отнесен к «Дегенеративному искусству» — Отто Дикс. Он был участником Первой мировой войны и скрывался во время Второй мировой, поэтому на себе испытал все ужасы и травмирующие события.

«Пражская улица», О. Дикс, 1920 г. / «Игроки в скат», О. Дикс, 1920 г.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что совершенно разные причины повлияли на то, что в начале 20 века художники изображали такие пугающие глаза. Среди них можно выделить новые стили, соответственно неклассические способы изображения всех предметов, отражение состояния лирического героя, вдохновение новыми вещами (скульптурами, масками и тп.) состояние самого художника и внешние события.

Библиография и источники изображений

Bibliography
1.

XX век. Книга / пер. с итал. М. Н. Челинцевой. — М.: СЛОВО/SLOVO, 202 408 с.: ил., 22,5×29 см. — (Большая история искусства). — Указ. Худож.: с. 400-402. Перевод изд. E-education. It.

2.3.4.5.
Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.
Взгляд XX-го века
23
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more