
Для анализа я выбрала довольно животрепещущую тему о стрессе студентов во время обучения. Она особенно откликается для меня как для студентки, особенно в нашем вузе — Высшей Школе Экономики. Ни для кого не секрет что программа обучения у нас очень насыщенная, интересная и разнообразная, но, несмотря на все это, практически каждый студент во время обучения сталкивается со стрессом. Со стрессом сталкиваются все люди, но студенты особенно этому подверженны. Огромное количество задач, ответственность за будущее, успех в учебе и профессии — все это вызывает стресс. В своей работе я хочу разобраться, как разные факторы влияют на уровень стресса, чтобы понять, на что стоит обратить внимание, чтобы попытаться снизить его.
В этом исследовании выделено 5 основных факторов стресса, таких как психологические, физиологические, экологические, академические и социальные. Для каждого из этих факторов также существуют подкатегории, например, качество сна, уровень тревоги и так далее. Целевая группа для этого исследования — студенты в возрасте от 15 до 21 года.
Начало работы
С помощью MyFonts я выбрала себе шрифт — Helvetica Neue Light, а также с помощью сервиса AdobeColor определилась с палитрой для работы: красный #BF0637 голубой #5274D9 черный #000000 оранжевый #F2856D белый #FFFFFF зеленый #BCE17D
Круговая диаграмма

Код для круговой диаграммы
Сначала рассмотрим круговую диаграмму об уровне стресса среди студентов — высокий и средний уровень стресса занимают большую долю в процентном соотношении, что говорит об актуальности данного вопроса и всего исследования.
Столбчатая диаграмма
Самая высокая доля стресса приходится на психологические факторы
Код для столбчатой диаграммы
Линейчатая диаграмма
Эта линейчатая диаграмма отображает средний уровень стресса в зависимости от пяти ключевых факторов: психологического, физиологического, экологического, академического и социального. Визуализация помогает наглядно понять, какие из этих факторов оказывают наибольшее влияние на стресс студентов.
Психологические факторы (например, тревога, депрессия) имеют наибольшее влияние на уровень стресса, что видно из диаграммы.
Академические факторы (такие как успеваемость и нагрузка) также значительно повышают уровень стресса.
Другие факторы, такие как физиологические, экологические и социальные, влияют в меньшей степени, но все же имеют заметное значение.
Код для линейчатой диаграммы
Корреляционная диаграмма
Пояснение значений корреляции:
- Корреляция 1 (или близкая к 1): Полная положительная зависимость. Если одна переменная увеличивается, то другая увеличивается пропорционально.
- Корреляция -1 (или близкая к -1): Полная отрицательная зависимость. Если одна переменная увеличивается, то другая уменьшается пропорционально. Например, высокий уровень тревоги снижает самооценку.
- Корреляция 0: Отсутствие зависимости между переменными. Например, если корреляция между качеством сна и кровяным давлением составляет 0.36, то это означает слабую, но не сильную связь между этими переменными.
Основные выводы:
1. Тревога и самооценка: Между тревогой и самооценкой есть сильная отрицательная связь (коэффициент корреляции -0.67). Это означает, что чем выше уровень тревоги, тем ниже самооценка у студентов.
2. Тревога и депрессия: Есть умеренно сильная положительная связь между тревогой и депрессией (коэффициент корреляции 0.69), что подтверждает, что студенты с высокой тревогой часто испытывают депрессивные симптомы.
3. Стресс и тревога: Высокий уровень стресса также сильно связан с уровнем тревоги (коэффициент корреляции 0.74), что говорит о том, что стресс и тревога идут рука об руку.
4. Качество сна и тревога: Плохое качество сна связано с более высоким уровнем тревоги (коэффициент корреляции -0.71), что подтверждает, что недосып или плохой сон усиливают тревожность.
5. Академическая успеваемость: Студенты с высоким уровнем стресса, депрессии и тревоги, как правило, имеют низкую академическую успеваемость. Корреляция между успеваемостью и стрессом составляет -0.72, что означает, что с увеличением стресса успеваемость ухудшается.
6. Социальная поддержка и самооценка: Социальная поддержка положительно влияет на самооценку студентов (коэффициент корреляции 0.68), то есть чем больше поддержки, тем выше самооценка.
7. Буллинг и депрессия: Буллинг имеет сильную связь как с депрессией (коэффициент корреляции 0.67), так и с тревогой (коэффициент корреляции 0.71), что подтверждает, что проблемы с буллингом усиливают депрессивные и тревожные расстройства у студентов.
Код для корелляционной матрицы
Заключение
Результаты показали, что существует сильная взаимосвязь между тревогой и низкой самооценкой, а также между тревогой и депрессией. Это подтверждает, что эмоциональное состояние студентов напрямую связано с их психическим здоровьем. Также наблюдается, что высокий уровень стресса и тревоги имеет отрицательное влияние на академическую успеваемость, что подчеркивает важность психоэмоционального благополучия для успешного обучения.
Кроме того, исследования показали, что наличие социальной поддержки позитивно влияет на самооценку, а буллинг, напротив, усиливает депрессивные и тревожные расстройства. Эти результаты помогают глубже понять, какие аспекты жизни студентов требуют внимания и поддержки, чтобы минимизировать стресс и улучшить общую атмосферу в учебной среде.
Данные визуализации и корреляционные анализы предоставляют важную информацию, которая может быть использована как для создания стратегий по снижению стресса, так и для разработки программ поддержки студентов в учебных заведениях.
Описание применения генеративной модели
Leonardo.AI: генерация изображения для обложки
Adobe Color: генерация цветовой палитры на основе загруженного изображения
Chat GPT: генерация кода определенных типов диаграмм и графиков для последующей модернизации их вручную
Ссылка на блокнот и датасет