Original size 1140x1600

Вода в медиа-арте: реальные, имитационные и цифровые формы

PROTECT STATUS: not protected
12
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция

Вода как материал: живая стихия в искусстве

Имитация воды альтернативными материалами

Виртуальная вода: цифровые технологии и новые измерения водных образов

Заключение

Источники

Концепция

Вода во все времена занимала центральную часть в жизни человечества, культуре и искусстве. Она нас окружает, мы состоим из нее. Вода — символ жизни, именно с нее все и начинается. Ей свойственны различные состояния, поэтому с помощью ее изображения можно выразить практически любые, даже противоречивые чувства, она вызывает глубокий эмоциональный и интеллектуальный отклик у зрителей. Тревога передается через огромные волны океана, либо же чувство гармонии и спокойствия через изображение реки, где водная гладь будет едва покрыта мелкой зыбью. Её выразительность и манящая притягательность привлекала многих деятелей искусства, поэтому они стремились запечатлеть воду с помощью различных способов. В историческом контексте вода часто использовалась в произведениях искусства, начиная от древнегреческих фресок и заканчивая работами импрессионистов. Например, произведения Клода Моне, такие как «Кувшинки», демонстрируют использование воды для передачи света и цвета.

В медиа-арте художники используют воду, исследуя возможности воды и благодаря ее изменчивости, неисчислимости возможностей выражают то, что им хочется донести до зрителя. Для исследования были отобраны материалы, которые наиболее ярко и разносторонне раскрывают различные подходы к использованию воды или ее образа в медиа-арте с помощью различных инструментов, начиная с самой воды, имитирующих ее осязаемых объектов, заканчивая использованием современных технологий.

Современные технологии позволяют художникам создавать интерактивные инсталляции, где вода может быть использована как основной элемент. Например, цифровые проекции воды, реагирующие на движения зрителей, создают уникальный опыт, где человек становится частью произведения искусства. Рубрикация построена таким образом, чтобы взглянуть на различные способы изображения воды в медиа арте. Стоит начать с использования самой воды физически. Также, помимо использования воды как физического средства, художники имитируют ее с помощью других материалов, передавая ее свойства и возможности, что каждый раз раскрывает воду с новой стороны. Современные деятели искусства не останавливаются только лишь на осязаемом опыте и используют различные современные технологии, позволяющие работать без ограничений, порой возникающих при использовании воды или же имитирующих ее материалов. Диджитал позволяет не только создавать арт-объекты, но сделать публику необходимым элементом его функционирования для того, чтобы люди не просто наблюдали, но и переживали конкретный опыт.

Источники, использованные в ходе исследования, были отобраны исходя из релевантности и достоверности. Значительная часть информации была взята из описания работ самих художников и их интервью. В заключение, использование воды в медиа-арте является мощным инструментом для передачи различных эмоций и идей. В будущем технологии будут продолжать развиваться, предлагая новые способы интеграции воды в искусство.

Вода как материал: живая стихия в искусстве

Ned Kahn. «Encircled Stream». 1995

Original size 1090x818

Ned Kahn. «Sonic Pool». 2004

Original size 1090x818

Ned Kahn. «Divided Sea». 2004

Original size 1090x818

Ned Kahn. «Quantum Wave». 2008

Original size 1090x749

Ned Kahn. «Rain Oculus». 2011

Ned Kahn. «Rain Oculus». 2011

Творчество данного художника сочетает использование природных сил, таких как вода и ветер, научный подход к экспериментам с физическими свойствами материалов, а также интерактивность. Он затрагивает экологические темы в своих работах и интегрирует свои арт-объекты в архитектурные и ландшафтные пространства, создавая гармоничное взаимодействие между искусством, наукой и окружающей средой.

Ярким примером гармоничного взаимодействия между искусством, наукой и окружающей средой служит Инсталляция «Rain Oculus» — это водоворот в прозрачной акриловой чаше, который является и системой сбора дождевой воды, которая рециркулируется обратно в водоворот. С помощью насосов регулируется поток воды и интенсивность водоворота.

«Divided Sea» — пример интеграции окружающей среды и объекта искусства, где использована вода и форсунки, распыляющие тонкие струи воды в озеро, которые двигаются как ткань на ветру.

В ботанических садах Хантингтона установлена стальная чаша «Sonic Pool», наполняемая водой из озера, которая вибрирует под действием осциллятора, что создает на поверхности воды волновые узоры, что составляет смысл работы — создание искусства с помощью взаимодействия механизма и воды.

Инсталляция «Quantum Wave» сделана из алюминиевых каналов на шарикоподшипниках, наполняемых водой, которая стекает по стальным тросам. Каждый канал при наполнении должен «решить», куда перелить воду, создавая взаимосвязанную сеть «водных решений».

Исторический подтекст, отсылающий к геологической истории штата Вашингтон, имеет «Encircled Stream», большой водоворот в центре двора, имитирует исторические наводнения, где зрители наблюдают за изменением водного ландшафта.

Original size 1920x1440

Jaume Plensa. «Crown Fountain». 2004

«Crown Fountain» в Чикаго — динамичный арт-объект в общественном пространстве, который переосмысливает традиционное понятие фонтана. Он включает в себя две пятидесятифутовые стеклянные башни, на которых отображаются изображения лиц 1000 жителей Чикаго на LED-экранах. Лица периодически извергают воду изо рта, что говорит о сочетании искусства и технологии для создания пространства общественного взаимодействия и размышлений. Установка подчеркивает развивающийся диалог между людьми и общественными пространствами в 21 веке, акцентируя внимание на коммуникации и сочетании природных элементов с цифровыми технологиями.

Original size 1333x1000

Jeppe Hein. «Appearing Rooms». 2004

Инсталляция «Appearing Rooms» представляет из себя программированный водный павильон, состоящий из четырех стен, где водные стены попеременно поднимаются и опускаются, изменяя прямоугольные конфигурации пространства, что приводит к тому, что зритель перемещается из одного пространства в другое, а иногда может оказаться снаружи павильона без возможности это контролировать.

Loading...
Original size 3456x1844

Bill Viola. «Departing Angel», panel 1 from Five Angels for the Millennium. 2001

Original size 2480x1350

Bill Viola. «Tristan’s Ascension» («The Sound of a Mountain Under a Waterfall»). 2005

Работы Билла Виолы «Ascension» (2000) и «Tristan’s Ascension (The Sound of a Mountain Under a Waterfall)» (2005) исследуют темы духовности, жизни, смерти и трансформации, используя высококачественное видео и методы замедленной съемки. В «Ascension» человек медленно поднимается из воды, символизируя переход от физического к духовному. «Tristan’s Ascension,» часть «Проекта Тристана,» вдохновленная оперой Вагнера, изображает путешествие души после смерти, поднятой вверх потоком воды. Обе инсталляции используют образы воды и погружающий звук для создания медитативных переживаний, приглашая зрителей задуматься о существовании и вечной природе человеческого духа.

Original size 640x418

Rafael Lozano-Hemmer. «Pulse Tank». 2008

Rafael Lozano-Hemmer. «Pulse Tank». 2008

«Pulse Tank» — это интерактивная инсталляция, в которой в результате взаимодействия волн создается световое шоу. Частота сердечных сокращений участников определяется датчиками и преобразуется в волну воды в резервуаре для волн. Посетителю инсталляции необходимо поместить палец в любой из четырех цилиндров, расположенных по бокам резервуара, либо приложить руки к передней панели. Далее частота пульса будет определена компьютером и он запустит соленоид, который будет переносить ритм вашего сердца на водную поверхность резервуара.

Elise Morin. «Water Carrier». 2012

В Кошице в реке были установлены семь блоков из 5000 пробирок. На мероприятии «Белая ночь» 6 октября река была временно осушена, а пробирки заполнены веществом «флуоресцеин». После возвращения воды из реки Горнад создалась иллюзия взвешенных блоков. Флуоресцеин, обычно используемый для обозначения водных маршрутов, здесь применяется для визуального эффекта, который со временем исчезает под воздействием природных сил. Проект заставляет задуматься о том, как человек манипулирует природой, подчеркивая стратегическую важность воды и связанные с ней социальные напряжения. Вопреки человеческому воздействию вода все равно продолжает меняться и преобразовываться — жить.

Philippe Parreno. «Water lilies». 2012

Алжирский художник Филипп Паррено создал и установил в пруду Фонда Бейелер серию инсталляций под названием «Water lilies». Эти устройства, представляющие собой динамики, установленные на дне пруда, излучают звуковые волны. Эти волны создают уникальные волновые узоры на поверхности воды, вызывая всплески воды от центра звукового источника.

Original size 2500x1667

Random International. «Rain Room». 2012

«Rain Room» — это имитация окружающей среды, в комнате идет дождь, но он прекращается над посетителем выставки с помощью специальных датчиков. При входе в инсталляцию посетители ощущают себя одновременно укрытыми и окруженными водой. Звуки и запах дождя остаются интенсивными, но касания воды не происходит, поэтому посетители остаются сухими даже в условиях постоянного ливня, пока они перемещаются по пространству. Работа подчеркивает, как взаимоотношения людей между собой и с природой всё больше зависят от технологий. В «Rain Room» формируется кажущееся интуитивным взаимодействие между посетителем и арт-объектом, человеком и техникой.

Original size 1920x1205

Olafur Eliasson. «Riverbed». 2014

Olafur Eliasson. «Riverbed». 2014

Инсталляция Олафура Элиассона «Riverbed» сочетает в себе физическое и сенсорное взаимодействие, поскольку посетители контактируют с природными элементами — камнями, образующими русло, и водой, из которых она сделана. «Riverbed» не только противоречит пассивному восприятию искусства, но и заставляет задуматься о взаимоотношениях между искусственно созданными пространствами и природой, затрагивая тему взаимодействия с окружающей средой, а также человеческом влиянии на природу.

Original size 2480x544

Anish Kapoor. «Descension». 2014

Эта инсталляция «Descension» Аниша Капура изображает текучесть и движение воды, погружающейся в воронку диаметром 8 метров, создавая завораживающее зрелище. Произведение вызывает разные чувства и интерпретации у зрителей, от бренности человеческого существования до портала в иной мир. По мнению самого художника, бассейн также символизирует текущую политическую ситуацию в Америке, на что художник активно обращает внимание, создав коалицию для противостояния правому популизму через искусство.

Original size 1889x1262

Shiro TAKATANI. ST\LL for the 3D Water Matrix. 2014

«3D Water Matrix» — это робот, созданный для создания жидких произведений искусства, он состоит из 900 электромагнитных клапанов, каждый из которых управляется компьютером, что позволяет создавать водные скульптуры и анимационные трехмерные произведения, где капли воды заменяют пиксели.

Original size 2480x1350

Elise Morin. «WALDEN RAFT #2», «WALDEN RAFT #3». 2015

Original size 3908x1882

Elise Morin. «WALDEN RAFT #3». 2015

«Walden Raft» представляет собой уникальную плавающую хижину. Вдохновением для нее послужила знаменитая хижина Генри Дэвида Торо, построенная на Уолденском пруду. Эта инсталляция сочетает в себе элементы непрозрачности и прозрачности, создавая пространство для размышлений и экспериментов. Хижина может перемещаться вдоль троса, натянутого между берегом и якорной точкой на дне озера, позволяя посетителям временно оторваться от берега и погрузиться в природу. «Walden Raft» исследует, как мы взаимодействуем с природой и как это отражается на нас в культурном и философском плане, предлагая новые и уникальные точки зрения и опыт.

Original size 2790x1672

Doug Aitken. «Underwater Pavilions». 2016

Инсталляция «Underwater Pavilions» Дага Эйткена — серия из трех геометрических подводных скульптур, соединяющих искусство и науку. Расположенные под поверхностью океана, эти скульптуры доступны для пловцов и дайверов. Они служат как эстетические объекты, так и интерактивные элементы, взаимодействующие с морской средой. Произведение заставляет задуматься о связи технологий с природой, приглашая зрителей размышлять о ритме океана и воздействии человеческого взаимодействия на природные экосистемы.

Original size 1500x1000

Julius Popp. «Bit. Fall». 2016

«Bit.Fall» — это водопад из слов, взятых из новостных лент в реальном времени, демонстрирующий связь высоких технологий с природой. Арт-объект служит метафорой непрекращающегося потока информации, формирующего нашу реальность. Затем информация растворяется сама в себе. Для генерации слов, представляющих информацию, используется программа, выбирающая актуальные слова из новостей с помощью статистического алгоритма. Затем она передает отфильтрованные термины устройству, которое мгновенно создаёт «водопад» из капель. Каждая капля — это временный «пиксель», объединяющий естественные и культурные процессы обмена информацией. Таким образом символизируется происходящая циркуляция как воды в природе, так и информации в культуре.

Original size 2418x1504

Between Music. «AquaSonic». 2016

Концерт «AquaSonic» — результат многолетних исследований подводного музыкального исполнения, разрушающего барьеры. Артисты вместе с дайверами, изготовителями инструментов и учеными разработали уникальные подводные инструменты, такие как гидравлофон, кристаллофон, ротакорда, перкуссия и скрипка. Они также освоили особую технику пения под водой. Пять исполнителей погружаются в стеклянные резервуары с водой, чтобы играть на специально созданных инструментах и петь под водой. В этих темных, мерцающих камерах они создают мелодичные и мощные композиции.

Original size 2000x1333

John Grade. «Reservoir». 2019

Original size 2000x3000

John Grade. «Reservoir». 2019

Инсталляция Джона Грейда «Reservoir» в итальянском скульптурном парке отражает гармонию искусства с окружающей природой, при этом она напоминает об изменчивости состояния природы. «Reservoir» выполнен из пластиковых деталей, небольших емкостей, сформированных методом термоформования, и обрамлённых искривлёнными на пару полосами аляскинского жёлтого кедра. Каждая капля была закреплена на морских сетях с помощью рыболовной лески. Формы прозрачных капель отлиты по форме рук десяти разных людей для вариативности, сложенных вместе, как чаша. В результате осадков емкости заполняются, что говорит о взаимодействии искусства и природы.

Имитация воды альтернативными материалами

Original size 2480x544

Miguel Rothschild. «The Flood». 2015

Original size 934x1400

Miguel Rothschild. «De Profundis». 2018

Miguel Rothschild. «De Profundis». 2018

«De Profundis» демонстрируется в церкви Святого Матфея в Берлине. Используя 1500 восьми метровых отрезков рыболовной проволоки, инсталляция подвешена над церковным алтарем. Произведение можно рассматривать как продолжение работы «Elegy», обе отсылают к библейским псалмам. Инсталляция состоит из больших полос темно-синей ткани с принтом в виде океанских узоров, который выглядит как настоящая падающая вода.

Original size 1200x793

Miguel Rothschild. «Elegy». 2017

Original size 2480x1350

Miguel Rothschild. «Elegy». 2017

«Elegy» получила свое название от стихотворения аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса, которое увековечивает память о «непоправимой реке лет» и отдает дань уважения «конфигурациям облаков каждого нового и неповторимого заката». Это произведение, как единственный момент, запечатленный и вырезанный из постоянно движущегося моря, впечатляет зрителя особым ощущением бесконечности. Каждый момент, каждый образ — это всего лишь фиксированный момент, взятый из непрерывного потока существования.

Original size 2480x1350

Miguel Rothschild. Waterfall. 2017

«Waterfall» — картина с использованием объемных элементов, в виде блестящих волокон, выходящих за пределы обрамленной картины. Этот прием создает ощущение вырывающейся из картины воды. С помощью разных техник (линии, точки, круги) автору удается передать разное состояние воды, от мелкой зыби до легких волн. Каждая картина вызывает разные ощущения у зрителя.

Original size 1600x1070

Me. «Contact». 2019

Me. Contact. 2019

Гиперреалистическое произведение искусства «Contact» изображает бурное морское волнение в маленькой комнате. Окно за произведением позволяет естественному свету проникать внутрь, из-за чего рябь на воде едва заметно меняется по мере движения солнца в течение дня. Это создает естественный динамический эффект, заставляя волны мерцать и изменяться под разными углами. Согласно комментариям коллектива, их работа исследует темы, которые «манипулируют восприятием физического мира», стремясь «вызвать осознание присущей ненадежности и неопределенности окружающего нас мира». «Contact» является примером этого, демонстрируя баланс силы и хрупкости океана. Изображая бурную природу океанских течений с такой детализацией, Mé привлекает внимание к неопределенному будущему океанов Земли.

Poetic Kinetics (Patrick Shearn). «Liquid Shard». 2016

Loading...

«Liquid Shard» — это крупномасштабная кинетическая скульптура, сделанная из голографического майлара и мононити, была установлена в Персинг-сквер и занимала 15 000 кв. футов. Два слоя скульптуры поднимались с 15 футов над землей до 115 футов в воздух. По словам Патрика Ширна, вдохновение пришло от наблюдений за природой и тем, как мало мы осознаем окружающее нас. Он хотел передать невидимые движения воздуха. Это произведение создавалось для просмотра как с земли, так и из офисов, и его медленные и естественные волнообразные движения создавали контраст с городской суетой.

Original size 1964x1307

Elise Morin. «Waste Landscape #1». 2011

Original size 2480x1350

Elise Morin. «Waste Landscape #2». 2011

Original size 2480x1350

Elise Morin. «Waste Landscape #4». 2014

«Waste Landscape» — это впечатляющая серия инсталляций, преобразующих выброшенные CD-диски в искусство, отражающее культуру потребления и деградацию окружающей среды. Установленная в бывшем крытом бассейне, инсталляция оживляет заброшенное пространство, символически возвращая воду с помощью поликарбонатных дюн и динамической игры света, создающей иллюзию движущихся волн. Отражающие поверхности CD-дисков создают визуально впечатляющий эффект и напоминают о количестве отходов, производимых нашим обществом. Инсталляция заставляет задуматься о устойчивом развитии и ответственности перед окружающей средой, сочетая красоту с отходами и вызывая ощущение срочности. Использование исторического пространства добавляет глубины. Инновационное применение технологий для имитации отражений света усиливает эффект погружения. «Waste Landscape» вовлекает зрителя, соединяя искусство с реалиями экологической деградации.

Original size 2480x1350

Caitlind r.c. Brown & Wayne Garrett. «And Between Us, An Ocean». 2022

«And Between Us, An Ocean» — это оптическая инсталляция, представляющая смену перспектив, взаимность и расстояние. Она состоит из 30 000 переработанных линз для очков, создающих занавес из поликарбонатного пластика и цепочек, который мерцает, как падающая вода. Инсталляция символизирует точки соединения и разделения, вовлекая в исследование коллективного видения и различных перспектив. Название намекает на стремление к преодолению расстояния и созданию более близких отношений.

Виртуальная вода: цифровые технологии и новые измерения водных образов

Original size 1920x1080

Daan Roosegaarde. Waterlicht. 2015

Original size 2480x685

Daan Roosegaarde. Waterlicht. 2015

«WATERLICHT» — это ландшафт, отражающий силу и поэзию воды. Виртуальное наводнение показывает, как высоко может подняться уровень воды, напоминая о важности водных инноваций и влиянии изменения климата. Комбинация светодиодов и линз в «WATERLICHT» создает постоянно меняющееся виртуальное наводнение, подверженное влиянию ветра и дождя. Сопровождающий подкаст «WATERLICHT» рассказывает о влиянии и потенциале воды.

Original size 5184x3456

Jen Lewin. «The Pool». 2008

«THE POOL» представляет собой огромное поле из концентрических кругов, которые начинают светиться при касании. Вдохновившись австралийскими приливными бассейнами, Левин разработал технологию и код, чтобы поделиться этим опытом по всему миру. Благодаря mesh-сетевой технологии и специально созданному коду, посетители могут активировать платформы, реагирующие на прикосновение, создавая постоянно изменяющуюся композицию и поощряя участие всех присутствующих.

Original size 2480x805

Antonin Fourneau. «Water Light Graffiti». 2012

«Waterlight Graffiti» — это художественная инсталляция, состоящая из тысяч светодиодов (LED), которые загораются при контакте с водой. Вода создает электрический мост, активируя светодиоды под поверхностью, и чем больше воды, тем ярче они светятся. Основная идея «Waterlight Graffiti» заключается в использовании воды для создания временных световых рисунков и сообщений. Этот проект позволяет рисовать на стене из LED с помощью экологически чистого распылителя, предлагая новый вид взаимодействия с городской средой и архитектурой. Инсталляция также интерактивна, ведь она реагирует на погодные условия и испарение воды, в дождливые дни инсталляция превращается в яркие световые шоу.

Chris Milk. «THE TREACHERY OF SANCTUARY». 2012

«THE TREACHERY OF SANCTUARY» — это интерактивный триптих о рождении, смерти и преображении. Проект использует проекции тел участников. Работа состоит из трех 30-футовых белых панельных рам, подвешенных к потолку, на которые проецируются цифровые тени участников. Между зрителями и экранами расположен мелкий отражающий бассейн. В фоновом режиме используется приложение openFrameworks с SDK Microsoft Kinect для Windows, которое взаимодействует с Unity3D, где 3D-модели птиц реагируют на захваченные тени.

Original size 2500x1635

Vertigo. «The Wave». 2019-present

«THE WAVE» — это интерактивная светозвуковая инсталляция. Она состоит из 40 световых ворот, которые реагируют на движение зрителей, создавая уникальные звуковые и визуальные эффекты. Высотой 3,6 метра и длиной 80 метров, инсталляция постоянно меняется, отражая движения и количество посетителей, создавая временное искусственное пространство.

Original size 2000x1332

TeamLab. «Universe of Water Particles in the Tank». 2019

Original size 2000x1125

TeamLab. «Universe of Water Particles in the Tank». 2019

Огромный водопад из инсталляции «Universe of Water Particles in the Tank» ниспадает по внутренней стороне резервуара, пересекает границы и взаимодействует с другими произведениями искусства. Вода представлена как множество частиц, чье поведение рассчитывается и отображается в виде линий. Люди, стоящие на пути водопада или касающиеся его, меняют поток воды, создавая уникальные визуальные эффекты. Каждый момент инсталляции уникален и никогда не повторяется.

Эта инсталляция полностью цифровая и использует интерактивные технологии. Визуальные эффекты водопада и частиц создаются с помощью компьютерной графики, которая реагирует на взаимодействие посетителей, делая каждый опыт неповторимым.

Original size 3456x1238

TeamLab. «Black Waves: Lost, Immersed and Reborn». 2019

Эта инсталляция «Black Waves: Lost, Immersed and Reborn» представляет собой одну непрерывную волну, где все волны связаны и образуют единое водное тело. Проекция волн создается с помощью компьютерной модели, которая рассчитывает взаимодействие сотен тысяч частиц. Линии рисуются в соответствии с движением этих частиц, создавая визуальный эффект живой воды.

Главная идея инсталляции — исследовать связь между людьми и миром, преодолевая границы. Погружаясь в волны, зрители ощущают единение с природой, как это было у до-модернистских японцев, которые воспринимали воду как живую сущность.

Заключение

В результате визуального исследования, основанного на анализе использования воды в медиа-арте, были выявлены ключевые тенденции и подходы, характерные для современных художников. Вода, благодаря своей универсальности и способности вызывать широкий спектр эмоций, продолжает оставаться важным элементом в произведениях искусства.

Исследование показало, что современные художники используют воду в трех основных формах: физически, с помощью имитирующих ее материалов и через современные технологии. Физическое использование воды включает в себя создание инсталляций и перформансов, где вода является прямым элементом. Имитирующие материалы позволяют художникам воспроизводить свойства воды, такие как текучесть и прозрачность, с помощью других веществ. Современные технологии, такие как цифровые проекции и интерактивные инсталляции, предлагают неосязаемые способы интеграции воды, создавая уникальные визуальные и звуковые эффекты.

Темы, затрагиваемые в работах с использованием воды, включают гармонию и хаос, изменение и постоянство, а также взаимодействие человека с природой. Художники используют воду для передачи глубоких смыслов, таких как течение времени, цикличность жизни и экология. Они стремятся вызвать у зрителей эмоциональный отклик, привлекая внимание к важным вопросам окружающей среды и человеческого существования.

Таким образом, исследование подтвердило значимость воды в медиа-арте как мощного средства выражения, способного преодолевать границы между зрителем и произведением, создавая глубокие эмоциональные и интеллектуальные отклики.

Источники

Bibliography
Show
1.

Раш М. Новые медиа в искусстве. — М.: Ad Marginem, 2018.

2.

Пол К. Цифровое искусство. — М.: Ad Marginem, 2017.

3.

Манович Л. Язык новых медиа. — М.: Ad Marginem, 2018.

4.

Диксон С. Цифровой перформанс: История новых медиа в театре, танце, спектакле и инсталляции. — MIT Press, 2007.

5.

Here are the links rewritten according to GOST 7.0.5-2008 standards for bibliographic references:

6.

Ned Kahn. Portfolio Category: Water. URL: https://nedkahn.com/portfolio-category/water (дата обращения: 04.05.2023).

7.

Jaume Plensa. Works and Projects: Public Space, The Crown Fountain (2004). URL: https://jaumeplensa.com/works-and-projects/public-space/the-crown-fountain-2004 (дата обращения: 04.05.2023).

8.

Jeppe Hein. Project ID. URL: https://www.jeppehein.net/project_id.php?path=works&id=127 (дата обращения: 04.05.2023).

9.

Royal Academy of Arts. Article: Bill Viola Michelangelo Beginners Guide Bill Viola. URL: https://www.royalacademy.org.uk/article/bill-viola-michelangelo-beginners-guide-bill-viola (дата обращения: 04.05.2023).

10.

Lozano-Hemmer. Pulse Tank. URL: https://www.lozano-hemmer.com/pulse_tank.php (дата обращения: 08.05.2023).

11.

Elise Morin. Water Carrier. URL: https://divisare.com/projects/218410-elise-morin-water-carrier (дата обращения: 08.05.2023).

12.

Fondation Beyeler. Beyeler Collection: Work. URL: https://www.fondationbeyeler.ch/en/beyeler-collection/work?tx_wmdbbasefbey_pi5%5Bartwork%5D=31&cHash=3a73ae520b44ab5b4d92ac65a71fe32f (дата обращения: 04.05.2023).

13.

Random International. Rain Room (2012). URL: https://www.random-international.com/rain-room-2012 (дата обращения: 09.05.2023).

14.

Olafur Eliasson. Riverbed (2014). URL: https://olafureliasson.net/artwork/riverbed-2014/ (дата обращения: 09.05.2023).

15.

Public Delivery. Anish Kapoor: Descension. URL: https://publicdelivery.org/anish-kapoor-descension/ (дата обращения: 09.05.2023).

16.

Public Art Fund. Exhibitions: Anish Kapoor: Descension. URL: https://www.publicartfund.org/exhibitions/view/anish-kapoor-descension/ (дата обращения: 09.05.2023).

17.

Epidemic. 3D Water Matrix. URL: http://www.epidemic.net/en/art/3D-water-matrix/3D-water-matrix.html (дата обращения: 09.05.2023).

18.

Elise Morin. Walden Raft 2. URL: https://elise-morin.com/Walden-Raft-2 (дата обращения: 09.05.2023).

19.

Underwater Pavilions. URL: https://www.underwaterpavilions.com (дата обращения: 09.05.2023).

20.

Illuminate Productions. Bitfall. URL: https://www.illuminateproductions.co.uk/bitfall (дата обращения: 13.05.2023).

21.

This Is Colossal. Rainwater Collecting Installation. URL: https://www.thisiscolossal.com/2019/04/rainwater-collecting-installation/ (дата обращения: 13.05.2023).

22.

Archilovers. Projects: Reservoir Ascesa. URL: https://www.archilovers.com/projects/257590/reservoir-ascesa.html (дата обращения: 18.05.2023).

23.

etween Music. AquaSonic. URL: https://www.betweenmusic.dk/aquasonic (дата обращения: 18.05.2023).

24.

Miguel Rothschild. Ocean. URL: https://miguelrothschild.de/works/ocean/ (дата обращения: 18.05.2023).

25.

Ignant. Talking Melancholy and Humour with Miguel Rothschild. URL: https://www.ignant.com/2018/04/03/talking-melancholy-and-humour-with-miguel-rothschild/ (дата обращения: 18.05.2023).

26.

This Is Colossal. Suspended Ocean Wave Installations by Miguel Rothschild. URL: https://www.thisiscolossal.com/2018/02/suspended-ocean-wave-installations-by-miguel-rothschild/ (дата обращения: 18.05.2023).

27.

Kuckei + Kuckei. Artists: Miguel Rothschild. URL: https://www.kuckei-kuckei.de/artists/miguel-rothschild.php?work=1191 (дата обращения: 18.05.2023).

28.

This Is Colossal. Contact: Mori Art Museum. URL: https://www.thisiscolossal.com/2019/03/contact-mori-art-museum/ (дата обращения: 18.05.2023).

29.

Poetic Kinetics. Liquid Shard. URL: https://www.poetickinetics.com/liquid-shard/ (дата обращения: 18.05.2023).

30.

Incandescent Cloud. And Between Us an Ocean. URL: https://incandescentcloud.com/2022/07/19/and-between-us-an-ocean/ (дата обращения: 18.05.2023).

31.

Elise Morin. Waste Landscape 5. URL: https://elise-morin.com/WASTE-LANDSCAPE-5 (дата обращения: 18.05.2023).

32.

Studio Roosegaarde. Waterlicht. URL: https://www.studioroosegaarde.net/project/waterlicht (дата обращения: 18.05.2023).

33.

Jen Lewin Studio. The Pool. URL: https://www.jenlewinstudio.com/portfolio/the-pool/ (дата обращения: 18.05.2023).

34.

Dezeen. Water Light Graffiti by Antonin Fourneau for Digitalarti Artlab. URL: https://www.dezeen.com/2012/08/20/water-light-graffiti-by-antonin-forneau-for-digitalarti-artlab/ (дата обращения: 18.05.2023).

35.

Milk. Treachery. URL: http://milk.co/treachery (дата обращения: 18.05.2023).

36.

Lillacy. Film and Installation. URL: http://www.lillacy.dk/film-and-installation (дата обращения: 18.05.2023).

37.

teamLab. Tank Shanghai 2019. URL: https://www.teamlab.art/e/tankshanghai2019/ (дата обращения: 18.05.2023).

38.

teamLab. Black Waves: Lost, Immersed and Reborn. URL: https://www.teamlab.art/w/blackwaves_lost_immersed_and_reborn/ (дата обращения: 18.05.2023).

Image sources
Show
1.

https://nedkahn.com/portfolio-category/water (Дата обращения: 04.05.2023)

2.3.

(Дата обращения: 04.05.2023)

4.

https://www.jeppehein.net/project_id.php?path=works&id=127 (Дата обращения: 04.05.2023)

5.6.

https://www.lozano-hemmer.com/pulse_tank.php (Дата обращения: 08.05.2023)

7.

https://divisare.com/projects/218410-elise-morin-water-carrier (Дата обращения: 08.05.2023)

8.9.

https://www.random-international.com/rain-room-2012 (Дата обращения: 09.05.2023)

10.

https://olafureliasson.net/artwork/riverbed-2014/ (Дата обращения: 09.05.2023)

11.

https://publicdelivery.org/anish-kapoor-descension/ (Дата обращения: 09.05.2023)

12.13.14.

https://elise-morin.com/Walden-Raft-2 (Дата обращения: 09.05.2023)

15.

https://www.underwaterpavilions.com (Дата обращения: 09.05.2023)

16.

https://www.illuminateproductions.co.uk/bitfall (Дата обращения: 13.05.2023)

17.18.19.

https://www.betweenmusic.dk/aquasonic (Дата обращения: 18.05.2023)

20.

https://miguelrothschild.de/works/ocean/ (Дата обращения: 18.05.2023)

21.22.23.24.

https://www.thisiscolossal.com/2019/03/contact-mori-art-museum/ (Дата обращения: 18.05.2023)

25.

https://www.poetickinetics.com/liquid-shard/ (Дата обращения: 18.05.2023)

26.27.28.

https://elise-morin.com/WASTE-LANDSCAPE-5 (Дата обращения: 18.05.2023)

29.

https://www.studioroosegaarde.net/project/waterlicht (Дата обращения: 18.05.2023)

30.

https://www.jenlewinstudio.com/portfolio/the-pool/ (Дата обращения: 18.05.2023)

31.32.

http://milk.co/treachery (Дата обращения: 18.05.2023)

33.

http://www.lillacy.dk/film-and-installation (Дата обращения: 18.05.2023)

34.

https://www.teamlab.art/e/tankshanghai2019/ (Дата обращения: 18.05.2023)

35.

https://www.teamlab.art/w/blackwaves_lost_immersed_and_reborn/ (Дата обращения: 18.05.2023)

Вода в медиа-арте: реальные, имитационные и цифровые формы
12
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more