Original size 2280x3200

Архитектура симуляции: сон как медиа. Ванильное небо — Том Йорк — Бузлуджа

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Вступление

Целями данного визуального исследования являются изучение творчества композитора Тома Йорка и анализ выбранного произведения, а также исследование места, в котором могло бы быть реализовано музыкальное событие, вдохновлённое этим произведением. Результатом исследования является концепт иммерсивного перформанса, объединяющего в себе звук, пространство и визуальный нарратив.

Визуальное исследование состоит из вступления, описывающего цели и содержание работы. Далее следуют пять повествовательных частей: первая посвящена композитору, вторая — анализу художественного произведения, третья содержит информацию о выбранной локации, четвёртая описывает возможную концепцию перформанса, а пятая — рассматривает элементы возможного мерча. Завершается визуальное исследование заключением, подводящим итоги проделанной работы, а также списками текстовых и визуальных источников. Таким образом, одна половина исследования связана с музыкой и произведением, а другая — с пространством и визуализацией.

big
Original size 1902x1013

Том Йорк, автор фото Franco Origlia.

В части визуального исследования, связанной с музыкой, рассматривается творческий путь британского композитора Тома Йорка — лидера группы Radiohead и автора сольных альбомов. Особое внимание уделяется проекту Anima (2019), в котором раскрываются темы тревоги, сна, цифровой симуляции и внутреннего распада. Также рассматриваются особенности звукового языка Йорка — использование сбоя, ритмических повторов, пауз и шумов как выразительных элементов, формирующих особую атмосферу восприятия.

Часть исследования, посвящённая повествовательному произведению, рассматривает фильм «Ванильное небо» (реж. Кэмерон Кроу, 2001), в котором присутствуют черты нелинейного повествования, фрагментированная структура сна и симуляции. Внимание уделяется образам маски, отражения, падения, а также визуальной структуре фильма, построенной по принципу глитча — сбоя восприятия и повторяющейся памяти.

Original size 1902x1013

Плакат к концерту Тома Йорка в Доме Памяти Бузлуджа.

Раздел, связанный с пространством, посвящён Дому Памяти на вершине Бузлуджи в Болгарии — заброшенному памятнику социалистической эпохи. В исследовании раскрываются особенности архитектуры, акустические свойства пространства и символика утраченной утопии. Также описывается, как здание может быть переосмыслено как физическая оболочка коллективного сна.

После анализа пространственной составляющей представлена концепция проведения музыкального перформанса, вдохновлённого произведением и его музыкальной интерпретацией. Событие выстраивается как маршрутное ночное погружение в пространство сна: зрители не сидят, а перемещаются по архитектуре, в которой свет, звук и движение формируют структуру партитуры.

В заключительной части описан мерч, созданный в рамках проекта в коллаборации с модельером Marine Serre. Маска разбитой идентичности, фантомный винил и костюмы-сны отражают визуальные и эмоциональные мотивы сна и симуляции, представленные в фильме и музыкальном сопровождении.

В визуальном исследовании представлены изображения, связанные с биографией композитора, кадры из фильма, визуальные метафоры сна, элементы архитектуры Бузлуджи, а также художественные референсы к перформансу и мерчу. Эти визуальные материалы раскрывают особенности музыкальной, кинематографической и пространственной составляющих проекта.

Композитор: Том Йорк и музыка тревожного сна

Том Йорк — британский музыкант, вокалист и автор песен, наиболее известный как фронтмен рок-группы Radiohead, а также как сольный исполнитель и композитор. Его музыкальный стиль формировался на стыке альтернативного рока, электронной музыки, эмбиента и экспериментальных направлений.

В своем творчестве Йорк постоянно обращается к темам отчуждения, тревоги, внутреннего напряжения, цифровой изоляции и глобальных структур контроля. Его музыка часто воспринимается как звуковая иллюстрация к состоянию тревожного сознания, существующего в условиях постиндустриального мира.

Original size 1902x1013

Том Йорк, автор фото неизвестен.

Творчество Йорка характеризуется использованием нестандартных ритмических структур, синтезаторов, абстрактных звуков, пауз, сбитых тактов и повторяющихся фраз. Он активно работает с полифонией, наложением шумов, искажением вокала и нелинейной композицией. Помимо работы в Radiohead, Том Йорк выпустил несколько сольных альбомов, среди которых особое значение имеет Anima (2019), созданный в сотрудничестве с продюсером Найджелом Годричем.

Original size 1902x1013

Том Йорк, автор фото неизвестен.

Альбом Anima стал поворотным моментом в его сольной карьере: в нём Йорк уходит от привычной гитарной текстуры к более холодной и абстрактной электронной палитре. Музыкальный материал альбома выстроен как партитура сна: ритмы пульсируют и затухают, синтетические слои взаимодействуют с неустойчивым вокалом, создавая ощущение погружения во внутреннее, тревожное пространство. В альбоме почти отсутствуют прямые мелодии, вместо них — звуковая среда, в которую зритель погружается.

Original size 1902x1013

Том Йорк — Anima, 2019.

Йорк активно работает и в области саундтреков. В 2018 году он написал музыку к фильму ужасов Suspiria (реж. Лука Гуаданьино), где развил свою эстетику в сторону ритуальности, телесности и хоровой полифонии. Эта работа ещё больше укрепила его как композитора, способного работать с эмоцией и архитектурой пространства через звук.

Его музыкальное мышление часто сравнивают с архитектурным — он выстраивает звук не линейно, а пространственно, через многослойность и ритмическую структуру.

Original size 1902x1013

Том Йорк — Suspiria — 2 x CD (Album), 2018

Таким образом, Том Йорк в рамках этого визуального исследования рассматривается не только как музыкант, но и как композитор, создающий звуковые партитуры, в которых можно слышать и движение, и внутреннее состояние, и разрушение границ между восприятием и реальностью.

Произведение: «Ванильное небо» как визуальная партитура сна

Художественный фильм «Ванильное небо» (реж. Кэмерон Кроу, 2001) представляет собой сложносоставное повествование, сочетающее в себе элементы мелодрамы, научной фантастики, психологического триллера и философского эссе о реальности, сне и симуляции. Фильм является ремейком испанской картины Abre los ojos (реж. Алехандро Аменабар, 1997), но в интерпретации Кроу получил более выраженную структуру цифрового сна и акцент на внутреннем мире главного героя. Основные темы картины: одиночество, расслоение личности, травма, желание быть любимым и страх исчезновения — подаются через образ сна, который герой не способен отличить от реальности.

Original size 1902x1013

Плакат к фильму «Ванильное небо».

Сюжет построен нелинейно: зритель с самого начала погружается в искажённую структуру событий, где воспоминания, иллюзии, фантазии и фрагменты настоящего сплетаются в единую ткань. Персонаж Дэвида Эймса (Том Круз) оказывается заключённым в виртуальную симуляцию жизни — продукт программы LIMT (Life Extension), которая позволяет человеку жить в бесконечном сне после смерти. Однако сон начинает распадаться под воздействием вытесненной травмы и желания узнать правду.

Плакаты к фильму «Ванильное небо».

Визуально фильм наполнен повторяющимися мотивами: зеркала, окна, отражения, лестницы, безлюдные улицы, замкнутые пространства и, конечно, маска — как символ сломанной идентичности. Эти мотивы в фильме повторяются как темы в музыкальной партитуре: они возвращаются с искажениями, в другом контексте, под другим углом. В частности, сцены пробуждения и падения со здания формируют своего рода «рифрен» — эмоциональный аккорд, который звучит каждый раз иначе, но сохраняет структуру.

Original size 1902x1013

Том Круз в маске из фильма «Ванильное небо».

Ритм фильма тоже поддаётся партитурному прочтению. Сначала действие плавное, растянутое, затем — обострённое, фрагментарное, с частыми скачками между кадрами. К финалу визуальный нарратив всё больше напоминает сломанный поток сознания, в котором кадры идут вразнобой, а монтаж теряет логическую связность. Это создаёт впечатление, что зритель находится внутри чужого сна, который начал разрушаться.

Таким образом, «Ванильное небо» может быть интерпретировано как визуальная партитура: каждая сцена, как такт, каждая маска, как повторяющийся мотив, каждый глитч, как сбой внутри музыки. Это делает фильм идеальным объектом для переосмысления в формате иммерсивного музыкального перформанса, где звуковая среда, визуальные образы и физическое пространство соединяются в единое аудиовизуальное высказывание.

Original size 1902x1013

Кадр из фильма «Ванильное небо».

Локация: Бузлуджа как архитектура утраченной утопии

Дом Памяти на вершине горы Бузлуджа — одна из самых знаковых и загадочных построек XX века на территории Восточной Европы. Открытый в 1981 году в Болгарии, этот монумент был построен в честь Болгарской коммунистической партии. Архитектура здания сразу отсылает к образам научной фантастики: оно напоминает летающую тарелку, зависшую над вершиной горы. Внутри — массивное бетонное пространство с куполом и фресками, сегодня частично разрушенными и покрытыми следами времени и забвения. С распадом социалистического строя здание было брошено, а вместе с ним — и идеология, которую оно воплощало.

Original size 1902x1013

Дом Памяти на вершине горы Бузлуджа.

С течением лет Бузлуджа утратила свою политическую функцию и приобрела новое значение: она стала символом забытой утопии и пространством для медитативного опыта. Туристы, исследователи и художники обращаются к ней как к памятнику прошлого, архитектурному телу, в котором замерло время. Именно это делает её уникальным пространством для воплощения темы сна — сна, как коллективной памяти, сна, который был создан, но больше не принадлежит никому.

Дом Памяти на вершине горы Бузлуджа.

Физическое пространство Бузлуджи идеально соответствует образу сна, построенного в фильме «Ванильное небо». И то, и другое — результат симуляции, попытки построить вечность, которая со временем начинает разрушаться. Трещины на стенах Бузлуджи напоминают глитчи в сознании главного героя фильма. Огромный купол создаёт акустическую воронку — звук в этом пространстве возвращается к слушателю искажённым, многократно отражённым, как мысль, повторённая во сне.

Концепция проведения концерта

Плакаты к концерту Тома Йорка в Доме Памяти Бузлуджа.

Концерт, вдохновлённый фильмом «Ванильное небо», музыкой Тома Йорка и пространством Бузлуджи, задуман не как привычное музыкальное выступление, а как иммерсивный перформанс во сне. Это событие, в котором зритель не отделён от звука и пространства, а буквально погружается в партитуру, становясь её частью. Цель — не прослушать музыку, а прожить сон, записанный в архитектуре.

Плакаты к концерту Тома Йорка в Доме Памяти Бузлуджа.

Перформанс разворачивается в ночное время, начинаясь с полного затемнения и абсолютной тишины. Пространство Бузлуджи не освещается напрямую: зритель ориентируется по приглушённым импульсам света, исходящим из внутренних архитектурных элементов — стен, пола, купола. Свет синхронизирован со звуком, создавая ритм, по которому зритель начинает двигаться, будто «считанный» в партитуру сна.

Original size 2536x1350

Концерт, вдохновлённый фильмом «Ванильное небо», музыкой Тома Йорка и пространством Бузлуджи.

Музыка Тома Йорка воспроизводится через рассредоточенные по пространству источники звука: низкочастотные сабвуферы в полу, направленные динамики в арках, высокочастотные колонки в куполе. Звук не исходит с одной сцены, а появляется вокруг, фрагментарно, будто мысли или воспоминания. Он может звучать изнутри стены или «под ногами», создавая у зрителя эффект дезориентации и внутреннего резонанса.

Original size 2536x1350

Концерт, вдохновлённый фильмом «Ванильное небо», музыкой Тома Йорка и пространством Бузлуджи.

Зритель перемещается по маршруту, спроектированному как траектория сна. Начало — в узком коридоре (воспоминание), затем — зона задержки (циклические звуковые фрагменты), кульминация — под куполом. В центре пространства звучит финальная композиция, построенная на распаде мотива: звук становится медленнее, свет — слабее, зритель оказывается в полной темноте. В этот момент музыка резко обрывается. Возникает тишина — главная «нота» этого перформанса.

Отдельное значение имеет взаимодействие тела зрителя и пространства. В момент кульминации в зале включаются вибрационные панели, встроенные в пол. Через них передаётся низкочастотный пульс, воспринимаемый телом, а не слухом. Этот ритм имитирует сердцебиение и создаёт эффект полной синхронизации между телом, звуком и пространством.

Original size 2536x1350

Концерт, вдохновлённый фильмом «Ванильное небо», музыкой Тома Йорка и пространством Бузлуджи.

Концерт, вдохновлённый фильмом «Ванильное небо», музыкой Тома Йорка и пространством Бузлуджи.

Концерт завершается «падением» — зрители проходят через тоннель, где слышат последний трек как постепенно исчезающее эхо. Пространство остаётся, но звук исчезает — как во сне, который запомнился телом, но забылся сознанием.

Таким образом, концерт становится не формой представления, а формой проживания сна. Он организован не по законам сцены, а по законам памяти и внутреннего ритма. Бузлуджа при этом — не декорация, а тело симуляции, в котором музыка обретает форму.

Мерч: Артефакты из сна в коллаборации с Marine Serre

Мерч, созданный в рамках перформанса, не функционирует как сувенир или атрибут события. Это — фрагмент сна, его остаток, материальный след, который зритель может унести с собой. Он сохраняет на себе атмосферу пережитого, подобно вещам, оставшимся после пробуждения. Визуально и концептуально мерч отсылает к темам симуляции, утраты идентичности, цифрового распада и тактильной памяти.

Коллекция разработана в коллаборации с французским дизайнером Marine Serre, чьё творчество часто работает с постапокалиптическими образами, телесной трансформацией и темой второй жизни вещей. Её подход к дизайну — соединение переработанных материалов, футуристической эстетики и культурных кодов — идеально перекликается с концепцией партитуры сна.

Ключевые элементы мерча

Маска разбитой идентичности

Полупрозрачная маска из переработанного акрила и латекса с трещинами, повторяющими архитектуру купола Бузлуджи. Каждая маска уникальна: трещины отлиты вручную и символизируют сбой симуляции, в которой существовал зритель. Это не защита, а проявление уязвимости.

Thom Yorke в коллаборации с Marine Serre — маска разбитой идентичности.

Фантомные винилы

Коллекционные виниловые пластинки, хранящие в себе фрагменты партитуры перформанса — не как запись концерта, а как артефакт сна. Звуковые дорожки на пластинке записаны с намеренными сбоями: глитчи, цифровые искажения, дезориентация ритма, обрывы и петли — как если бы сама запись снылась или разложилась при воспроизведении. Это не музыка для прослушивания, а музыка для распознавания — как фрагменты воспоминаний, которые ускользают после пробуждения.

Визуально каждая пластинка выполнена в эстетике постсимуляции и фэшн-кода: тёмный, почти бархатный винил покрыт гравировкой фирменного паттерна луны от Marine Serre. Луна — как символ повторяющегося цикла, ночи, внутреннего состояния. На обложке — гипнотическое изображение трёх лиц, погружённых в сон, наполовину растворённых в дымке, внутри полумесяца. Это визуальный эквивалент партитуры сна.

Некоторые издания содержат скрытый QR-код под наклейкой на внутренней стороне обложки, ведущий в онлайн-архив звуковых теней — композиций, не прозвучавших в зале, но записанных как остаточная вибрация. Таким образом, даже обладая пластинкой, зритель остаётся с ощущением чего-то ускользающего и недосказанного.

Thom Yorke в коллаборации с Marine Serre — фантомные винилы.

Костюмы-сны

Ограниченная коллекция одежды, разработанная в духе Marine Serre: многослойные конструкции из полупрозрачной сетки, переработанных технических тканей и тюля. Силуэты построены по принципу деформации тела — ощущение, будто ткань сливается с кожей или распадается вместе с ней. Элементы костюмов напоминают структуру партитуры: линии, стыки, обрывы.

Thom Yorke в коллаборации с Marine Serre — костюмы-сны.

Thom Yorke в коллаборации с Marine Serre — костюмы-сны.

Thom Yorke в коллаборации с Marine Serre — костюмы-сны.

Мерч не продаётся в открытом доступе. Его можно получить только как часть «сновидческого архива»: каждому зрителю, прошедшему маршрут концерта, высылается цифровой код, открывающий доступ к выбору одного из объектов. Таким образом, каждый объект связан с телесным присутствием в событии — он не может существовать отдельно от пережитого сна.

Заключение

Это визуальное исследование стало попыткой соединить три выразительных медиума — кино, музыку и архитектуру — в единую партитуру сна. Исходной точкой стал фильм «Ванильное небо», структура которого выстроена как череда сновидений, повторов, сбоев и внутренних фрагментаций. В нём потеря идентичности становится одновременно драмой и основой для художественного переживания.

Музыка Тома Йорка — как сольное творчество, так и в составе Radiohead — предложила звуковую палитру, способную выразить хрупкость реальности, тревожность цифрового существования и медитативную повторяемость переживаний. Альбом Anima стал здесь не просто фоном, а основой для звукового моделирования сна, в котором важна не мелодия, а текстура, не слова, а ритм.

Архитектурное пространство Бузлуджи оказалось подходящей рамкой для такого переживания: заброшенное, массивное, полное акустических отголосков, оно становится не декорацией, а участником действия — телом для симуляции сна. В нём зритель не просто наблюдает, а перемещается, теряется, растворяется в темноте и звуке, проходя маршрут не через пространство, а через ощущение.

Каждый элемент концерта — от световой импульсации до вибрационного пола, от маски до партитурного костюма — работает как слой сна, накладывающийся на тело. Мерч в виде масок, винилов и костюмов-снов не просто закрепляет опыт, но сохраняет его форму, будто артефакт из чужого мира, пережитый лично.

Таким образом, проект представляет собой не реконструкцию фильма и не концерт в традиционном понимании, а визуально-звуковую партитуру сна, в которой границы между медиа исчезают, а зритель становится соавтором опыта. Сон здесь — это не утечка из реальности, а способ её почувствовать иначе.

Bibliography
Show
1.

Wikipedia. Thom Yorke [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Thom_Yorke (дата обращения: 24.05.2025).

2.

Waste Headquarters — официальный сайт Radiohead и Thom Yorke [Электронный ресурс]. URL: https://www.wasteheadquarters.com (дата обращения: 22.05.2025).

3.

Википедия. Anima (альбом Тома Йорка) [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Anima_(альбом_Тома_Йорка) (дата обращения: 20.05.2025).

4.

34mag.net. Ну что, пацаны, «Anima»? [Электронный ресурс]. URL: https://34mag.net/piarshak/post/nu-chto-pacany-anima (дата обращения: 22.05.2025).

5.

Pitchfork. Thom Yorke — Anima [Электронный ресурс]. URL: https://pitchfork.com/reviews/albums/thom-yorke-anima/ (дата обращения: 23.05.2025).

6.

Rock FM. Правила жизни Тома Йорка [Электронный ресурс]. URL: https://www.rockfm.ru/news/pravila-zhizni-toma-jorka (дата обращения: 24.05.2025).

7.

Marine Serre — официальный сайт бренда [Электронный ресурс]. URL: https://www.marineserre.com/en (дата обращения: 23.05.2025).

8.

MCmag. Marine Serre: история бренда [Электронный ресурс]. URL: https://mcmag.ru/marine-serre-istoriya-brenda/#: ~:text=Marine%20Serre%20—%20одноименная%20марка%20французского (дата обращения: 25.05.2025).

9.

The Blueprint. Как Marine Serre меняет индустрию [Электронный ресурс]. URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/marine-serre (дата обращения: 23.05.2025).

10.

SRSLY. Что делает Marine Serre особенной [Электронный ресурс]. URL: https://srsly.ru/article/show/22882/ (дата обращения: 22.05.2025).

11.

Wikipedia. Buzludzha Monument [Электронный ресурс].URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Buzludzha_monument (дата обращения: 25.05.2025).

12.

Официальный сайт Buzludzha Monument [Электронный ресурс]. URL: https://buzludzha-monument.com (дата обращения: 22.05.2025).

13.

Buzludzha Project — история [Электронный ресурс]. URL: https://buzludzha-project.com/en/history/ (дата обращения: 26.05.2025).

14.

Redeveloper. Buzludzha: редевелопмент в Болгарии [Электронный ресурс]. URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/concept/buzludzha-bolgariya/ (дата обращения: 23.05.2025).

Image sources
Show
1.

Getty Images. Thom Yorke at work — editorial photography [Электронный ресурс]. URL: https://www.gettyimages.de/search/2/image?family=editorial&page=4&phrase=thom%20yorke%20work&sort=mostpopular (дата обращения: 22.05.2025).

2.

Getty Images. Thom Yorke — editorial images [Электронный ресурс]. URL: https://www.gettyimages.de/search/2/image?family=editorial&phrase=thom%20yorke&sort=mostpopular (дата обращения: 22.05.2025).

3.

Getty Images. Thom Yorke in 2019 — editorial photos [Электронный ресурс]. URL: https://www.gettyimages.de/search/2/image?family=editorial&phrase=thom%20yorke%202019&sort=mostpopular (дата обращения: 23.05.2025).

4.

Google Images. Portrait of Thom Yorke — fan artwork [Изображение]. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQWp38_jR9-_WsksYnBy6lPsu_zJcVczDsks4oo5wcy5m8OUBZy-eUT0HP5vjkIbnjvpNepBmFrwWu1SKI70duKsg (дата обращения: 24.05.2025).

5.

Google Images. Stylized image of Thom Yorke [Изображение]. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQY6wabQzVYfPpjSo8Z_cmwlhtX6Nmx3kHSUg&s (дата обращения: 23.05.2025).

6.

Buzludzha Monument — official site [Изображение]. URL: https://buzludzha-monument.com/wp-content/uploads/2020/05/Image-Hero@2x.png (дата обращения: 24.05.2025).

7.

Sofia Adventures. Buzludzha Monument in Bulgaria [Изображение]. URL: https://sofiaadventures.com/wp-content/uploads/2019/03/DSC_7479-1080x675.jpg (дата обращения: 24.05.2025).

8.

Google Images. Interior of Buzludzha Monument [Изображение]. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTreDeNN8woz6ark9lkoKQIerX9VG_1OjRDMw&s (дата обращения: 24.05.2025).

9.

Senderismo Europa. Фото монумента Бузлуджа [Изображение]. URL: https://www.senderismoeuropa.com/wp-content/uploads/2014/05/buzluzdha2.jpg (дата обращения: 25.05.2025).

10.

Pikabu. Монумент Бузлуджа изнутри [Изображение]. URL: https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2019/05/03/7/1556878733151565690.jpg (дата обращения: 26.05.2025).

11.

Google Images. Фантазийное изображение интерьера Бузлуджи [Изображение]. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTmQ08-830duGKYl5iNGCrsGPsUxUeMe8pj-_BbB72JyNBPPZm9gtDshvi3iqQRw6vJa0I&usqp=CAU (дата обращения: 26.05.2025).

Архитектура симуляции: сон как медиа. Ванильное небо — Том Йорк — Бузлуджа
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more