Original size 1140x1660

Кэндзо Тангэ и его ученики — вклад в японскую архитектуру

322
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Японская архитектура в XX веке пользовалась огромным спросом и интересом. Весь мир с восхищением и волнением наблюдал за тем, как развивается японское искусство, и впоследствии перенимал его традиции. В этот период времени много было выдающихся архитекторов в стране восходящего Солнца, одним из них является Кэндзо Тангэ. Именно он сделал японскую архитектуру доступной и понятной во всем мире, поэтому его проекты и вклад в культуру, по моему мнению, следует рассмотреть с большим вниманием.

Удивительно, что в конце XIX века и в начале XX века культура Японии развивалась в совсем другом направлении. Новые архитектурные памятники в этой стране отражали европейские традиции и совсем не выражали самобытность и особенность страны восходящего Солнца. По этой причине очень важно рассмотреть исторические и культурные процессы, которые повлияли на Кэндзо Тангэ, который возвращал японской архитектуре уникальность.

В своих работах архитектор объединял японские традиции и модернизм, впоследствии он стал преемником идей функционализма и метаболизма.

Он полагал, что каждый архитектурный проект должен быть многофункциональной средой, «организмом» со своей строгой системой и правилами. Создавая символические образы и формы зданиям, Кэндзо Тангэ пытался облегчить восприятие людьми города как целой системы и улучшить условия их жизни.

При рассмотрении его проектов нужно проанализировать весь его путь от первых созданных сооружений до самых известных и выдающихся. Чтобы понять талант и гениальность архитектора, необходимо обратить внимание на его ранние работы, проанализировать, где он брал вдохновение, как пытался совместить модернистские традиции с японскими. Кроме того, следует подчеркнуть, чем примечательны и необычны его работы в период расцвета творчества, что делает их популярными и гениальными.

Влияние Кэндзо Тангэ на японскую архитектуру огромно, а его вклад не ограничивается только его проектами.

Архитектор, помимо прочего, занимался преподавательской деятельностью и разрабатывал собственные методы и подходы в обучении, которые принесли много результатов. Его проектно-научная деятельность в архитектуре прославилась на весь мир, а исследования, произведенные им и его студентами, во многом повлияло на облик современного градостроительства в Японии. Ученики Кэндзо Тангэ продолжали дело своего учителя и развивали его идеи в своих проектах. Поэтому следует отметить и эту сторону жизни и работы японского архитектора XX века.

Рассмотрим, каким образом Кэндзо Тангэ удалось так сильно, коренным образом, преобразовать всю японскую архитектуру, что оказало особое влияние на него и какой след после себя он оставил.

Среда, повлиявшая на архитектора

При разборе проектов Кэндзо Тангэ следует рассмотреть особенности японской архитектуры, истории и культуры, которые повлияли на творчество архитектора.

В 1868 году в Японии произошел целый комплекс политических, социальных и военных реформ (Реставрация Мэйдзи), которые позволили государству стать одним из передовых и развитых в мире.

В стране началась активная торговля со странами, в том числе и европейскими. Это повлияло на все сферы жизни, среди которых архитектура.

В начале XX века все новые сооружения в Японии были построены в классическом стиле, не характерном культуре Японии.

Original size 2292x1808

Клуб Цунамати Мицуи / Джосайя Кондер / 1913

Безусловно, среди такой архитектуры европейских традиций теряется самобытность японской культуры. Поэтому Кэндзо Тангэ считал необходимостью переосмыслить архитектурные традиции своей страны в современном архитектуре.

Среди современников большое влияние на Кэндзо Тангэ произвел Ле Корбюзье. Именно его традиции и убеждения в построении зданий прослеживаются в работах японского архитектора.

Когда в юности Кэндзо Тангэ увидел в журнале проекты Ле Корбюзье, он принял решение быть архитектором. Особенно его поразил Дворец Советов — проект, с которым Ле Корбюзье участвовал в конкурсе в 1931 году.

Original size 800x553

Дворец Советов / Ле Корбюзье / 1931

Таким образом, восстановление японских традиций в архитектуре и совмещение их с новыми, современными тенденциями — главная цель молодого и перспективного архитектора.

Ранние постройки Кэндзо Тангэ

Одним из первых проектов Кэндзо Тангэ является план монумента Великой Восточно-азиатской сферы сопроцветания.

С этим проектом молодой архитектор участвовал в конкурсе, впоследствии в котором стал победителем и получил премию. Комплекс, разработанный Тангэ Кэндзо должен был размещаться у подножия горы Фудзи. Этот проект так и не был реализован, однако архитектор получил первое признание в дизайн сообществе.

Original size 2000x1433

Монумент Великой Восточно-азиатской сферы сопроцветания / Кэндзо Тангэ / 1942

Кэндзо Тангэ проектирует собственный дом, где совмещает модернистские идеи с японскими традициями.

Здание, поднятое на опоры, комбинация внешних и внутренних пространств, интерьер — все это показывает микс разных культур.

Original size 1340x944

Дом Кэндзо Тангэ / Кэндзо Тангэ / 1953

Original size 887x624

Интерьер дома Кэндзо Тангэ / Кэндзо Тангэ / 1953

В послевоенные годы Кэндзо Тангэ занимался разработкой памятника жертвам атомной бомбардировки в Хиросиме.

В этом проекте уже отчетливо прослеживаются традиции Ле Корбюзье, которые японский архитектор переосмысливает и подстраивает под культуру своей страны

Original size 1437x634

(а) Генеральный план Хиросимы / Кэндзо Тангэ / 1945-1969 (б) Памятник жертвам первой атомной бомбардировки по плану 1945-1969 / Кендзо Тангэ

Вдохновение Ле Корбюзье прослеживается в самой композиции проекта, в полукруглой арке и двух элементах, соединенных общим мостом.

Original size 2874x944

(а) Макет Дворца Советов / Ле Корбюзье / 1931 (б) Макет Мемориального парка / Кэндзо Тангэ / 1945-1969

Все сооружения парка построены из железобетона. Выбор материала не случайный, главная идея заключается в том, чтобы не отвлекать посетителей от экспонатов и темы парка, при этом само пребывание в этом месте должно быть удобным.

Original size 3306x1780

Мемориальный музей мира в Хиросиме / Кэндзо Тангэ / 1955

В кенотафе отображаются японские традиции, раньше такие надгробия использовались в церемониальных гробницах в Японии в период Кофун.

Original size 1280x853

Кенотаф в Мемориальном парке мира в Хиросиме / Кэндзо Тангэ / 1954

Одним из памятников парка является Атомный купол или купол Гэмбаку. Это здание уцелело после атомной бомбардировки в Хиросиме 6 августа 1945 года.

Кэндзо Тангэ решил оставить это сооружение, чтобы показать все ужасы и последствия бомбардировки и увековечить память о жертвах трагедии.

Original size 1000x667

Атомный купол / Ян Летцель / 1915

Впоследствии Кэндзо Тангэ все чаще обращается к японской культуре. Так, во многих своих проектах он делал выступающие части по углам зданий, что соотносится с традициями японских сооружений.

Original size 1437x598

(а) Ратуша в Курасики / Кэндзо Тангэ / 1960 (б) Сёсоин / VIII век

Original size 1500x1010

Интерьер ратуши в Курасики / Кэндзо Тангэ / 1960

В 1958 году была достроена администрация префектуры Кагава. Это сооружение также содержит черты японских и модернистских традиций.

Original size 1890x1822

Администрация префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ / 1958

Original size 1024x672

Интерьер в администрации префектуры Кагава / Кэндзо Тангэ (панно — Гникиро Инокума) / 1958

Еще одной примечательной постройкой Кэндзо Тангэ является национальная гимназия Кагава. В этом проекте японский архитектор выступает больше в качестве скульптура из-за необычной формы здания.

Само сооружение напоминает традиционную японскую лодку из дерева, а его изгибы символизируют тело спортсмена.

Original size 1280x1194

Национальная гимназия Кагава / Кэндзо Тангэ / 1961-1964

Original size 1437x598

(а) Национальная гимназия Кагава / Кэндзо Тангэ / 1961-1964 (б) Интерьер гимназии Кагава / Кэндзо Тангэ / 1961-1964

Поиск новых и необычных форм отражается и в культурном центре в Нитинане, где Кэндзо Тангэ использует треугольник и трапеции в интерьере и экстерьере

Original size 1280x843

Культурный центр в Нитинане / Кэндзо Тангэ / 1962

Original size 1183x1920

Интерьер культурного центра в Нитинане / Кэндзо Тангэ / 1962

Расцвет творчества

Началом расцвета творчества Кэндзо Тангэ можно по праву считать завершение строительства католического собора Святой Марии в Токио.

Кэндзо Тангэ переосмыслил католическую архитектуру. Сам план здания представляет собой ромб, который переходит в крестообразное завершение, имеющее световой проем. Стены собора представляют собой паруса с поднятыми краями. Такая конструкция создает необычные световые эффекты и освещает здание изнутри.

Original size 1200x800

Католический собор Святой Марии / Кэндзо Тангэ / 1964

Original size 1717x598

(а) Вид сверху католического собора Святой Марии / Тангэ Кэндзо / 1964 (б) Интерьер католического собора Святой Марии / Тангэ Кэндзо / 1964

Национальный стадион «Йойоги» является одним из самых узнаваемых проектов Кэндзо Тангэ. Конструкция состоит из множества металических конструкций и опор, сверху сооружение похоже на раковину.

Original size 1400x1100

Национальный стадион «Йойоги» / Кэндзо Тангэ / 1964

Original size 1717x598

(а) и (б) Интерьер национального стадиона «Йойоги» / Кэндзо Тангэ / 1964

Впоследствии Кэндзо Тангэ стал последователем теории метаболизма, которая заключалась в том, что здание — целый организм, который вписывается в окружающую среду и может динамично изменяться со временем.

Это направление архитектуры поспособствовало разработке «города на воде». Из-за перенаселения Токио и не справляющейся транспортной системой этот проект был создан, однако в жизнь он так и не осуществился.

Original size 1229x908

План Токио / Кендзо Тангэ / 1960

Одним из проектов в метаболизме является центр прессы и вещания Сидзуока. Кэндзо Тангэ подразумевал, что со временем можно будет добавлять другие капсулы в свободные места на основной башне, но эта идея так и не реализовалась

Original size 1368x2000

Центр прессы и вещания Сидзуока / Кэндзо Тангэ / 1967

Было еще несколько проектов модульных зданий, выполненные в направлении метаболизм. Они тоже представляли собой четкую систему

Original size 2048x1365

Здание центра коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу / Кэндзо Тангэ / 1966

Original size 1700x1133

Штаб-квартира Fuji-Sankei Communications Group / Кэндзо Тангэ / 1994

Преподавательская деятельность и ученики

Кэндзо Тангэ начинает преподавать с 1946 года в Токийском университете. С 1948 года по 1973 год существует лаборатория (Tange Lab), которая совмещает занятия архитектурой и наукой. Эта проектно-научная деятельность быстро приносит результаты, а ее исследования сразу были использованы для проектирования зданий.

Original size 1068x668

Кэндзо Тангэ с учениками в Tange Lab

Преподавательская деятельность Кэндзо Тангэ была успешной, так как впоследствии многие его ученики стали выдающимися и известными архитекторами и продолжили традиции Кэндзо Тангэ.

Среди них есть и Сачио Отани. Он участвовал и в построении Мемориального парка в Хиросиме. Одним из известных проектов архитектора является международный центр конференции Киото.

Original size 1717x598

Международный центр конференции Киото / Сачио Отани / 1966

Кисё Курокава — один из японских архитекторов, который тоже был учеником Кэндзо Тангэ. Он создал капсульную башню «Накагин», который отражает идеи метаболизма. Башня имеет 140 стальных модулей.

Original size 2048x1151

Капсульная башня «Накагин» / Кисё Курокава / 1972

Еще одним учеником Кэндзо Тангэ является Арата Исодзаки. Он спроектировал художественный комплекс Art Tower, Kyoto Concert Hall. В своих проектах архитектор экспериментировал с простыми и абстрактными формами

Original size 1717x598

(а) Художественный комплекс Art Tower / Арата Исодзаки / 1990 (б) Интерьер художественного комплекса Art Tower / Арата Исодзаки / 1990

Original size 1717x598

(а) Kyoto Concert Hall / Арата Исодзаки / 1999 (б) Интерьер Kyoto Concert Hall / Арата Исодзаки / 1999

Заключение

Таким образом, вклад Кэндзо Тангэ в архитектуру Японии огромен. Именно он сделал культуру страны восходящего Солнца доступной и понятной каждому. Его переосмысливание модернистских традиций в японских традициях оказало большое влияние на архитекторов в Японии. Кроме того, его преподавательская деятельность принесла миру много новых и выдающихся деятелей, которые продолжают традиции Кэндзо Тангэ.

Библиография

Источники изображений

Кэндзо Тангэ и его ученики — вклад в японскую архитектуру
322
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more