
Кураторский проект студенток 2 курса Школы Дизайна направления Художник и куратор, выставка «Куда должны лететь птицы после последнего неба?», проходившая 18 — 20 июня 2022 года в Галерее «Электрозавод».
КУРАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Выставка «Куда должны лететь птицы после последнего неба?» фокусируется на теме спутанной идентичности, свойственной членам малых этнических общин в поле доминантной культуры. Часто та самая преобладающая культура крупных стран основывается, скорее, на менталитете, а не этносе.
Исторически сложилось так, что Россия включает в себя множество национальных сообществ. В ходе долгих лет под влиянием чужой культуры, идентичность малых национальных сообществ постепенно размывалась. Однако то, что происходит сейчас, напоминает процесс обратной ассимиляции, то есть, члены малых культурных сообществ начинают осознавать принадлежность к ним, стараясь обратиться к корням.
Это моменты переосмысления своего самоопределения, сопровождаемые вопросами «кто я?», «кто мои предки?», «где мой дом и каков он?». Такой интерес обусловлен желанием восстановить утерянное культурное прошлое малых народов России. Подвергаясь аккультурации, национальные меньшинства истрачивают себя, что ведет к их полному стиранию как этнической единицы, делая их частицей прошлого.
Что происходит, когда человек сам становится границей и как он определяет границы своего дома? Куда должны лететь птицы после последнего неба? Название выставки вдохновлено одноименным стихотворением палестинского поэта Махмуда Дервиша. В своей поэзии Дервиш излагает проблемы общие посредством личного опыта, озвучивает сильную тоску по стабильности и дому, которая овладевает вечно обездоленными.
Работы художников, участвующих в выставке, основываются на локальных темах регионов России и СНГ с иным этносом и собственным культурным прошлым. Художники рефлексируют о последствиях влияния доминантной культуры на их собственную, о состояниях внедомности и непринадлежности. Их проекты являются своего рода транскультурными размышлениями о традиционном обществе, о внутренних переплетениях собственной культуры, желании быть частью обеих общин, тоске по дому, страхе стирания этнической идентичности. Таким образом, частный опыт художниц и художников предлагает задуматься над вопросами ощущения дома и самоопределения в национальном и культурном контексте.
СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН
АЙДЕНТИКА
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОТКРЫТИЯ