
II.I Московский Художественно-промышленный институт им. Строганова
Среди сегодняшних задач дизайнера-графика встречается немало и пространственных объектов: вывески, витрины, объемные знаки, рекламные установки. При этом институт сохраняет фундаментальные основы образования с пересмотром на современность.
Начальные упражнения с кистью или пером рассчитаны на постановку руки, выработку моторики движений. Угловатые и неровные линии сменяются более плавными. Постигается соотношение контрастов черного и белого, складывается понимание пространства листа. Одни задания воспроизводят тему симметрии, другие-умение работать со шрифтом как с изобразительным материалом.
Специальный цикл посвящен фактуре линий и поверхностей, умению строить колористические ряды. Многое в этих упражнениях связано с работами художников ХХ века.
В настоящее время факультет дизайна объединяет кафедры, готовящие специалистов по всем направлениям современного дизайна: промышленный дизайн и дизайн мебели, графический и средовой дизайн, интерьерный дизайн и дизайн текстиля.
Арина Ш. Портфолио студента МГХПА им. Строганова, 2012-2018

Зинчук М., Пальцева А. Дизайн-проект выставочного пространства в МГК
им. Чайковского. Рук. проф. Заева-Бурдонская Е.А., доц. Ампилов В.И., Хасанова Ю.М.
Лидия Мещерякова. Создание арт-объекта для Московского центрального кольца. Практика в «Студии Артемия Лебедева»
Бакасова М. Проект выставочного стенда, посвященного Дню Победы.
Победитель программы «Конвейер проектов» в рамках молодежного форума Таврида 2017. Рук. доц. Ампилов В.И., преп. Хасанова Ю.М.
Курсовой проект 2-го курса. Модульная игрушка. Полный цикл — от проектной идеи до пром. образца — изготовление на базе Фаблаб кафедры
II.II Британская Высшая Школа Дизайна
В 2003 году в Москве начинает свою работу Британская высшая школа дизайна. Школа дизайна образована на основе академической практики, образовательного опыта и инфраструктуры двух высших учебных заведений — Школы Дизайна Университета Хертфордшира (Великобритания) и Международного института рекламы (Россия). В ее преподавательский состав входят ведущие российские дизайнеры; приглашенными лекторами выступают звезды мирового масштаба. Многие из выходцев «Британки» и сами становятся основателями важных для российского рынка компаний, обладателями международных наград и лауреатами премий
Беспрецедентное преимущество Британской высшей Школы дизайна заключается в получении британского высшего образования, обучаясь при этом в России. Эту возможность предоставляют программы высшего образования, аккредитованные Academic Quality Office — британской службой по контролю за академическим качеством.
При Школе ведет свою деятельность Центр изучения английского языка, который разрабатывает и преподает программы по английскому языку для дизайнеров с учетом профессиональной специфики.
Коллекция заголовков и фотографий из газет «Московские Новости» с сентября по ноябрь 1989 года даёт синопсис на события и проблемы, которые волновали общество в то время. Остаются ли актуальными эти вопросы сегодня, 30 лет спустя?
Комментарий автора проекта
Анастасия Браницкая. 1989. 2019
Это персональный календарь, использующий систему символов
для обозначения времени. Эта техника ’отслеживания времени’, в отличие от чисел, создает уникальную композицию для каждого дня, недели и года. Символы взяты из проездных билетов, когда-то существовавших в моем родном городе Череповце. Календарь — это попытка воздать должное тому месту, где я выросла.
Комментарий автора проекта
Мария Андрианова. Passing. 2020
Марина Штык. Temporary contradictions. 2022
II.III Школа Дизайна НИУВШЭ
«Прежде всего, я собрал лучших людей в состав преподавателей. Игорь Гурович, Александра Кузнецова, Сергей Кужавский, Павел Борисовский, Эрик Белоусов, Протей Темен — это был такой сплав опыта, молодости, энергии. Целый год до запуска мы встречались два раза в неделю и проектировали первый базовый курс, который стал бы качественным, интенсивным и эффективным вхождением в профессию дизайнера. Мы его просто миллиметр за миллиметром проектировали, много спорили, очень много придумывали»
Арсений Мещереков, руководитель Школы Дизайна
Фотография. Школа Дизайна
Школа дизайна открылась в 2012 году как подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира. В 2020 году Школа стала лучшим российским вузом в категории «Искусство и дизайн» по версии престижного международного рейтинга QS.
На данный момент Школа Дизайна охватывает большой спект образовательных и творческих направлений и с каждым годом не перестает развиваться. Открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования, а также детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям.
Выпускники ШД (в просторечье) — активные участники дизайн-индустрии и арт-сообщества: дизайнеры и арт-директоры, художники и иллюстраторы, сотрудники международных компаний и крупных культурных институций, создатели собственных старт-апов, востребованные фрилансеры и другое.
В принципах обучения стоит приоритет на практике и реализации творческих проектов в реальном мире. Отличительной чертой является в цифровое портфолио — полный архив школы, где можно посмотреть работы всех студентов и выпускников, начиная с первого года существования школы, и проследить их профессиональный прогресс, заказать у них работу, позвать в проект. В преподавательском составе звезды дизайн индустрии, мира искусства и многие другие.
Школа Дизайна дает свободу выбора и мысли студентам, максимально расширяя рамки для полноценной реализации творческого «я».
«Школа дизайна является некоторым исключением внутри авангарда. Нам очень многое позволено»
Арсений Мещеряков
Елизавета Копай-Гора. Ребрендинг Центрального Московского Ипподрома. Куратор Александра Кузнецова. 2017
Елизавета Копай-Гора. Ребрендинг Центрального Московского Ипподрома. Куратор Александра Кузнецова. 2017
Анастасия Тебякина. Модульная система ПРОСТО ■ НАПРОСТО.
Куратор Александр Ларцев. 2018
Екатерина Узиенко. Детская интерактивная книга про дизайн «Мама, я дизайнер». Куратор Ярослав Субботин. 2020
Александра Сухарева. Работа за IV курс
Роман Старушко. Работа за III курс
Лидия Игнатова. Работа за III курс
Вывод
Основные точки развития образования в дизайне в СССР и России складываются в прогрессивный путь, который показывает, что с каждым годом сфера формировала свои рамки, взращивая все более целостных и профессиональных специалистов. От фундаментальных знаний дизайн пришел к современным концепциям преподавания. При этом все этапы развития складываются в логическую цепочку метаморфоз и прогресса, где нет ни единого лишнего этапа. Преподавателям в сфере дизайна удалось переформатировать зарубежный опыт под отечественный культурный код.
Основной тенденцией в развитии дизайн-образования был и остается фокус на людях — личностях, которые представляют собой и своим творчеством нечто большее, чем сам дизайн и искусство. Квинтэссенция таланта в специалистах на протяжении всего таймлайна развития становится основой образовательных программ. Перетекающие учебных организации сохраняют преподавательский состав и принципы обучения,
тем самым связывая каждый этап друг с другом.
В настоящее время наметилась тенденция активного возрождения дизайнерского дела в стране — на сцену выходят новые кадры художников — дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают: фундаментальная истина «западного» сообщества — ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» — вещи, образа жизни, характера труда, реальным обстоятельствам — свойственен российскому менталитету в высшей степени.
Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прошлого века: умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этих обстоятельств.
Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты. России снова предстоит сделать идейно — эстетический рывок, создать собственную идеологию и практику отечественного дизайна новой ветви глобального ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.