Original size 397x533

«Русские сезоны» Сергея Дягилева и стилистические особенности

PROTECT STATUS: not protected
44
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Восточные мотивы:  — «Половецкие пляски»  — «Шехеразада» 3. Русские сказки» 4. Сотрудничество с дизайнерами 5. Источник вдохновения 6. Заключение

«Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир — ему самому». Фрэнсис Стейгмюллер

big
Original size 1780x1123

Труппа знаменитых «Русских сезонов»

Концепция

«Русские сезоны» Сергея Дягилева являются одним из наиболее значимых и влиятельных явлений в истории искусства. Это серия театральных спектаклей, которые были организованы Дягилевым в Париже с 1909 по 1929 годы. «Русские сезоны» представляли собой уникальный симбиоз различных искусств — музыки, танца, живописи и моды.

Стилистические особенности «Русских сезонов» носят ярко выраженный экспрессионистический характер. Сценические постановки воплощали в себе яркие краски, необычные шаблоны и неожиданные сочетания форм. Художники и дизайнеры дерзали идти впереди своего времени, создавая множество необычных и шокирующих образов. Одежда танцоров становилась частью истории, превращаясь в невероятные костюмы, в которых тела артистов казались плавными и неповторимыми. Свет и цвет были главными средствами выражения, которые подчеркивали эмоциональность и глубину танцевального выражения.

Одной из ключевых черт «Русских сезонов» было стремление к новаторству и экспериментальности. Дягилев осознанно собирал вокруг себя самых талантливых и смелых художников и музыкантов своего времени, открывая новые перспективы для искусства.

В данном визуальном исследовании я хочу раскрыть тему стилистических особенностей проекта, являющимся важным событием искусства. Также рассказать о личностях, о известных художниках и дизайнерах, которые были причастны. Они воплощали свою фантазию в костюмах, декорациях и фотографиях, превращая каждое представление в неповторимое театральное событие.

Original size 1780x1123

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904

Восточные мотивы

Самый известный балет — «Половецкие пляски»

«Половецкие пляски», балетный отрывок из оперы Бородина « Князь Игорь», стал одним из ярких моментов первого сезона «Русских балетов» в 1909 году и за два десятилетия выступлений труппы был поставлен в общей сложности 827 раз. Первоначально пьеса завершала второй акт оперы, содержащий праздничные танцы молодых половецких мужчин и женщин из кочевого племени хана Кончака. Театральная и спортивная хореография Фокина в сочетании с замыслами Рериха создавала ощущение аутентичности и восточной экзотики у жадной западной публики «Русских балетов». «Половецкие танцы» были поставлены как балет с певцами в 1909 году, в первый балетный сезон Дягилева.

Шехеразада

Original size 660x450

Лев Бакст. Эскизы костюмов к балету «Шехеразада». 1910. Журнал Comoedia Illustre

«Шехеразада» была впервые показана в рамках Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. Хотя это был «русский балет», он отличался от того, что танцевали в самой России. Дягилев собрал гастрольную труппу из танцовщиков русских Императорских театров, но в Русских сезонах они должны были представлять то, что было невозможно в Императорских театрах. Русские сезоны не подчинялись ни министерству, ни директору, ни аппарату бюрократов; их основой было только предпринимательское чутье самого Дягилева. Он сам выбирал художников, композиторов и хореографов.

Хореографию для «Шехеразады» создал Михаил Фокин, а декорации и костюмы разработал Лев Бакст.

Original size 1780x1123

Эскизы костюмов к балету «Шехерезада» 1910 — Леон Бакст

Одним из самых значимых достижений Бакста стала его работа над балетом «Шехерезада» в 1910 году. Этот балет, поставленный им для Балета Сергея Дягилева в Париже, стал настоящим триумфом и принес Баксту мировую известность. Это было важным периодом для его карьеры, так как именно после этого балета его имя стало широко известно.

Сотрудничество с известными модными домами Парижа, включая Поля Пуаре, также стало показателем успеха Леон Бакста. Его работы сочетали в себе роскошь и изысканность, отражая модные тенденции начала 20 века.

Original size 1200x859

Лев Бакст. Эскиз декораций к балету «Шехеразада». 1910

Original size 1780x1123

Эскизы костюмов, Леон Бакст

Original size 800x604

Валентин Серов. Выезд на охоту. Эскиз занавеса к балету «Шехерезада». 1911

«Русские сказки»

Балет «Русские сказки» был впервые представлен в 1917 году и имел в своем составе три хореографические миниатюры: «Кикимора», «Баба-яга» и «Царевна-Лебедь». Их создателем, идеологом постановки, а также автором оформления был Михаил Ларионов.

В либретто, написанном Ларионовым, была логически выстроенная композиция, в которой присутствовал весь славянский языческий пантеон. Сюда входили духи дома, леса, воды и другие мифологические существа. Балет представлял собой не только хореографические номера, но и плясовые, не имеющие конкретного сюжета, а также музыкальные антракты на основе народных песен.

Original size 800x549

Сцена из балета «Русские сказки»: Любовь Чернышева в роли Царевны-Лебедя. 1918

Original size 800x533

Леонид Мясин в роли Боба-королевича. — Любовь Чернышева в роли Царевны-Лебедя. Балет «Русские сказки» 1917-1918

Сотрудничество с дизайнерами

Коко Шанель

Эдмонд Шарль-Ру утверждала: «Шанель взяла на вооружение русскую крестьянскую блузку — длинную рубашку с поясом, которую традиционно носят мужики (крестьяне), — и сделала ее униформой шикарных парижанок. Очевидно, в жизнь дизайнера вошла Россия».

Original size 1024x761

Эскизы и тексты некоторых моделей Шанель русского периода 1922

В этот период зародилось крестьянское платье Шанель — шикарное, украшенное нитками жемчуга. Русское влияние можно увидеть в ее интерпретации квадратного выреза рубачки (вышитой блузки или туники, которую обычно носят русские крестьяне), пелисы (пальто в стиле милитари с лягушками) и матросской куртки, линия которой имитировала российскую военную форму. .

Original size 1780x1123

Вечернее от Шанель с вышивкой, выполненной в «Китмире», 1922. © Из коллекции музея Виктории и Альберта

Original size 1780x1123

Одним из наиболее знаменитых проектов, в котором Коко Шанель выступила полноценным художником по костюмам, был балет «Голубой экспресс». Ранее ее творческая деятельность ограничивалась созданием шляпок, но в этом случае она смогла проявить свой талант в качестве дизайнера костюмов.

Этот спектакль был одной из самых инновационных постановок известной труппы «Русские балеты».

«Голубым экспрессом» обычно называли поезд, в котором богатые французы отправлялись на отдых на Лазурный берег из Парижа.

Original size 1343x888

Актеры спектакля «Голубой экспресс» вместе с Жаном Кокто. Эскиз костюма к балету «Голубой экспресс»

В начале 20-го века это было в новинку ассоциировать танец со спортом. Дизайнер выбрала стильные и модные ткани, смелые цветовые решения и оригинальные фасоны, что гармонично сочеталось с художественным видением Сергея Дягилева.

Источник вдохновения

Поль Пуаре

Чистые яркие насыщенные цвета, драгоценные камни и нити жемчуга в костюмах производили восторг. Уже после представлений дамы охотились на эскизы костюмов, чтобы потом прийти к своему портному и заказать тунику или брюки-шаровары

Original size 1780x1123

Платье Поль Пуаре (1911)

На эти тенденции среагировал Поль Пуаре — главный кутюрье начало 20-го века. Он устраивал восточные маскарады, предлагая свои собственные костюмы, если у приглашенных их нет.

Original size 1780x1123

Поль Пуаре рекомендовал женщинам носить тюрбаны и красить веки в ярко-синий цвет

Cartier

Луи Картье не раз возвращался за вдохновением к сценическим образам русского балета

Original size 600x499

Эскиз балетного костюма Льва Бакста и платиновая с золотом брошь от Картье с кабошонами сапфира и зеленой эмалью

Original size 541x419

Вацлав Нижинский в костюме Фавна и первые часы Картье из серии «Пантера», 1914 год

Ежегодные гастроли «Русских сезонов» совпали со сменой разных эпох ар-нуво на ар-деко.

Чурбан и кокошник становится одним из символов эпохи ар-деко

Original size 1780x1122

Cartier Бриллиантовый Кокошник

Original size 650x436

Фотосессия проходила на крыше элитного московского Ритц-Карлтон. А в роли фотографа выступил знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд 2009

Original size 1780x1123

Планк, Джордж Вольф. Vogue. Декабрь 1, 1913

Заключение

«Русские сезоны» открыли новую страницу в истории балета. Их иконическое значение продолжает оставаться с нами, напоминая нам о неограниченных возможностях искусства. Неповторимая смесь страсти, красоты и инноваций сделала их легендарными, а стилистические особенности этого периода продолжают вдохновлять и преображать мир моды и эстетики.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева и стилистические особенности
44
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more