Original size 1811x2563

Визуальные инструменты достоверности

PROTECT STATUS: not protected
7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Введение

Концепция

Документальное кино изначально не является нейтральным отражением реальности — его оптика всегда определяется режиссёрским выбором, монтажом и присутствием съёмочной группы. Даже когда на экране реальные свидетели, сама организация интервью, реконструкции событий и использование закадрового голоса формируют особую форму повествования, конструирующую взгляд на факт.

В рамках данного исследования рассматривается трансформация документального образа в цифровую эпоху, когда традиционные механизмы монтажа и авторского вмешательства дополняются и усложняются цифровыми технологиями. Концепция работы базируется на идее «невыясненности документального», согласно которой визуальный документ перестаёт быть однозначным свидетельством, становясь сложным, неоднозначным конструктом. Визуальные коды и цифровые вмешательства формируют новые способы убеждения, которые размывают границы между архивом, реконструкцией и симуляцией.

big
Original size 4869x437

Объект исследования

Объектом исследования являются современные документальные и экспериментальные фильмы, использующие цифровые технологии для работы с архивными материалами и реконструкции исторической памяти. Особое внимание уделяется фильмам, которые сочетают традиционные методы документалистики с новыми визуальными и технологическими приёмами.

Предмет исследования

Предметом исследования выступают визуальные стратегии и цифровые техники, посредством которых формируется эффект достоверности и симуляции в документальных образах. Анализ сосредоточен на приёмах оживления архива, монтаже, цветокоррекции, анимации и иных формах цифрового вмешательства, влияющих на восприятие исторической реальности.

big
Original size 4869x437

Принцип отбора визуального материала

Визуальный материал отбирался на основе его релевантности исследуемой теме — цифрового конструирования достоверности и размывания границ между архивом и реконструкцией. В подборку вошли фильмы, в которых цифровые технологии играют ключевую роль в трансформации визуального документа и создают эффект «невыясненности», отражая современную практику постдокументалистики. Предпочтение отдавалось работам с ярко выраженным визуальным экспериментом и значимым историческим или политическим контекстом.

Принцип рубрикации

Главы построены по принципу функционального разделения визуальных стратегий цифрового вмешательства в документальный образ. Каждая глава отражает отдельную роль или задачу, которую выполняет изображение для конструирования эффекта достоверности — от оживления мёртвого и создания иллюзии свидетельства до построения нарратива и полной генерации новых образов.

Оживление мёртвого

Цифровая эпоха предоставляет мощные инструменты для реконструкции архивных материалов, возвращая к жизни визуальные свидетельства прошлого. Реставрация уже не ограничивается только улучшением качества изображения — современные технологии позволяют оживлять архив, добавляя движение, цвет и даже синхронизированное звучание, создавая у зрителя иллюзию реального присутствия. Эта практика становится одним из ключевых признаков постдокументалистики, где образ перестает быть просто следом, а превращается в активного актёра памяти.

Original size 4593x787

Апокалипсис: Вторая Мировая война (Apocalypse: The Second World War — Episode 2: The Collapse of France) (Daniel Costelle, 2009)

Апокалипсис: Вторая Мировая война (Apocalypse: The Second World War — Episode 2: The Collapse of France) (Daniel Costelle, 2009)

Другой интересный проект — серия документальных фильмов Auschwitz: The Nazis and 'The Final Solution' (BBC, 2005), где архивы подвергаются цифровой реставрации и включают интерактивные реконструкции. Сочетание реальных хроник с цифровой графикой и реконструкциями создаёт многослойный визуальный опыт, где «мертвые» кадры не только восстановлены, но и частично «оживлены» через добавление деталей, создающих эффект присутствия. Такой гибрид усиливает эффект достоверности, одновременно подчеркивая «невыясненность» — границу между оригиналом и реконструкцией.

Auschwitz: The Nazis and the Final Solution (BBC, 2005)

В фильме They Shall Not Grow Old (Питер Джексон, 2018) хроника Первой мировой войны не просто отреставрирована: она приведена в движение, проговорена и цветокорректирована, лишившись статуса артефакта. Архивный материал перестаёт быть немым свидетелем — он теперь перформирует достоверность, симулируя прямое присутствие.

«Они никогда не станут старше» (реж. Питер Джексон, 2018)

«Они никогда не станут старше» (реж. Питер Джексон, 2018)

Реставрация хроники с помощью цифровых технологий стирает дистанцию между архивом и зрителем. Раскрашивание и интерполяция кадров делают изображение узнаваемым в современных визуальных кодах — тем самым «оживляют» прошлое.

Симуляция свидетельства

Когда события прошлого не зафиксированы камерой, изображение берёт на себя задачу сконструировать достоверного свидетеля.

Фильм Waltz with Bashir (Ари Фольман, 2008) сосредоточен на индивидуальной памяти режиссёра и его попытках восстановить забытые/подавленные воспоминания о военных действиях. Анимация в нём — это способ визуализировать именно травматический, фрагментированный, сомнительный характер памяти, где факты и сны тесно переплетаются. Фильм работает с концепцией множественности версий и внутреннего сомнения, анимация превращает воспоминания в многозначные, нестабильные образы.

Здесь визуальность не иллюстрирует, а конструирует версию, в которой воспоминание и вымысел неразделимы. Это невыясненное изображение — изображение, в котором отсутствует единая точка правды.

Вальс с Баширом (Waltz with Bashir) (реж. Ари Фольман, 2008)

Реализация символических образов в анимации не может иметь физических ограничений: нарисовать можно что угодно и как. В контексте персонифицированной травмы, где реальность фиксируется через телесные реакции, эмоции и чувства — такой подход позволяет полностью стереть грань между событием и его интерпретацией, подсвечивая хрупкость и недостоверность человеческой памяти.

Вальс с Баширом (Waltz with Bashir) (реж. Ари Фольман, 2008)

Анимационный фильм «Рассвет Авроры» Инны Саакян, напротив, использует анимацию скорее как стилизованную визуальную форму для передачи коллективной опыта и травмы. Здесь анимация создаёт пространство неопределённости, но не акцентируется на фрагментированности памяти одного человека.

Original size 2880x1472

Рассвет Авроры (Aurora’s Sunrise) (реж. Инна Саакян, 2022)

Рассвет Авроры (Aurora’s Sunrise) (реж. Инна Саакян, 2022)

The Act of Killing (Джошуа Оппенгеймер, 2012) доводит эту стратегию до предела: убийцы сами воссоздают события, используя жанровые коды поп-культуры. Свидетельство перестаёт быть актом памяти — оно становится спектаклем, искажённой саморепрезентацией внутри культурного симулякра.

Акт убийства (The Act of Killing) (Джошуа Оппенхаймер, 2012)

Original size 4593x787

Акт убийства (The Act of Killing) (Джошуа Оппенхаймер, 2012)

Монумент и монтаж

Монтаж способен придать хронике монументальный характер. В фильме State Funeral (Сергей Лозница, 2019) визуальный материал Сталина организован как ритуал, где повтор, ритм и фронтальная композиция создают мифологический порядок. Хроника становится сценографией власти, а монтаж — инструментом её воспроизводства.

Original size 2394x1704

Государственные похороны (State Funeral) (Сергей Лозница, 2019)

Визуальный ряд превращается в эстетический объект, где каждая сцена работает как часть политической символики. Монтаж создает своеобразный мифологический порядок, подчеркивая власть и масштабы события без прямой интерпретации. Такая форма нарратива демонстрирует, как документальность в цифровую эпоху может проявляться не через «прозрачность» правды, а через создание убедительной визуальной конструкции — нового типа свидетельства, основанного на ритме, повторении и визуальных кодах власти.

Original size 3665x899

Государственные похороны (State Funeral) (Сергей Лозница, 2019)

Original size 3665x899

Государственные похороны (State Funeral) (Сергей Лозница, 2019)

В The Autobiography of Nicolae Ceaușescu (Андрей Уджика, 2010) хроника организована как автобиографический нарратив, лишённый комментария. Визуальное здесь производит не анализ, а ореол — эффект документального величия, достигнутый через монтажную дисциплину. Архив работает как строительный материал политического образа.

Original size 1600x900

Автобиография Чаушеску (The Autobiography of Nicolae Ceaușescu) (Андрей Уйица, 2010)

Такой визуальный порядок маскирует режиссуру под историческую необходимость. Символы встроены в ритм изображения, кодируя не события, а идеологические функции.

Автобиография Чаушеску (The Autobiography of Nicolae Ceaușescu) (Андрей Уйица, 2010)

Подмена взгляда

Изображение всё чаще выступает не как окно в реальность, а как маска — чужой взгляд, принятый зрителем за свой. В фильме Welcome to Chechnya (Дэвид Франс, 2020) лица героев заменены deepfake-масками: визуальная достоверность становится этической защитой, но и одновременно — нарушением непосредственности. Мы больше не знаем, на кого смотрим, но эффект узнавания остаётся.

Добро пожаловать в Чечню (Welcome to Chechnya) (реж. Дэвид Френс, 2020)

В VR-документалках зритель буквально помещён в чужой опыт. Камера становится сенсором, а изображение — симуляцией восприятия. Документальность здесь возникает не из источника, а из имитации внутреннего взгляда.

Например, британский фильм Notes on Blindness: Into Darkness (2016) рассказывает о писателе и богослове Джоне М. Халле, который потерял зрение за несколько дней до рождения своего первого ребёнка после долгого постепенного ухудшения зрения.

Original size 3665x899

Notes on Blindness: Into Darkness VR experience (2016)

Таким образом, визуальное свидетельство заменяется воспроизводимым эффектом — цифровыми технологиями, которые транслируют не информацию, а режим смотрения.

VR-фильм: Облака над Сидрой (Clouds Over Sidra) (реж. Габо Арора, Барри Поусман, 2015)

Сборка невозможного

Когда прошлого нет в кадре, его приходится собирать. В фильме Блокада (Сергей Лозница, 2005) архивные кадры снабжены синтетическим звуком, воссозданным по принципу вероятности. Это не восстановление, а реконструкция: мы слышим то, что могли бы услышать. Изображение получает аффективный объём, не основанный на источнике, но на узнаваемом шаблоне.

Original size 3665x899

Блокада (реж. Сергей Лозница, 2005)

Реконструкция невозможного — это не доказательство, а способ заполнить пустоту. Звук — не документ, а гипотеза, основанная на визуальных «шаблонах» хроники.

Блокада (реж. Сергей Лозница, 2005)

В фильмах Лозницы цифровое вмешательство довольно безобидно: оно ограничивается реставрацией подлинных архивов и созданием аутентичного звука — технологии служат склейкой и усилением исторического материала без радикального искажения.

Однако сегодня ситуация кардинально меняется: благодаря развитию искусственного интеллекта любой пользователь получает доступ к инструментам, способным сгенерировать не только звук и лицо, но и полностью синтезированное изображение с высокой степенью реализма. Эта демократизация цифровых технологий открывает новую эру, в которой граница между подлинным и искусственным становится неотличимой, создавая вызов для традиционных понятий исторической памяти и документальности.

Заключение

Цифровая визуальность не просто воспроизводит реальность — она проектирует условия её восприятия. Изображения прошлого становятся инструментами актуального — конструируют историческую чувствительность, задают коды достоверности, встраивают зрителя в режим оптики, который сам по себе производит эффект правды. Именно в этом — центральная проблема визуального свидетельства сегодня: оно всё ещё выглядит как документ, но всё реже им является.

Генерация изображений. Нейросеть: Sora. Промт: создай мне изображение кадра черно-белой документальной хроники Первой Мировой войны / Блокадного Ленинграда

Original size 1536x1024

Генерация изображений. Нейросеть: Sora. Промт: документальный кадр толпы советских граждан с артефактами пленки

Bibliography
Show
1.

Штейерль Хито. Невыясненность документального // Journal of Visual Culture. 2017. Т. 16, № 1. С. 3–20.

2.

Барт Ролан. Изображение, музыка, текст. — М.: Прогресс, 1989. — 431 с.

3.

Мирзоев, Николас. Как смотреть на мир. — М.: Ad Marginem, 2014. — 256 с.

4.

Николс Билл. Введение в документальное кино. — М.: Искусство, 2012. — 376 с.

5.

Ренов Майкл. Субъект документального. — СПб.: Евразия, 2009. — 280 с.

6.

Элзаессер Томас. Новое документальное кино. — М.: Ад Маргинем, 2020. — 240 с.

7.

Манович Лев. Язык новых медиа. — СПб.: Питер, 2007. — 367 с.

8.

Gunning, Tom. The Cinema of Attractions: Early Film, Its Spectator, and the Avant-Garde // Wide Angle. 1986. Vol. 8, No. 3–4. P. 63–70.

9.

Juhasz, Alexandra, and Lerner, Jesse. F is for Phony: Fake Documentary and Truth’s Undoing. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. — 312 p.

Image sources
Show
1.

Апокалипсис: Вторая мировая война: https://rutube.ru/video/986bf09b91e502c96b4dae3570e1a422/?r=wd (дата обращения: 25.05.2025)

2.

Блокада: https://rutube.ru/video/871a10bf793a67f4bbe8895a2a749b73/?r=wd (дата обращения: 25.05.2025)

3.

Государственные похороны: https://vk.com/video-109280427_456239428 (дата обращения: 25.05.2025)

4.

Облака над Сидрой: https://youtu.be/mUosdCQsMkM?si=abkEKi6j64yeJfGB (дата обращения: 25.05.2025)

5.

Notes on Blindness: https://rutube.ru/video/a94b034d0428d9a91673d682691859ba/?r=wd (дата обращения: 25.05.2025)

6.

Добро пожаловать в Чечню: https://vkvideo.ru/video469520291_456239029 (дата обращения: 25.05.2025)

7.

Акт убийства: https://rutube.ru/video/afb0fd9c6847eb56e66260681100da45/?r=wd (дата обращения: 25.05.2025)

Визуальные инструменты достоверности
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more