Original size 2480x3500

Раскрепощение тела женщины глазами феминисток

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

КОНЦЕПЦИЯ

Мы не можем с точностью утверждать, когда началось «гонение» на женский образ, в том числе и богинь. Судя по всему, замещение феминных символов на мускулиные произошло с приходом раннего христианства и его дальнейшего развития во всем мире. Так, спустя время, власть и сила прекрасного пола свелась к минимуму и уступила место патриархальным идеям.

Тело женщин уже долгое время рассматривается отдельно от души и разума, подвергаясь осуждению и нападкам со стороны. Но им, как объектом и предметом обсуждения, никогда не довольны, на чем и устроена система патриархата и экономика.

Тема борьбы женщин с несправедливостью и поиск граней своей идентичности (почему женщины — слабый пол? Они способны быть как войнами, так и матерями, что само по себе невероятно противоречиво) с подросткового периода волнует меня и моих единомышленников. Я постаралась прочесть статью Мишеля Фуко «История сексуальности» без предвзятости и подчеркнула пункты, по которым решила сравнивать его высказывания с перфомансами феминисток. В конце визуального исследования будут выложены выводы.

Принцип рубрикации заключается в показе и изучении выставок феминисток на основе их тематического, эстетического сходств и способа подачи информации зрителю.

0

Симеон Уэйд, Мишель Фуко, предположительно 1951–1984 гг.

Мишель Фуко выделяет 4 основные линии атаки «политики секса»: контроль за рождаемостью, сексуализация ребенка, истеризацию женщины и психиатризацию перверсий. В этом эссе я исследую вопрос об «истеризации» тела женщин, его контроле, проявленном даже во время феминистических перформансов, направленных на выявление и демонстрацию окружающим аспектов притеснения и стигматизации женской секусальности.

Андре Бруйе, групповой портрет Клинический урок в Сальпетриер, 1887 г.

Автор неизвестен, Жан Мартен Шарко, 1862–1893 гг.

В кабинете парижского врача-психиатра Жана-Мартена Шарко в конце XIX века царила странная атмосфера театрального представления. По вторникам он устраивал публичные демонстрации: перед аудиторией коллег приводили женщин с диагнозом «истерия», которые падали в конвульсиях, кричали нечленораздельными звуками, демонстрировали необычные позы. Эти спектакли, запечатленные на фотографиях, стали символом медицинизации женского поведения — процесса, который Мишель Фуко позже назовет «истеризацией тела женщины».

0

Клихт А.Лонд, Пациентка с истерией во сне, год неизвестен. Автор неизвестен, Женщины с истерией под воздействием гипноза, 1876–1880 гг.

Заблуждение о женской болезни «истерии» стало общепризнанным и донельзя жестоким: любое девиантное (непокорное или депрессивное) поведение дам нормы патриархальной морали считывали неприемлемым, то есть призывали мужчин испытывать жалость по отношению к больным женам и сестрам, которые «сами не ведают, что творят». В психиатрических больницах применялись самые бесчеловечные методики, в наши дни признанные пытками, чтобы «успокоить» взбеленившихся женщин.

АВТОНОМИЯ ТЕЛА женщина НЕ объект

СИНДИ ШЕРМАН | CINDY SHERMAN


Серия «Безымянные кинообразы» (1977-1980). В одном из кадров Шерман изображает женщину, прижимающую руку ко лбу в классическом жесте «истерички». Но важна не поза, а взгляд: ее глаза смотрят прямо в объектив с немым вопросом. Этот взгляд разрушает четвертую стену между зрителем и «пациенткой», заставляя нас осознать: перед нами не медицинский случай, а живой человек, пойманный в ловушку чужих интерпретаций.

0

Синди Шерман, Кадры из фильмов без названия, 1970 г.

0

Синди Шерман, Кадры из фильмов без названия, 1970 г.

«Власть осуществляется через взгляд, который фиксирует, разделяет и приписывает идентичности» («Надзирать и наказывать»).

Original size 2000x1000

Синди Шерман, Кадры из фильмов без названия, 1970 г.

Шерман, смотрящая прямо в камеру в образе «истерички», нарушает одностороннюю динамику медицинского наблюдения. Ее взгляд возвращает субъектность тому, кого Фуко называл «объектом дисциплинарного анализа».

0

Синди Шерман, Кадры из фильмов без названия, 1970 г.

0

Синди Шерман, Кадры из фильмов без названия, 1970 г. Синди Шерман, Серия «Пассажиры автобуса», 1976 г.

ЮЛИЯ ЦВЕТКОВА | JULIA TSVETKOVA

Original size 2000x1000

Автор неизвестен, Юлия Цветкова, 2022 г.


Юлия Цветкова (признана иноагентом) вела ныне заблокированную группу ВКонтакте «Монологи вагины», где создавала в выкладывала плакаты, посвященные теме естественного женского тела. Героини зарисовок призывали зрительниц всех возрастов принимать себя с любыми «несовершенствами», которые были навязаны обществом.

Original size 2000x1000

Фото: ТГ-канал «Я/Мы Юлия Цветкова», Однодневная выставка в поддержку художницы Юлии Цветковой в ЦТИ «Фабрика», 2021 г.

Акцент и внимание читательниц переводится с «неидеальностей» на «нормальность».

0

Юлия Цветкова, Серия работ #Женщина_не_кукла, 2019 г.

Волосы подмышками и на ногах? Это абсолютно приемлемо. Морщинки уже проступают на лбу и в уголках глаз? Старость — процесс, происходящий со всеми. Растяжки на животе после стремительного набора и потери веса? Они присутствуют почти у всех людей на планете.

БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ — ЗВУЧИТ ГОРДО родиться с вагиной не стыдно

ДЖУДИ ЧИКАГО | JUDY CHICAGO

Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS, Джуди Чикаго, предположительно 2000–2025 гг.

Original size 2000x1000

Джуди Чикаго, Званный ужин, 1979 г.

0

Исследование Эмили Дикинсон, «Званый ужин», 1978 г. Исследование Вирджинии Вульф, «Званый ужин», 1978 г.

В 1979 году Джуди Чикаго завершала свою монументальную инсталляцию «Званый ужин». Скандал вызвали керамические тарелки — их форма, напоминающая стилизованные вульвы, буквально материализовала фукианскую идею о «гиперсексуализации» женского тела.
Треугольный стол с тридцатью девятью приборами, каждый из которых посвящен исторической женщине, ассоциировался скорее с языческим ритуалом, чем с традиционным «женским» рукоделием.

Original size 2000x1000

Джуди Чикаго и волонтерки «Званого ужина», 1978 г.

«Буржуазная семья становится аппаратом сексуализации, где женское тело гиперсексуализируется, но одновременно подчиняется репродуктивным императивам» («Воля к знанию»). Вагинообразные тарелки визуализируют этот парадокс — тело одновременно возвеличивается как символ плодородия и закрепляется в роли «природного» инструмента воспроизводства.

0

Джуди Чикаго, Званный ужин/ Пир, 1974–1979 гг. Джуди Чикаго, Первый набросок Званного ужина, 1974 г. Джуди Чикаго рисует баннеры Званого ужина, 1978 г. Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495–1498 гг.

0

Джуди Чикаго, Тарелки в виде вульв на Званном ужине, 1979 г.

Чикаго создала не просто памятник забытым женщинам истории — она визуализировала сам механизм подавления. Треугольник (символ равенства) против круглых тарелок (намек на женские гениталии), вышитые скатерти (традиционное «женское» ремесло) против керамики (обычно мужская профессия) — каждый элемент инсталляции становится полем битвы гендерных стереотипов.

ОРЛАН | ORLAN

Original size 2000x1000

Орлан, Самооборона американских индейцев, 1998 г. Орлан, Профиль африканских женщин и профиль женщины евро-стефануаз, 2000 г.

В 1990-х французская художница Орлан начала серию пластических операций, которые транслировались в прямом эфире как перформансы. Ее проект «Священный монстр» включал девять операций, в ходе которых она изменяла черты лица, стремясь приблизиться к идеалам красоты. Как писала сама художница: «Мое тело стало площадкой для публичных дебатов». В этой простой фразе — суть всего современного искусства, посвященного телесности: оно больше не хочет быть объектом чужого взгляда, но стремится стать равноправным участником разговора. И в этом, пожалуй, его главная победа над многовековой традицией «истеризации». Орлан доводит до абсурда фукианский тезис «хирургия — крайняя форма дисциплинарной власти, где тело не просто контролируется, но пересоздается», превращая медицинское насилие в художественный жест, обнажая политику стандартов красоты.

Original size 2000x1000

Орлан, Документальное исследование: Драпировка — Барокко: Zoom Baroque / Складывается и раскрывается, 2015 г.

0

Орлан, Документальное исследование: Драпировка — движущиеся складки в стиле барокко, 3D-фотографии, лентикулярная печать, 2012 г.

Художница также демонстрирует через две серии работ с драпировками гиперсексуализацию женского естества, если в складках ткани зритель может спокойно разглядеть очертания вульвы или изгибающегося женского тела.

Работа буквально заставляет смотрящего смутиться от себя самого.

Орлан, Документальное исследование: Драпировка — Барокко: Zoom Baroque / Складывается и раскрывается, 2015 г.

ПЕРФОРМАНС С ЖЕНСКИМ ТЕЛОМ невербальный крик

МАРИНА АБРАМОВИЧ | MARINA ABRAMOVICH

Original size 2000x1000

Марина Абрамович, Ритм 0, 1974 г.


7 декабря 1974 года в галерее Studio Morra в Неаполе произошло событие, которое навсегда изменило представление о границах искусства. Марина Абрамович в перформансе «Ритм 0» поставила на стол 72 предмета — от роз и перьев до ножей и пистолета — и предложила зрителям делать с ней все что угодно в течение шести часов.

0

Марина Абрамович, Ритм 0, последствия свободы зрителей, 1974 г.

Первые минуты публика вела себя осторожно, но вскоре границы стали размываться: кто-то резал ей одежду, кто-то царапал кожу, один мужчина даже зарядил пистолет и приставил к ее виску.
Шокирующий эксперимент стал наглядной иллюстрацией того, как быстро «истеризованное» женское тело превращается в объект насилия. Абрамович, оставаясь абсолютно неподвижной, демонстрировала парадокс: чем пассивнее становилась художница, тем агрессивнее действовала аудитория.

Original size 2000x1000

Марина Абрамович, Ритм 0, последствия свободы зрителей, 1974 г.

В этом перформансе не было ни победителей, ни побежденных — только жестокая правда о природе власти. Марина демонстрирует фукианский парадокс
«Где есть власть, там есть и сопротивление, но оно часто принимает формы самой власти» — даже радикальная пассивность становится зеркалом социальных механизмов насилия, подтверждая, что тело всегда находится в поле власти.

КЭРОЛИ ШНЕЕМАНН | KAROLIE SCHNEEMANN

Original size 2000x1000

Кэроли Шнееманн, Внутренний свиток, 1975 г.

ВАЛИ ЭКСПОРТ | VALIE EXPORT

Original size 2000x1000

Вали Экспорт, Мадонна, 1976 г. Вали Экспорт, Передача информации, 1968 г. Вали Экспорт, Свободное движение телом, 1970 г.


Вали Экспорт — австрийка, проводящая шокирующие перформансы для 20 века. В 1969 году она создала на тот момент скандальную феминистскую акцию «Генитальная паника». Она прошлась по Мюнхенскому музею кино, где показывали фильм эротического характера в джинсах с полностью вырезанным бикини, призывая перестать эксплуатировать женское тело в качестве сексуального объекта. Акция в том том числе призывала задуматься над секусализированным насилием.

Original size 2000x1000

Вали Экспорт, Генитальная паника, 1969 г.

ХАННА УИЛК | HANNAH WILK

Американская художница Ханна Уилк в серии фотографий «S.O.S. Starification Object Series» (1974-1982) использовала более камерный, но не менее провокационный подход. Позируя топлес, она покрывала свое тело жевательной резинкой, свернутой в форме миниатюрных вагин.

Original size 2000x1000

Фото: Элисон Жак, модель: Ханна Уилк, Серия объектов S.O.S Starification, 1974 г.

Уилк превращала свое тело в арт-объект, но делала это на своих условиях — не как пассивная модель, а как автор, полностью контролирующий образ.

Фуко утверждал, что «женское тело становится поверхностью для записи социальных кодов» («Технологии себя»); Жевательные «шрамы» Уилк — буквальная иллюстрация этого процесса, где каждая «рана» становится знаком культурного насилия.

Ханна Уилк, Без название, 1977 г.

ВЫВОД

Но, возможно, самое важное в этих работах — то, что они не просто обличают систему, но предлагают новые языки для разговора о телесности. Если в 19 веке женщина могла говорить о своем теле только через симптомы «истерии», то современные художницы вернули себе право на собственный нарратив. Они превратили клинический случай в перформанс, медицинскую карту — в художественное высказывание, диагноз — в начало диалога.

Фуко утверждал, что тело — это не данность, а текст, написанный властью. Однако художницы 20-21 века пытаются переписать этот текст, превращая клинический случай в манифест, а диагноз — в начало диалога. Их работы не просто разоблачают систему, но предлагают новые языки для разговора о телесности. В этом их главная победа над традицией «истеризации».

Bibliography
Show
1.

Жан-Мартен Шарко // сайт disgustingmen.com [Эл. ресурс]. URL: https://disgustingmen.com/history/charkot-and-his-shower (дата обращения 29.05.2025)

2.

Мишель Фуко История секусуальности // сайт cyberleninka.ru [Эл. ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-fuko-istoriya-seksualnosti/viewer (дата обращения 29.05.2025)

3.

Истерия // сайт wikipedia.org [Эл. ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F (29.05.2025)

4.

Синди Шерман // vk.com [Эл. ресурс]. URL: https://vk.com/wall-57461875_18776 (29.05.2025)

5.

Юлия Цветкова // vk.com [Эл. ресурс]. URL: https://vk.com/album-162091416_263709668 (29.05.2025)

6.

Джуди Чикаго // brooklynmuseum.org [Эл. ресурс]. URL: https://www.brooklynmuseum.org/ru-RU/collection/dinner-party-components/curatorial-overview (29.05.2025)

7.

Орлан // orlan.eu [Эл. ресурс]. URL: https://www.orlan.eu/ (29.05.2025)

8.9.

Кэроли Шнееманн // tate.org.uk [Эл. ресурс]. URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/schneemann-interior-scroll-p13282 (29.05.2025)

10.11.

Ханна Уилк // artbasel.com [Эл. ресурс]. URL: https://www.artbasel.com/catalog/artwork/61088/Hannah-Wilke-S-O-S-Starification-Object-Series (29.05.2025)

Image sources
Show
1.2.

Мишель Фуко // сайт rgub.ru [Эл. ресурс]. URL: https://rgub.ru/schedule/item.php?new_id=13079 (дата обращения 29.05.2025)

3.

Истерия // сайт wikipedia.org [Эл. ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Hysteria.jpg (29.05.2025)

4.5.

Синди Шерман // vk.com [Эл. ресурс]. URL: https://vk.com/wall-57461875_18776 (29.05.2025)

6.

Юлия Цветкова // vk.com [Эл. ресурс]. URL: https://vk.com/album-162091416_263709668 (29.05.2025)

7.

Джуди Чикаго // brooklynmuseum.org [Эл. ресурс]. URL: https://www.brooklynmuseum.org/ru-RU/collection/dinner-party-components/curatorial-overview (29.05.2025)

8.

Джуди Чикаго // brooklynmuseum.org [Эл. ресурс]. URL: https://www.brooklynmuseum.org/ru-RU/collection/dinner-party-components/curatorial-overview (29.05.2025)

9.

Орлан // orlan.eu [Эл. ресурс]. URL: https://www.orlan.eu/works/photo-2/ (29.05.2025)

10.11.

Кэроли Шнееманн // tate.org.uk [Эл. ресурс]. URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/schneemann-interior-scroll-p13282 (29.05.2025)

12.13.

Ханна Уилк // artbasel.com [Эл. ресурс]. URL: https://www.artbasel.com/catalog/artwork/61088/Hannah-Wilke-S-O-S-Starification-Object-Series (29.05.2025)

Раскрепощение тела женщины глазами феминисток
5
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more